Главные вкладки

    Особенности МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ В РАЗНОВОЗРАСТНОЙ ГРУППЕ ДОШКОЛЬНИКОВ
    статья на тему

    Малахова Ольга Александровна

    Разновозрастная группа детского сада является типичной моделью интегративной группы, в которой объединяются дети, разные по своим физическим и умственным возможностям, интересам, представлениям, умениям, склонностям, предпочтениям т. д.   Отношения между такими разными детьми имеют свою специфику и существенно отличаются от межличностных отношений в гомогенной группе.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

     Особенности
    МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ
    В РАЗНОВОЗРАСТНОЙ ГРУППЕ
    ДОШКОЛЬНИКОВ

    Разновозрастная группа детского сада является типичной моделью интегративной группы, в которой объединяются дети, разные по своим физическим и умственным возможностям, интересам, представлениям, умениям, склонностям, предпочтениям т. д.   Отношения между такими разными детьми имеют свою специфику и существенно отличаются от межличностных отношений в гомогенной группе.

     Огромным потенциалом в РВГ   выступает воспитание таких важнейших личностных качеств, как толерантность, нравственность, способность считаться с другими и сотрудничать с непохожими на них людьми и пр.

    В практике дошкольного воспитания всегда существовали разновозрастные группы. Отношение родителей и воспитателей к таким группам является весьма противоречивым. С одной стороны, данные группы имеют явные преимущества в сравнении с одновозрастными: старшие дети учатся быть внимательнее к младшим, помогать им, младшие, подражая старшим, быстрее развиваются. С другой стороны, не менее очевидными являются и проблемные стороны разновозрастных групп: старшие обижают младших, те мешают занятиям старших, воспитателям трудно организовать детей и пр.

      Научных исследований, посвященных анализу отношений детей в разновозрастных группах (РВГ), в отечественной литературе очень мало.

     

      Анализ отношений между детьми следует проводить с опорой  на представление о единстве межличностных отношений и самосознания, которые включают два противоположных начала — предметное и личностное

      Согласно этому подходу, предметное начало отражает оценку и значимость конкретных качеств другого человека: его знаний, умений, возможностей, положения в группе и пр. Такое отношение порождает оценку и познание качеств Другого, их использование и сравнение со своими соответствующими качествами. Другой человек при этом может стать предметом оценки или сравнения с собой, средством или препятствием для самоутверждения или для выполнения своих желаний. Предметное начало задает границы собственного Я человека, подчеркивает его отличие от других и обособленность.

    Личностное начало соответствует целостному ощущению себя как источника сознания, собственной активности, своей воли, своих переживаний; оно выступает как ядро самосознания, в котором человеческое Я уникально, не имеет подобия, не подлежит сравнению и оценке. Ему соответствует столь же непосредственное и безоценочное восприятие и переживание другого человека как целостной личности, что порождает внутреннюю связь с ним и различные формы сопричастности (сопереживание, сотрудничество, сорадование и пр.).

    Эти два начала являются необходимыми и взаимодополняющими сторонами самосознания, они присущи любым межличностным отношениям. Однако степень их выраженности и содержательное наполнение могут существенно различаться.

      Источником всех проблемных форм отношения к сверстнику является дефицит личностного и доминирование предметного начала, когда Другой воспринимается как предмет оценки или сравнения с собой, как противник или конкурент.

    Применительно к взаимодействию старшего и младшего ребенка в РВГ можно отметить, что объектные качества младшего (способности, умения и навыки) значительно уступают качествам старшего в сравнении с соответствующими качествами ровесников. Это обстоятельство открывает два возможных варианта развития отношений детей в зависимости от преобладания того или иного начала. С одной стороны, снижается конкурентная позиция старших дошкольников (поскольку соревнование с маленьким не имеет смысла), следовательно, может возрастать сочувствие, помощь и поддержка по отношению к младшим. В этом случае начинает доминировать личностная составляющая взаимоотношений. С другой стороны, присутствие младших детей создает для старших очевидные и разнообразные возможности для утверждения своего превосходства и повышения значимости. Эта тенденция отражает усиление предметной составляющей межличностных отношений у старших детей. Таким образом, совместная жизнь старших и младших детей становится некоторым катализатором, усиливающим проявление того или иного начала межличностных отношений. Эти отношения могут быть основаны либо на помощи, поддержке младших, соучастии в их жизни (преобладание личностного начала), либо на их подавлении, обесценивании или игнорировании (преобладание предметного начала).

      Общение детей разного возраста обостряет и стимулирует проявление либо предметного, либо личностного начала в отношениях детей в зависимости от условий воспитания.

     Для получения достаточно полной и объективной картины отношений детей в РВГ  используются   следующие методы:

    • наблюдение за свободным взаимодействием детей,

    • совместная продуктивная деятельность старших и младших,

    • совместная игра с правилами.

    ВАРИАНТЫ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ ДЕТЕЙ

      Выделяют следующие типы отношений между детьми.

    • Индифферентное отношение характеризуется низким интересом к другим детям и выраженной ориентацией на взрослого. И у старших и у младших детей это выражается в предпочтении индивидуальных форм активности и высокой нормативности в высказываниях и в поведении. Главным для них является отношение взрослого при полном равнодушии к другим детям. Правильное выполнение инструкций и заданий воспитателя выступает как способ получения его поощрений. Следуя указаниям взрослого не обижать малышей и уступать им, старшие могут помочь младшим, но делают это формально и равнодушно, без эмоциональной включенности. Младшие также стремятся заслужить поощрения воспитателя, выполняя его указания и подражая старшим детям.

    • Эгоцентрическое отношение характеризуется ярко выраженным прагматизмом. Главные мотивом поведения является стремление реализовать свои интересы и получить свою выгоду. Другой ребенок воспринимается как препятствие. У старших детей это выражается в демонстрации своих преимуществ по отношению к младшим, стремлении управлять ими, поучать их, в менторском тоне высказываний: «Я старше и лучше тебя знаю, как надо делать, делай, как говорю». Младшие при этом игнорируют старших и отстаивают свои интересы. Вклиниваясь в работу старших, мешают друг другу, нарушают игровые правила. Каждый стремится действовать в свою пользу.

    • Отношение обесценивания выражается в стремлении старших самоутвердиться за счет младших. Оно проявляется  в негативных оценках действий и поведения других детей. Такое отношение может  переходить на личность другого ребенка, и тогда оно проявляется  в оскорблении, унижении. В отличие от эгоцентрического и демонстративного отношения здесь старший ребенок утверждает  свое Я за счет не только своих преимуществ в игре, но и унижения и обесценивания личности младшего. Младшие при этом либо протестуют (жалобы, слезы, обиды), либо терпят  и подчиняются воле старших.

    • Отношение сопричастности проявляется в стремлении к совместной деятельности, в согласовании интересов, поиске общности. Старшие дети стремятся вовлечь малышей в общее дело, не на словах, а реально помочь им, уступают, помогают      по собственной инициативе, без указаний и побуждений воспитателя. Младшие  заинтересованы общим делом и с готовностью откликаются на предложения старших.

     

     

       Характер межличностных отношений в РВГ детского сада отличается широкой вариативностью, при этом в каждой из них доминирует какой-либо один тип отношений между детьми.  

      Ситуация совместной жизнедеятельности детей разного возраста в значительно большей степени стимулирует становление личностного и предметного начала в отношении к другому ребенку, чем группа сверстников. В результате отношения детей характеризует либо выраженная личностная направленность, либо доминирование предметного начала.  

      От чего зависит характер отношений детей в РВГ?  

    1) межличностные отношения детей зависят от образовательной программы, которая реализуется в группе;

    2) отношения в группе определяются индивидуальными особенностями отдельных детей, составляющих группу;

    3) характер общения и межличностных отношений детей определяется главным образом стилем воспитания и характером взаимодействия воспитателя с детьми.

     

     

    АНАЛИЗ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ
    ВОСПИТАТЕЛЯ С ДЕТЬМИ
    РАЗЛИЧНЫХ РВГ

     

      Показатели воздействия взрослого  :

    • направленность деятельности воспитателя, его целевые установки

    Деятельность воспитателя может быть направлена на повышение успешности и результативности действий ребенка, на проявление его инициативы и самостоятельности или на организацию взаимодействия (т. е. на их общность);

    • эмоциональный фон воздействия (негативный, нейтрально-безразличный или позитивный)

    При позитивном эмоциональном фоне для взрослого было характерно проявление заботы и мягкости, при нейтральном эмоциональном фоне — безразличие к детям и отчужденность по отношению к ним, при отрицательном — раздражительность по отношению к детям с преобладанием упреков, недовольств, критических замечаний в их адрес;

    • степень включенности воспитателя в общение детей, т.е. степень участия взрослого в детской деятельности и в разрешении проблем и конфликтов детей.

    При высокой степени включения взрослый предлагает варианты разрешения трудностей, входит во взаимодействие как один из участников, организует игры и занятия, в которых может участвовать вся группа. При низкой степени включенности воспитатель ведет себя отстраненно от детей, занимается своими делами и формально выполняет свои обязанности.

      Педагогические стили взаимодействия взрослого с детьми:

    1. Потакающий — отражает направленность, на самовыражение и самостоятельность детей, низкую включенность в детскую жизнь при том, что общий эмоциональный фон отношения к детям носит позитивный характер: «Пусть делают, что хотят», «Они сами выберут, что им нужно». Воспитатель позволяет детям делать все, что они хотят, оправдывая их агрессивные или деструктивные действия тем, что они еще маленькие: «Детям иногда нужно побегать, нельзя же  всё время их строить и организовывать».

    2. Индифферентно-формальный — акцентирует направленность на результат обучения или успешность деятельности. Низкая включенность в детское взаимодействие, преобладание вербальных форм взаимодействия взрослого (призывов к хорошему поведению и послушанию) на нейтральном или отрицательном эмоциональном

    фоне.  

    3. Индивидуально-ориентированный — означает направленность на индивидуальные достижения детей при общем позитивном эмоциональном отношении к ним. Педагог достаточно успешно осуществляет индивидуальный подход, передавая какие-либо знания и умения детям, при этом он не считает своей обязанностью организовывать общение и взаимодействие детей. Включенность в детское общение невысока, воспитатель участвует в детских проблемах только в случае явных конфликтов.

    Воспитатель часто и назидательно декларирует правила и нормы поведения, например: «Играйте дружно, младших обижать нельзя, с малышами нужно делиться» и пр. В случае конфликтов он разводит детей в разные стороны: «Не умеете играть вместе — играйте по отдельности», «Пусть каждый займется делом и никому не мешает».

    4. Директивный — выражается направленностью на результат деятельности или обучения детей. Эмоциональный фон отношения воспитателя к детям — негативный, включенность в жизнь детей практически отсутствует. При этом стиле часто наблюдаются упреки в адрес детей, осуждения за их неумелость или насмешки из-за их неспособности быстро есть и решать задачки. Для воспитателя характерно высокомерное отношение к детям как менее развитым и мало что понимающим людям.

    5. Ориентированный на детскую общность воспитатель принимает активное участие в деятельности детей и в разрешении возникающих между ними проблем и конфликтов. При высокой степени включенности и на фоне позитивного эмоционального отношения к детям взрослый содействует развитию их взаимодействий, предлагая им образцы разрешения трудностей не на словах, а на деле — включаясь в деятельность детей как один из ее участников. О том, что такая стратегия воспитателя является эффективной, что взрослый способствует развитию взаимодействия детей, можно судить по самостоятельности детей, по количеству жалоб, обращений, вопросов со стороны детей.

      Отношения между детьми в разновозрастной группе во многом определяются   позицией воспитателя и стилем его педагогического общения. Безусловно, позиция воспитателя и его отношение к детям является важным фактором, существенно влияющим на становление личности детей во всех группах. В случае разновозрастной группы это влияние оказывается решающим.

    Характеристика группы.

    Оба воспитателя   ориентированы не на оценку достижений детей, а на построение детской общности, т. е. вовлекают детей разных возрастов в общие игры и занятия, помогают организовать сотрудничество, побуждают деловую инициативу как старших, так и младших детей.

    Подготовила: Малахова О.А., педагог- психолог

    МКДОУ «ЦРР-д/с№4» п.г.т.Анна Воронежская область

    Литература

    1. Межличностные отношения ребенка от рождения до семи  лет / Под ред. Е. О. Смирновой. М.; Воронеж: НПО «МОДЭК», 2001.

    2. Смирнова Е. О. Становление межличностных отношений в раннем онтогенезе // Вопр. психол. 1994. № 6. С. 5—15.

    3. Смирнова Е. О., Калягина Е. А. Отношение популярных и непопулярных дошкольников к сверстникам // Вопр. психол. 1998. № 3. С. 50—60.

    4. Смирнова Е. О., Утробина В. Г. Развитие отношения к сверстнику в дошкольном возрасте // Вопр. психол. 1996. № 3. С. 5—14.

    5. Смирнова Е. О., Холмогорова В. М. Межличностные отношения дошкольников — диагностика, проблемы, коррекция. М.: ВЛАДОС, 2003.

     

     


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Особенности межличностных отношений единственных и неединственных в семье детей дошкольного возраста в группе сверстников

    В развитии личности дошкольника большое значение имеют те отношения, которые складываются и формируются у него с окружающими людьми, со сверстниками. Среди многообразных видов отношений в психологии о...

    «Особенности межличностных отношений в старшей группе"

    Об особенностях межличностных отношений в группах старшего дошкольного возраста...

    «Особенности межличностных отношений в старшей группе"

    Об особенностях межличностных отношений в группах старшего дошкольного возраста...

    Особенности межличностных отношений в группе сверстников в условиях дошкольного образовательного учреждения

    Особенности межличностных отношений в группе сверстников в условиях дошкольного образовательного учреждения...

    Особенности межличностных отношений у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи.

    В статье рассматриваются особенности межличностных отношений у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи....

    Особенности межличностных отношений в группе сверстников в условиях ДОУ

    Особенности межличностных отношений в группе сверстников в условиях ДОУВажной ступенью в развитии личности дошкольников становится появление устойчивых контактов со сверстниками. Замечено, что между с...

    Формирования позитивных межличностных отношений в разновозрастной группе детей дошкольного возраста

    Актуальность темы исследования определяется социальной значимостью рассматриваемой проблемы, которая вступает в противоречие с ее недостаточной изученностью. В отечественной литературе практически нет...