Представление педагогического опыта «Использование логосказок и театрально- игровой деятельности в коррекционной работе с детьми»
статья по логопедии на тему

          Использование театрализованных игр и сказкотерапии в обучении дошкольников развивает:

 

• активность — от потребности в эмоциональной разрядке к самовыражению в речевом действии;

• самостоятельность — от ориентации в средствах выразительности, проблемных ситуациях сказки, к поиску адекватных способов самовыражения в речи и движении;

• творчество — от подражания взрослому в действиии выразительном слове к совместному составлению словесных описаний;

• эмоциональность — от восприятия образов сказки к адекватному воплощению собственного опыта в действии, ритме и слове;

• произвольность — от переживания эмоциональных состояний сказочных героев, понимания образных выражений к оценке собственных устных сообщений и эмоциональных поступков;

• связную речь — от продолжения фраз взрослого к рассуждениям о музыкальных композициях, пантомимических этюдах, сказочных образах.

 

Как наиболее распространенный вид детского творчества, именно драматизация, «основанная на действии, совершаемом самим ребенком, наиболее близко, действенно и непосредственно связывает художественное творчество с личными переживаниями» (Выготский Л.С.). 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл predstavlenie_ped._opyta.docx34.72 КБ

Предварительный просмотр:

Представление педагогического опыта

«Использование логосказок и театрально-

игровой деятельности в

коррекционной работе с детьми»

                                                  Учитель-логопед:

                                           Козлова М.Б.


«Духовная жизнь ребенка полноценна лишь тогда, когда он живет в мире игры, сказки, музыки, фантазии, творчества. Без этого он засушенный цветок». Сухомлинский В.А.

Актуальность и перспективность опыта

     В последние годы наблюдается рост числа дошкольников с нарушениями речевого развития. В связи с гуманизацией образования и разработкой принципов личностно-ориентированного подхода к процессу воспитания, обучения и развития детей основной целью деятельности педагогических работников становится полноценное развитие личности ребенка. Задачи логопедической работы сводятся к социальной адаптации и интеграции ребенка, имеющего речевое нарушение, в среду нормально развивающихся сверстников.

Современные специалисты в поиске эффективных средств коррекции для ребенка с различными отклонениями все больше ориентируются на использование механизма воздействия сказки, которое оказывает значительное коррекционное влияние, комплексно воздействуя на детей.

В науке существует концепция сказкотерапии, разработанная зарубежными (Э. Фромм, Э. Берн, Э. Гарднер, АК Менегетти) и российскими (Е.Лисина, Е.Петрова, Р.Азовцева, М. Осорина, Т. Зинкевич-Евстигнеева) учеными. Через сказку ребенок может понять законы мира, в котором он родился и живет. Живой и выразительный язык сказки, особенно народной, изобилует меткими, остроумными эпитетами, смысловой поэтикой. Ни в каких других произведениях, кроме народных, вы не найдете такого идеального расположения труднопроизносимых звуков, которые, благодаря образной трактовке, без затруднений воспроизводятся маленькими слушателями.

Сказка выполняет исключительно важные речевые и коммуникативные функции:

• лексико-образную, поскольку формирует языковую культуру личности;

• активизирует и развивает внутреннюю слухоречевую память ребенка.

• при слушании и чтении сказок происходит интериоризация вербально-знаковых форм сказок;

• при пересказе, драматизации — становление речевой культуры;

• развиваются основные языковые функции - экспрессивная (вербально-образный компонент речи) и коммуникативная (способность к общению, пониманию, диалогу);

• развивающее - терапевтическую, поскольку имеет психотерапевтический эффект, который Аристотель обозначил термином катарсис (очищение души, умиротворение, снятие стресса).

Работа над театрализацией сказки способствует развитию и коррекции всех психических познавательных процессов. Заучивание слов сказки способствует развитию памяти, расширению словарного запаса, автоматизации звукопроизношения, развитию просодической стороны речи, ее выразительности.

Правильное определение месторасположения на сцене, танцы развивают ориентирование, моторику, двигательную активность. Работа над смысловым содержанием пословиц и поговорок развивает логику, учит правильно оценивать ситуацию.

При наличии доброжелательных зрителей ребенок учится концентрироваться, преодолевать комплексы, ложный страх. У него вырабатывается положительная самооценка, уверенность в себе. Эти качества очень пригодятся в школе, особенно во время ответов у доски.

В существующей организации работы ДОУ для детей с нарушениями речи можно заметить следующее противоречие: с одной стороны, занятия с логопедом (групповое и индивидуальное), коррекционная работа в вечернее время дома с родителями необходимы, очевидны и общепризнанны, с другой - такая деятельность не вызывает интереса у детей, поскольку работа по устранению недостатков речи предполагает ежедневный и кропотливый труд, требует усидчивости и подчинения требованиям взрослого. Кроме этого, в коррекционной работе, особенно дома, представляется проблематичной организация игровой деятельности. Такие занятия будут малоэффективны без желания самого ребенка. Произвольное поведение дошкольника еще недостаточно развито, он не может постоянно подчиняться правилам и требованиям взрослого. Огромным стимулом для развития и совершенствования речи является театральная деятельность.

Концептуальность

          Использование театрализованных игр и сказкотерапии в обучении дошкольников развивает:

• активность — от потребности в эмоциональной разрядке к самовыражению в речевом действии;

• самостоятельность — от ориентации в средствах выразительности, проблемных ситуациях сказки, к поиску адекватных способов самовыражения в речи и движении;

• творчество — от подражания взрослому в действиии выразительном слове к совместному составлению словесных описаний;

• эмоциональность — от восприятия образов сказки к адекватному воплощению собственного опыта в действии, ритме и слове;

• произвольность — от переживания эмоциональных состояний сказочных героев, понимания образных выражений к оценке собственных устных сообщений и эмоциональных поступков;

• связную речь — от продолжения фраз взрослого к рассуждениям о музыкальных композициях, пантомимических этюдах, сказочных образах.

Как наиболее распространенный вид детского творчества, именно драматизация, «основанная на действии, совершаемом самим ребенком, наиболее близко, действенно и непосредственно связывает художественное творчество с личными переживаниями» (Выготский Л.С.).

Теоретическая база опыта

На современном этапе поиск новых форм и методов обучения и воспитания детей - один из актуальных вопросов педагогики. Но, наряду с поиском современных моделей обучения и воспитания, необходимо возрождать лучшие образцы народной педагогики. Сказка как сокровищница русского народа находит применение в различных областях работы с детьми дошкольного возраста, имеющими речевые нарушения.

Сказка - наиболее действенный инструмент, влияющий на познание ребенка. В диалоге со сказкой, в творчестве с нею ребенок впитывает укорененную в веках гуманистическую философию жизни, неизменную веру в победу добра, любви и счастья.

К сказкам обращались в своем творчестве известные и зарубежные и отечественные психологи: Э.Фромм, Э.Берн, Э.Гарднер, И.В.Вачков, М. Осорина, Е.Лисина, Т. Зинкевич-Евстигнеева и другие.

Сказкотерапия - означает «лечение сказкой». Как пишет И.В. Вачков, сказку используют и врачи, и психологи, и педагоги, и каждый специалист находит в сказке тот ресурс, который помогает ему решать его профессиональные задачи.

        Вовремя рассказанная сказка для ребенка значит столько же, сколько психологическая консультация для взрослого. Отличие только в том, что от ребенка не требуют вслух делать выводы и анализировать, что с ним происходит: работа идет на внутреннем, подсознательном уровне.

Исходя из изученного мною материала  я убедилась в том, что особенно эффективными являются занятия с использованием игровых методов, театрализованных представлений, в том числе народных сказок, обыгрывание скороговорок, потешек, пословиц. И я решила связать логопедическую работу с привлечением театральных средств, атрибутов и их элементов. Театрализация логопедического процесса привлекательна тем, что вносит в детские будни атмосферу праздника, приподнятое настроение, позволяет ребятам проявить инициативу, способствует выработке у них чувства взаимопомощи, коллективных умений. Поэтому я обратилась к театральной деятельности как к средству всестороннего развития личности ребенка-логопата, воспитания у него активности, коллективизма, уверенности в своих силах. Можно использовать следующие виды театральной деятельности:

• музыкально-игровые упражнения для развития мимики, жестов;

• художественно-речевую деятельность (разнообразные игры по развитию речевого дыхания, голоса, речевого слуха);

• театрально-игровую деятельность (игры-драматизации, кукольный театр, сказкотерапия, творческие игры).

Основным моментом творческой игры является выполнение роли. В процессе игры ребенок создает образ действием, словом, что дает ему возможность активно развивать речевую деятельность.

Ведущая педагогическая идея

 Коррекция и развитие речи детей-дошкольников, имеющих недостатки развития речи через использование театральной деятельности и сказкотерапии.

1. Развивать связную речь детей.

2. Подводить к умению:

• выразительно интонировать голоса героев сказки;

• использовать образные выражения при пересказе сказки;

• выразительно передавать в мимике и движениях эмоциональное состояние героев сказок.

3. Совершенствовать:

• лексико-грамматические средства языка;

•звуковую сторону речи в сфере произношения, восприятия и выразительности.

4. Создавать на занятии благоприятную психологическую атмосферу, сотрудничество логопеда с детьми и друг с другом.

5. Укреплять веру детей в собственные возможности, сглаживать отрицательные переживания, связанные с речевой неполноценностью.

6. Вовлечь родителей в единое пространство «семья - детский сад».

7. Повысить культурный уровень дошкольников.

Результативность опыта

Развитие речи дошкольников – логопатов:

• успешное овладение грамотной и связной речью.

• выразительное интонирование детьми голосов героев сказок;

• использование образных выражений при пересказе сказок;

• выразительная передача мимикой и движениями эмоциональных состояний героев сказок;

• грамотное овладение лексико-грамматическими средствами языка;

• совершенствование звуковой стороны речи;

• усиление интереса к занятиям;

• доброжелательное отношение к взрослым и друг к другу.

Родители будут вовлечены в единое пространство «семья - детский сад»;

Повысится культурный уровень дошкольников.

Критерии эффективности.

• Звукопроизношение

• Фонематические процессы

• Лексико-грамматические категории

• Связанная речь

• Общая и мелкая моторика

Возможность тиражирования

   По распространению опыта проводятся семинары школьного, муниципального уровней, на которых идет обмен опытом по использованию методических приемов по изучению  темы

Востребованность опыта.

Опыт  может быть использован в условиях детских садов, логопункта.

Используемые источники.

Методическое

1. «Театр сказок» Л. Поляк, «Детство-Пресс», г. Санкт – Петербург, 2008 г.

2. «Веселый театр» А.П. Розанова, «Детгиз», 1960 г.

3. «Теремок» М.А. Кац, М. – 1984 г.

4. «Организация театральной деятельности детей дошкольного возраста» М.В. кратова, Н.Б. Дубинина, г. Тамбов, 1995 г.

5. «Секреты кукольного театра» Н.А. Ян, ТОИПКРО, г. Тамбов, 2004

6. Додокина Н.В., Евдакимова Е.С. «Семейный театр в детском саду: совместная деятельность педагогов, родителей и детей», М.: Мозайка-Синтез, 2008 г.

7. Маханева М.Д. «Театрализованные занятия в детском саду», М.: ТЦ Сфера, 2004 г.

8. Антипина Е.А. «Театрализованная деятельность в детском саду», М.: ТЦ Сфера, 2009 г.

9. Гнедова О.Л., Майданюк Л.Е. «Театрализация сказок в коррекционном детском саду», СПб.: «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2007 г.

10. Мигунова Е.В. «Театральная педагогика в детском саду», М.: ТЦ Сфера, 2009 г.

11. «Логопед» научно-методический журнал №4, 2007г.

12. «Логопед» научно-методический журнал №6, 2007г.

13. «Логопед» научно-методический журнал №6, 2008г.

14. «Логопед» научно-методический журнал №1, 2009г.

Дидактическое

  1. планы - конспекты театрализованных игр;
  2. консультации для родителей;
  3. Информационные ресурсы

http://www.ivalex.vistcom.ru/ - «Все для детского сада». На сайте предоставлены материалы, которые призваны помочь молодым воспитателям: консультации, авторские разработки, конспекты, диагностический материал.

http://www.detskiysad.ru/ - Портал Детский сад.Ру. На страницах сайта собрано множество познавательных статей, полезных советов и рекомендаций.

http://www.solnet.ee/sol/001/s_ds.html - детский портал

http://festival.1september.ru/ - Фестиваль педагогический идей «Открытый урок»

http://window.edu.ru/ - теоретический материал по театральной деятельности

http://vospitatel.resobr.ru/ - Сайт журнала «Старший воспитатель»

http://www.detskiysad.ru/rech/411.html - Интересный литературный материал для театра теней дан в книге Т. Н. Караманенко «Кукольный театр в детском саду» http://www.logoburg.com/- Пособие адресовано логопедам, воспитателям, гувернерам и родителям.

http://www.logoped-sfera.ru/- «Логопед» — журнал для всех, кто занимается с детьми, имеющими нарушения речи: логопедов, воспитателей ДОУ, медиков и учителей».

План реализации проекта

сентябрь

«Вежливые слова» Э. Машковская

Стихотворение – мини – сценка по ролям

Сказка К.И.Чуковского «Муха - цокотуха»

Игры с движениями «Осень»

октябрь

Театрализованный праздник «В гостях у Мойдодыра»

Музыкальная игра «Три синички»

«Веселые превращения» В. Степанов

Сказка – игра по С.Я Маршаку «Кто колечко найдет»

ноябрь

Театрализованная викторина «Заячья любовь». В Берестов

Игра – пантомима по стихотворению К.И.Чуковского «Черепаха»

Расскажи стихи руками. Л.П.Савина

Разыгрывание по ролям стихотворения «Кто как считает?» М.Карим

декабрь

Чтение стих. М.Боровицкой «Убежало молоко» с импровизацией

Мини - сценка.Б.Заходера «Моя Вообразилия»

Игра «Представьте себе». Игра «Живой оркестр»

Игра – пантомима В.Суслова «Шепот и шорох»

январь

Беседы о профессиях. Теат. игра «Веселый старичок - Лесовичок»

Загадки без слов. Мини – сценка «Мыши»

Инсценировка «Надин сон». Вводная беседа.

А. Босева. Игра «Поиграем - угадаем»

февраль

Игра «Расскажи стихи руками» И. Токмакова

Викторина «Сами с усами»

Викторина «Мой маленький театр»

Игра на имитацию движений «Как варили суп»

март

Инсценировка «Три мамы»

Разыгрывание по ролям мини – сценки Б.Заходера «Приятная встреча»

Мини – сценки «Лиса», «Заяц»

Игра – пантомима «Медвежата»

апрель

Викторина «Игралочка»

Разыгрывание сценки по

А.Апухтину «Кузнечик»

Игра на пальцах Л.П.Савина «Братцы»

Чтение стихотворения Б. Заходера с импровизацией

май

Детские музыкальные клипы

Игры с воображаемыми объектами

Рассказ сказки Суетеев «Под грибом»

Попробуем измениться


Приложение1

Диагностика развития театральной деятельности детей

Методика № 1. Художественно-речевая активность детей

Цель: Оценить художественно-речевые способности детей, дикцию, эмоциональность, умение точно и последовательно передать смысл сказки.

Методика выполнения: Ребёнку читается сказка «Волк и семеро козлят» и логопед просит пересказать её.

Критерии оценки:

условно высокий уровень – ребёнок пересказывает последовательно-, эмоционально условно средний уровень – ребёнок рассказал без особого интереса по шаблону.

Условно низкий уровень – ребёнок пытался, но не смог пересказать, отказался от выполнения задания.

Методика № 2. Мастерство актёра

Цель: Выявить раскрепощённость, эмоциональность умение перевоплотиться в заранее предложенный образ.

Методика выполнения: Ребёнку предлагается перевоплотиться в его любимую игрушку, а потом попробовать стать куклой и роботом.

Критерии оценки: условно высокий уровень – ребёнок показал внешние особенности образа без закомплексованности условно средний уровень – ребёнок показал со смущением, без конкретных особенностей условно низкий уровень – ребёнок от показа отказался.

Методика 3. Наполненность театрального словаря.

Цель: В игровой форме выявить сообразительность ребёнка. Методика выполнения: Ребёнок должен знать слова: артист, зритель, аплодисменты, роль, театр, фланелеграф. Критерии оценки: условно высокий уровень – ребёнок назвал все слова условно средний уровень – ребёнок назвал половина слов условно низкий уровень – ребёнок не назвал ни одного слова.




По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ЗНАЧЕНИЕ ТЕАТРАЛЬНО-ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЕ С ДЕТЬМИ.

В докладе рассматривается значение театрально-игровой деятельности в коррекционной работе над речью воспитанников логопедических групп детского сада....

Театрально-игровая деятельность в коррекционной работе с детьми старшего дошкольного возраста

Презентация работы на тему: "Театрально-игровая деятельность в коррекционной работе с детьми старшего дошкольного возраста"...

Проект:«Использование логосказок и театрально- игровой деятельности в коррекционной работе с детьми»

Современные специалисты в поиске эффективных средств коррекции для ребенка с различными отклонениями все больше ориентируются на использование механизма воздействия сказки, которое оказывает значитель...

Кинезиологические сказки, как метод театрально – игровой деятельности, в коррекционной работе с детьми.

Материал подготовлен для выступления на педагогическом совете в ДОУ....

«Кинезиологические сказки, как метод театрально – игровой деятельности, в коррекционной работе с детьми».

laquo;Кинезиологические сказки, как метод театрально – игровой деятельности, в коррекционной работе с детьми»....

Педагогический проект «Использование логосказок и театрально-игровой деятельности в коррекционной работе с детьми»

Педагогический проект «Использование логосказок и театрально-игровой деятельности в коррекционной работе с детьми»...