Консультация для родителей " Роль семьи в развитие личности ребенка"
консультация (подготовительная группа) на тему

Для маленького ребёнка семья - это целый мир, в котором он живёт, действует, делает открытия, учится любить, ненавидеть, радоваться, сочувствовать. Будучи её членом, ребёнок вступает в определённые отношения с родителями, которые могут оказывать на него как положительное, так и негативное влияние. Вследствие этого ребёнок растёт либо доброжелательным, открытым, общительным, либо тревожным, грубым, лицемерным, лживым.  Семья для ребенка — это место его рождения и основная среда обитания. Она определяет очень многое в жизни ребенка. Связь между родителями и детьми относится к наиболее сильным человеческим связям.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya.docx98.81 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей «Роль семьи в развитие личности ребенка»

Новикова Р.Е.

«Роль семьи в развитие личности ребенка»

Для маленького ребёнка семья - это целый мир, в котором он живёт, действует, делает открытия, учится любить, ненавидеть, радоваться, сочувствовать. Будучи её членом, ребёнок вступает в определённые отношения с родителями, которые могут оказывать на него как положительное, так и негативное влияние. Вследствие этого ребёнок растёт либо доброжелательным, открытым, общительным, либо тревожным, грубым, лицемерным, лживым.  Семья для ребенка — это место его рождения и основная среда обитания. Она определяет очень многое в жизни ребенка. Связь между родителями и детьми относится к наиболее сильным человеческим связям.

И хотя все больше места в нашей жизни отводится техническим новинкам, а образование становится дистанционным, воспитание, в первую очередь семейное, по-прежнему занимает главенствующую роль в формировании личности ребенка.

Благополучию ребенка способствуют доброжелательная атмосфера и такая система семейных отношений, которая дает чувство защищенности, любви и принятия, стимулирует и направляет его развитие.

Любовь родителей — величайший и незаменимый источник духовного и эмоционального развития ребенка, его нравственных качеств, чувства уверенности в себе, позитивного восприятия мира. Самой природой отцу и матери отведены роли естественных воспитателей своих детей. Согласно законодательству, отец и мать наделены равными правами и обязанностями в отношении детей. Отношение в семье оказывают решающее воздействие на развитие ребенка!

Современная семья переживает кризис. Катастрофически высок процент разводов. Их причинами является алкоголизм, наркомания, взаимная неверность супругов, неспособность материально обеспечить семью, отсутствие нормальных жилищных условий. Но в решающей степени нестабильность семьи и утрата родителями умения надлежащим образом воспитывать своих детей объясняется не внешними, а внутренними факторами жизни людей: разрушением христианской духовно-нравственной семейной традиции, падением общего уровня культуры человеческих взаимоотношений, невежеством людей в области понимания духовного смысла семьи, брака, отцовства и материнства.

В таких условиях рождение и воспитание ребенка воспринимается как тяжелое, непосильное бремя. Но даже когда ребенок растет и воспитывается в семье, он, как правило, не знает настоящего отцовства и материнства, становится фактически “сиротой при живых родителях”. Родители утратили психологический контакт с детьми, поэтому они лишились возможности узнавать и понимать истинные причины их нервно-психических срывов, суицидов, неуспеваемости в школе, плохого поведения…

Связь между родителями и детьми относится к наиболее сильным человеческим связям. “Разрушение единства семьи влечет за собой и разрушение архиважных для развития детской личности чувственных связей, микросреды развития”.

Взаимоотношения между родителями и детьми всегда тесно связаны с взаимоотношениями самих родителей, образом жизни семьи, здоровьем, благополучием, ее счастьем.

Благополучию ребенка способствует доброжелательная атмосфера, и такая система семейных взаимоотношений, которая дает чувство защищенности и одновременно стимулирует и направляет его развитие.

Подчеркивая специфичность воздействия на ребенка внутрисемейных отношений, особо выделяем родительскую любовь. “Человек должен быть зачат в любви, выношен и рожден в любви и все свое детство провести в атмосфере любви и взаимного уважения людей”.

Любовь величайший и незаменимый источник духовного развития ребенка, эмоций, нравственных качеств, уверенности в себе и мажорного мироощущения. Она является источником отзывчивости, чуткости, заботливости, любви к людям.

Психологи и педагоги выделяют три стиля воспитания детей в семье: демократический, диктаторский и попустительский.

Демократический стиль считается наиболее благоприятным. Родители внимательны к своему ребенку, прислушиваются к его мнению и уважают его выбор. Родители помогают в возникших проблемах советом или просто добрым словом. Такие дети более самостоятельны и ответственны, отвечают за свои поступки. Дети таких родителей всегда найдут поддержку.

Диктаторский. Для данного стиля характерно. Родители- строги с ребенком. Требования должны исполнятся, а свое мнение ребенку иметь разрешается очень редко. У детей проявляется: агрессия , грубость в общении, лживость и лицемерие. Второй стиль ведет к полной апатии и пассивности ребенка.

Попустительский. Третий стиль называют либеральным. Возникает он из-за чрезмерной любви к ребенку и потакания всем его желаниям и капризам. Дети в таком воспитании растут недисциплинированными и безответственными. Родители в своей чрезмерной любви не замечают, что их ребенок становится эгоистом.

 В семье познает ребенок тот образ жизни, который физически и духовно разовьет его.

Влияние семьи осуществляется и проявляется следующим образом:

  • Семья обеспечивает базисное чувство безопасности, гарантируя безопасность ребенку при взаимодействии с внешним миром, освоении новых способов его исследования и реагирования.
  • Дети учатся у родителей определенным способам поведения, усваивая определенные готовые модели поведения.
  • Родители являются источником необходимого жизненного опыта.
  • Родители влияют на поведение ребенка, поощряя или осуждая определенный тип поведения.

Общение в семье позволяет ребенку вырабатывать собственные взгляды, нормы, установки и идеи. Развитие ребенка будет зависеть от того, насколько хорошие условия для общения предоставлены ему в семье; развитие также зависит от четкости и ясности общения в семье.

Семья — это определенный морально- психологический климат, это для ребенка школа отношений с людьми. Именно в семье складывается представления о добре и зле, о порядочности, об уважительном отношении к материальным и духовным ценностям. Ребенок в семье получает азы об окружающем мире. С близкими людьми он переживает чувства любви, дружбы, долга, ответственности, справедливости…

Ребенку нужны оба родителя - любящие отец и мать. Отношения между супругами имеют громадное влияние на развитие личности ребенка. Конфликтная, напряженная обстановка делают ребенка нервным, плаксивым, непослушным, агрессивным. Трения между родителями травмирующим образом влияют на малыша.

Патология супружеских отношений продуцирует широкий спектр аномалий, и притом весьма серьезных, как в психике, так и в поведении личности.

“От того, кто окружает малыша, какие взаимоотношения царят в семье, зависит дальнейшая жизнь ребенка, то, каким он вырастет: жестким, эгоистичным или любящим, добрым человеком”.

Семья, в которой вырос ребенок, дает образец для той семьи, которую он образует в будущем.

Опыт семейных взаимоотношений играет для ребенка важную роль не только в формировании его личности, определенных схем поведения и отношений с окружающими. Он также является важнейшим фундаментом, на котором ребенок формирует и строит свое восприятие Бога, общение с ним, а также семейный опыт формирует психическое развитие ребенка.

Родителями не рождаются. Родителями становятся. Это естественный закон жизни. Человеческая история свидетельствует нам о том, что отправной точкой развития личности является жизнь в семье и отношения с родителями. “Одно из самых ответственных и священных призваний человека — быть отцом и матерью — доступно при минимальном здоровье и половой зрелости. Но лишь личная религиозность позволяет отнестись к этой возможности серьезно».

Гармония отцовства и материнства вводит ребенка во взрослый мир подготовленным. Авторитет и пример отца и матери являются главными факторами взросления, воспитания психически и духовно здоровой личности.


Таким образом, семейное воспитание, как всякий организованный процесс предусматривает определенную целеустремленность, постановку конкретных задач. Главной целью воспитания детей в любой семье составляет всестороннее развитие личности, сочетающей в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство. Достижение этой цели необходимо достигать и в неполных семьях, количество которых в настоящее время постоянно растет. Очевидно, что сделать это будет намного труднее, так как все ложиться на плечи одного из родителей, матери или отца. В каждой пятой российской семье с несовершеннолетними детьми отсутствует один из родителей. 
Семья ячейка общества, является базисной основой первичной социализации в воспитании личности ребенка дошкольного возраста. 
Сейчас важность семьи постепенно возрастает: осознается ее роль в развитии подрастающего поколения - ведь именно в семье у ребенка формируются модели будущей жизни, поэтому очень многое зависит от родителей и других близких. 
Над проблемой семейного воспитания работали многие ученые: Азаров Ю. П., Байков Ф. Я., Васильева Э. В., Гуров В. Н., Каган Е.В., Куликова Т. А., Лесгафт П.Ф., Харчев А. Г. ,Шеляг Т. В. и другие. 
Актуальна проблема семьи и для государства, общества, детских садов, школы. На государственном уровне для помощи семье создаются различные программы, например, национальный проект "Российская семья" по поддержке семьи, материнства и детства. Говоря о помощи общества, можно привести в пример различные социальные организации и общественные объединения, такие как служба социальной защиты, служба психологической помощи, муниципальные центры работы с детьми и так далее. 

Готовы ли вы любить своих детей безоговорочно, не вынося им оценок и не боясь за их будущее? Порой именно величайшие из наших страхов и наибольшие из проблем становятся нашими учителями и нашими наивысшим благом. Каковы бы ни были члены вашей семьи – они все равно остаются вашими близкими и заслуживают того, чтобы вы их любили, принимали в своем доме и дарили им свою близость. Ребенок видит, слышит и будет повторять все за вами, такое же отношение к близким. Родительская поддержка дает ребенку быть непохожим , искренним, освобождает его от человеческого страха.

Рецепты волшебства их книги Берни Сигел: «Любовь, волшебство и игры в песочнице».

  1. «Слушай»- научитесь слушать ребенка. Спрашивайте их, как они себя чувствуют и что у них на душе, а когда они станут отвечать, тренируйтесь говорить «ГМ» и слушайте.
  2. Вечер обсуждений «запретные темы»- наркотики, секс, насилие.
  3. Принимайте участие в увлечениях своего ребенка, помогайте ему их реализовывать и приобретать знания в соответствующей области. Поощряйте желание ребенка читать книги по избранной тематике, не умеет-  читайте сами то, что он выбрал, знакомитесь с интернет- сайтами, посещайте кружки и общайтесь с людьми.

Желаю успеха!

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Антонова Р.Я. Воспитание детей: идеи и опыт народной педагогики. - Якутск,1995.. 
2. Божович Л.И.Проблемы формирования личности / Под ред. Д.И. Фельдштейна. - М., Воронеж, 1997.
3. Ковалев С.В. Психология современной семьи: Кн. для учителя. - М., 1983.
4. Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика: Учеб. пособие для студ. сред. пед.учеб. заведений. - 2-е изд., перераб. и доп. - М., 2000 
5. Колодезникова Н.Г., Омукова Л.И. Актуальные проблемы семейного воспитания. - Якутск, 1997.
6. Кулик Л.А., Берестов Н.И. Семейное воспитание.- М.,1990 
7. Леонтьев А.Н. Психическое развитие в дошкольном возрасте// Избр. психолог, труды: Т.II. - М., 1993.
8. Непомнящая Н.И. Становление личности ребенка 6 -7 летнего возраста. М., 1987 
9. Общая психология: Учеб. для студентов пед. ин-тов /А.В. Петровский, А.В. Брушлинский, В.П. Зинченко и др.; Под. ред. А.В. Петровского - 3е изд., перераб. и доп. - М., 1986.
10. Островская Л.Ф. Характер формируется с детства. //Дошкольное воспитание. 1988.№5
11. Педагогическая психология/Под ред. Клюевой Н.В. - М., 2003 

12. Куликова Т.А. Семейная педагогика и домашнее воспитание: Учебник для студентов средних и высших педагогических учебных заведений - М.: Издательский центр «Академия», 2000.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей «Роль семьи в развитии личности и воспитании ребенка».

Консультация для родителей «Роль семьи в развитии личности и воспитании ребенка»....

Консультация для родителей «Роль семьи в развитии личности ребенка. Цели воспитания»

Будущие родители, конечно же, задумываются о том, как лучше сформулировать для самих себя цели работы по воспитанию своего ребенка...Ответ так же прост, как и сложен: цель и мотив воспитания ребенка -...

Консультация для родителей «Роль семьи в формировании личности ребенка»

Консультация для родителей «Роль семьи в формировании личности ребенка»...

Консультация для родителей "Роль семьи в развитии личности ребенка 6-7 лет"

Старший дошкольный возраст-это переходная ступень в развитиии,когда ребенок уже не дошкольник, но еще не шкоьник....

Консультация для родителей "Роль семьи в развитии личности ребенка"

Консультация для родителей "Роль семьи в развитии личности ребенка"...

Консультация для родителей «Роль семьи в развитии личности ребенка 3 - 4 лет»

Родители - первые учителя и воспитатели ребенка. Сила воздействия родителей на формирующуюся личность исключительно велика.  Огромное влияние родителей на ребенка оказывает бескорыстная любо...