Консультация для воспитателей "Роль народной игры в развитии личности ребенка"
консультация по теме

Тубилова Сария Хатмулловна

Роль народной игры в развитии личности ребенка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konsultatsiya_-_rol_narodnoy_igry.doc41 КБ

Предварительный просмотр:

Дошкольное отделение МБОУ "СШ №40"

«Роль народной игры в развитии личности ребёнка»

Консультация для родителей

                                                                      Подготовила: воспитатель      первой категории Тубилова С.Х.

г. Нижневартовск

      Весёлые подвижные игры – это наше детство. Подвижная игра – естественный спутник ребёнка источник радостных эмоций. Обладающий великой воспитательной силой.

    Игра – это средство всестороннего воспитания дошкольника,  игра для них – учёба, труд, способ познания окружающего, серьёзная форма воспитания. Называя народные игры, она отмечала их большое значение в воспитания у детей целого ряда качеств: находчивости, дисциплинированности, наблюдательности, чувства юмора.

   Народные подвижные игры являются традиционным средством педагогики. Мы считаем, что детей надо воспитывать в лучших традициях своего народа. Одна из них – национальные игры. Игра – это не только развлечение. Все народы во все времена придумывали именно такие игры, чтобы с малых лет ребёнок рос здоровым, развитым, смелым. Народ придумывал так много игр, связанных с движением: они развивают ловкость, гибкость, силу, хорошо тренирует зоркость и к тому же заставляют работать головой –развиваются сообразительность, находчивость, инициатива и т.д. Все это связано с подвижными  играми. Такие игры – народное творчество, отшлифованное временем.

     У каждого народа есть свои национальные игры, которые имеют многовековые традиции. Они сохранились и дошли до наших дней из глубокой старины, передавались из поколения в поколении, вбирая в себе лучшие национальные традиции. Испокон веков в них отражался образ жизни татарского народа, их быт, труд, национальные устои, представление о чести, смелости, мужестве, желание обладать силой, ловкостью, выносливостью, быстротой и красотой движения, проявлять смекалку, выдержку, творческую выдумку, находчивость, волю и стремление к победе.

     В народных играх много юмора, шуток, соревновательного задора, движения точны и образны, часто сопровождаются неожиданными веселыми моментами, заманчивыми и любимыми детьми считалками, жеребьевками, потешками. В народных словесных играх отражаются исконная любовь народа к веселью. Движениям, удальству. Они сохраняют свою художественную прелесть, эстетическое значение и составляют ценнейший, неоспоримый игровой фольклор.

     Перед воспитателями стоит  такая задача – не только пополнить и разнообразить репертуар о жизни татарского народа, показывает иллюстрации, предметы быта и искусства; ввести в игру элементы национального костюма, атрибуты, заинтересовать национальными обычаями, фольклором.

    Сюжетную народную игру можно объяснить по-разному. Можно образно, но кратко рассказать о сюжете игры, пояснить роль вводящего, дать прослушать диалог, если он имеется , и перейти к распределению ролей, помимо применения считалок, проходит иногда путем назначения водящего в соответствии с педагогическими задачами( поощрять и активизировать застенчивого ребенка или, наоборот, показать на примере активного, как важно быть смелым и ловким.) Объясняя новую игру, в которой есть зачин (считалка, жеребьевка, певалка), взрослому не следует предварительно разучивать с детьми текст, его желательно ввести в ход игры неожиданно. Такой прием доставит детям большое удовольствие и избавит их от скучного трафаретного знакомства с игровым элементом. Дети, вслушиваясь в ритмичное сочетание слов, при повторении игры легко запоминают зачин. Эти четкие считалки, напевы - забавные певалки, занимательные диалоги быстро и прочно запоминаются. С удовольствием проговариваются детьми в их повседневной игре. Народный фольклор устно передается от поколения в поколение и некогда не стареет.

     Словесные подвижные игры для детей и младшего дошкольного возраста в основном направлены на развитие речи, уточнение и закрепление словаря, воспитание правильного звукопроизношения, умения считать, ориентироваться в пространстве. В старшем дошкольном возрасте необходимо больше использовать словесные игры с другой целью, а именно: для развития самостоятельности мыслительной деятельности детей.

     Итак, народные подвижные игры в комплексе с другими воспитательными средствами представляют собой основу начального этапа формирования гармонически развитой, активной личности, сочетающей в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство. Работая дошкольниками, педагогу необходимо помнить, что впечатления детства глубоки и неизгладимы в памяти взрослого человека. Они образуют фундамент для развития его нравственных чувств, сознания и дальнейшего проявления их общественно полезной и творческой деятельности.

    Итак, я вам предлагаю, какие татарские народные игры татарского народа следует проводить с детьми того или иного возраста и описание игр, и как организовать эти подвижные игры.

Заключение

     Организуя работу по ознакомлению детей дошкольного возраста с народными играми, вовсе не ставится перед собой целью освоения детьми курса истории татарского народа. Важно воспитать интерес к прошлому своего народа, любовь к родной стране, традициям своего народа.

     Важнейшем средством развития личности дошкольника, обогащения психических процессов ребенка является игра, развивающая функция которой общепризнанна. Потребность дошкольника к игре как в самостоятельном выражении своего отношения к миру, осмысления этого мира понята широким кругом педагогов и психологов.

     Современная народная игра передает детям традиции, свойственные этике, эстетике и менталитету народа, в толще которого он живет и развивается. Именно поэтому так высок наш интерес и уважение к играм детей, что они способны обогатить общечеловеческую культуру воспитанников, адресованную прежде всего каждому ребенку индивидуально.

     Татарские народные игры несут в своем содержании все необходимые качества для формирования у ребенка исходных родовых психологических качеств человека.

     Учитывая данные достоинства народной игры, мы в своей работе использовали татарские народные игры и как метод, и как средство формирования личности ребенка.

     Анализ народных игр показал, что вырабатывают  и развивают у детей такие важные и необходимые в жизни качества, как наблюдательность, находчивость, изобразительность, умение ориентироваться в пространстве, смелость догадливость, а также развивают и тренируют в своеобразной форме волевые качества.

     Анализ психологического содержания народных игр показал, что они выступают в качестве социального инструмента психического развития ребенка.

Библиография

  1. «Детские подвижные игры народов СССР»: Пособие для воспитателей детских садов – сост. А.В.Кенеман; - М., Просвещение, 1988;
  2. « Игра – средство воспитания» - Ф.Ф.Харисова; - Н.Челны, 1994;
  3. «Народные и спортивные игры»- И.Г.Илдарханов – К.,1982;
  4. «Подвижные народные игры» - Р.Г.Ягфаров – К.,»Магариф», 1997;
  5. «Дитя мое»- к., 1997;
  6. «Словесные игры в детском саду» А.К.Бондаренко- М.,Просв., 1974;
  7. «Игра дошкольника»; Л.А.Абрамян и др.,-М.,Просв.,1989;
  8. «Наш «взрослый» детский сад» (Из опыта работы о народных играх и методике использования)-М., просв.,1991;
  9. Руководство играми детей в дошкольных учреждениях»(«Традиционные народные игры и их роль в воспитании детей»)-М., Просв., 1986;
  10. «Народные игры с пением»; А.Н.Зимина;- М.,2000.