Детские капризы и упрямство. Способы их преодоления.
консультация

Галезник Галина Анатольевна

Прежде чем приступить к рассмотрению темы, необходимо определить область этой темы то есть поставить ее в  определенные рамки. Капризы как и упрямство  рассматриваются как составляющие отклоняющегося поведения, наряду со:

1.                  Непослушанием, выражающимся в непослушании и озорстве.

2.                  Детским негативизмом то есть неприятием чего либо без определенных причин.

3.                  Своеволием.

4.                  Недисциплинированностью.

Все выше перечисленные формы отклоняющегося поведения различаются лишь по степени социальной опасности, а также зависят от возрастных и индивидуальных особенностей личности ребенка.

Понятие «капризы» и «упрямство» очень родственны и четкой границы провести между ними нельзя. И способы преодоления  капризов и упрямства одинаковы.

Упрямство – это психическое состояние, очень близкое к негативизму. Это отрицательная особенность поведения человека, выражающаяся в необоснованном и нерациональном противодействии просьбам, советам, требованиям других людей. Вид упорного непослушания, для которых нет видимых мотивов.

Проявление упрямства

- в желании продолжить начатое действие даже в тех случаях, когда ясно, что оно бессмысленно, не приносит пользы;

- выступает как психологическая защита и имеет избирательный характер ,то есть ребенок понял, что совершил ошибку, но не хочет в этом признаваться, и поэтому «стоит на своем».

Упрямство может стать чертой характера, если не принять меры к его преодолению. С течением времени оно порождает детскую лживость, может привести к расстройству нервной системы, неврозам, раздражительности. Если такие проявления, еще в дошкольном возрасте, из реактивных состояний переходят в хронические, то возникает начальная стадия педагогической запущенности.

Проявления капризов

- желание продолжить начатое действие даже в тех случаях, когда ясно, что оно бессмысленно, не приносит пользы;

- в недовольстве, раздражительности, плаче;

- в двигательном перевозбуждении.

 

 

Что необходимо знать родителям о детском упрямстве и капризах

1.                  Период упрямства и капризности начинается примерно с 18 месяцев;

2.                  Как правило, эта фаза заканчивается к 3,5 – 4 годам;

3.                  Случайные приступы упрямства в более старшем возрасте – тоже вещь нормальная;

4.                  Пик упрямства приходится к 2,5 – 3 годам жизни;

5.                  Мальчики упрямятся сильнее, чем девочки;

6.                  Девочки капризничают чаще, чем мальчики;

7.                  В кризисный период приступы упрямства и капризности случаются у детей по пять раз в день. У некоторых детей до девятнадцати раз.

Что могут сделать родители для преодоления упрямства и капризности у детей:

1.                  Не придавайте большого значения упрямству и капризности. Примите к сведению приступ, но не очень волнуйтесь за ребенка.

2.                  Во время приступа оставайтесь рядом, дайте ему почувствовать, что вы его понимаете.

3.                  Не пытайтесь в это время что – либо внушать своему ребенку – это бесполезно. Ругань не имеет смысла, шлепки  его еще сильнее возбуждают.

4.                  Будьте в поведении с ребенком настойчивы, если сказали «нет», оставайтесь и дальше при этом мнении.

5.                  Не сдавайтесь даже тогда, когда приступ ребенка протекает в общественном месте. Чаще всего помогает только одно – взять его за руку и отвести в сторону.

6.                  Истеричность  и капризность требует зрителей, не прибегайте к помощи посторонних:         « Посмотрите, какая  плохая девочка, ай-ай-ай!»  Ребенку  только этого и нужно.

7.                  Постарайтесь схитрить : «Ох, какая у меня есть интересная игрушка!» Подобные отвлекающие маневры заинтересуют капризулю и он успокоится.

8.                  Исключите из арсенала грубый  тон, резкость, стремление «сломить силой авторитета».

9.                  Спокойный тон общения, без раздражительности.

10.              Уступки имеют место быть, если они педагогически целесообразны, оправданы логикой воспитательного процесса.

Следующие моменты очень важны в предупреждении и  в борьбе с упрямством и капризами. Речь идет о гуманизации отношений  между родителями и детьми, а именно о том,  в каких случаях ребенка нельзя наказывать и ругать, когда можно и нужно хвалить:

1.                  Нельзя хвалить за то, что достигнуто не своим трудом, не подлежит похвале (красота, сила, ум, ловкость), из жалости или желания  понравиться.

 

2.                  Надо хвалить за поступок, за свершившееся действие; начинать сотрудничать с ребенком всегда с похвалы, одобрения; очень важно похвалить ребенка с утра, как можно раньше  и на ночь тоже; уметь хвалить ребенка ,не хваля ( например, попросить о помощи, совет, как у взрослого).

О наказаниях необходимо остановиться более подробно.

3.                  Наказывать нельзя и ругать когда:

- ребенок болен, испытывает недомогание или оправился после болезни так как в это время психика ребенка уязвима и реакция непредсказуема;

- когда ребенок ест, сразу после сна и перед сном;

- во всех случаях, когда что-то не получается, (например, когда вы торопитесь, а ребенок не может завязать шнурки);

- после физической или  душевной травмы (например, ребенок упал, а вы ругаете за это, считая, что он виноват);

- когда ребенок не справился со страхом,  невнимательностью, подвижностью, но он очень старался;

- когда внутренние мотивы его поступков вам не понятны;

- когда вы сами не в себе;

7 правил наказания

1.                  Наказание не должно вредить здоровью;

2.                  Если есть сомнения, то лучше не наказывать (например, вы не уверены, что проступок совершил именно ваш ребенок, или вы сомневаетесь в том, что совершенное действие вообще достойно наказания, то есть наказывать «на всякий случай»  нельзя;

3.                  За один поступок – одно наказание (нельзя припоминать старые грехи);

4.                  Лучше не наказывать, чем наказывать с опозданием;

5.                  Надо наказывать и вскоре прощать;

6.                  Если ребенок считает, что вы несправедливы, то не будет эффекта, поэтому не важно объяснить ребенку, за что и почему наказан;

7.                  Ребенок не должен бояться наказания.

Конечно, использовать все правила и необходимые условия в своем семейном  воспитании очень сложно, но вероятно каждый родитель выберет из всего выше перечисленного недостающую часть, тем самым, дополнив уже выработанную стратегию воспитания в вашей семье. 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект родительского собрания "Детские капризы и упрямства", презентация к собранию

Обучение родителей способом преодоления детских капризов и упрямства....

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ "ДЕТСКИЕ КАПРИЗЫ И УПРЯМСТВО, СПОСОБЫ ИХ ПРЕОДОЛЕНИЯ"

УПРЯМСТВО – это психологическое состояние, очень близкое к негативизму. Это отрицательная особенность поведения человека, выражающаяся в необоснованном и нерациональном противодействии просьбам, совет...

"Детские капризы и упрямство. Способы их преодоления".

Детское упрямство и капризы. Как с ними справиться? Упрямство - это особенность поведения, выражаемая в стремлении непременно поступать по своему, не смотря на все просьбы, указания и доводы других лю...

Детские капризы и упрямство. Способы их преодоления.

Презентация поможет родителям определить причины капризов и упрямства у детей, научиться предупреждать и преодолевать их....

Капризы и упрямство, способы их преодоления.

Прежде чем приступить к рассмотрению темы "Капризы, упрямство и способы их преодоления", необходимо определить область этой темы, т.е. поставить её в определённые рамки....

«Детские капризы и упрямство. Способы их преодоления»

Родительское собрание в 1 младшей группе Детского сада№2 «Солнышко» Тема : «Детские капризы и упрямство. Способы их преодоления»...

Консультация для родителей детей дошкольного возраста «Капризы и упрямство. Способы их преодоления».

Консультация для родителей детей дошкольного возраста «Капризы и упрямство. Способы их преодоления»....