ЗНАЧЕНИЕ ТЕАТРАЛЬНО-ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЕ С ДЕТЬМИ.
материал (средняя группа) на тему

В докладе рассматривается значение театрально-игровой деятельности в коррекционной работе над речью воспитанников логопедических групп детского сада.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad.docx26.53 КБ

Предварительный просмотр:

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

 УЧРЕЖДЕНИЕ №750

КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА

ЗНАЧЕНИЕ ТЕАТРАЛЬНО-ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЕ С ДЕТЬМИ.

                 

                         ИЗ ОПЫТА  ВОСПИТАТЕЛЯ

                                           СТАРШЕЙ ГРУППЫ № 6 «КОЛОБОК»

                                             ГОУ №750

                  КОМБИНИРОВАННОГО

                                             ВИДА ЮЗОУ

      ФРАНЦЕВОЙ Т.В.

МОСКВА 2013

Игра является основной деятельностью ребенка дошкольного возраста. Это наиболее доступный и интересный для него способ переработки и выражения впечатлений, знаний и эмоций.

Театрализованная игра, как один из её видов, является эффективным средством социализации дошкольника в процессе осмысления им нравственного подтекста литературного или фольклорного произведения и участия в игре, которая имеет коллективный характер, что создает благоприятные условия для развития чувства партнерства и освоения способов позитивного взаимодействия.

В театрализованной игре осуществляется эмоциональное и речевое развитие детей (совершенствование диалогов и монологов, освоение выразительности речи). Сегодня, проблема речевого развития детей в логопедических группах особенно волнует специалистов и воспитателей. Известно, что у детей с нарушениями речи имеются и другие более сложные отклонения: неустойчивость внимания, плохая слуховая и зрительная дифференцированность словаря, нарушение грамматического строя речи, недостаточность фонетико-фонематического восприятия.

Что касается самой речи, то «страдает» не просто звукопроизношение, а механизмы восприятия, понимания, продуцирование речи, а также речевой аппарат.

В систему коррекционной работы с детьми необходимо включать игры и игровые упражнения, которые повышают умственную активность, совершенствуют речевые навыки, способствуют развитию психических процессов, повышают эмоциональную активность.

Как показывает практика, особая роль в этом принадлежит театрализованным играм.

Дети воспринимают окружающий мир целостно, не всегда замечая детали, образно – эмоционально, познавая разнообразные жизненные явления через игру.

И театральная постановка в этом смысле как нельзя лучше подходит для занятий в детском саду или в семейном кругу.

Благодаря простоте и музыкальности звучания слов дети, играя роль, легко их  запоминают, приобретают вкус к образным выражениям. К тому же, неоднократно повторяя свои роли, ребенок тренируется в развитии голосового аппарата. Таким образом, используя средства театральной постановки, окружая ребенка разнообразным миром слов, музыки, движения и чувства, решаются сразу несколько задач.

Дайте ребенку возможность перевоплотиться, и вы уведете, с каким интересом и увлечением он примется за это занятие.

Сказки – спектакли расширяют знания детей о растительном и животном мире, учат бережно относиться к родной природе, любить животных, быть добрее и лучше.

Участие в спектаклях детей способствует приобщению к сценическому искусству, совершенствованию пластики движений и мимики, выразительности и эмоциональности речи, ярче проявлению своей индивидуальности.

В театральных играх действия не даются в готовом виде. Литературное произведение лишь подсказывает эти действия, но их еще надо воссоздать с помощью движений, жестов, мимики. Ребенок сам выбирает выразительные средства, перенимает их от старших.

В создании игрового образа особенно велика роль слова. Оно помогает ребенку выявить свои мысли и чувства, понять переживания партнеров, согласовывать с ними свои действия. Дети видят окружающий мир через образы, краски, звуки.  Малыши смеются, когда смеются персонажи, грустят, огорчаются вместе с ними, могут плакать над неудачами любимого героя, всегда готовы прийти к нему на помощь.

Тематика и содержание театрализованной игры, как правило, имеют нравственную направленность, которая заключена в каждой сказке, литературном произведении и должна найти место в импровизированных постановках. Это дружба, отзывчивость, доброта, честность, смелость. Ребенок начинает отождествлять себя с полюбившимся образом. Способность к такой идентификации позволяет через образы игры-драматизации оказывать влияние на детей.

Участвуя  в театрализованных играх, ребенок входит в образ, перевоплощается в него, живет его жизнью. Поэтому, наряду со словесным творчеством драматизация или театральная постановка, представляет самый частый и распространенный вид детского творчества.

Характерное для театрализованной игры образное, яркое изображение социальной действительности, явлений природы знакомит детей с окружающим миром во всем его многообразии.

А умело, поставленные вопросы при подготовке к игре побуждают их думать, анализировать довольно сложные ситуации, делать выводы и обобщения. Это способствует совершенствованию умственного развития и тесно связанному с ним совершенствованию речи. В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний незаметно активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая сторона речи: новая роль, особенно диалог персонажей, ставит ребенка перед необходимостью ясно, четко, понятно изъясняться. У него улучшается диалогическая речь, ее грамматический строй, он начинает активно пользоваться словарем, который в свою очередь тоже пополняется.

Сегодня, проблема речевого развития детей в логопедических группах особенно волнует специалистов и воспитателей. Известно, что у детей с нарушениями речи имеются и другие более сложные отклонения: неустойчивость внимания, плохая слуховая и зрительная дифференцированность словаря, нарушение грамматического строя речи, недостаточность фонетико-фонематического восприятия.

Что касается самой речи, то «страдает» не просто звукопроизношение, а механизмы восприятия, понимания, продуцирование речи, а также речевой аппарат.

В логопедические группы нашего ГОУ поступают дети с различными видами речевых нарушений. Речевая деятельность как совокупность процессов говорения и понимания является основой коммуникативной деятельности и включает неречевые средства: жесты, мимику, пантомимические движения. При некоторых речевых нарушениях адекватное использование неречевых средств затруднено.

 В систему коррекционной работы с детьми необходимо включать игры и игровые упражнения, которые повышают умственную активность, совершенствуют речевые навыки, способствуют развитию психических процессов, повышают эмоциональную активность.

Чтобы подражать движениям людей, животных и даже растений, изображать действия с предметами, ребенок должен сначала увидеть их в реальной жизни. Ребенку нужно получить четкое представление о свойствах предмета или явления, обозначаемого тем или иным словом. Только в этом случае можно говорить о точном понимании значения слова и его полном усвоении, а это одно из необходимых условий овладения произношением слова.

 При планировании занятий по развитию речи и ознакомлению с окружающим миром  я особенно тщательно подбираю материал и часто использую следующие виды театральной деятельности:

- музыкально-игровые упражнения для развития мимики жестов;

- художественно-речевую деятельность (разнообразные игры по развитию речевого дыхания, голоса, речевого слуха);

- театрально-игровую деятельность (игры-драматизации, кукольный театр, сказкотерапия, творческие игры).

Основным моментом творческой игры является выполнение роли. В процессе игры ребенок создает образ действием, словом, что дает ему возможность активно развивать речевую деятельность.

Исходя из особенностей речевого развития детей, все театрализованные игры строятся на материале сказок. При выборе игр на своих занятиях я руководствуюсь индивидуальными возможностями каждого ребенка и ставлю перед собой цель, чтобы каждая тема пронизывала все этапы работы – от развития понимания речи до умения связно рассказывать, чувствовать и передавать интонацию; пользоваться движениями, мимикой, жестами.

При знакомстве детей с произведениями художественной литературы я использую различные виды театров:

  • Настольный картонный театр;
  • Театр на пяти пальцах;
  • Театр мягкой игрушки;
  • Сценические постановки (театрализованная игра).

Настольный театр – он наиболее прост в изготовлении и показе. Такой театр дети могут нарисовать и вырезать сами. Здесь все плоское и куклы и декорации. Все доступно вырезается из бумаги или картона, выпиливается из фанеры.

Театр пальчиков – маленькие мешочки, сшитые из ткани одетые на детские пальчики.

В театре игрушек – все объемное. Игрушки используются обычные детские, купленные в магазине, плюс для показа могут понадобиться различные вещи: посуда, корзинка, кроватка. Желательно, чтобы все игрушки были однофактурные. Такое представление помогает более яркому восприятию, развивает пространственное и образное видения детей. Содержание сценки должно быть предельно простым, без трудновыполнимых для игрушек движений и действий.

В каждой театрализованной игре есть сюжетный замысел, и ролевые действия. Ведущая роль в них принадлежит воспитателю. Роль воспитателя служит образом для подражания. Дети наблюдают, как говорит воспитатель, имитируя ролевые движения сказочных персонажей. Развивая мелодико-интонационную выразительность и плавность речи использую любые моменты из жизни группы для упражнений в различном интонировании слов.

Все эти средства в равной степени служат обогащению эмоциональной сферы ребенка, развитию его творческих способностей. Театральная постановка позволяет углубить и укрепить представление развивающейся личности о мире и о себе.

Приобщение малышей к театру, производит на них особенно сильное впечатление. Обычно участие в театрализованной игре вызывает у наших детей желание продолжить спектакль. Что они и делают, придя из зала в свою группу. Пользуются они, как правило, своими игрушками.

Можно выделить основные направления логопедической работы в театрально-игровой деятельности:

Развитие культуры речи артикуляционной моторики, фонематического восприятия, речевого дыхания, правильного звукопроизношения;

Развитие общей и мелкой моторики: координации движений, мелкой моторики руки, снятие мышечного напряжения, формирование правильной осанки;

Развитие сценического мастерства и речевой деятельности: развитие мимики, пантомимы, жестов, эмоционального восприятия, совершенствование грамматического строя речи, монологической и диалогической формы речи, игровых навыков и творческой самостоятельности.  

В благотворном влиянии театрально-игровой деятельности на детей дошкольного возраста убедится каждый, кто занимается этим радостным и полезным делом.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Театрально-игровая деятельность в коррекционной работе с детьми старшего дошкольного возраста

Презентация работы на тему: "Театрально-игровая деятельность в коррекционной работе с детьми старшего дошкольного возраста"...

Представление педагогического опыта «Использование логосказок и театрально- игровой деятельности в коррекционной работе с детьми»

        Использование театрализованных игр и сказкотерапии в обучении дошкольников развивает:  • активность — от потребности в эмоциональной разрядке к самовыражению в ...

Проект:«Использование логосказок и театрально- игровой деятельности в коррекционной работе с детьми»

Современные специалисты в поиске эффективных средств коррекции для ребенка с различными отклонениями все больше ориентируются на использование механизма воздействия сказки, которое оказывает значитель...

Кинезиологические сказки, как метод театрально – игровой деятельности, в коррекционной работе с детьми.

Материал подготовлен для выступления на педагогическом совете в ДОУ....

«Кинезиологические сказки, как метод театрально – игровой деятельности, в коррекционной работе с детьми».

laquo;Кинезиологические сказки, как метод театрально – игровой деятельности, в коррекционной работе с детьми»....

«Кинезиологические сказки, как метод театрально – игровой деятельности,в коррекционной работе с детьми».

laquo;Кинезиологические сказки, как метод театрально – игровой деятельности,в коррекционной работе с детьми»....