Первый социум для ребенка
методическая разработка на тему

Алякина Наталья Ивановна

Первый социум для ребенка – семья.

                                                                                  Семья – это общество в миниатюре, от

                                                                                   целостности которого зависит безопасность

                                                                                   всего большого человеческого общества.

                                                                                                                                   Адлер Ф.

Для воспитания полноценной личности необходимо способствовать социализации ребенка в его первых социумах – семье и группе детского сада, которые могут способствовать его социально-психологической адаптации к дальнейшей жизни в обществе и успешному взаимодействию с окружающим миром. Семья является одним из важных факторов социального воздействия, она оказывает влияние на физическое, психическое и социальное развитие ребенка. Роль семьи состоит в постепенном введении ребенка в общество, чтобы его развитие шло сообразно природе ребенка и культуре страны, где он появился на свет. Обучение ребенка тому социальному опыту, который накопило человечество, культуре страны, ее нравственным нормам, традициям народа – прямая функция семьи как социального института. Но все это невозможно без систематического просвещения родителей. Родители, не владея в достаточной мере знанием возрастных и индивидуальных особенностей развития ребенка, порой осуществляют воспитание вслепую, интуитивно и поэтому детский сад приходит на помощь им.

Семья и детский сад – два общественных института, которые стоят у истоков нашего будущего, но зачастую они не слышат друг друга, им не хватает взаимопонимания, такта, терпения.

Именно в семье складываются первые представления ребенка об окружающем мире, добре и справедливости, ответственности и долге. Родительская любовь дает ребенку запас прочности, формирует чувство психологической защищенности.

Нестабильная ситуация в семье, неуверенность в своем будущем, развитие напряженности в личностных отношениях, ведет к нарушению детско-родительских отношений. Многие родители хотят иметь «хороших» детей, это приводит к тому, что ребенок начинает подчиняться настроениям взрослых в семье, отрицая свои переживания и настроения, что ведет к нарушению мироощущения ребенка и проблем личного роста.  Он не понимает как к нему относятся близкие и в следствии этого возникает дефицит чувства собственного достоинства, безынициативность, чувства вины. Для решения этой проблемы встала необходимость поиска новых форм работы с семьей, так как традиционные методы не всегда эффективны.

Для решения проблемы сплочения семьи, сближение взрослых и детей невозможно без участия ребенка и родителей как двух равноправных, великих сторон.

 В связи с этим перед нашим дошкольным учреждением встала задача поиска эффективных форм работы  с родителями и детьми.

Поиск эффективных форм взаимодействия с родителями и детьми по предупреждению и преодолению трудностей семейного воспитания мы проводили через разработку единой модели сотрудничества с семьей в условиях детского сада.

Очень давно ведется спор, что важнее в становлении личности: семья или общественное воспитание (детский сад, школа). Непонимание между семьей и детским садом всей тяжестью ложится на ребенка.

По итогам анкетирования, мы поняли, что очень многих родителей интересует только питание. Они считают, что детский сад – это место, где только присматривают за детьми, пока родители на работе. По данным опроса многие родители практически не занимаются с детьми, так как у них нет времени. И мы воспитатели, тоже очень часто испытываем трудности в общении с родителями, тоже по этой причине. Как трудно докричаться до пап и мам! Нелегко объяснить родителям, что ребенка надо не только накормить и красиво одеть, но и разговаривать с ним, научить его думать, размышлять, фантазировать. Как заинтересовать родителей в совместной работе? Как сделать родителей участниками воспитательного процесса?

Для решения этих проблем мы организовали  взаимодействию ДОУ и семьи, изучение семей воспитанников. Мы изучили семьи и сделали анализ проведенного исследования, составили характеристику группы и определили цели работы семьей, формируя при этом родительский комитет.

Работу с родителями можно условно поделить на две части:

1.      Со всеми родителями в рамках родительских собраний по повышению педагогической и психологической культуры.

2.      С частью родителей в форме семейного клуба и консультативного центра по формированию навыков и умений, связанных в первую очередь с конструктивным взаимодействием в системе родитель-ребенок.

Правило работы:

1 К родителям каждого ребенка проявлять искреннее уважение;

2 Общение с родителями не должно быть во вред детям;

3 Изучение семей должно быть тактичным и объективным;

4 Изучение семей воспитанников должно предполагать просвещение родителей в коррекционную работу.

На первом этапе проводим опрос –диагностика родителей на предмет социального заказа, составление перспективного плана мероприятий, подготовка к мероприятиям, обсуждение общих вопросов, связанных с организацией работы с семьей.

Для этого создали сайт ДОУ «Золотой колосок», фотоальбом, стенды и другую наглядную агитацию. Подготовили письма в семьи, имеющие детей дошкольников, которые редко посещают детский сад, оформили родительские уголки, провели день открытых дверей.

На втором этапе проводили различные мероприятия с привлечением родителей. Тематика мероприятий, заседаний варьируется в зависимости от социального запроса родителей.

Для установления партнерских отношений между всеми участниками образовательного процесса оформили совместные выставки творческих работ и фотовыставки: фотовыставка «Моя семья», «Планета детства» ко дню защитника детей. Природа и фантазия (выставка из природного материала).  Провели семинар практикум «Как помочь своему ребенку», родительскую конференцию «Авторитет родителей – основа воспитания».

Выпустили стенную газету «Семья –глазами детей». Многие семьи совместно с детьми сделали альбомы «Моя семья», нарисовали генеалогическое дерево и показали детям свою родословную.

  Семейный архив

Ещё до создания вашей семьи вы можете заложить начало семейного архива. Для этого нужно собирать самые памятные и выразительные фотографии, видеокадры ваших встреч, создавайте фотоальбомы «Свадьба мамы и папы», «Наш малыш». А уж с появлением детей полки вашего «музея» будут пополняться не по дням, а по часам. Бирочка из родильного дома, первый локон волос, контур детской ножки – всё это с умилением будут рассматривать ваши дети много лет спустя. Но семейный архив нужен не только для ностальгии. Осознание того, что у семьи есть своя история, свои хроники, даёт детям чувство «крепкого тыла».

                                               Родословная или семейное дерево

Подумайте: вам важно было знать, кто ваши предки? Чем занимались бабушки и дедушки? Какими они были? На кого из них вы больше всего похожи? Чем они увлекались в жизни? Детям тоже важно знать ответы на эти вопросы. Между прочим, они будут слушать ваши рассказы о своих предках едва ли не с большим интересом, чем любимые сказки. А вместе с детьми можете нарисовать и украсить фотографиями самое настоящее генеалогическое дерево всей вашей семьи. И обратите внимание на то, как ваши дети будут изучать своих предков, с какой гордостью будут рассказывать своим сверстникам.

                                            Дружный семейный отдых

Традиция хотя бы раз в год выбираться, вместе отдохнуть превосходно объединяет семью. Ведь во всё остальное время мы даже можем не видеться, так как все заняты учебой или работой. Зато на отдыхе всегда есть время пообщаться у детей и родителей. Очень приятно после отдыха посмотреть видео или совместные фотографии. Совместные воспоминания объединяют. Планируйте такой отдых заранее, ведь строить планы с детьми – это тоже традиция.

                                                 Семейные праздники

В каждой семье свои традиции празднования. Новый год, дни рождения, 8 Марта – эти праздники традиционно собирают всю семью за столом. Но вы можете придумать свои нетрадиционные праздники, которые будут радовать вас и ваших близких. «Праздник первого зубка» для малыша или «Праздник урожая», когда вся семья на даче не только копает картошку, но и жарит шашлыки или устраивают бега. Дети, которые присутствуют на таких праздниках, очень любят такие традиции. Они с удовольствием принимают участие в таких праздниках и в подготовке к ним.

                           Просто хорошие и добрые традиции.

На самом деле в традицию можно превратить все, что угодно. К примеру, каждую осень можно отправляться за грибами, а зимой можно кататься на лыжах всей семьей или на санках с горки. Вы можете играть в настольные игры каждую пятницу месяца. В выходной поспать подольше или всей семьей поиграть в настольный театр, распределив роли между собой. Можно придумать, что угодно.

                               Любое совместное дело сближает.

В большой семье или в ожидании гостей можно устроить совместное приготовление салатов или вареников, или пельменей. Все занимаются своим трудом: кто-то вымешивает тесто, кто-то лепит, кто-то готовит начинку. А затем все садятся за стол и пробуют то, что получилось. Еще можно устраивать совместные генеральные уборки или субботники. Самое главное все были вместе и все делали сообща.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pervyy_sotsium_dlya_rebenka.docx21.46 КБ

Предварительный просмотр:

        Первый социум для ребенка – семья.

                                                                                  Семья – это общество в миниатюре, от

                                                                                   целостности которого зависит безопасность

                                                                                   всего большого человеческого общества.

                                                                                                                                   Адлер Ф.

Для воспитания полноценной личности необходимо способствовать социализации ребенка в его первых социумах – семье и группе детского сада, которые могут способствовать его социально-психологической адаптации к дальнейшей жизни в обществе и успешному взаимодействию с окружающим миром. Семья является одним из важных факторов социального воздействия, она оказывает влияние на физическое, психическое и социальное развитие ребенка. Роль семьи состоит в постепенном введении ребенка в общество, чтобы его развитие шло сообразно природе ребенка и культуре страны, где он появился на свет. Обучение ребенка тому социальному опыту, который накопило человечество, культуре страны, ее нравственным нормам, традициям народа – прямая функция семьи как социального института. Но все это невозможно без систематического просвещения родителей. Родители, не владея в достаточной мере знанием возрастных и индивидуальных особенностей развития ребенка, порой осуществляют воспитание вслепую, интуитивно и поэтому детский сад приходит на помощь им.

Семья и детский сад – два общественных института, которые стоят у истоков нашего будущего, но зачастую они не слышат друг друга, им не хватает взаимопонимания, такта, терпения.

Именно в семье складываются первые представления ребенка об окружающем мире, добре и справедливости, ответственности и долге. Родительская любовь дает ребенку запас прочности, формирует чувство психологической защищенности.

Нестабильная ситуация в семье, неуверенность в своем будущем, развитие напряженности в личностных отношениях, ведет к нарушению детско-родительских отношений. Многие родители хотят иметь «хороших» детей, это приводит к тому, что ребенок начинает подчиняться настроениям взрослых в семье, отрицая свои переживания и настроения, что ведет к нарушению мироощущения ребенка и проблем личного роста.  Он не понимает как к нему относятся близкие и в следствии этого возникает дефицит чувства собственного достоинства, безынициативность, чувства вины. Для решения этой проблемы встала необходимость поиска новых форм работы с семьей, так как традиционные методы не всегда эффективны.

Для решения проблемы сплочения семьи, сближение взрослых и детей невозможно без участия ребенка и родителей как двух равноправных, великих сторон.

 В связи с этим перед нашим дошкольным учреждением встала задача поиска эффективных форм работы  с родителями и детьми.

Поиск эффективных форм взаимодействия с родителями и детьми по предупреждению и преодолению трудностей семейного воспитания мы проводили через разработку единой модели сотрудничества с семьей в условиях детского сада.

Очень давно ведется спор, что важнее в становлении личности: семья или общественное воспитание (детский сад, школа). Непонимание между семьей и детским садом всей тяжестью ложится на ребенка.

По итогам анкетирования, мы поняли, что очень многих родителей интересует только питание. Они считают, что детский сад – это место, где только присматривают за детьми, пока родители на работе. По данным опроса многие родители практически не занимаются с детьми, так как у них нет времени. И мы воспитатели, тоже очень часто испытываем трудности в общении с родителями, тоже по этой причине. Как трудно докричаться до пап и мам! Нелегко объяснить родителям, что ребенка надо не только накормить и красиво одеть, но и разговаривать с ним, научить его думать, размышлять, фантазировать. Как заинтересовать родителей в совместной работе? Как сделать родителей участниками воспитательного процесса?

Для решения этих проблем мы организовали  взаимодействию ДОУ и семьи, изучение семей воспитанников. Мы изучили семьи и сделали анализ проведенного исследования, составили характеристику группы и определили цели работы семьей, формируя при этом родительский комитет.

Работу с родителями можно условно поделить на две части:

  1. Со всеми родителями в рамках родительских собраний по повышению педагогической и психологической культуры.
  2. С частью родителей в форме семейного клуба и консультативного центра по формированию навыков и умений, связанных в первую очередь с конструктивным взаимодействием в системе родитель-ребенок.

Правило работы:

1 К родителям каждого ребенка проявлять искреннее уважение;

2 Общение с родителями не должно быть во вред детям;

3 Изучение семей должно быть тактичным и объективным;

4 Изучение семей воспитанников должно предполагать просвещение родителей в коррекционную работу.

На первом этапе проводим опрос –диагностика родителей на предмет социального заказа, составление перспективного плана мероприятий, подготовка к мероприятиям, обсуждение общих вопросов, связанных с организацией работы с семьей.

Для этого создали сайт ДОУ «Золотой колосок», фотоальбом, стенды и другую наглядную агитацию. Подготовили письма в семьи, имеющие детей дошкольников, которые редко посещают детский сад, оформили родительские уголки, провели день открытых дверей.

На втором этапе проводили различные мероприятия с привлечением родителей. Тематика мероприятий, заседаний варьируется в зависимости от социального запроса родителей.

Для установления партнерских отношений между всеми участниками образовательного процесса оформили совместные выставки творческих работ и фотовыставки: фотовыставка «Моя семья», «Планета детства» ко дню защитника детей. Природа и фантазия (выставка из природного материала).  Провели семинар практикум «Как помочь своему ребенку», родительскую конференцию «Авторитет родителей – основа воспитания».

Выпустили стенную газету «Семья –глазами детей». Многие семьи совместно с детьми сделали альбомы «Моя семья», нарисовали генеалогическое дерево и показали детям свою родословную.

  Семейный архив

Ещё до создания вашей семьи вы можете заложить начало семейного архива. Для этого нужно собирать самые памятные и выразительные фотографии, видеокадры ваших встреч, создавайте фотоальбомы «Свадьба мамы и папы», «Наш малыш». А уж с появлением детей полки вашего «музея» будут пополняться не по дням, а по часам. Бирочка из родильного дома, первый локон волос, контур детской ножки – всё это с умилением будут рассматривать ваши дети много лет спустя. Но семейный архив нужен не только для ностальгии. Осознание того, что у семьи есть своя история, свои хроники, даёт детям чувство «крепкого тыла».

                                               Родословная или семейное дерево

Подумайте: вам важно было знать, кто ваши предки? Чем занимались бабушки и дедушки? Какими они были? На кого из них вы больше всего похожи? Чем они увлекались в жизни? Детям тоже важно знать ответы на эти вопросы. Между прочим, они будут слушать ваши рассказы о своих предках едва ли не с большим интересом, чем любимые сказки. А вместе с детьми можете нарисовать и украсить фотографиями самое настоящее генеалогическое дерево всей вашей семьи. И обратите внимание на то, как ваши дети будут изучать своих предков, с какой гордостью будут рассказывать своим сверстникам.

                                            Дружный семейный отдых

Традиция хотя бы раз в год выбираться, вместе отдохнуть превосходно объединяет семью. Ведь во всё остальное время мы даже можем не видеться, так как все заняты учебой или работой. Зато на отдыхе всегда есть время пообщаться у детей и родителей. Очень приятно после отдыха посмотреть видео или совместные фотографии. Совместные воспоминания объединяют. Планируйте такой отдых заранее, ведь строить планы с детьми – это тоже традиция.

                                                 Семейные праздники

В каждой семье свои традиции празднования. Новый год, дни рождения, 8 Марта – эти праздники традиционно собирают всю семью за столом. Но вы можете придумать свои нетрадиционные праздники, которые будут радовать вас и ваших близких. «Праздник первого зубка» для малыша или «Праздник урожая», когда вся семья на даче не только копает картошку, но и жарит шашлыки или устраивают бега. Дети, которые присутствуют на таких праздниках, очень любят такие традиции. Они с удовольствием принимают участие в таких праздниках и в подготовке к ним.

                           Просто хорошие и добрые традиции.

На самом деле в традицию можно превратить все, что угодно. К примеру, каждую осень можно отправляться за грибами, а зимой можно кататься на лыжах всей семьей или на санках с горки. Вы можете играть в настольные игры каждую пятницу месяца. В выходной поспать подольше или всей семьей поиграть в настольный театр, распределив роли между собой. Можно придумать, что угодно.

                               Любое совместное дело сближает.

В большой семье или в ожидании гостей можно устроить совместное приготовление салатов или вареников, или пельменей. Все занимаются своим трудом: кто-то вымешивает тесто, кто-то лепит, кто-то готовит начинку. А затем все садятся за стол и пробуют то, что получилось. Еще можно устраивать совместные генеральные уборки или субботники. Самое главное все были вместе и все делали сообща.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Детский сад и семья – первый социум для ребенка

Для воспитания полноценной личности необходимо способствовать социализации личности ребёнка в его первых социумах в семье и детском саду....

Проект по теме: «Детский сад и семья – первый социум для ребенка» Клуб «Семейная гостиная»

Материал раскрывает возможности совместной работы в системе воспитатель-родители-дети...

Деловая игра для педагогов в рамках педсовета «Детский сад и семья – первый социум для ребенка»

Деловая игра для педагогов детского сада в рамках педсовета "Детский сад и семья - первый социум для ребенка". Игра нацелена на формирование умений дифференцированно подходить к организации работы с р...

"Детский сад и семья – первый социум для ребенка». Клуб «Семейная гостиная»

Первая школа воспитания растущего малыша – семья. Здесь он учится любить, терпеть, радоваться, сочувствовать.  Любая педагогическая  система без семьи – чистая абстракция.  В условиях с...

Дети санатория и и семья - социум для ребенка

Первая школа воспитания человека - семья....

Проект "Детский сад и семья - первый социум для ребенка"

Проект "Детский сад и семья - первый социум для ребенка"...