Использование материала по художественно-речевой деятельности в коррекционной работе с детьми
статья по логопедии (подготовительная группа) по теме

Использование материала по художественно-речевой деятельности в коррекционной работе с детьми.

 

         Игра- ведущий вид деятельности ребенка дошкольного возраста. Игра обеспечивает всестороннее развитие ребенка, является одним из могучих средств воспитания и обучения. Дети не так устают , лучше запоминают материал. Поэтому все занятия в детском саду необходимо проводить в игровой форме. Развитие речи должно осуществляться в тесной связи с развитием мышления и всех психических процессов.

         При обследовании детей в начале учебного года выявлено, что кроме нарушения звукопроизношения недостаточно сформирован словарь, дети практически не пользуются словами, обозначающие временные, пространственные отношения, не всем доступно словообразование и словоизменение, наблюдаются ошибки при согласовании существительных с прилагательными, при согласовании существительных с числительными, неправильное употребление падежных окончаний, пропуски, перестановки звуков, слогов, а также недоразвитие мелкой моторики рук, мышц языка, губ, недоразвитие фонематического слуха, у некоторых детей страдает речевое дыхание.

         Поэтому на индивидуальных занятиях помимо постановки звука, автоматизации и дифференциации большую работу проводим по развитию всех психических процессов и речи в целом.

                            Воспитание дыхания.

1.     Игра «Фокус».

Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий кончик языка на верхнюю губу и сдувать ватку с кончика носа. Воздух должен идти по середине языка и ватка должна лететь прямо вверх.

2.     «Поддувание ватных шариков»

Ребенок нагибается к столу и дует слабо, шарик медленно скользит по крышке стола, затем дует сильнее - шарик скользит быстрее.

3.     «Загнать мяч в ворота».

Вытянуть губы вперед трубочкой и длительно подуть на лежащий перед ребенком ватный шарик, загоняя его между двумя кубиками, стоящими впереди на столе. Следить, чтобы не надувались щеки. Для этого их можно слегка придержать пальцами.

4.     При вдохе – понюхать цветок. На выдохе подуть на пригоршни рук, имитируя дутье на озябшие руки, на горячий чай, произнося шепотом ф-ф-ф.

5.     «Поддувание игрушек , плавающих в воде».

6.     «Чья птичка улетит дальше».

7.     Игры на детских музыкальных инструментах: дудочках, губных гармошках и т.д.

8.     «Задуй  горящую свечу».

9.     Надувание резиновых игрушек.

10.                 Игра «Мыльные пузыри» очень полезна, она вырабатывает очень тонкое регулирование выдоха.  Перечисленные игры развивают более длинный, ровный и плавный выдох. Для развития длительного плавного речевого выдоха рекомендуется предлагать детям говорить на одном выдохе, постепенно увеличивая число слов. «Кто скажет больше слов без передышки» - игра.

11.                 Назвать ребят из своей группы по именам или порядковый номер с загибанием пальцев.

                                        Развитие фонематического слуха, т.е. способность воспринимать на слух и точно дифференцировать все звуки речи.

1.     Надо начинать эту работу на материале неречевых звуков. Игры «Что ты слышишь?» Манипулируя предметами (стук карандаша, переливание воды, греметь погремушкой и т.д.), предлагаю детям внимательно слушать и запоминати, какой звук издает каждый предмет. Затем проводится действие с предметами за ширмой, а ребенок угадывает, что звучит.

2.     «Найди игрушку по слуху». Ребенку плотно закрывают глаза, игрушку прячут в шкаф, за штору, за спину одного из детей и предлагают водящему найти ее, ориентируясь на силу ударов в барабан. Если ребенок подходит близко к тому месту, где спрятана игрушка, барабан бьет громко, если удаляется – тихо.

11этап: различение высоты, силы голоса на материале одинаковых звуков, звукосочетаний, фраз.

1.     «Кто тебя позвал». Водящий стоит спиной к детям. Дети по очереди называют имя водящего. Водящий на слух определяет, кто его позвал.

2.     «Котенок Мяу». Логопед показывает детям игрушечного котенка и просит внимательно послушать и запомнить, как он мяукает, когда находится близко (громко), как – когда далеко (тихо). Затем произносит  « мяу», меняя силу голоса, дети отгадывают близко или далеко мяукает котенок.

3.     Сказка «Три медведя». Логопед рассказывает сказку «Три медведя» в сокращенном варианте, произнося соответствующие реплики и звукоподражания то очень низким, то средним, то высоким голосом. Дети угадывают медведей.

111 этап – различение слов, близких по звуковому составу.

1. Игра «Будь внимателен». Логопед показывает детям картинку и четко называет изображение : вагон. А я буду называть эту картинку то правильно, то неправильно, а вы внимательно слушайте. Когда я ошибнусь, вы хлопните в ладоши. Вагон – вакон – фагон – вагон – вагом – факом. Бумага – пумага – тумага – бумака.

2. «Похожие слова». Логопед выставляет на наборном полотне следующие картинки ком, бак, сук, ветка, горка. Ребенок подходит к столу, берет любую картинку и ставит ее под той картинкой, название которой звучит похоже.

 

Ком        Бак

Дом         Рак

Сом          Мак

 

4 этап – дифференциация слогов.

Игра «Что здесь лишнее». Я тебе спою песенки, а ты скажи, что здесь лишнее. Ма – ма- па – ма. Па – па – ба – па.

5этап – дифференциация фонем.

Игра «Одноцветные кружки». Логопед произносит 1,2,3 звука. Например: а, уа, иау. Дети откладывают на столах столько кружков, сколько звуков произнес логопед.

«Доскажи словечко». Логопед показывает картинки и называет слово, опуская последний звук: пау…, тан…, Вени…Ребенок повторяет слово целиком, а затем произносит звук, который пропустил логопед.

      Почти на каждом индивидуальном занятии проводится артикуляционная гимнастика губ, языка, щек, мягкого неба и т.д. Цель артикуляционной гимнастики – выработка правильных артикуляционных укладов для правильного произношения звуков, объединяя простые движения в сложные. «Заборчик», «Улыбка – трубочка», «Лопаточка», «Вкусное варенье», «Часики», «Качели».

    «Звуки заблудились, скажи правильно».

Сидела ложка на окошке,

Хвостиком виляла,

А хозяйка взяла кошку,
Кошкой кашу помешала.

        Многозначность слов: хвостик у яблока, у самолета, у собаки, у животных. Носик у чайника, у человека, у животного, у самолета.

Бежит – человек, время, молоко из кастрюли.

  Дидактическая игра «Вчера, сегодня, завтра».

Учить детей понимать и правильно употреблять наречия времени.

Мы лепили ……..(вчера).

Мы будем петь…..(завтра).

Нам дадут яблоки ….(сегодня).

  «Исправь ошибку».

Цель: учить детей понимать смысл предложения. В предложениях допущены ошибки, исправь их.

Коза принесла корм девочке. Оля с картинкой рисуют папу. Дорога идет по машине.

  Развитие мелкой моторики рук.

«Чтобы четко говорить надо с пальцами дружить».

Чем выше двигательная активность ребенка, тем лучше развивается его речь. Если развитие движений пальцев рук соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы, если же развитие движений пальцев отстает, то и задерживается речевое развитие. Исходя из этого рекомендуется стимулировать речевое развитие детей путем тренировки движений пальцев рук(конструирование, лепка, рисование, работа с природным материалом). Катание пальцами карандаша, грецкого ореха, бигудей. Перекладывание карандаша сначала б. и у., потом у. и с., потом с. И б., потом б. и м..

Народные игры – потешки. Могут быть использованы упражнения и без речевого сопровождения. «Пальчики здороваются».

   «Гусь».

Гусь стоит и все гогочет, ущипнуть тебя он хочет. (Ладонь под прямым углом. Указательный палец опирается в большой. Все пальцы прижаты друг к другу.

     «Курочка».

Б. и у. пальцы образуют глаз. Следующие пальцы накладываются друг на друга.

Когда ребенок освоит свободное выполнение фигурок, то упражнение можно усложнить: разыгрывание небольших сценок, пересказ коротких рассказов с сопровождением построения фигур из кисти и пальцев рук.

                              Рассказ «Кот Васька».

Кот Васька увидел на дереве гнездо. В гнезде жили птенчики (Изображаем фигуру кота, дерево, гнездо, птенчиков). Кот  Васька захотел съесть птенчиков и полез на дерево. Но тут прилетела птичка – мама, которая стала защищать своих птенцов (изобразить птичку). Кот испугался и убежал (изобразить кота). Кот – средний и безымянный пальцы упираются в большой. Указательный и мизинец – вверх.

                                        Логосказки.

«Дятел и тетерев». Употребление предлогов В.НАД, ПОД.

Здравствуйте тетерев! Со вчерашнего дня не виделись. Где летали, где спали?

- Летал я «над», Спал «под».

-Что это за ребус такой: то «над», то «под»?

-Это не ребус, а снег. Летал над снегом, ночевал под снегом.

- Ишь, какая у тебя жизнь развеселая. А я горемыка все «в» да «в». Летаю в лесу, прыгаю в ёлках, ночую в дупле. Скуууучно. Н. Сладков.

   «Два брата».

Образование имен существительных при помощи суффиксов.

Жили два брата. Одного звали ИК, другого – ИЩ. У каждого было своё жильё. ИК – имел домик, ИЩ – домище. Нарисуй домики двух братьев. Какой дом имел ИЩ? (Большой домище).

Какой дом имел ИК? (Маленький домик). Я буду рассказывать, а ты мне помогай. У одного брата был носик, а у другого…(носище). Ротик – ротище. Глазки – глазищи, Ручки – ручищи, Ножки – ножищи. Вот какими были эти два брата.

                 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование материала по художественно – речевой деятельности в индивидуальной логопедической работе с детьми

Воспитывая звуковую культуру речи  детей , логопед решает ряд задач для художественно – речевого развития:    Формировать умение  слушать художественное произведение, эмоциона...

Представление педагогического опыта «Использование логосказок и театрально- игровой деятельности в коррекционной работе с детьми»

        Использование театрализованных игр и сказкотерапии в обучении дошкольников развивает:  • активность — от потребности в эмоциональной разрядке к самовыражению в ...

Проект:«Использование логосказок и театрально- игровой деятельности в коррекционной работе с детьми»

Современные специалисты в поиске эффективных средств коррекции для ребенка с различными отклонениями все больше ориентируются на использование механизма воздействия сказки, которое оказывает значитель...

Педагогический проект «Что за прелесть эти сказки» «Использование сказок в игровой деятельности и коррекционной работе с детьми»

Коррекция и развитие речи детей-дошкольников, имеющих недостатки развития речи через использование сказок и сказкотерапии....

Педагогический проект «Использование логосказок и театрально-игровой деятельности в коррекционной работе с детьми»

Педагогический проект «Использование логосказок и театрально-игровой деятельности в коррекционной работе с детьми»...