Проект:«Использование логосказок и театрально- игровой деятельности в коррекционной работе с детьми»
проект по логопедии

Ишкина Менира Каримовна

Современные специалисты в поиске эффективных средств коррекции для ребенка с различными отклонениями все больше ориентируются на использование механизма воздействия сказки, которое оказывает значительное коррекционное влияние, комплексно воздействуя на детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ispolzovanie_logoskazok_i_teatralno-.docx37.72 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад комбинированного вида № 32 « Лесная сказка» г. Пролетарска Пролетарского района Ростовской области

 

Педагогический проект

«Использование логосказок и театрально-

игровой деятельности в коррекционной работе с детьми»

(Проект рассчитан на один год для работы с детьми старшего дошкольного возраста)

Составитель: Ишкина М.К.,

учитель-логопед высшей

квалификационной

категории

 

г. Пролетарск, 2015-2016г.г.

 «Духовная жизнь ребенка полноценна лишь тогда, когда он живет в мире игры, сказки, музыки, фантазии, творчества. Без этого он засушенный цветок». Сухомлинский В.А.

I. Актуальность

В последние годы наблюдается рост числа дошкольников с нарушениями речевого развития. В связи с гуманизацией образования и разработкой принципов личностно-ориентированного подхода к процессу воспитания, обучения и развития детей основной целью деятельности педагогических работников становится полноценное развитие личности ребенка. Задачи логопедической работы сводятся к социальной адаптации и интеграции ребенка, имеющего речевое нарушение, в среду нормально развивающихся сверстников.

Современные специалисты в поиске эффективных средств коррекции для ребенка с различными отклонениями все больше ориентируются на использование механизма воздействия сказки, которое оказывает значительное коррекционное влияние, комплексно воздействуя на детей.

В науке существует концепция сказкотерапии, разработанная зарубежными (Э. Фромм, Э. Берн, Э. Гарднер, АК Менегетти) и российскими (Е.Лисина, Е.Петрова, Р.Азовцева, М. Осорина, Т. Зинкевич-Евстигнеева) учеными. Через сказку ребенок может понять законы мира, в котором он родился и живет. Живой и выразительный язык сказки, особенно народной, изобилует меткими, остроумными эпитетами, смысловой поэтикой. Ни в каких других произведениях, кроме народных, вы не найдете такого идеального расположения труднопроизносимых звуков, которые, благодаря образной трактовке, без затруднений воспроизводятся маленькими слушателями.

Сказка выполняет исключительно важные речевые и коммуникативные функции:

• лексико-образную, поскольку формирует языковую культуру личности;

• активизирует и развивает внутреннюю слухоречевую память ребенка.

• при слушании и чтении сказок происходит интериоризация вербально-знаковых форм сказок;

• при пересказе, драматизации — становление речевой культуры;

• развиваются основные языковые функции - экспрессивная (вербально-образный компонент речи) и коммуникативная (способность к общению, пониманию, диалогу);

• развивающее - терапевтическую, поскольку имеет психотерапевтический эффект, который Аристотель обозначил термином катарсис (очищение души, умиротворение, снятие стресса).

Работа над театрализацией сказки способствует развитию и коррекции всех психических познавательных процессов. Заучивание слов сказки способствует развитию памяти, расширению словарного запаса, автоматизации звукопроизношения, развитию просодической стороны речи, ее выразительности.

Правильное определение месторасположения на сцене, танцы развивают ориентирование, моторику, двигательную активность. Работа над смысловым содержанием пословиц и поговорок развивает логику, учит правильно оценивать ситуацию.

При наличии доброжелательных зрителей ребенок учится концентрироваться, преодолевать комплексы, ложный страх. У него вырабатывается положительная самооценка, уверенность в себе. Эти качества очень пригодятся в школе, особенно во время ответов у доски.

В существующей организации работы МБДОУ для детей с нарушениями речи можно заметить следующее противоречие: с одной стороны - занятия с логопедом (групповые и индивидуальные), коррекционная работа в вечернее время дома с родителями необходимы, очевидны и общепризнаны, с другой - такая деятельность не вызывает интереса у детей, поскольку работа по устранению недостатков речи предполагает ежедневный и кропотливый труд, требует усидчивости и подчинения требованиям взрослого. Кроме этого, в коррекционной работе, особенно дома, представляется проблематичной организация игровой деятельности. Такие занятия будут малоэффективны без желания самого ребенка. Произвольное поведение дошкольника еще недостаточно развито, он не может постоянно подчиняться правилам и требованиям взрослого. Огромным стимулом для развития и совершенствования речи является театральная деятельность.

Использование театрализованных игр и сказкотерапии в обучении дошкольников развивает:

• активность — от потребности в эмоциональной разрядке к самовыражению в речевом действии;

• самостоятельность — от ориентации в средствах выразительности, проблемных ситуациях сказки, к поиску адекватных способов самовыражения в речи и движении;

• творчество — от подражания взрослому в действии и выразительном слове к совместному составлению словесных описаний;

• эмоциональность — от восприятия образов сказки к адекватному воплощению собственного опыта в действии, ритме и слове;

• произвольность — от переживания эмоциональных состояний сказочных героев, понимания образных выражений к оценке собственных устных сообщений и эмоциональных поступков;

• связную речь — от продолжения фраз взрослого к рассуждениям о музыкальных композициях, пантомимических этюдах, сказочных образах.

Как наиболее распространенный вид детского творчества, именно драматизация, «основанная на действии, совершаемом самим ребенком, наиболее близко, действенно и непосредственно связывает художественное творчество с личными переживаниями» (Выготский Л.С.).

II. Методическое обоснование

На современном этапе поиск новых форм и методов обучения и воспитания детей - один из актуальных вопросов педагогики. Но, наряду с поиском современных моделей обучения и воспитания, необходимо возрождать лучшие образцы народной педагогики. Сказка как сокровищница русского народа находит применение в различных областях работы с детьми дошкольного возраста, имеющими речевые нарушения.

Сказка - наиболее действенный инструмент, влияющий на познание ребенка. В диалоге со сказкой, в творчестве с нею ребенок впитывает укорененную в веках гуманистическую философию жизни, неизменную веру в победу добра, любви и счастья.

К сказкам обращались в своем творчестве известные и зарубежные и отечественные психологи: Э. Фромм, Э. Берн, Э. Гарднер, И.В. Вачков, М. Осорина, Е. Лисина, Т. Зинкевич-Евстигнеева и другие.

Сказкотерапия - означает «лечение сказкой». Как пишет И.В. Вачков, сказку используют и врачи, и психологи, и педагоги, и каждый специалист находит в сказке тот ресурс, который помогает ему решать его профессиональные задачи.

Вовремя рассказанная сказка для ребенка значит столько же, сколько психологическая консультация для взрослого. Отличие только в том, что от ребенка не требуют вслух делать выводы и анализировать, что с ним происходит: работа идет на внутреннем, подсознательном уровне.

Исходя из изученного мною материала и опыта работы с детьми – логопатами, я убедилась в том, что особенно эффективными являются занятия с использованием игровых методов, театрализованных представлений, в том числе народных сказок, обыгрывание скороговорок, потешек, пословиц. И я решила связать логопедическую работу с привлечением театральных средств, атрибутов и их элементов. Театрализация логопедического процесса привлекательна тем, что вносит в детские будни атмосферу праздника, приподнятое настроение, позволяет ребятам проявить инициативу, способствует выработке у них чувства взаимопомощи, коллективных умений. Поэтому я обратилась к театральной деятельности как к средству всестороннего развития личности ребенка-логопата, воспитания у него активности, коллективизма, уверенности в своих силах. Можно использовать следующие виды театральной деятельности:

• музыкально-игровые упражнения для развития мимики, жестов;

• художественно-речевую деятельность (разнообразные игры по развитию речевого дыхания, голоса, речевого слуха);

• театрально-игровую деятельность (игры-драматизации, кукольный театр, сказкотерапия, творческие игры).

Основным моментом творческой игры является выполнение роли. В процессе игры ребенок создает образ действием, словом, что дает ему возможность активно развивать речевую деятельность.

III. Цель. Коррекция и развитие речи детей-дошкольников, имеющих недостатки развития речи через использование театральной деятельности и сказкотерапии.

IV. Задачи:

1. Развивать связную речь детей.

2. Подводить к умению:

• выразительно интонировать голоса героев сказки;

• использовать образные выражения при пересказе сказки;

• выразительно передавать в мимике и движениях эмоциональное состояние героев сказок.

3. Совершенствовать:

• лексико-грамматические средства языка;

•звуковую сторону речи в сфере произношения, восприятия и выразительности.

4. Создавать на занятии благоприятную психологическую атмосферу, сотрудничество логопеда с детьми и друг с другом.

5. Укреплять веру детей в собственные возможности, сглаживать отрицательные переживания, связанные с речевой неполноценностью.

6. Вовлечь родителей в единое пространство «семья - детский сад».

7. Повысить культурный уровень дошкольников.

V. Новизна проекта.

Использование новых форм в логопедической работе: сказкотерапии и театральной деятельности в нашем дошкольном образовательном учреждении.

VI. Участники проекта.

Руководитель – учитель-логопед Ишкина М.К.

Рабочая группа: воспитатели, музыкальный руководитель, родители, дети.

VII. Сроки реализации.

В течение одного года

VIII. Ожидаемые результаты.

Развитие речи дошкольников – логопатов:

• успешное овладение грамотной и связной речью.

• выразительное интонирование детьми голосов героев сказок;

• использование образных выражений при пересказе сказок;

• выразительная передача мимикой и движениями эмоциональных состояний героев сказок;

• грамотное овладение лексико-грамматическими средствами языка;

• совершенствование звуковой стороны речи;

• усиление интереса к занятиям;

• доброжелательное отношение к взрослым и друг к другу.

Родители будут вовлечены в единое пространство «семья - детский сад»;

Повысится культурный уровень дошкольников.

Подготовительный этап.

• Создание рабочей группы.

• Изучение литературы по данной проблеме, опыта работы коллег средствами информационных ресурсов.

•Изучение современных требований к содержанию и организации театральной деятельности дошкольников.

• Диагностика детей с нарушениями речи.

• Анализ состояния театрально-игровой деятельности детей.

• Анкетирование родителей.

• Изучение возможности участия родителей в реализации проекта.

• Определение личного вклада каждого участника проекта.

•Подготовка материальной и методической базы (аудиотехника для музыкального оформления спектаклей; театральные уголки для самостоятельной деятельности детей, где имеются различные виды театров, элементы костюмов, простые декорации; книги).

• Разработка критериев эффективности проекта.

Критерии эффективности.

• Звукопроизношение

• Фонематические процессы

• Лексико-грамматические категории

• Связная речь

• Общая и мелкая моторика

Основной этап.

• Показ театрализованных представлений для детей и родителей.

Заключительный этап.

• Итоговое мероприятие «Праздник красивой речи» (сказка «Мешок с яблоками» В. Сутеев).

• Анализ достигнутых результатов.

Результативность.

• Дети успешно овладели грамотной и связной речью.

• Умеют использовать образные выражения при пересказе сказок.

• Передают мимикой и движениями эмоциональное состояние героев сказок.

• Правильно употребляют лексико-грамматические категории.

• Улучшилось звукопроизношение.

• Появился интерес к занятиям, доброжелательное отношение к взрослым и друг к другу.

• Родители вовлечены в единое пространство «семья - детский сад».

• Повысился культурный уровень дошкольников.

Выводы.

Поставленные задачи выполнены, цель достигнута. Проект является эффективным, оптимизирует педпроцесс.

Распространение опыта.

Представление проекта на методобъединении учителей-логопедов и воспитателей МБДОУ.

Востребованность проекта.

Проект может быть использован в условиях детских садов.

Используемые источники.

Методическое

1. Т. Н. Караманенко «Кукольный театр в детском саду» .

2. «Логопед» научно-методический журнал №4, 2007г.

3. «Логопед» научно-методический журнал №6, 2007г.

4. «Логопед» научно-методический журнал №6, 2008г.

5. «Логопед» научно-методический журнал №1, 2009г.

Дидактическое

  1. планы - конспекты театрализованных игр;
  2. консультации для родителей;
  3. Информационные ресурсы

http://www.ivalex.vistcom.ru/ - «Все для детского сада». На сайте предоставлены материалы, которые призваны помочь молодым воспитателям: консультации, авторские разработки, конспекты, диагностический материал.

http://www.detskiysad.ru/ - Портал Детский сад. Ру. На страницах сайта собрано множество познавательных статей, полезных советов и рекомендаций.

http://www.solnet.ee/sol/001/s_ds.html - детский портал

http://festival.1september.ru/ - Фестиваль педагогический идей «Открытый урок»

http://window.edu.ru/ - теоретический материал по театральной деятельности

http://vospitatel.resobr.ru/ - Сайт журнала «Старший воспитатель»

 http://www.logoped-sfera.ru/- «Логопед» — журнал для всех, кто занимается с детьми, имеющими нарушения речи: логопедов, воспитателей ДОУ, медиков и учителей».

План реализации проекта

сентябрь

«Вежливые слова» Э. Машковская

Стихотворение – мини – сценка по ролям

Сказка

К. И. Чуковского 

«Муха - цокотуха»

Игры с движениями «Осень»

октябрь

Праздник « Вот и осень к нам пришла

Музыкальная игра «Три синички»

«Веселые превращения»

В. Степанов

Сказка – игра по С.Я Маршаку «Кто колечко найдет»

ноябрь

Интегрированное занятие «Желтая сказка» из цикла «Новые разноцветные сказки»

Игра – пантомима по стихотворению

К. И. Чуковского

«Черепаха»

Расскажи стихи руками.

Л. П. Савина

Игра – пантомима

В. Суслова «Шепот и шорох»

декабрь

Чтение стих. М. Боровицкой

«Убежало молоко» с импровизацией

Мини - сценка.

Б. Заходера «Моя Вообразилия»

Игра «Представьте себе». Игра «Живой оркестр»

Музыкальный спектакль «Медвежонок Умка в кругу друзей»

 январь

Беседы о профессиях. Театральная. игра «Веселый старичок - Лесовичок»

Загадки без слов. Мини – сценка «Мыши»

Инсценировка «Снежный колобок». Вводная беседа.

А. Босева. Игра «Поиграем - угадаем»

февраль

Игра «Расскажи стихи руками»

И. Токмакова

Игра - драматизация по русской народной сказке «Репка»

Викторина «Мой маленький театр»

Игра на имитацию движений «Как варили суп»

март

Инсценировка «Моя мама самая лучшая»

Разыгрывание по ролям мини – сценки

 Б. Заходера «Приятная встреча»

Мини – сценки «Лиса», «Заяц»

Игра – пантомима «Медвежата»

апрель

Викторина « В мире сказок»

Разыгрывание сценки

 по А. Апухтину

«Кузнечик»

Игра на пальцах

Л. П. Савина «Братцы»

Чтение стихотворения Б. Заходера с импровизацией

май

Детские музыкальные клипы

Игры с воображаемыми объектами

Рассказ сказки В. Сутеева «Под грибом»

Музыкальный спектакль по сказке

В. Сутеева «Мешок с яблоками»

Приложение 1

 

Диагностика развития театральной деятельности детей

Методика № 1. Художественно-речевая активность детей

Цель: Оценить художественно-речевые способности детей, дикцию, эмоциональность, умение точно и последовательно передать смысл сказки.

Методика выполнения: Ребёнку читается сказка «Заюшкина избушка» и логопед просит пересказать её.

Критерии оценки:

условно высокий уровень – ребёнок пересказывает последовательно, эмоционально

условно средний уровень – ребёнок рассказал без особого интереса по шаблону.

условно низкий уровень – ребёнок пытался, но не смог пересказать, отказался от выполнения задания.

Методика № 2. Мастерство актёра

Цель: Выявить раскрепощённость, эмоциональность, умение перевоплотиться в заранее предложенный образ.

Методика выполнения: Ребёнку предлагается перевоплотиться в его любимую игрушку, а потом попробовать стать куклой и роботом.

Критерии оценки: условно высокий уровень – ребёнок показал внешние особенности образа без закомплексованности

условно средний уровень – ребёнок показал со смущением, без конкретных особенностей

условно низкий уровень – ребёнок от показа отказался.

Методика № 3. Наполненность театрального словаря.

Цель: В игровой форме выявить сообразительность ребёнка.

Методика выполнения: Ребёнок должен знать слова: артист, зритель, аплодисменты, роль, театр, фланелеграф.

 Критерии оценки:

условно высокий уровень – ребёнок назвал все слова

условно средний уровень – ребёнок назвал половина слов

условно низкий уровень – ребёнок не назвал ни одного слова.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ЗНАЧЕНИЕ ТЕАТРАЛЬНО-ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЕ С ДЕТЬМИ.

В докладе рассматривается значение театрально-игровой деятельности в коррекционной работе над речью воспитанников логопедических групп детского сада....

Театрально-игровая деятельность в коррекционной работе с детьми старшего дошкольного возраста

Презентация работы на тему: "Театрально-игровая деятельность в коррекционной работе с детьми старшего дошкольного возраста"...

Представление педагогического опыта «Использование логосказок и театрально- игровой деятельности в коррекционной работе с детьми»

        Использование театрализованных игр и сказкотерапии в обучении дошкольников развивает:  • активность — от потребности в эмоциональной разрядке к самовыражению в ...

Кинезиологические сказки, как метод театрально – игровой деятельности, в коррекционной работе с детьми.

Материал подготовлен для выступления на педагогическом совете в ДОУ....

«Кинезиологические сказки, как метод театрально – игровой деятельности, в коррекционной работе с детьми».

laquo;Кинезиологические сказки, как метод театрально – игровой деятельности, в коррекционной работе с детьми»....

Педагогический проект «Использование логосказок и театрально-игровой деятельности в коррекционной работе с детьми»

Педагогический проект «Использование логосказок и театрально-игровой деятельности в коррекционной работе с детьми»...