Главные вкладки

    Роль сюжетно-ролевой игры в развитии личности ребенка
    консультация на тему

    Пелипенко Наталья Алексеевна

    Сюжетно-ролевые игры уникальны по своему характеру: они позволяют ребенку абсолютно безопасно примерить на себя любую социальную роль, пережить самые разнообразные жизненные ситуации, приобретая соответсвующий коммуникативный опыт. 

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл rol_syuzhetno-rolevoy_igry_v_razvitii_lichnosti_rebenka.docx16.85 КБ

    Предварительный просмотр:

    КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩИХ И ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ ГРУПП "РОЛЬ СЮЖЕТНО-РОЛЕВОЙ ИГРЫ В РАЗВИТИИ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА"

    ВОСПИТАТЕЛЬ МБДОУ ДС КВ №5 МО ТЕМРЮКСКИЙ РАЙОН   ПЕЛИПЕНКО НАТАЛЬЯ АЛЕКСЕЕВНА

    Бесспорным является тот факт, что игровая деятельность – это ведущая деятельность детей дошкольного возраста. Она в наибольшей степени способствует формированию новообразований ребенка, развитию его психических процессов.

    В раннем возрасте игровая деятельность не изобретается ребенком, а задается ему взрослым, который учит малыша играть, знакомит со способами игровых действий (как использовать игрушку, предметы-заместители, другие средства воплощения образа; выполнять условные действия, строить сюжет, подчиняться правилам и т.п.).

    По мере взросления, в среднем и старшем дошкольном возрасте, усваивая в общении со взрослыми технику различных игр, ребенок обобщает игровые способы и переносит на другие ситуации. Так игра приобретает самодвижение, становится формой собственного творчества ребенка, а это обуславливает ее развивающий эффект.

    Разрозненные действия, которые ребенок раньше воспроизводил в игре, он постепенно начинает объединять в определенную последовательность. Теперь он может составить сюжет какой-либо игры, воспроизводить взаимоотношения между людьми. Это и есть ролевая игра.

    Рассмотрим вкратце структуру сюжетно-ролевой игры.

    Основой сюжетно-ролевой игры является мнимая или воображаемая ситуация, которая заключается в том, что ребенок берет на себя роль взрослого и выполняет ее в созданной им самим игровой обстановке. Но самое главное – в игре ребенок воплощает свой взгляд, свои представления, свое отношение к тому событию, которое разыгрывает.

    Сюжетно-ролевая игра имеет следующие структурные компоненты: сюжет, содержание, роль.

    Сюжет игры – это та сфера деятельности, которая воспроизводится детьми (например, игра в семью, детский сад, больницу, магазин, парикмахерскую и т.д.).

    Содержание игры – это то, что именно воспроизводится детьми в качестве центрального момента деятельности и отношений между взрослыми в их бытовой, трудовой или общественной деятельности.

    Роль – это средство реализации сюжета и главный компонент сюжетно-ролевой игры. Для ребенка роль – это его игровая позиция: он отождествляет себя с каким-либо персонажем сюжета и действует в соответствии с представлениями о данном персонаже. Смысл игры для дошкольников заключается в отношениях между персонажами.

        В процессе игры между детьми складывается два вида отношений:

    - отношения, которые определяются содержанием и правилами игры (это те игры, которые дети разучивают под руководством взрослого и потом периодически в них играют, например, «У медведя во бору», «Воробышки и автомобиль» и др.);

    - реальные отношения, которые проявляются по поводу игры (сговор на игру, распределение ролей, установление правил, конфликты, возникшие между играющими, и выход из них).

    Целью ролевой игры является осуществляемая деятельность – сама игра, то есть мотив лежит в содержании деятельности, а не вне ее. Учебный характер игры дошкольниками не осознается. С позиции же воспитателя ролевую игру можно рассматривать как форму организации учебного процесса. Для воспитателя цель игры – формирование речевых (и других) навыков и умений воспитанников.

    Именно в процессе игры происходит формирование речевых навыков и умений ребенка? Что является неотъемлемой частью успешной социализации.

    Как мы знаем, в ходе игры ребенок вслух разговаривает с игрушкой, говорит и за себя, и за нее, подражает гудению самолета, голосам зверей и т.д. Таким образом, в сюжетно-ролевой игре развивается речевая активность детей.

    Кроме того, сюжетно-ролевая игра отличается тем, что действие ее происходит в некотором условном пространстве. Игровая комната вдруг превращается в больницу, в магазин или в поле сражения. А играющие дети берут на себя соответствующие роли (врача, продавца, солдата) и действуют от имени этих ролей. В ролевой игре это всегда парные или дополнительные роли, поскольку всякая роль предполагает другого участника: ребенок может быть врачом, только если рядом есть больной, покупателем, только если есть продавец, и т.п. Поэтому ролевая игра – это деятельность коллективная: она обязательно предполагает других участников и прежде всего сверстников. А это требует построения диалогов, правильного и четкого выражения собственных мыслей.

    Именно называние предметов новыми именами, обозначение действий, совершаемых с этими предметами, дает новый смысл каждой отдельной вещи, действию, поступку. Когда дети играют, они не только действуют, жестикулируют и манипулируют с игрушками, они еще всегда объясняют, что именно они делают. Без таких объяснений, придающих новый смысл предметам и действиям, невозможно ни принятие роли, ни создание условного пространства игры. Например, играя в больницу, обязательно следует договориться, кто врач, а кто больной, где шприц, а где градусник, когда врач дает таблетки, а когда слушает пациента. Без такой договоренности и без взаимного понимания игровая ситуация перестает существовать и рассыпается.

    Итак, ролевая игра способствует развитию речевых умений и навыков, позволяет моделировать общение детей в различных речевых ситуациях. Другими словами, ролевая игра представляет собой упражнение для овладения детьми навыками диалогической речи в условиях межличностного общения. В этом плане ролевая игра выполняет обучающую функцию.

    Также сюжетно-ролевая игра имеет огромное воспитательное значение, оказывает всестороннее влияние на ребенка. Игра помогает сплотить детский коллектив, в активную деятельность вовлекаются застенчивые и робкие, и это способствует самоутверждению каждого в коллективе. В ролевых играх воспитывается сознательная дисциплина, трудолюбие, взаимопомощь, активность ребенка, готовность включаться в разные виды деятельности, самостоятельность, умение отстоять свою точку зрения, проявить инициативу, найти оптимальное решение в определенных условиях. По мимо всего прочего ролевая игра учит детей находить компромиссные решения в любых проблемных ситуациях, учит договариваться.

    Как показывает практика, детям нравятся положительные роли, через проигрывание которых у них и прививаются такие нравственные качества как доброта, сострадание, честность, справедливость, смелость, трудолюбие и др. Вместе с тем, дети с удовольствием играют и роли отрицательных персонажей с целью высмеять их отрицательные черты.

    Таким образом, сюжетно-ролевая игра имеет огромную и незаменимую обучающую и воспитательную ценность в становлении личности ребенка. Она не только способствует полноценному речевому развитию детей, но также помогает накапливать знания, развивать детскую память, мышление и воображение, позволяет в полной мере реализовать творческие способности всех участников игры.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Роль строительно-конструктивных игр в развитии личности ребенка

    Строительно-конструктивная игра очень интересное дело. Нужна ли такая игра? Какие задачи можно решить в процессе конструирования. Каково ее место в жизни дошкольника....

    Роль труда в природе для развития личности ребенка.

    Для чего необходимо приучать ребенка заботиться о природе, беречь ее и чувствовать ответственность за ее сохранность....

    Консультация для родителей «Роль педагога-хореографа во всестороннем развитии личности ребенка-дошкольника»

    Танцевальное искусство обладает огромной силой в воспитании творческой, всесторонне развитой личности....

    Консультация для воспитателей на тему: «Роль обучения математике для всестороннего развития личности ребенка»

    Формированию и совершенствованию интеллектуальных способностей способствует обучение детей математике в дошкольном возрасте: логически мыслить, рассуждать и действовать, гибкость мыслительного процесс...

    Роль игры в развитии личности ребенка

    КонсультацияРоль игры в развитии личности ребенка...

    Роль игры в развитии личности ребенка дошкольного возраста

    Вся жизнь дошкольника связана с игрой. Освоение окружающих его вещей, отношений между людьми, понимание тех значений, которые несет общественная жизнь, труд и обязанности взрослых, - со всем этим он з...