Программа "Росинка" для дополнительного образования старших дошкольников по экологическому воспитанию
план-конспект занятия (старшая группа) на тему

Оленченко Татьяна Георгиевна

 

Программа "Росинка" для дополнительного образования старших дошкольников по экологическому воспитанию

               Автор: Оленченко Т. Г.

                            воспитатель МБДОУ «РОМАШКА»

ст. Гиагинская — 2013г.

 

 

 

 

 

Пояснительная записка

Актуальный когда-то лозунг "покорить", " победить природу", "обуздать" ее меняется сейчас призывами понять ее, сберечь и приумножить ее богатства. К сожалению, общество осознало это, когда уже стали видны отрицательные последствия потребительского отношения людей к природе, когда на планете практически не осталось не тронутых участков природы, когда состояние среды обитания отрицательно сказалось на здоровье огромного количества людей.

В наше время проблемы экологического воспитания вышли на первый
план, и им уделяют всё больше внимания. Почему эти проблемы стали
актуальными?   Причина          в   деятельности   человека   в   природе,   часто

безграмотная, неправильная с экологической точки зрения, расточительная, ведущая к нарушению экологического равновесия.

Каждый из тех, кто принёс и приносит вред природе, когда-то был ребёнком. Вот почему так велика роль дошкольных учреждений в экологическом воспитании детей.

Дошкольное детство - короткий, но очень важный период становления личности. В эти годы ребенок приобретает первоначальные знания об окружающей жизни, у него начинает формироваться определенное отношение к людям, к труду, вырабатываются навыки и привычки правильного поведения, складывается характер.

Основной вид деятельности детей дошкольного возраста - игра, в процессе которой развиваются духовные и физические силы ребенка: его внимание, память, воображение, дисциплинированность, ловкость и т. д. Кроме того, игра - это своеобразный, свойственный дошкольному возрасту способ усвоения общественного опыта.

Эколого-дидактическая игра - это эмоциональная деятельность: играющий ребенок находится в хорошем расположении духа, активен и доброжелателен. Эффективность ознакомления детей с природой в большой степени зависит от их эмоционального отношения к воспитателю, который обучает, дает задания, организует наблюдения и практическое взаимодействие с растениями и животными. Поэтому первый момент, который объединяет игру и ознакомление с природой, заключается в том, чтобы "погрузить" детей в любимую деятельность и создать благоприятный эмоциональный фон для восприятия "природного" содержания.

В программе уделяется внимание проблеме формирования экологического сознания у детей дошкольного возраста. Именно окружающая нас природа, ее явления и проявления глубоко способны затронуть внутренний мир ребенка, насытить его через чувственное восприятие и способствовать формированию экологического сознания.

Второй значительный момент связан с выработкой отношения детей к природе, которое в рамках экологического воспитания является конечным результатом.

В свою очередь усвоение знаний о природе при помощи эколого-дидактической игры, вызывающей переживания, не может не оказать влияния на формирование у них экологического сознания. В игре формируются вес стороны личности ребенка, происходят значительные изменения в его психике, подготавливающие переход к новой, более высокой стадии развития. В процессе игры развиваются духовные и физические силы ребенка: его внимание, воображение, память, сознание, ловкость и т.д. Кроме того, игра - это своеобразный, свойственный дошкольному возрасту способ усвоения общественною опыта. Этим объясняются огромные воспитательные возможности игры, которую психологи считают ведущей деятельностью дошкольника.

В формировании у детей экологического сознания воспитатель использует все виды дидактической игры и другие виды игр. Четкое разъяснение педагогом правил игры, выработка у детей навыка соблюдать их делают дидактическую игру интересной и не сводят ее к упражнению. Со старшими дошкольниками воспитатель может играть в разные настольно -печатные игры, но представлять им возможность играть самостоятельно, лишь тогда, когда они научились соблюдать правила.

Разнообразными могут быть словесно дидактические игры: они могут скрасить досуг, прогулку в дождь, вынужденное ожидание и не требуют специальных условий, оснащения. Эти игры интенсивно развивают экологическое сознание и мышление ребенка.

Программа "Капелька" предназначена для работы с детьми старшего дошкольного возраста и направлена на формирование экологического сознания у детей старшего дошкольного возраста. Она представляет серию разнообразных эколого - дидактических игр.

 

 

Паспорт программы

Цель:  Формирование    экологического сознания у ребенка старшего дошкольного возраста. Задачи:

  • воспитание любви и бережного отношения к природе родного края через прямое общение с ней;
  • обучение практическим умениям и навыкам взаимодействия с объектами природы;
  • развитие познавательной активности в процессе исследовательско-эксперементальной и трудовой деятельности;
  • формирование навыков безопасного поведения на природе.

Ожидаемые результаты.

Формирование осознанно-правильного отношения к природным явлениям и объектам, которые окружают ребенка и с которыми он знакомится в дошкольном детстве.

Принципы программы.

Программа базируется на следующих принципах:

  • обеспечение условий, необходимых для развития экологического сознания у детей старшего дошкольного возраста;
  • реализация связей с жизнью, с ее проблемами в виде раскрытия области применения и практического значения и способов экологической деятельности;
  • соответствие эгоцентрической парадигме развития экологического сознания;
  • учет региональных условий.

Эколого-дидактические игры проводятся в групповой комнате, на территории детского сада, в парке. Каждая игра начинается с определения дидактических задач.

5. Формы работы.

  • изучение и анализ литературы по исследуемой проблеме;
  • наблюдение за дидактическими играми детей в природе в дошкольном учреждении;
  • проведение дидактических игр экологического содержания;

экскурсии, наблюдения в природе, исследовательская деятельность.

6. Методы осуществления эколого-дидактической игры.

Проведение составленных занятий предполагает сотрудничество педагога и ребенка.

Программа "Росинка " состоит из трех блоков: Блок - Растения; Блок - Животные; Блок - Человек.

Перспективный план

 

Блок

Название игр

 

1.

Растения

1.  "Найдите, что опишу",

2.  "Детки на ветке",

3.  "Угадайте, что в мешочке?",

4.  " Такой листок, лети ко мне",

5.  "Найди листок, как на дереве",

6.  "Съедобное-несъедобное",

7.  "Магазин "овощи-фрукты"

8.  "Что сначала, что потом?",

9.  "К названному дереву беги",
10. "Угадай, какой наш дом",

11.  "Лесник",

12.  "Магазин "Цветы"",

13.  "Горячо-холодно",

14.  "Что сажают в огороде",

15.  "Что где растет?".

 

2.

Животные

1 ."Охотник и пастух",

2.  "Кто в домике живет?",

3.  "На птичьем дворе",

4.  "Чьи детки?",

5.  "Зоологическое домино",
6."Что за птица?",

7.  "Звери",

8.  "Летает - не летает",

9.  "Так бывает, или нет?",

10.  "Охотник",

11.  "Кто больше заметит небылиц",

12.  "Птицы",

 

 

 

13.  "Кто как кричит?",

14.  "Зоопарк",

15.  "На животноводческой ферме"

16.  "Помоги малышам"

3.

Человек

1.  "Природа и человек".

2.  "От зернышка до булочки".

3.  " Живое неживое".

4.  " Где ты живешь"?

5.  "Где я живу"?

6.  "Юные экологи".

7.  "Кто помогает сохранить красоту цветов".

8.  "Путешествие в лес ( парк)".
9."Что в корзинку мы берем".
10."Березкины слезки".

11. "Можно - нельзя". 12. "Путешествие".

      

Содержание игрового материала

Блок №1. Растения.

Дидактические игры данного блока уточняют представления о строении растений, о приспособленности данного растительного сообщества к условиям среды, о способах их размножения, об их применении в медицине, учатся отличать лекарственные и ядовитые. Так же здесь стоят задачи по развитию интереса и любви к природе, уточнению представлений о растительном составе леса, его обитателей. Развиваются представления о типах леса (еловый, сосновый, смешанный и т.д.) формируются знания о животных-санитарах леса, уточняется, чем питаются эти животные, показывается их необходимость существования для леса как экосистемы. В играх закрепляются знания детей о комнатных растениях, их названия, умения правильно ухаживать за ними. Детей подводят к пониманию невозможности извлечения отдельных элементов природы без нарушения целостности экосистемы.

 

Игра "Что сначала, что потом?"

Дидактическая задача: определить степень зрелости овощей и фруктов по внешним признакам.

Оборудование: овощи и фрукты (4-5 наименований) разной степени спелости. Например, помидор зеленый, начинающий краснеть, бурый и красный.

Ход игры: овощи и фрукты воспитатель раздает детям и предлагает их "перепутать". По сигналу: "Найди свой овощ", - дети, в руках у которых овощи и фрукты одного названия, собираются в группы. Причем, внутри каждой группы они должны стать так, чтобы было видно, что сначала, что потом, то есть соблюсти последовательность созревания - от неспелому к спелому. Выигрывает то звено, которое соберется быстрее и встанет в правильной последовательности.

Игра «Что где растет?»

Дидактическая задача: уточнить знание детей о названиях и местах произрастания растений; развивать внимание, сообразительность, память.

Оборудование: мяч.

Ход игры: дети сидят на стульчиках или стоят в кругу. Воспитатель или ребенок кидает кому-нибудь из детей мяч, называя при этом место, где растет данное растение: сад, огород, луг, поле, лес.

Игра «Детки на ветке»

Дидактическая задача: закреплять знания детей о листьях и плодах деревьях и кустарников, учить подбирать их о принадлежности к одному растению.

Оборудование: листья и плоды деревьев и кустарников.

Ход игры: Дети рассматривают листья деревьев и кустарников, называют их. По предложению воспитателя: « Детки, найдите свои ветки» - ребята подбирают к каждому листу соответствующий плод.

Игра «Угадайте, что в мешочке?»

Дидактическая задача: учить детей описывать предметы, воспринимаемые на ощупь и угадывать их по характерным признакам.

Оборудование: овощи и фрукты характерной формы и различной плотности: лук, свекла, помидор, слива, яблоко, груша и д.р.

Ход игры: вы знаете игру «Чудесный мешочек»?, играть мы будем сегодня по иному. Кому я предложу достать из мешочка предмет, ни будет его сразу вытаскивать, а ощупав, сначала назовет его характерные признаки.

Игра «Магазин «Цветы»

Дидактическая задача: закреплять умение различать цвета, называть их быстро, находить нужный цветок среди других. Научить детей группировать растения по цвету, составлять красивые букеты.

Оборудование: лепестки, цветные картинки.

Ход игры:

Вариант 1. На столе поднос с разноцветными лепестками разной формы. Дети выбирают понравившиеся лепестки, называют их цвет и находят цветок, соответствующий выбранным лепесткам и по цвету и по форме.

Вариант 2. Дети делятся на продавцов и покупателей. Покупатель должен так описать выбранный им цветок, чтобы продавец, сразу догадался о каком цветке идет речь.

Вариант 3. Из цветов дети самостоятельно составляют три букета: весенний, летний, осенний. Можно использовать стихи о цветах.

Игра "Угадай растение"

Дидактическая задача: найти растение по названию.

Ход игры: растения стоят на своих постоянных местах. Воспитатель говорит всем детям: "Сейчас я назову комнатное растение, а вы должны найти его, показать и рассказать, по какому признаку определили. Кто быстрее это сделает, получит фишку. Тому, кто наберет фишек больше, в конце игры присвоим звание "Знаток природы".

Игра "Что сажают в огороде"

Дидактическая задача: учить детей классифицировать предметы по определенным признакам, развивать быстроту мышления, слуховое внимание.

Ход игры: воспитатель спрашивает:

Дети, вы знаете, что сажают в огороде?

Давайте поиграем в такую игру: я буду называть разные предметы, а вы внимательно слушайте. Если я назову то, что сажают в огороде, вы отвечайте "да", если же то, что в огороде не растет, вы скажете "нет". Кто ошибается, тот проигрывает.

Воспитатель начинает:

  • Морковь. -Да!
  • Огурцы. -Да!
  • Свекла. -Да!
  • Сливы.
  • Нет! И т. д.

 

Блок № 2. Животные.

Игры данного блока формируют понятия "хищные - травоядные" звери, закрепляются "дикие - домашние" животные. Дети учатся устанавливать связь между внешним видом, строением, поведением и характером питания животных; развивают умение классифицировать их, определять детенышей и правильно называть их. Расширяют представления о птицах, их внешнем виде, строении, поведении; формируют обобщенные понятия об оседлых и перелетных птицах. Воспитывают бережное, осознанно-правильное отношение к животным. Формируют представление о разнообразии насекомых, о врагах насекомых, которые ими питаются.

Игра "На животноводческой ферме".

Дидактическая задача: активизировать умение детей самостоятельно применять известные им способы ухода за животными. Воспитывать интерес к труду животноводов, желание приобщиться к нему, гуманное отношение к животным.

Ход игры: дети по желанию распределяются на группы: доярки, телятницы, свинарки, птичницы, пастухи. Где же животные? Откройте фланелеграф. Оказывается животные разбрелись по полям и лугам, устали, но не могут найти дорогу домой, где их ждут еда и отдых. Дети по очереди отправляются на поиски своих питомцев. Каждый выбирает одно животное. Желающие могут подражать их голосам. Размещают их на фермах - небольших фланелеграфах, на столах. Дети - работники фермы, обсуждают, как надо ухаживать за животными. Когда все сделано, можно принять гостей с других ферм. Доярки, телятницы, свинарки, птичницы, пастухи расскажут об особенностях ухода за разными животными, покажут, как это делается. Гости дают свои советы, хозяева принимают или отвергают их. Все вместе оценивают труд животноводов каждой фермы. За отличную работу дети получают розовый вымпел; за хорошую с небольшими погрешностями - зеленый, за работу с существенными ошибками - белый.

Игра " Помоги малышам".

Дидактическая задача: научит детей различать животных по внешнему виду, повадкам и уметь формировать их: диких и домашних, хищных и травоядных, птиц, зверей, рыб. Воспитывать гуманное отношение к ним.

Ход игры: покажите детям изображение взрослых животных и их детенышей (домашних и диких). Каждый выбирает двух разных животных. Предложите детям познакомить всех со своими животными: надев картинки или игрушки на руки, дети имитируют звуки, повадки, движения животных. Теперь им не трудно найти друг друга. Задача - всем детенышам найти своих родителей. Взрослые - звери и птицы - идут по кругу, подзывая на своем языке

малышей, которые подходят к родителям, когда те проходят мимо них. Каждая семья образует свой кружок и имитирует звуки и повадки животных, которых она представляет. Если кто-то попал в чужую семью, наблюдающие за игрой дети тут же обнаруживают это.

Игра "Птицы".

Дидактическая задача: закреплять умение детей классифицировать и называть птиц.

Ход игры: все дети становятся в кружок. Один из играющих берет в руки мячик и передает его своему соседу справа, говоря: "Вот птица. Что за птица?" Сосед принимает мяч и быстро отвечает: "Орел". Затем он передает мяч своему соседу и сам говорит: "Вот птица. Что за птица?". "Воробей" - отвечает тот и быстро передает мяч следующему. Одну и ту же птицу нельзя называть дважды, каждый раз называется новая птица.

Блок № 3. Человек.

Дидактические игры данного блока знакомят детей с историей своего города, предприятиями и улицами родного города.

Формируют понятия "Юный эколог" - ребенок, который любит природу, заботится о живых существах дома и в детском саду, создает для них лучшие условия жизни. Дети получают знания о Красной книге, почему она так называется и кто туда входит и почему Воспитатель, уточняет с помощью детей правила поведения в природе и дети практически их реализуют в процессе прогулок и экскурсий.

Игра "Можно - нельзя"

Дидактическая задача: сформировать у детей положительное отношение к объектам природы; учить правилам поведения в природе.

Ход игры: дети следят за столами, перед каждым ребенком красная и зеленая карточки. Педагог объясняет: "Ребята если я буду называть то, что можно делать, что не навредит природе, то вы поднимаете зеленую карточку, а если то, что нельзя, то красную".

После каждого ответа, один из детей объясняет, почему он поднял такую карточку.

Например: "Разжигать костер в лесу", "Разорять гнезда птиц", "Подкармливать птиц зимой", "Ломать веточки деревьев", "Делать лунки для рыб зимой", и т.д.

Игра "Путешествие".

Дидактическая задача. Дать детям представление о Красной книге, почему она так называется, и кто туда входит; воспитывать бережное, заботливое отношение к растениям и животным.

Перед игрой проводится беседа, где дети знакомятся с Красной книгой, узнают почему она так называется. После чего педагог предлагает детям отправиться в путешествие в лес. По групповой комнате расставлены картинки растений и животных, занесенных в Красную книгу.

Дети рассаживаются в поезд (стулья) и отправляются в путь. На первой станции "Лесная" ребята знакомятся с подснежником, предлагают свои варианты, что можно сделать, чтобы этот цветок не исчез совсем. Путешествие продолжается.

Воспитателю необходимо развивать воображение детей: во время остановок и прогулок "по лесу" напоминает о правилах поведения в лесу: призывает детей быть осторожными, чтобы не наступить на муравьев и не помять цветы и т.д.

Игра "Природа и человек".

Дидактическая задача. Закрепить, систематизировать знания детей о том, что создано человеком и что дает человеку природа.

Ход игры: Воспитатель проводит с детьми беседу, в процессе которой уточняет их знания о том, что окружающие нас предметы или сделаны руками детей, или существуют в природе и человек ими пользуется: например, лес, уголь, нефть, газ существуют в природе, а дома, заводы, транспорт создает человек.

"Что сделано человеком"? - спрашивает воспитатель и передает одному из играющих какой-нибудь предмет. После нескольких ответов детей он задает новый вопрос: " Что создано природой"?

В ходе игры воспитатель проводит с детьми небольшую беседу о том, что человек использует природу для того, чтобы лучше жилось людям и в то же время люди бережно относятся к природе: охраняют леса от пожаров, очищают пруды, озера и реки, охраняют животных и птиц.

Критерии оценки знаний детей Блок - Растения

  1. Выделяют ли дети растения среди других объектов природы?
  2. Умеют  ли  различать   и   называть  травянистые  растения,   кустарники, деревья, комнатные растения?
  3. Знают ли органы растений и их функции?
  4. Знают ли стадии роста и развития растений?
  5. Знают ли потребности растений?
  6. Знают ли особенности ухода за комнатными растениями?
  7. Знают  ли,   как   и   почему   растения   приспосабливаются   к   сезонным  изменениям?
  8. Относят ли растения к живым существам?
  9. Производят    ли    группировку:    «травы»,    «кустарники»,    «деревья», «растения», «живое», «неживое» (для подготовительной к школе группе)?

Уровни освоения представлений о растениях.

Низкий уровень. У ребенка общие, недифференцированные представления о растениях, он называет наиболее яркие признаки внешнего строения, некоторые их характеристики. Ребенок относит растения к живому, но затрудняется объяснить, почему. Свои знания фактически не используются при решении проблемных ситуаций. Ребенок устанавливает единичные связи наглядно-действенным путем. Связи элементарные, конкретные, наглядно представленные, часто несущественные. Обобщенность знаний не проявляется.

Средний уровень. Более полные представления о растениях на базе выделения основных признаков и характеристик. Содержание признаков позволяет составлять небольшие по объему описательные рассказы, которые отличаются последовательностью. Ребенок пытается объяснять, но объяснения однозначные, неразвернутые, часто их основанием являются случайные, внешние несущественные признаки. Знания применяются в знакомых ребенку ситуациях, часто по образцу. Ребенок устанавливает некоторые конкретные наглядно представленные морфофункциональные связи. Начинает складываться обобщенный образ на основе конкретных сенсорных представлений и выделения некоторых общих признаков.

Высокий уровень. У ребенка складываются точные, адекватные, дифференцированные представления. Большое количество признаков и их устойчивость позволяет ребенку успешно сравнивать, сопоставить, выделяя как признаки отличия, так и сходства. Ребенок обосновывает свои суждения, которые отличаются полнотой и логичностью. Объяснения развернуты, имеют место рассуждения, приведение примеров, сравнения. Ребенок применяет знания в различных ситуациях, устанавливает комплекс конкретных и некоторых обобщенных связей. Выделяет существенные признаки сходства и различия.

Блок - Животные

  1. Знают ли дети животных основных классов (звери, птицы, насекомые, рыбы, земноводные)?
  2. Знают ли особенности поведения, среду обитания, чем питаются, где и как находят корм, как передвигаются, как приспосабливаются к сезонным изменениям, спасаются от врагов?
  3. Знают ли, как обеспечить уход за животными?
  4. Могут ли определить стадии роста и развития животных?
  5. Умеют ли устанавливать связи между средой обитания и внешним видом, средой обитания и образом жизни животных?
  6. Владеют ли обобщенными представлениями «звери», «птицы», «рыбы», «насекомые» (для подготовительной к школе группе — «животные»)?

Уровни освоения представлений о животных.

Низкий уровень. У ребенка общие, недифференцированные представления о животных, он называет наиболее яркие признаки внешнего строения, некоторые их характеристики. Ребенок относит животных к живому, но затрудняется объяснить, почему. Свои знания фактически не используются при решении проблемных ситуаций. Ребенок устанавливает единичные связи наглядно-действенным путем. Связи элементарные, конкретные, наглядно представленные, часто несущественные. Обобщенность знаний не проявляется.

Средний уровень. Более полные представления о животных на базе выделения основных признаков и характеристик. Содержание признаков позволяет составлять небольшие по объему описательные рассказы, которые отличаются последовательностью. Ребенок пытается объяснять, но объяснения однозначные, неразвернутые, часто их основанием являются случайные, внешние несущественные признаки. Знания применяются в знакомых ребенку ситуациях, часто по образцу. Ребенок устанавливает некоторые конкретные наглядно представленные морфофункциональные связи. Начинает складываться обобщенный образ на основе конкретных сенсорных представлений и выделения некоторых общих признаков.

Высокий уровень. У ребенка складываются точные, адекватные, дифференцированные представления. Большое количество признаков и их устойчивость позволяет ребенку успешно сравнивать, сопоставить, выделяя как признаки отличия, так и сходства. Ребенок обосновывает свои суждения, которые отличаются полнотой и логичностью. Объяснения развернуты, имеют место рассуждения, приведение примеров, сравнения. Ребенок применяет знания в различных ситуациях, устанавливает комплекс конкретных и некоторых обобщенных связей. Выделяет существенные признаки сходства и различия.

Блок - Человек Цель — выявить:

  • особенности представлений детей о человеке;
  • понимание существенных признаков человека, сходных и отличающих его от других живых существ в природе (разумность и гуманность человека);
  • особенности представлений о потребностях человека;

•   применение знаний о человеке для решения практических ситуаций.

Уровни освоения представлений о человеке.

Низкий уровень. У ребенка общие, недифференцированные представления о человеке, он называет наиболее яркие признаки внешнего строения, некоторые его характеристики. Ребенок относит человека к живому, но затрудняется объяснить, почему. Свои знания фактически не используются при решении проблемных ситуаций. Ребенок устанавливает единичные связи наглядно-действенным путем. Связи элементарные, конкретные, наглядно представленные, часто несущественные. Обобщенность знаний не проявляется.

Средний уровень. Более полные представления о человеке на базе выделения основных признаков и характеристик. Содержание признаков позволяет составлять небольшие по объему описательные рассказы, которые отличаются последовательностью. Ребенок пытается объяснять, но объяснения однозначные, неразвернутые, часто их основанием являются случайные, внешние несущественные признаки. Знания применяются в знакомых ребенку ситуациях, часто по образцу. Ребенок устанавливает некоторые конкретные наглядно представленные морфофункциональные связи. Начинает складываться обобщенный образ на основе конкретных сенсорных представлений и выделения некоторых общих признаков.

Высокий уровень. У ребенка складываются точные, адекватные, дифференцированные представления. Большое количество признаков и их устойчивость позволяет ребенку успешно сравнивать, сопоставить, выделяя как признаки отличия, так и сходства. Ребенок обосновывает свои суждения, которые отличаются полнотой и логичностью. Объяснения развернуты, имеют место рассуждения, приведение примеров, сравнения. Ребенок применяет знания в различных ситуациях, устанавливает комплекс конкретных и некоторых обобщенных связей. Выделяет существенные признаки сходства и различия.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список используемой литературы

  1. Бронникова М. С. Психолого-педагогические особенности экологического образования детей старшего дошкольного возраста. Екатеринбург: Уральский государственный педагогический университет, 2000. - 130с.
  2. Бронникова М. С. Планета наша - хрупкое стекло. Программа развития интеллектуальных и творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста. Екатеринбург, 2000. - 20с.
  3. Виноградова Н. Учимся? Играем: [О дидактических играх дошкольников] // Семья и шк. - 2002. - № 1/2. - с. 14 - 15.
  4. Доронова Т. Н. Игра в дошкольном возрасте / Т. Н. Доронова, О. А. Карабанова, Е. В. Соловьева. - М.: Воспитание дошкольника, 2002.- 127 с.
  5. Емельянова. ДОУ. Экология. Занимательные материалы. - Волгоград. Корифей, 2010.
  6. Земина Т. Н. Работа с родителями по экологическому воспитанию дошкольников// Дошк. воспитание.-2000.-№7-с.58-63.
  7. Кощеева Л. В. Путешествия в мир природы... Занятия по ознакомлению дошкольников с основами географии и экологии. Аркти. 2009.
  8. Машкова С. В. Познавательно-исследовательские занятия с детьми 5-7 лет на экологической тропе. Учитель, 2011.
  9. Петренко Т. «Полянка»//Дошк. воспитание.-2010г.-128с.

 

  1. Разина О. Играя, изучаем природу: о значении игр в экологическом воспитании детей.// Дошк. воспитание.-1995.-№6-с.9-10.
  2. Федосеева. ДОУ. Игровая деятельность на занятиях по экологии. Волгоград. Корифей. 2010.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Планирование дополнительного образования старших дошкольников "Современные технологии работы с бумагой"

В рамках профессиональной деятельности воспитатель осуществляет также и дополнительное образование детей дошкольного возраста. Для детей старшего дошкольного возраста актуальной проблемой является раз...

программа дополнительного образования старших дошкольников по экологическому образованию "Юные эколята"

Программа модульная разноуровневая разработана на основе парциальных программ по экологическому образованию С.Н. Николаевой "Юный эколог", Н.Н. Кондратьевой "Мы", а также методичес...

Рабочая программа по дополнительному образованию «Эколята-дошколята» по экологическому воспитанию дошкольников первой младшей группы «Радуга» на 2020-2022 годы

Рабочая программа по дополнительному образованию «Эколята-дошколята» по экологическому воспитанию дошкольников первой младшей группы «Радуга» на 2020-2022 годы...

Рабочая программа по дополнительному образованию «Эколята-дошколята» по экологическому воспитанию дошкольников средней группы

Рабочая программа по дополнительному образованию «Эколята-дошколята» по экологическому воспитанию дошкольников средней группы...

ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «Эколята-дошколята» по экологическому воспитанию детей 1,5-3 лет на 2021-2022 учебный год

ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «Эколята-дошколята» по экологическому воспитанию детей 1,5-3 лет на 2021-2022 учебный годОписание стендаПрезентация работыКартотека дид...

ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ЭКОЛЯТА-ДОШКОЛЯТА» ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ ДЕТЕЙ 1,5-3 ЛЕТ НА 2022-2023 УЧЕБНЫЙ ГОД

Программа «Эколята-дошколята» имеет экологическую направленность, которая определена особой актуальностью экологического образования в современных условиях. С началом третьего тысячелетия ...

2021-2022, 2022-2023 уч.гг. Рабочая программа по дополнительному образованию «Эколята-дошколята» по экологическому воспитанию дошкольников первой младшей группы

программа дополнительного образования «Эколята-дошколята» по экологическому воспитанию детей 1,5-3 лет на 2021-2022, 2022-2023 учебные годы...