Педагогический проект «Что за прелесть эти сказки» «Использование сказок в игровой деятельности и коррекционной работе с детьми»
проект по логопедии (подготовительная группа)

Коррекция и развитие речи детей-дошкольников, имеющих недостатки развития речи через использование сказок и сказкотерапии. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prekt._chto_za_prelest_eti_skazki.docx605.01 КБ

Предварительный просмотр:

Педагогический проект

«Что за прелесть эти сказки»

«Использование сказок в

игровой деятельности и

коррекционной работе с детьми»

(Проект рассчитан на один год для работы с детьми старшего дошкольного возраста)

F:\клипарты\клипарт сказочные герои\0_8f076_9558025f_L.png

Автор: учитель - логопед МАДОУ детский сад № 2

Денисевич Наталья Борисовна

2015 год

«Духовная жизнь ребенка полноценна лишь тогда, когда он живет в мире игры, сказки, музыки, фантазии, творчества. Без этого он засушенный цветок». Сухомлинский В.А.

I. Актуальность

В последние годы наблюдается рост числа дошкольников с нарушениями речевого развития. В связи с гуманизацией образования и разработкой принципов личностно-ориентированного подхода к процессу воспитания, обучения и развития детей основной целью деятельности педагогических работников становится полноценное развитие личности ребенка. Задачи логопедической работы сводятся к социальной адаптации и интеграции ребенка, имеющего речевое нарушение, в среду нормально развивающихся сверстников.

Современные специалисты в поиске эффективных средств коррекции для ребенка с различными отклонениями все больше ориентируются на использование механизма воздействия сказки, которое оказывает значительное коррекционное влияние, комплексно воздействуя на детей.

В науке существует концепция сказкотерапии, разработанная зарубежными (Э. Фромм, Э. Берн, Э. Гарднер, АК Менегетти) и российскими (Е.Лисина, Е.Петрова, Р.Азовцева, М. Осорина, Т. Зинкевич-Евстигнеева) учеными. Через сказку ребенок может понять законы мира, в котором он родился и живет. Живой и выразительный язык сказки, особенно народной, изобилует меткими, остроумными эпитетами, смысловой поэтикой. Ни в каких других произведениях, кроме народных, вы не найдете такого идеального расположения труднопроизносимых звуков, которые, благодаря образной трактовке, без затруднений воспроизводятся маленькими слушателями.

Сказка выполняет исключительно важные речевые и коммуникативные функции:

• лексико-образную, поскольку формирует языковую культуру личности;

• активизирует и развивает внутреннюю слухоречевую память ребенка.

• при слушании и чтении сказок происходит интериоризация вербально-знаковых форм сказок;

• при пересказе, драматизации — становление речевой культуры;

• развиваются основные языковые функции - экспрессивная (вербально-образный компонент речи) и коммуникативная (способность к общению, пониманию, диалогу);

• развивающее - терапевтическую, поскольку имеет психотерапевтический эффект, который Аристотель обозначил термином катарсис (очищение души, умиротворение, снятие стресса).

Работа над театрализацией сказки способствует развитию и коррекции всех психических познавательных процессов. Заучивание слов сказки способствует развитию памяти, расширению словарного запаса, автоматизации звукопроизношения, развитию просодической стороны речи, ее выразительности.

Подвижные игры, имитация движений, игры-пантомимы, народные танцы развивают ориентирование, моторику, двигательную активность. Работа над смысловым содержанием пословиц и поговорок, фразеологизмов, крылатых выражений развивает логику, учит правильно оценивать ситуацию.

При наличии доброжелательных зрителей ребенок учится концентрироваться, преодолевать комплексы, ложный страх. У него вырабатывается положительная самооценка, уверенность в себе. Эти качества очень пригодятся в школе, особенно во время ответов у доски.

В существующей организации работы ДОУ для детей с нарушениями речи можно заметить следующее противоречие: с одной стороны, занятия с логопедом (групповое и индивидуальное), коррекционная работа в вечернее время дома с родителями необходимы, очевидны и общепризнанны, с другой - такая деятельность не вызывает интереса у детей, поскольку работа по устранению недостатков речи предполагает ежедневный и кропотливый труд, требует усидчивости и подчинения требованиям взрослого. Кроме этого, в коррекционной работе, особенно дома, представляется проблематичной организация игровой деятельности. Такие занятия будут малоэффективны без желания самого ребенка. Произвольное поведение дошкольника еще недостаточно развито, он не может постоянно подчиняться правилам и требованиям взрослого. Огромным стимулом для развития и совершенствования речи является театральная деятельность.

Использование театрализованных игр и сказкотерапии в обучении дошкольников развивает:

• активность — от потребности в эмоциональной разрядке к самовыражению в речевом действии;

• самостоятельность — от ориентации в средствах выразительности, проблемных ситуациях сказки, к поиску адекватных способов самовыражения в речи и движении;

• творчество — от подражания взрослому в действиии выразительном слове к совместному составлению словесных описаний;

• эмоциональность — от восприятия образов сказки к адекватному воплощению собственного опыта в действии, ритме и слове;

• произвольность — от переживания эмоциональных состояний сказочных героев, понимания образных выражений к оценке собственных устных сообщений и эмоциональных поступков;

• связную речь — от продолжения фраз взрослого к рассуждениям о музыкальных композициях, пантомимических этюдах, сказочных образах.

Как наиболее распространенный вид детского творчества, именно драматизация, «основанная на действии, совершаемом самим ребенком, наиболее близко, действенно и непосредственно связывает художественное творчество с личными переживаниями» (Выготский Л.С.).

II. Методическое обоснование

На современном этапе поиск новых форм и методов обучения и воспитания детей - один из актуальных вопросов педагогики. Но, наряду с поиском современных моделей обучения и воспитания, необходимо возрождать лучшие образцы народной педагогики. Сказка как сокровищница русского народа находит применение в различных областях работы с детьми дошкольного возраста, имеющими речевые нарушения.

Сказка - наиболее действенный инструмент, влияющий на познание ребенка. В диалоге со сказкой, в творчестве с нею ребенок впитывает укорененную в веках гуманистическую философию жизни, неизменную веру в победу добра, любви и счастья.

К сказкам обращались в своем творчестве известные и зарубежные и отечественные психологи: Э. Фромм, Э. Берн, Э. Гарднер, И.В. Вачков, М. Осорина, Е. Лисина, Т. Зинкевич-Евстигнеева и другие.

Сказкотерапия - означает «лечение сказкой». Как пишет И.В. Вачков, сказку используют и врачи, и психологи, и педагоги, и каждый специалист находит в сказке тот ресурс, который помогает ему решать его профессиональные задачи.

         Вовремя рассказанная сказка для ребенка значит столько же, сколько психологическая консультация для взрослого. Отличие только в том, что от ребенка не требуют вслух делать выводы и анализировать, что с ним происходит: работа идет на внутреннем, подсознательном уровне.

Исходя из изученного мною материала и многолетней работы с детьми – логопатами, я убедилась в том, что особенно эффективными являются занятия с использованием игровых методов, театрализованных представлений, в том числе народных сказок, обыгрывание скороговорок, потешек, пословиц. Использование сказок в логопедическом процессе привлекательно тем, что вносит в детские будни атмосферу праздника, приподнятое настроение, позволяет ребятам проявить инициативу, способствует выработке у них чувства взаимопомощи, коллективных умений. На занятиях, в играх, самостоятельной деятельности можно использовать:

• музыкально-игровые упражнения для развития мимики, жестов;

• художественно-речевую деятельность (разнообразные игры по развитию речевого дыхания, голоса, речевого слуха);

• театрально-игровую деятельность (игры-драматизации, кукольный театр, сказкотерапия, творческие игры).

Основным моментом творческой игры является выполнение роли. В процессе игры ребенок создает образ действием, словом, что дает ему возможность активно развивать речевую деятельность.

III. Цель. Коррекция и развитие речи детей-дошкольников, имеющих недостатки развития речи через использование сказок и сказкотерапии.

IV. Задачи:

1. Развивать связную речь детей.

2. Подводить к умению:

• выразительно интонировать голоса героев сказки;

• использовать образные выражения при пересказе сказки;

• выразительно передавать в мимике и движениях эмоциональное состояние героев сказок.

3. Совершенствовать:

• лексико-грамматические средства языка;

•звуковую сторону речи в сфере произношения, восприятия и выразительности.

4. Создавать на занятии благоприятную психологическую атмосферу, сотрудничество логопеда с детьми и друг с другом.

5. Укреплять веру детей в собственные возможности, сглаживать отрицательные переживания, связанные с речевой неполноценностью.

6. Вовлечь родителей в единое пространство «семья - детский сад».

7. Повысить культурный уровень дошкольников.

V. Новизна проекта.

Использование новых форм в логопедической работе: сказкотерапии и сказок в нашем дошкольном образовательном учреждении.

VI. Участники проекта.

Руководитель – учитель-логопед Денисевич Н. Б.

Рабочая группа: воспитатели, музыкальный руководитель, педагог по изодеятельности, педагог-психолог, инструктор по ФК.

VII. Сроки реализации.

В течение одного года

VIII. Ожидаемые результаты.

Развитие речи дошкольников – логопатов:

• успешное овладение грамотной и связной речью.

• выразительное интонирование детьми голосов героев сказок;

• использование образных выражений при пересказе сказок;

• выразительная передача мимикой и движениями эмоциональных состояний героев сказок;

• грамотное овладение лексико-грамматическими средствами языка;

• совершенствование звуковой стороны речи;

• усиление интереса к занятиям;

• доброжелательное отношение к взрослым и друг к другу.

Родители будут вовлечены в единое пространство «семья - детский сад»;

Повысится культурный уровень дошкольников.

Подготовительный этап.

• Диагностика детей с нарушениями речи.

• Определение темы пректа.

Намечается план движения к поставленной цели, которая обсуждается с детьми и родителями. Задачами детей на этом этапе реализации проекта являются: вхождение в проблему, вживание в игровую ситуацию, принятие задач и целей, дополнение задач детьми. Формулируется проблема о моральной стороне сказок и привитии интереса к сказкам и театральной деятельности. Дети вовлекаются в решение проблемы «Чему нас учат сказки» через игровую ситуацию и дидактические игры, что способствует возникновению мотивации к творческой деятельности.

• Анкетирование родителей.

• Изучение возможности участия родителей в реализации проекта.

• Сбор информации, литературы, дополнительного материала. Использование компьютерных технологий, иллюстративного материала, художественной литературы, других видов фольклора. Изучение опыта работы педагогов по данной теме. Обработка информационного материала.

• Пополнение развивающей среды.

Тематические альбомы: «В гостях у сказки», «Сказки в загадках», «Художники-иллюстраторы русских народных сказок»

Сказочная карта России.

Книги для чтения: русские народные сказки, сказки народов мира, авторские сказки, загадки.

Сказочная энциклопедия.

Видеоматериалы «мультфильмы, презентации».

Аудиозаписи: игры на народных инструментах, произведения русских композиторов к русским народным сказкам.

Природный и бросовый материал для изготовления поделок.

Пополнение уголка ряженья.

Различные виды театров, маски, костюмы для представлений, изобразительные средства и материалы для оформления афиш и декораций.

• Разработка критериев эффективности проекта.

Критерии эффективности.

• Звукопроизношение

• Фонематические процессы

• Лексико-грамматические категории

• Связанная речь

• Общая и мелкая моторика

Основной этап.

• Решаются поставленные задачи всех мероприятий проекта. Проведение занятий, игр, наблюдений, бесед с детьми. Совместная деятельность воспитателей, детей, родителей. Оформление выставок поделок и рисунков. Подготовка консультаций для родителей по данной тематике. Проведение тематического родительского собрания «Семейное чтение как средство духовно-нравственного становления личности ребёнка».

При реализации данного проекта используются принципы интеграции образовательных областей, связь с реальной жизнью, семьёй.

При необходимости со стороны взрослых исполнителей проекта оказывается практическая помощь, необходимая детям, а также направляется и контролируется осуществление данного проекта. У детей происходит формирование разнообразных личностных качеств, развитие речи.

Пути реализации проекта.

  1. Оформление и пополнение книжного уголка сказками разных жанров. Ежедневное чтение сказок с рассматриванием иллюстраций (русских народных, разных народов, коррекционных сказок, сказкотерапия).
  2. Рисование иллюстрации к сказкам. Лепка героев и сюжетов сказок. Аппликации, ручной труд из природного и бросового материалов, конструирование из бумаги по мотивам сказок. Организация выставок рисунков и поделок.
  3. Разучивание присказок, поговорок, пословиц, небылиц, зачинов и концовок сказок. Инсценировки, театральные постановки, игры драматизации.
  4. Привлечение родителей к работе над проектом.

Заключительный этап.

• Итоговое мероприятие: Литературная викторина «В гостях у сказки».

• Анализ достигнутых результатов.

  • Презентация книги сказок, придуманных и проиллюстрированных детьми.

Результативность.

• Дети успешно овладели грамотной и связной речью.

• Умеют использовать образные выражения при пересказе сказок.

• Передают мимикой и движениями эмоциональное состояние героев сказок.

• Правильно употребляют лексико-грамматические категории.

• Улучшилось звукопроизношение.

• Появился интерес к занятиям, доброжелательное отношение к взрослым и друг к другу.

• Родители вовлечены в единое пространство «семья - детский сад».

• Повысился культурный уровень дошкольников.

Выводы.

Поставленные задачи выполнены, цель достигнута. Проект является эффективным, оптимизирует педагогический процесс.

Распространение опыта.

Презентация проекта на методическом объединении учителей-логопедов.

Востребованность проекта.

Проект может быть использован в условиях детских садов, логопункта.

Используемые источники.

Методическое

1. «Театр сказок» Л. Поляк, «Детство-Пресс», г. Санкт – Петербург, 2008 г.

2. «Веселый театр» А.П. Розанова, «Детгиз», 1960 г.

3. «Теремок» М.А. Кац, М. – 1984 г.

4. «Организация театральной деятельности детей дошкольного возраста» М.В. кратова, Н.Б. Дубинина, г. Тамбов, 1995 г.

5. «Секреты кукольного театра» Н.А. Ян, ТОИПКРО, г. Тамбов, 2004

6. Додокина Н.В., Евдакимова Е.С. «Семейный театр в детском саду: совместная деятельность педагогов, родителей и детей», М.: Мозайка-Синтез, 2008 г.

7. Маханева М.Д. «Театрализованные занятия в детском саду», М.: ТЦ Сфера, 2004 г.

8. Антипина Е.А. «Театрализованная деятельность в детском саду», М.: ТЦ Сфера, 2009 г.

9. Гнедова О.Л., Майданюк Л.Е. «Театрализация сказок в коррекционном детском саду», СПб.: «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2007 г.

10. Мигунова Е.В. «Театральная педагогика в детском саду», М.: ТЦ Сфера, 2009 г.

11. «Логопед» научно-методический журнал №4, 2007г.

12. «Логопед» научно-методический журнал №6, 2007г.

13. «Логопед» научно-методический журнал №6, 2008г.

14. «Логопед» научно-методический журнал №1, 2009г.

Дидактическое

  1. планы - конспекты театрализованных игр;
  2. консультации для родителей;
  3. Информационные ресурсы

http://www.ivalex.vistcom.ru/ - «Все для детского сада». На сайте предоставлены материалы, которые призваны помочь молодым воспитателям: консультации, авторские разработки, конспекты, диагностический материал.

http://www.detskiysad.ru/ - Портал Детский сад.Ру. На страницах сайта собрано множество познавательных статей, полезных советов и рекомендаций.

http://www.solnet.ee/sol/001/s_ds.html - детский портал

http://festival.1september.ru/ - Фестиваль педагогический идей «Открытый урок»

http://window.edu.ru/ - теоретический материал по театральной деятельности

http://vospitatel.resobr.ru/ - Сайт журнала «Старший воспитатель»

http://www.detskiysad.ru/rech/411.html - Интересный литературный материал для театра теней дан в книге Т. Н. Караманенко «Кукольный театр в детском саду» http://www.logoburg.com/- Пособие адресовано логопедам, воспитателям, гувернерам и родителям.

http://www.logoped-sfera.ru/- «Логопед» — журнал для всех, кто занимается с детьми, имеющими нарушения речи: логопедов, воспитателей ДОУ, медиков и учителей».

Предварительная работа.

Вопросы для беседы с детьми.

  1. Какие ты знаешь сказки?
  2. Любишь ли ты слушать сказки, смотреть мультфильмы по сказкам?
  3. Какие сказки ты любишь больше всего?
  4. Играешь ли ты в сказки?
  5. Читают ли тебе дома сказки?

Критерии наблюдения за детьми в свободной деятельности.

  1. Ребёнок рассматривает книги сказок, иллюстрации к ним.
  2. Использует выражения, песенки из сказок в игровой деятельности.
  3. Разыгрывает театральные представления по сказкам.
  4. Задаёт и отвечает на вопросы взрослого по сказкам.
  5. Создаёт творческие работы по заданной теме.

Проблема.

Потеря интереса к сказкам в современном обществе.

Недостаточный уровень знаний детей сказочных произведений, неумение выделять, заложенный в сказку духовно-нравственный смысл.

Слабый уровень развития связной и диалогической речи.

Работа с родителями.

  1. Анкетирование родителей по теме проекта: «Сказка в жизни вашего ребёнка», «Сказка в мире ребёнка».
  2. Консультации для родителей:

«Читайте детям сказки»

«Сказкотерапия»

Папка-передвижка «Сказка в жизни вашего ребёнка»

  1. Помощь родителей в организации предметно-развивающей среды по теме проекта.
  2. Совместное участие родителей и детей в организации выставок, конкурсов в рамках проекта.
  3. Участие родителей в подготовке и оформлении групповой «Книги сказок»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Представление педагогического опыта «Использование логосказок и театрально- игровой деятельности в коррекционной работе с детьми»

        Использование театрализованных игр и сказкотерапии в обучении дошкольников развивает:  • активность — от потребности в эмоциональной разрядке к самовыражению в ...

Проект:«Использование логосказок и театрально- игровой деятельности в коррекционной работе с детьми»

Современные специалисты в поиске эффективных средств коррекции для ребенка с различными отклонениями все больше ориентируются на использование механизма воздействия сказки, которое оказывает значитель...

Кинезиологические сказки, как метод театрально – игровой деятельности, в коррекционной работе с детьми.

Материал подготовлен для выступления на педагогическом совете в ДОУ....

«Кинезиологические сказки, как метод театрально – игровой деятельности, в коррекционной работе с детьми».

laquo;Кинезиологические сказки, как метод театрально – игровой деятельности, в коррекционной работе с детьми»....

«Кинезиологические сказки, как метод театрально – игровой деятельности,в коррекционной работе с детьми».

laquo;Кинезиологические сказки, как метод театрально – игровой деятельности,в коррекционной работе с детьми»....

Педагогический проект «Использование логосказок и театрально-игровой деятельности в коррекционной работе с детьми»

Педагогический проект «Использование логосказок и театрально-игровой деятельности в коррекционной работе с детьми»...