Роль народной музыки в развитии личности ребенка (из опыта работы)
статья на тему

Лемешонок Татьяна Викторовна

В статье обобщается практический опыт музыкального воспитания детей дошкольного возраста.

Народная музыка способствует развитию ребенка, формируя у него чувство ритма и воображение, активируя память, мыслительные процессы и образное восприятие действительности, духовно обогащая его внутренний мир и являясь великолепным средством общения. Кроме этого, музыка выполняет воспитательную роль, прививая ребенку такие понятия, как красота, гармония, любовь и благородство. Именно музыка является одним из средств сохранения национальных традиций и передачи их будущим поколениям, учит детей бережно относиться к культурному наследию.

            При этом очень важно обращать внимание на то, какую именно музыку слушает ребенок.

Ключевые слова: Личность, традиции, развитие ребенка, фольклор, восприятие, наглядно-зрительные приемы, музыкальные игры.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_lemeshonok_t.v.doc79 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Лемешонок Татьяна Викторовна

Почетный работник общего образования РФ

Музыкальный руководитель высшей категории

 Роль народной музыки в развитии личности ребенка

(из опыта работы)

В статье обобщается практический опыт музыкального воспитания детей дошкольного возраста.

Народная музыка способствует развитию ребенка, формируя у него чувство ритма и воображение, активируя память, мыслительные процессы и образное восприятие действительности, духовно обогащая его внутренний мир и являясь великолепным средством общения. Кроме этого, музыка выполняет воспитательную роль, прививая ребенку такие понятия, как красота, гармония, любовь и благородство. Именно музыка является одним из средств сохранения национальных традиций и передачи их будущим поколениям, учит детей бережно относиться к культурному наследию.

            При этом очень важно обращать внимание на то, какую именно музыку слушает ребенок.

Ключевые слова: Личность, традиции, развитие ребенка, фольклор, восприятие, наглядно-зрительные приемы, музыкальные игры.

В ходе работы первого заседания Межведомственного совета по дополнительному образованию и воспитанию детей (17.01.2014г.) Министром образования и науки РФ было отмечено, что «Нам очень важно модернизировать существующую систему, сделать ее интересной для детей, современной по содержанию, обновить инфраструктуру системы дополнительного образования, сделать так, чтобы отсутствовали межведомственные перегородки и барьеры для ребенка, чтобы дети могли свободно заниматься развитием своих талантов».

Воспитание творческой, всесторонне развитой личности – такова задача любого образовательного учреждения. Личность имеет социальную, общественную природу и формируется под влиянием воздействий окружающей среды, обучения и воспитания, под влиянием условий жизни и деятельности, которую выполняет человек.[3]

Личность и ее психологические особенности формируются в детском возрасте под решающим влиянием обучения и воспитания, правильной организации жизни и деятельности ребенка.[7] Организуя обучения и воспитание необходимо принимать во внимание некоторые врожденные, природные анатомо-физиологические особенности ребенка, например особенности его нервной системы.[1]

Развитие ребенка в дошкольном возрасте определяется расширением и усложнением его связей с окружающим миром, все повышающимся уровнем требований к нему. Постепенно у ребенка появляется потребность участвовать в жизни взрослых, семьи, выполнять простейшие поручения, свои несложные обязанности. С каждым днем нарастает интерес к окружающему; игры становятся все более сложными; появляются сюжетные, а потом и ролевые игры. В них ребенок воспроизводит жизнь взрослых, познает мир, вследствие этого игра способствует всестороннему развитию ребенка, развитию его восприятия, воображения, мышления. Эмоции ребенка становятся более устойчивыми, формируются интеллектуальные, эстетические, моральные чувства. В игре, доступных формах трудовой деятельности, под воздействием взрослых формируются личностные проявления, привычные формы поведения, волевые качества. При этом, в каком бы виде деятельности ребенок не проявлял себя, на какой стадии своего развития не был, он эмоционально откликается на выразительные интонации музыки.[4]

Музыка для ребенка – мир радостных переживаний, могущественный и ничем другим не заменимый помощник в воспитании дошкольника, она необходима каждому ребенку, а не отдельным, от природы музыкально одаренным детям. Но каждый ребенок неповторим в своих музыкальных проявлениях. Чтобы открыть перед ним дверь в мир музыки надо развивать у него способности, и прежде всего музыкальный слух и эмоциональную отзывчивость, чему способствует ничто другое, как народная музыка.[9]

Знакомство с народной музыкальной культурой вводит дошкольников в образный мир песни, служит средством сохранения исполнительских традиций.  Многолетний опыт работы с детьми  позволяет говорить о необходимости расширения репертуара русских песен, хороводов, игр, а также изготовления необходимых атрибутов и костюмов, что способствует усвоению русских народных традиций и формированию любви к своей Родине.

Анализ имеющейся научной литературы позволяет говорить о том, что фольклор является совершенным средством в воспитании детей, способствует воспитанию таких качеств, как: любовь к народу, к Родине, к традициям своего края.

Народное искусство обладает огромной силой эмоционального воздействия. Овладевая языком своего народа, его обычаями, ребенок дошкольного возраста получает первые представления о культуре, ему доступно народное творчество.  При этом народный фольклор обогащает детские игры новым содержанием.[8]

Детский фольклор – это особая область народного творчества. Она включает целую систему поэтических и музыкально-поэтических жанров фольклора. В течение многих веков прибаутки, потешки, приговорки, песни любовно и мудро поучают ребенка, приобщают его к высокой моральной культуре своего народа. Ценность детского фольклора заключается в том, что с его помощью взрослый легко устанавливает с ребенком эмоциональный контакт, эмоциональное общение. Незатейливые по содержанию и простые по форме малые формы народного поэтического творчества таят в себе немалые богатства – речевые, смысловые, звуковые.[8]

Знакомство с детским фольклором развивает интерес и внимание к окружающему миру, народному слову и народным обычаям, воспитывает художественный вкус, а также способствует развитию личности ребенка, его речи, способствует формированию его нравственности Яркие, оригинальные, доступные по форме и содержанию заклички, приговорки, попевки, дразнилки легко запоминаются и могут широко использоваться детьми в играх. Поэтому не вызывает сомнения, что детский фольклор может стать ценным средством воспитания ребенка, в его духовном развитии. М.Е.Пятницкий говорил, что душа русского народа раскрывается в песне, как в зеркале. Заглянуть в это чистое и прекрасное зеркало – большая радость.

Подобно тому, как навсегда запоминаются первые книжки, так память хранит и те мелодии, которые довелось услышать в ранние годы. Вот почему так важно, чтобы колыбельная песня, частушка, прибаутка входили в жизнь в ту пору, когда человек особенно восприимчив ко всему прекрасному. Вот почему, приобщение ребенка к народному творчеству – очень важная и благородная задача, решить которую решил наш педагогический коллектив.

На первом этапе нашей инновационной работы был подобран необходимый для дальнейшей деятельности методический материал. Параллельно осуществлялось знакомство детей с народными традициями и детским фольклором. Формы и способы подачи новой информации были разнообразными. Это беседа, занятия, на которых особое внимание уделялось русскому искусству; участие в обрядах, играх, хороводах; прослушивание народной музыки и обучение игре на народных музыкальных инструментах. Детям открывался занимательный и яркий мир народного творчества. В процессе работы для нас было важно не только дать детям новые знания, но и организовать непосредственное их участие в исполнении детских народных песен, закличек, инсценировок сказок и т.д., поэтапно формировать интерес к фольклору и, как следствие, обогащать словарный запас детей.

Для успешного освоения поставленных задач были выбраны следующие принципы:

  1. высокий уровень художественности предлагаемого детям музыкального и поэтического материала и высокое качество исполнения его;
  2. учет специфики конкретного детского коллектива, в том числе, особенности его общего и музыкального развития;
  3. учет специфики восприятия музыки детьми дошкольного возраста;
  4. обеспечение осознания детьми содержания музыкального произведения и понимание им средств музыкальной выразительности;
  5. обеспечение тесного контакта и взаимопонимания ребенка при восприятии им музыки формирования музыкального образа;
  6. поощрение активности ребенка к восприятию народной музыки т.д.

Личный опыт позволяет утверждать, что работу по музыкальному воспитанию детей можно начинать с 1,5 лет. На протяжении почти 5 лет дети систематически и последовательно, от простого к более сложному, знакомятся с народной музыкой. Результатом обучения является не только то, насколько правильно и выразительно ребенок исполнил песню или пляску, но и то, в какой степени у ребенка возник интерес к занятиям, полюбил ли он музыку, стремится ли к самостоятельной музыкальной деятельности, ощущает ли недостатки своего исполнения и старается ли их преодолеть.

Для достижения цели музыкального воспитания ребенка дошкольного возраста следует начинать работ с обучения детей слуховому восприятию музыки. Этот раздел включает в себя ознакомление как с вокальной, так и инструментальной музыкой. Причем, самым увлекательным для дошкольников является слушание русских народных инструментов в грамзаписи и в «живом исполнении».

При прослушивании музыки в исполнении оркестра следует обращать внимание детей на изобразительности звука каждой музыкальной фразы. Желательно сравнить звук или фразу с каким-либо физическим действием: качанием колыбели, движением мехов гармошки, стуком дождя, бегом лошадки. На данном этапе музыкального развития можно предложить ребенку свои ассоциации, образы, а с возрастом у него появится свое видение и чувствование музыкального произведения. При прослушивании музыки обязательно следует использовать иллюстрации из детских книг, репродукций русских художников, заклички, прибаутки, загадки..

Короткие тексты потешек легко усваиваются детьми, даже без дополнительного заучивания. Динамичность, образность вызывают желание двигаться. Это очень интересный и доступный детям игровой материал, который они переносят в свободные игры.

В разделе «Слушание музыки» целесообразно использовать методический прием – сопоставление. Несколько раз дети слушают «живое исполнение» песни, инструментальные произведения, а затем воспринимают знакомую им музыку в оркестровом звучании, при этом узнавая музыкальные инструменты, особенно солирующие; или в исполнении певцов-профессионалов. Благодаря такому сопоставлению они получают наглядное представление о разном характере звучания. На ряде музыкальных занятий одни и те же произведения следует прослушивать несколько раз. Этот прием помогает испытывать ребенку при каждой новой встречи с произведением, будь то вокальная или инструментальная музыка, радость, узнавая что-либо новое, ранее не отмечавшееся.

В работе с дошкольниками следует использовать  наглядно-зрительные приемы. Например, в виде театрализованного представления. В процессе такого представления дети слушают музыку, будучи одетыми в русские костюмы (косоворотки, расшитые нарядной тесьмой; картузы). При этом им предоставляется возможность танцевать под народную музыку. В старшем возрасте чаще следует использовать иллюстрации; таким образом, их представления о картинах природы («На горе-то калина»), о труде человека («Во кузнице») дополняются средствами изобразительного и музыкального искусства.

Накопленный опыт позволяет утверждать, что слушание музыки – это активный вид музыкальной деятельности. Активность выражается во внутренней готовности к ее восприятию, к умению не только слушать, но и слышать. Подобные свойства музыки могут быть использованы при воспитании ребенка, формировании его нравственности и мировоззрения.

Другой вид музыкальной деятельности – пение. Это наиболее доступный исполнительский вид. Дети любят петь, потом охотно, с удовольствием, выражая свои чувства. Пение развивает музыкальный слух, память, чувство ритма, расширяет общий музыкальный кругозор. При этом задачей музыкального руководителя является научить детей любить песню, и в первую очередь песню народную, так как она обладает художественно-воспитательной ценностью.

Русская народная песня обогащает детей, развивает речь, пополняет словарный запас новыми эпитетами, поэтическими оборотами. Несмотря на то, что в песнях встречаются незнакомые детям слова (например, коромысел, сенички, грать) они проявляют живой интерес к содержанию, быстро запоминают текст, а верно понять смысл таких слов, быстро находят им синонимы..

Организуя музыкальное образование и воспитание детей дошкольного возраста, следует знакомить детей с песнями различного характера – лирическими, хороводными, шуточными. При этом следует учитывать возраст детей и подбирать песни соответствующие возрасту ребенка, ориентируясь на то, вызывает ли данная музыка интерес у ребенка, то насколько она ему понятна.

Например, дети подготовительной группы очень любят песню «Аннушка» и исполняют ее с большой выразительностью.

В репертуар старших дошкольников следует включать песни напевные, задушевные; легкие, подвижные; задорные плясовые.

В работе с дошкольниками всегда необходимо учитывать то, что у них доминирует непроизвольное вниманием. Поэтому  весь процесс обучения следует организовать так, чтобы он воздействовал на чувства и интересы детей. Если использовать игровые приемы и доступный материал, дети будут проявлять эмоциональную отзывчивость. Чтобы воздействие песен стало эффективным и дети полюбили их, целесообразно первую встречу с песней провести в яркой, эмоциональной форме, обратить особое внимание на содержание, на средства музыкальной выразительности и выразительность ее литературного текста.

Итогом работы по обучению детей пению является то, что дети приобретают богатый репертуар народных песен. Они любят слушать песни и сами поют их во время игр. Песни способствуют расширению кругозора детей и одновременно обогащают их запас слов, исправляют их произношение и воспитывают в них чувство коллективизма.

Следующим направлением работы музыкального руководителя детского садика являются музыкальные танцевальные занятия. Дети дошкольного возраста очень любят танцы. Они охотно танцуют сами и с удовольствием смотрят на танцы старших детей и взрослых, отражая отдельные движения танцев в своих творческих играх. Живой интерес детского сада к танцам позволяет широко использовать движения в целях эстетического воспитания детей. Обучая детей народным танцам, мы знакомим их с одной из важнейших отраслей народного творчества.

Народные танцы, наряду с песнями, занимают важное место в воспитательной работе с детьми дошкольного возраста.[10] В народных сказках, загадках, песнях, плясках, в узорах народных мастеров созданы художественные образы, близкие детям.

По своей содержательности, силе и яркости образов, красоте формы, выразительности и эмоциональности русские народные пляски представляют превосходный материал для развития художественного вкуса детей. Народные танцы, как и песни, помогают знакомить детей с обычаями родного народа. Типичными чертами русской пляски являются широта движений, плавность, мягкость.

В процессе обучения народным пляскам следует знакомить  детей с элементарными понятиями о народном искусстве (танец, песня, музыка, народный костюм); у детей развивается музыкальность, движения становятся ритмичными, грациозными.

Вместе с тем, использование народных плясок представляет большие затруднения. Народный танец нужно так переделать, чтобы он был доступен дошкольникам, но и не исказить при этом характера и народного колорита.[11] На этом пути необходимо  руководствоваться следующими принципами:

  1. танец должен быть невелик по объему;
  2. несложен по композиции;
  3. прост по форме;
  4. построен на характерных движениях;
  5. должна быть сохранена специфика народного танца.

Опыт работы позволяет утверждать, что дети с огромным удовольствием и пользой для себя могут танцевать народные  танцы с соответствующей их возрасту переработкой.

Задача музыкального руководителя – сохранить у детей первоначальный живой интерес к пляске, эмоциональность восприятия, желание настойчиво и старательно над ней потрудиться. Для этого на каждом занятии необходимо ставить перед детьми задачи, обращать их внимание на новые детали образа, движения, музыки. Для поддержания и углубления интереса детей к народной пляске следует использовать показ всей группе удачное исполнение движения одним ребенком или несколькими детьми; проверить знание отдельных детей; соревнование подгрупп в выразительном выполнении. Такие показы и проверки следует сопровождать анализом и оценкой детьми исполненных движений пляски, их соответствия музыке, их выразительности и правильности. Движения, музыка и внешний облик танцоров неразрывно связан друг с другом. В исполнении народных танцев костюм играет большую роль. Необходимо, стараться одеть детей в полные народные костюмы. Это и яркие пестрые сарафаны, красные косоворотки, красивые кокошники, различного цвета платки на голову, картузы.

Пожалуй, самый любимый вид музыкальной деятельности – музыкальные игры, одним из видов которых являются игры с пением. Игры с пением имеют важное значение. С помощью этих игр можно развивать у детей интерес к пению, музыке, воспитывать музыкальный слух, память, чувство ритма, голос и умение правильно исполнять мелодию. Играя, дети испытывают эстетическое наслаждение, переживают светлые, радостные настроения.[10]

Каждая игра должна имеет четкую педагогическую направленность, при помощи которой можно учить ребенка воспринимать музыку и передавать в движение ее содержание и особенности. При этом одним из средств восприятия музыки и развития слуха является собственное музицирование детей. Игре на детских музыкальных инструментах уделяется  особое внимание, так как именно музицирование расширяет сферу музыкальной деятельности детей, повышает интерес к музыкальным занятия, способствует развитию музыкальной памяти, внимания, помогает преодолению излишней застенчивости, скованности, расширяет музыкальное воспитание ребенка. Особенно детям нравится играть на русских народных инструментах. Дети быстро осваивают игру почти на всех народных музыкальных инструментах, так как они в основном являются шумовыми и главная трудность заключается в правильном исполнении ритмического рисунка.

Наиболее трудным по обучению из народных инструментов является свирель. Впервые услышав ее звучание, дети охарактеризовали так: нежно поет. И, действительно, это не шумовой инструмент, а мелодический. Между тем, исходя из личного опыта, можно говорить о том, что обучение игре дошкольников на свирели возможно. Так, дети старшей группы уже могут играть простейшие мелодии, построенные на двух-трех звуках.

Одной из целей музыкального развития детей является поощрение их активности к познанию нового. Более всего детская активность проявляется в праздниках и развлечениях (играх) с элементами фольклора. Игровая деятельность ребенка, прежде всего,  может выступать в качестве средства эстетического развития ребенка, поскольку при организации игровой деятельности можно использовать различные виды искусства. При проведении развлечений с использованием русской народной музыки и поэтического жанра следует определять следующие задачи:

  1. показать детям интересные зрелища;
  2. наполнить впечатлениями, доставить радость от увиденного;
  3. дать возможность проявить самостоятельность и творческую активность.

Являясь ярким, эмоциональным моментом в жизни детского сада, игровая деятельность повышает жизненный тонус ребенка, имеет большое образовательное и воспитательное значение. Большое место в вечерах развлечений занимает народная музыка. Сопровождая действие, музыка эмоционально углубляет образы, помогает сразу активизировать всех детей.

Формы игровой деятельности очень разнообразны: кукольный, настольный театр, сказки на ковролине, проведение концертов, вечера «самодеятельности», на которых исполняются песни, игры, стихи, разученные на занятиях; в гости к персонажу; сказки – драматизации, тематические вечера.

Вся подготовка к вечерам развлечений идет в тесном контакте с воспитателями, при их непосредственном и активном участии. От их активности зависит и разработка намеченных мероприятий, и успех проведения самого вечера. Проводя вечера развлечений, необходимо стремиться вызвать у детей радость, смех, но наряду с этим воспитывать любовь к народному творчеству, к красоте родной природы, родной речи и напевов.

В завершении следует отметить, что результаты музыкального воспитания во многом зависят от постановки воспитания в семье. Поэтому следует знакомить родителей с методикой работы, приемами и средствами, способствующими выработке музыкальных навыков. Создавать условия для информированности родителей о музыкальной деятельности детей в детском саду. Использовать разнообразные формы работы с родителями: беседы, консультации, оформление стендов и ширм; открытые музыкальные занятия, вечера развлечений, праздники.

Важное место в работе с родителями занимаю индивидуальные беседы. Во время таких бесед следует информировать родителей о наличии или отсутствии  музыкальных способностей его ребенка, с тем как можно их развивать. Посещение родителями открытых музыкальных занятий дает возможность наблюдать не праздничное выступление, в котором виден результат всей воспитательной работы, а обычную рабочую обстановку, в которой развиваются музыкальные навыки и умения их детей. Все это способствует выработке единых требований в музыкальном развитии каждого ребенка в детском саду и дома.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Столяренко. «Основы психологии», Ростов-на-Дону, 1997.
  2. Ширяева. «Фольклорные праздники» - методическая разработка.
  3. «Музыкальное воспитание в детском саду» - М.: 1957.
  4. «Музыкальное воспитание в детском саду» - М.: 1956.
  5. «Где цветок, там и медок» - Петразаводск, 1993.
  6. Г.Федорова. «Заглянет солнце и в наше оконце» - СПб.: 1997.
  7. О.Л.Князева, М.Д.Маханева. «Приобщение детей к истокам русской народной культуры», СПб.: 1997.
  8. Остроух. «Музыкальный фольклор как средство развития музыкальных способностей детей».
  9. Ветлугина. «Методы музыкального воспитания ребенка в детском саду», М.: 1978.
  10. Каява, Кондрашева, Руднева. «Музыкальные игры и пляски в детском саду», Л.: 1963.
  11. «Русские пляски для детей» - методическое пособие, М.: 1953


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья: Роль классической музыки в становлении личности ребенка

материал может быть использован в работе с родителями...

Роль классической музыки в становлении личности ребенка

Роль классической музыки в развитии ребёнка...

Конспект Педагогического совета "Роль музыки в развитии личности ребенка"

Конспект Педагогического совета  на тему "Роль музыки в развитии личности ребенка"...

Роль музыки в развитии личности ребенка

Конспект педагогического совета в ДОУ на тему "Роль музыки в развитии личности ребенка" послужит отправочным материалом при подготовке старшим воспитателем педсовета....

«Роль народной музыки в развитии личности ребенка».Методическая статья Чеботарёвой Л.П. МБДОУ №24 «Аленький цветочек», г. Новошахтинск.

Музыкальная культура и народная музыка в частности, способствует становлению личности ребенка, формируя у него воображение, активируя память, мыслительные процессы и образное восприятие действительнос...