программа дополнительного образования старших дошкольников по экологическому образованию "Юные эколята"
рабочая программа по окружающему миру (старшая группа)

Черемисина Людмила Павловна

Программа модульная разноуровневая разработана на основе парциальных программ по экологическому образованию С.Н. Николаевой "Юный эколог", Н.Н. Кондратьевой "Мы", а также методическим комплектом программы "Добро пожаловать в экологию" ПООП "Детство".

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №26

МОДУЛЬНАЯ РАЗНОУРОВНЕВАЯ

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ

«ЮНЫЕ ЭКОЛЯТА»

Возраст учащихся: 5-7 лет

Срок реализации: 1 год

 Составитель программы:

Черемисина Л.П.

Старший воспитатель

ВКК

                                                                                       

п. Горноуральский

2021 г.

ПАСПОРТ МОДУЛЬНОЙ РАЗНОУРОВНЕВОЙ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

«Юный эколог»

Наименование  учреждения

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное  учреждение детский сад №26

Режим работы ДОУ

10 часовой

Контингент детей

от 5 до 7

Дополнительные образовательные услуги в ДОУ

Нет

Наименование программы

«Юные эколята»              

Основные разработчики программы:

Черемисина Л.П., старший воспитатель МБДОУ детский сад №26

Цель Программы

 Цель программы: формирование основ экологической культуры старших дошкольников через осознанно – правильное отношение к природным явлениям и окружающим объектам

Основные задачи программы

Образовательная: формировать познавательный интерес детей к природе, желание активно изучать  окружающий человека природный мир;

Развивающая: развивать навыки исследовательской деятельности и психические процессы (мышление, память, внимание, воображение, речь) в процессе взаимодействия с природой

Воспитательная: воспитывать нравственные и эстетические чувства,  основы гуманно-ценностного отношения детей  к природе через понимание ценности природы, ориентацию на оказание помощи живым существам, сохранение природных объектов ближайшего окружения, проявление ответственности за свои поступки.

СОДЕРЖАНИЕ  ПРОГРАММЫ

РАЗДЕЛ  I.  КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ПРОГРАММЫ

  1. Пояснительная записка

3

Направленность (профиль) программы

3

Актуальность программы.

3

Отличительные особенности программы

4

Уровни программы

4

Адресат программы

4

Объем и срок освоения программы

8

Формы обучения

8

Режим занятий, периодичность и продолжительность занятий

8

  1. Цель и задачи программы

9

  1. Содержание программы

10

Учебный план

10

Содержание учебного плана

11

  1. Планируемые результаты

17

Промежуточные результаты

17

Итоговые результаты

17

РАЗЕДЛ II. КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО – ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ

  1. Календарный учебный график

20

  1. Условия реализации программы

25

Материально – техническое обеспечение

25

Информационное обеспечение

26

Кадровое обеспечение

26

  1. Формы аттестации и оценочные материалы

27

  1. Методические материалы

29

  1. Список литературы

30

Раздел I. КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ПРОГРАММЫ

 1. Пояснительная записка.

Направленность программы – естественнонаучная. Программа направлена на формирование экологической грамотности и экологически ответственного поведения, вовлекающих воспитанников и их семьи в решение экологических проблем через практики прямого и косвенного действия.

Актуальность программы. Природа и человек …. Когда-то эти понятия в сознании людей были слиты воедино. Человек чувствовал целостность мира и считал себя его частью.

В наше время отношения человека и природы претерпели изменения.

Экологические проблемы, ставшие сегодня глобальными, затрагивают интересы каждого человека, так как Земля наш общий дом. Их решение зависит в первую очередь от уровня сознания людей, поскольку именно человек несет ответственность за все живое на Земле.

Формирование у ребенка культуры сознания, культуры мышления, «экологической совести» является в наши дни насущной задачей экологического воспитания и образования.

Для выполнения этой задачи необходимо дать ребенку определенные знания о природе, о взаимосвязях в ней, научить видеть ее красоту и бережно, с любовью, относиться ко всему живому.

Как и с какого возраста нужно начинать экологическое воспитание и образование?

Любовь к матери, к родному дому зарождается в раннем возрасте ребенка. Расширить понятие дома, помочь ребенку осознать себя частицей огромного мира, научить его правильно вести себя в этом мире, быть с ним в гармонии, жить в созвучии с природой, беречь и умножать прекрасное на Земле можно и нужно еще в дошкольном детстве. Именно в это время сознание ребенка широко распахнуто для восприятия, жаждет познаний об окружающем его мире, охотно откликается на добро.

Маленький человек начинает делать свои первые шаги. Он душой чувствует природу, тянется к взаимодействию с ней, всё воспринимает с любовью. Испытывает восторг, наблюдая за тем или иным явлением или животным. У него возникает множество вопросов, на которые он с нетерпением ждет ответа. Так начинается для него познание мира.

В это время очень важно обратить внимание детей на жизнь природы, взаимосвязь ее составляющих, хрупкость и зависимость от всевозможных воздействий, на единство всего живого. Постепенно у ребенка начинает формироваться взгляд на сказочный мир природы. У него появляется желание поближе узнать и понять законы природы научиться жить в гармонии с ней. Непосредственно в соприкосновении с природой у ребёнка развиваются наблюдательность и любознательность, формируется эстетическое восприятие окружающего мира. А вместе с этим формируются такие нравственные качества как доброта, милосердие, любовь к природе, желание помочь нуждающимся.

Знания, полученные в дошкольном возрасте помогут детям в дальнейшем освоить предметы экологической направленности и обеспечат преемственность между сферами социального становления личности (семья детский сад – школа - ВУЗ - профессиональная деятельность).

Отличительная особенность программы состоит в том, что она основана на парциальной программе «Юный эколог» С.Н. Николаевой, которая на протяжении многих лет проводила теоретические и экспериментальные исследования в области экологического образования детей дошкольного возраста, а также с использованием положений и методических комплектов таких парциальных программ для детей дошкольного возраста, как «Добро пожаловать в экологию!» О.А. Воронкевич и «Мы» Н.Н. Кондратьевой. Программа может начать реализовываться с детьми разного дошкольного возраста, поэтому дает возможность использовать ее как на стартовом, так и на базовом и продвинутом уровнях, а также по отдельным модулям.

Программа разработана с учетом  возрастных особенностей детей и основных принципов деятельности организации образовательного и воспитательного процессов в ДОУ. Программа разработана в соответствии с Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования", не дублирует инвариантную часть образовательной программы МБДОУ детский сад №26, а дополняет и расширяет ее содержание, а также предполагает использование разнообразных видов детской деятельности и активное вовлечение семей воспитанников в реализацию программы.

Уровень программы: программа модульная, в каждом модуле предусмотрено содержание по трем уровням, которые определяются исходя из возраста воспитанников, результатов диагностики и предпочтений родителей (законных представителей).

Адресат программы – дети старшего дошкольного возраста (5-7 лет).

Возрастные особенности детей старшего дошкольного возраста

Старший дошкольный возраст играет особую роль в развитии ребенка: в этот период жизни начинают формироваться новые психологические механизмы деятельности и поведения.

Возраст 5-6 лет характеризуется активизацией ростового процесса: за год ребенок может вырасти на 7-10 см. Изменяются пропорции тела. Совершенствуются движения, двигательный опыт детей расширяется, активно развиваются двигательные способности. Заметно улучшается координация и устойчивость равновесия, необходимые  при выполнении большинства движений. При этом девочки имеют некоторое преимущество перед мальчиками.

У детей активно развиваются крупные мышцы туловища и конечностей, но всё ещё слабыми остаются мелкие мышцы, особенно кистей рук. Старший дошкольник технически правильно выполняет большинство физических упражнений. Он способен критически оценить движения других детей, но самоконтроль и самооценка непостоянны и проявляются эпизодически. Углубляются представления детей о здоровье и здоровом образе жизни, о значении гигиенических процедур (для чего необходимо мыть руки, чистить зубы и др.), закаливания, занятий спортом, утренней гимнастики. Дети проявляют  интерес к своему здоровью, приобретают сведения о своем организме (органы чувств, движения, пищеварения, дыхания) и практические умения по уходу за ним.

Происходят большие изменения высшей нервной деятельности. В течение шестого года жизни совершенствуются основные нервные процессы – возбуждение и особенно торможение. Это благотворно сказывается на возможностях саморегуляции. Эмоциональные реакции в этом возрасте становятся более стабильными, уравновешенными. Ребенок не так быстро утомляется, становится более вынослив психически, что связано с возрастающей физической выносливостью. Дети начинают чаще по собственной инициативе воздерживаться от нежелательных действий. Но в целом способность к произвольной регуляции своей активности все ещё выражена недостаточно и требует внимания взрослых.  

Формируются социальные представления морального плана. Постепенно происходит переход от импульсивного, ситуативного поведения к поведению, опосредованному правилами и нормами. Дети активно обращаются к правилам при регулировании своих взаимоотношений со сверстниками. Старшие дошкольники уже отличают хорошие и плохие поступки, имеют представление о добре и зле, могут привести соответствующие конкретные примеры из личного опыта и литературы. В оценке сверстников они достаточно категоричны и требовательны, в отношении собственного поведения более снисходительны и недостаточно объективны.

Расширяются интеллектуальные возможности детей. По своим характеристикам головной мозг шестилетнего ребенка приближается к показателям мозга взрослого человека. Ребенок не только выделяет существенные признаки в предметах и явлениях, но и начинает устанавливать причинно-следственные связи между ними, пространственные, временные и другие отношения. Дети оперируют достаточным объемом временных представлений: утро-день-вечер-ночь; вчера-сегодня-завтра, раньше-позже; ориентируются в последовательности дней недели, времен года и месяцев, относящихся к каждому времени года. Довольно уверенно осваивают ориентацию в пространстве и на плоскости: слева-направо, вверху-внизу, впереди-сзади, близко-далеко, выше-ниже и т.д.

Расширяется общий кругозор детей. Интересы старших дошкольников постепенно выходят за рамки ближайшего окружения детского сада и семьи. Детей привлекает широкий социальный и природный мир, необычные события и факты. Их интересуют обитатели джунглей и океанов, космоса, далеких стран и многое другое. Старший дошкольник пытается самостоятельно осмыслить и объяснить полученную информацию. С пяти лет начинается настоящий расцвет идей «маленьких философов» о происхождении Солнца, Луны, звезд и прочего. Для объяснения детьми привлекаются знания, почерпнутые из фильмов и телевизионных программ: о космонавтах, луноходах, космических путешествиях, звездных войнах.

Дети с живым интересом слушают истории из жизни родителей, бабушек и дедушек. Ознакомление с техникой, разнообразными видами труда, профессиями родителей обеспечивает дальнейшее вхождение ребенка в современный мир, приобщение к его ценностям. Под руководством взрослого дошкольники включаются в поисковую деятельность, принимают и самостоятельно ставят познавательные задачи, выдвигают предположения о причинах и результатах наблюдаемых явлений, используют разные способы проверки: опыты, эвристические рассуждения, длительные сравнительные наблюдения, самостоятельно делают маленькие «открытия».

В старшем дошкольном возрасте возрастают возможности памяти, возникает намеренное запоминание в целях последующего воспроизведения материала, более устойчивым становится внимание. Происходит развитие всех познавательных психических процессов. У детей снижаются пороги ощущений. Повышается острота зрения и точность цветоразличения, развивается фонематический и звуковысотный слух, значительно возрастает точность оценок веса и пропорций предметов, систематизируются представления детей.

Продолжается совершенствоваться речь. За год словарь увеличивается на 1000-1200 слов (по сравнению с предшествующим возрастом), хотя практически установить точное количество усвоенных слов за данный период очень трудно из-за больших индивидуальных различий. Совершенствуется связная, монологическая речь. Ребенок без помощи взрослого может передать содержание небольшой сказки, рассказа, мультфильма, описать события, свидетелем которых он был. Правильно пользуется многими грамматическими формами и категориями. На шестом году жизни ребенка мышцы артикуляционного аппарата достаточно окрепли, и дети способны правильно произносить все звуки родного языка. Однако у некоторых детей и в этом возрасте еще только заканчивается правильное усвоение шипящих звуков, звуков [л], [р].

Развивается продуктивное воображение, способность воспринимать и воображать себе на основе словесного описания различные миры, например, космос, космические путешествия, пришельцев, замок принцессы, волшебников и др. Эти достижения находят воплощение в детских играх, театральной деятельности, в рисунках, детских рассказах.

Рисование – любимое занятие старших дошкольников, ему они посвящают много времени. Дети с удовольствием демонстрируют свои рисунки друг другу, обсуждают их содержание, обмениваются мнениями. Любят устраивать выставки рисунков, гордятся своими успехами.

Возрастающая потребность старших дошкольников в общении со сверстниками, в совместных играх и деятельности приводит к возникновению детского сообщества. Сверстник становится интересен как партнер по играм и практической деятельности. Развивается система межличностных отношений, взаимных симпатий и привязанностей. Старший дошкольник страдает, если никто не хочет с ним играть.

Дети становятся избирательны во взаимоотношениях. В общении со сверстниками преобладают однополые контакты. Дети играют небольшими группами от двух до пяти человек. Иногда эти группы становятся постоянными по составу. Так появляются первые друзья – те, с кем у ребенка лучше всего достигается взаимопонимание и взаимная симпатия. Все более ярко проявляется предпочтение к определенным видам игр, хотя в целом игровой репертуар разнообразен, включает сюжетно-ролевые, режиссерские, строительно-конструктивные, подвижные, музыкальные, театрализованные игры, игровое экспериментирование.

Определяются игровые интересы и предпочтения мальчиков и девочек. Дети самостоятельно создают игровое пространство, выстраивают сюжет и ход игры, распределяют роли. В совместной игре появляется потребность регулировать взаимоотношения со сверстниками, складываются нормы нравственного поведения, проявляются нравственные чувства. Формируется поведение, опосредованное образом другого человека. В результате взаимодействия и сравнения своего поведения с поведением сверстника у ребенка появляется возможность лучшего осознания самого себя, своего Я.

Более активно проявляется интерес к сотрудничеству, к совместному решению общей задачи. Дети стремятся договариваться между собой для достижения конечной цели. Взрослый помогает детям в освоении конкретных способов достижения взаимопонимания на основе учета интересов партнеров.

Увеличивается интерес старших дошкольников к общению со взрослыми. Дети активно стремятся привлечь к себе внимание взрослых, вовлечь в разговор. Детям хочется поделиться своими знаниями, впечатлениями, суждениями. Равноправное общение со взрослым поднимает самооценку ребенка, помогает почувствовать свое взросление и компетентность. Содержательное, разнообразное общение взрослых с детьми (познавательное, деловое, личностное) является важнейшим условием их полноценного развития.

Объем и срок освоения программы: реализация стартового и базового уровней расчитана на 1 учебный год. Срок освоения продвинутого уровня также составляет 1 учебный год, но предусмотрен только для детей, освоивших базовый уровень. Однако, по итогам диагностики, допустимо зачисление в группу продвинутого уровня детей, не прошедших обучение на предыдущих уровнях, но показавших достаточный уровень сформированности необходимых качеств.

Количество часов в учебный год – 70 часов

Форма обучения - очная

Режим занятий, периодичность и продолжительность занятий. Занятия два раза в неделю (вторник и пятница). Продолжительность занятия – 30 минут. В случае реализации проектов, допускается домашнее задание.

2. Цель и задачи программы

Цель: формирование основ экологической культуры старших дошкольников через осознанно – правильное отношение к природным явлениям и окружающим объектам.

Процесс познания природы осуществляется детьми на основе наблюдений: от экологических фактов через эмпирические представления к экологическим понятиям, далее к частным экологическим связям и общим закономерностям.

 Наряду с когнитивным компонентом экологического образования, ведущее значение в развитии экологической культуры ребенка отводится ценностному компоненту, что обусловлено аксиологическим подходом, связанным с переориентацией на развитие личности, а не формирование знаний и умений. Данный компонент представляет собой систему мотивационно - ценностных   и   эмоционально-волевых   отношений.

Экологическое отношение к природе является компонентом экологической культуры, оно интегративно по сути и включает три составляющие: эмоционально-чувственный (чувство влечения к природе), когнитивный (познавательный интерес к природе на основе ценностных представлений) и практически-деятельностный (склонность к непрагматическому взаимодействию с природой на основе социально значимых мотивов) компоненты. Конечным результатом экологического образования выступает экологическая ответственность личности за состояние окружающей среды, которая основана на нравственно-ценностном отношении к природе.

Исходя из этого, выделяем задачи экологического образования дошкольников по трем направлениям: обучающие (формирование знаний), развивающие (интеграция знаний и деятельности), воспитательные (ценностное отношение).

Задачи:

Образовательная: формировать познавательный интерес детей к природе, желание активно изучать  окружающий человека природный мир;

Развивающая: развивать навыки исследовательской деятельности и психические процессы (мышление, память, внимание, воображение, речь) в процессе взаимодействия с природой;

Воспитательная: воспитывать нравственные и эстетические чувства,  основы гуманно-ценностного отношения детей  к природе через понимание ценности природы, ориентацию на оказание помощи живым существам, сохранение природных объектов ближайшего окружения, проявление ответственности за свои поступки.

3. Содержание программы

Учебный план.

№ п/п

Название модуля

Название раздела, темы

Количество часов

Форма контроля/ аттестации

всего

теория

практика

1

Неживая природа

Вода

4

2

2

Анализ результатов экспериментов с водой

2

Воздух

3

1

2

Анализ результатов экспериментов с воздухом

3

Почва

3

1

2

Творческая работа с разными видами почв

4

Камни

3

1

2

Коллекция камней

5

Сезоны

5

1

4

Творческая работа «Тактильная книга «Сезоны»»

6

Итого по модулю:

18

6

12

7

Растения

Комнатные растения

4

1

3

Создание картотеки комнатных растений/экскурсоводы по зимнему саду

8

Садовые растения

3

1

2

Макет «Мой сад»

9

Растения нашего края

3

1

2

Видео - Презентация

10

Растения разных континентов

2

1

1

Творческая работа 3-д ручка

11

Итого по модулю:

12

4

8

12

Животные

Домашние животные

4

2

2

Выставка «Мой питомец»

13

Животные русского леса

3

1

2

Творческая работа лего – конструирование (Lego education)

14

Птицы

3

1

2

Творческая работа «оригами»

15

Насекомые

2

1

1

Творческая работа лего – конструирование (Lego We Do)

16

Животные разных континентов

2

1

1

Творческая работа 3-д ручка

17

Итого по модулю

14

6

8

18

Экосистема

Лес, луг, степь

4

1

3

Макет экосистемы

19

Водоем

4

1

3

20

Космос

4

1

3

21

Итого по модулю:

12

3

9

22

Человек и природа

Человек – живое существо

3

1

2

Создание лэпбука «Человек»

23

Как человек использует природу

3

1

2

Мини-музей «Богатства природы»

24

Как человек охраняет природу

7

1

5

Участие в природоохранных и социальных акциях

25

Итого по модулю:

13

3

9

26

Итоговое мероприятие

Путешествие по карте

2

0

2

Оформление 3-д карты и презентация работы студии «Юные эколята»

26

Итого по программе:

70

20

50

Содержание учебного плана

МОДУЛЬ

ТЕМА

УРОВЕНЬ

стартовый

базовый

продвинутый

1

2

3

                                   НЕЖИВАЯ ПРИРОДА

Тема 1. Понятие «Неживая природа» теория

Знакомство с наукой экологией и основными понятиями «живая и неживая природа»

Углубление представлений об объектах неживой природы

Формирование представлений об использовании объектов неживой природы в хозяйственной деятельности человека

Тема 2. «Вода» теория

Формирование представлений о значении воды

Формирование представлений о  трех состояниях воды

Формирование представлений о необходимости очистки воды и сохранении водных ресурсов

Тема 3. «Вода» практика

Наблюдение за водой (вода испаряется, дает осадок, окрашивается, меняет цвет и вкус)

Опыт и эксперименты с водой в разных состояниях (пар, лед, жидкость)

Эксперименты по очистке воды. Разработка агит.материалов

Тема 4. «Вода» практика

Тема 5. «Воздух» теория

Формирование представлений о значении воздуха для живых организмов

Формирование представлений о свойствах воздуха

Формирование знаний о практическом применении силы ветра, очистке воздуха

Тема 6. «Воздух» практика

Наблюдение за ветром (флюгер, ветряной рукав, облака)

Опыты и эксперименты с воздухом (сила ветра, воздушный шар, свойства теплого и холодного воздуха и пр.)

Создание ветряной мельницы из конструктора «Lego we do“

Тема 7. «Воздух» практика

Тема 8. «Почва» теория

Формирование представлений о значении почв

Формирование представлений о разнообразии почв

Углубление представлений о значении различных видов почв для жизнедеятельности человека

Тема 9. «Почва» практика

Создание творческой работы из песка

Опыты и эксперименты с различными видами почв

Разработка «идеального» состава почвы для различных целей

Тема 10. «Почва» практика

Тема 11. «Камни» теория

Формирование представлений о разнообразии камней

Углубление представлений об использовании камней человеком (река времени)

Формирование навыков определения камней и возможностей их практического использования

Тема 12. «Камни поделочные» практика

Создание мини-коллекции «Камни»

Создание мини-коллекции «Изделия из камня»

Разработка и реализация мини-проекта «Камни Урала»

Тема 13. «Камни драгоценные, самоцветные» практика

Тема 14 «Сезоны» теория

Формирование представлений о сезонах

Формирование представлений о науке фенологии

Углубление представлений о деятельности человека в разные сезоны

Тема 15. «Весна» практика

Изучение признаком сезонов в ходе создания макета «Времена года. Дерево»

Изучение признаком сезонов в ходе создания тактильной книги «Времена года»

Создание фенологических календарей

Тема 16. «Лето» практика

Тема 17 «Осень» практика

Тема 18 «Зима» практика

                                   РАСТЕНИЯ

Тема 1. «Растения» теория

Формирование представлений о разнообразии растений

Расширение представлений о разнообразии растительного мира

Знакомство с современными технологиями озеленения помещений

Тема 2. «Комнатные растения» теория

Формирование представлений о комнатных растениях, их частях

Формирование представлений о способах размножения комнатных растений

Знакомство с современными тенденциями озеленения помещений (тематические композиции, флорариум «пот-э-флер», полюдариум и др.

Тема 3. «Виды комнатных растений» практика

Опыты и эксперименты с условиями, необходимыми для комнатных растений (влага, тепло, свет, почва)

Посадка и пересадка комнатных растений

Разработка дизайн – проекта жилого дома с правильным расположением комнатных растений и фитонцидов

Тема 4. «Растения – фитонциды» практика

Знакомство с полезными и вредными свойствами комнатных растений

Составление каталога комнатных растений

Тема 5. «Садовые растения» теория

Формирование представлений о растениях сада

Формирование представлений о многообразии растений сада

Формирование практических навыков экологического проектирования

Тема 6. «Садовые плодовые растения» практика

Выставка детских творчесикх работ в технике «обрывная аппликация» «Мой сад»

В ходе изучения растений сада создание макета «Мой сад»

Разработка дизайн – проекта «Ландшафтный дизайн сада»

Тема 7. «Садовые цветы» практика

Тема 8. «Растения нашего края» теория

Формирование представлений о растительном мире Урала

Расширение представлений о растительном мире России

Творческая работа 3- д ручка

«Удивительные растения  нашей планеты»

Тема 9. «Растения леса» практика

Создание макетов

Создание макетов

Тема 10. «Растения поля и луга» практика

Тема 11 «Растения разных стран» теория

Ознакомления с особенностями растений в зависимости от климата

Знакомство с особенностями использования разных растений в разных странах

Тема 12. «Растения разных стран» практика

Творческая работа 3-д ручка

Творческая работа 3-д ручка

                                         ЖИВОТНЫЕ

Тема 1. «Многообразие животных» теория

Формирование представлений о мире животных

Углубление представлений о многообразии животного мира

Изучение редких, вымирающих видов животных

Тема 2. «Домашние животные» теория

Формирование представлений о назначении домашних животных

Формирование представлений об отрасли сельского хозяйства - животноводстве

Знакомство с животноводческими  предприятиями края

Тема 3. «Животные фермы» практика

Игра - театрализация «На ферме»

Создание макета «Ферма»

Тема 4. «Домашние питомцы» практика

Создание выставки рисунков «Домашние любимцы»

Создание выставки творческих работ «Мой питомец»

Виртуальная фото-выставка «Мой любимый питомец»

Тема 5. «Животные русского леса» теория

Создание книжки - малышки «Животные русского леса»

Творческая работа 3-д ручка

Творческая работа 3- д ручка «Редкие животные России»

Тема 6. «Хищные животные» практика

Тема 7. «Травоядные животные» практика

Тема 8. «Разнообразие птиц» теория

Знакомство с  видами птиц: Домашние, дикие.

Формирование представлений о многообразии птиц

Углубление представлений о разнообразии птиц (декоративные, певчие)

Тема 9. «Оседлые птицы» практика

В ходе изучения оседлых и перелетных птиц, создание подвесного модуля – оригами «Птицы»

В ходе изучения оседлых и перелетных птиц, создание моделей птиц из конструктора «Lego»

Проект «Чудо – птицы».

Тема 10. «Перелетные птицы» практика

Тема 11. «Насекомые» теория

Формирование представлений о насекомых

Углубление представлений о жизнедеятельности насекомых, их пользе и вреде для человека

Разработка лэпбука «Бабочки»

Тема 12. «Насекомые» практика

Наблюдение за насекомыми (муравейник)

Наблюдение за насекомыми в инсектарии

Тема 12. «Животные разных континентов» теория

Создание книжки – малышки «Животные Автралии», «Животные Севера» и пр. по выбору

Творческая работа 3-д ручка

Творческая работа 3- д ручка «Редкие животные мира»

Тема 12. «Животные разных континентов» практика

 

                ЭКОСИСТЕМА

Тема 1. «Понятие экосистема» теория

Формирование представления об экосистеме

Расширение представлений о многообразии экосистем (микро -, миди-, макро – экосистема)

Формирование представлений о человеке – как части экосистемы

Тема 2. «Лес» практика

Создание макета экосистем

Создание макета экосистем

Создание макета экосистем

Тема 3. «Луг» практика

Тема 4. «Степь» практика

Тема 5. «Водоем» теория

Тема 6. «Река» практика

Тема 7. «Озеро, болото» практика

Тема 8. «Море, океан» практика

Тема 9. «Космос» теория

Знакомство с понятием «Космос»

Формирование представлений о науке Астрономии

Создание панно в стиле стимпанк «Космос»

Тема 10. «Солнечная система» практика

Работа с предметно - схематическими и предметными моделями

Создание модели «Солнечная система»

Тема 11. «Планета Земля» практика

Знакомство и работа с картой и глобусом

Изготовление макета земли «Глобус» папье - маше

Тема 12. «Изучение космоса» практика

Знакомство с историей отечественной космонавтики в ходе создания выставки «Космос»

Соревнования по запуску пневморакет

Изготовление «Марсохода»/ «Лунохода» из конструктора Lego We Do

ЧЕЛОВЕК И ПРИРОДА

Тема 1. «Человек и природа» теория

Формирование представлений о том, что человек является частью природы

Углубление знаний о значении природы в жизни человека

Углубление представлений о влиянии деятельности человека на природу

Тема 2. «Человек – живое существо» практика

Создание схематической модели «Человек и природа»

Работа над созданием лэпбука «Человек»

Создание ментальной карты «Человек – венец природы»

Тема 3. «Человек – часть природы» практика

Тема 4. «Как человек использует природу» теория

Формирование представления о взаимовлиянии человека и природы

Углубление представлений о взаимовлиянии человека и природы

Разработка и реализация проекта «Кладовая природы»

Тема 5. «Ценности природы» практика

Инсценировка экологической сказки «Ценности природы»

Работа над составлением ментальной карты «Кладовая природы»

Тема 6. «Полезные ископаемые»  практика

Создание мини-музея «Полезные ископаемые»

Тема 7. «Как человек охраняет природу» теория

Формирование представлений о природоохранной деятельности человека

Углубление представлений о деятельности человека, направленной на сохранение и восстановление природы

Разработка проекта «Висимский заповедник»

Тема 8. «Красная книга» практика

Создание «Красной книги детского сада»

Работа над проектом «Живые ископаемые Медведь камня»

Тема 9. «Заповедники, национальные парки» практика

Тема 10. «Переработка мусора» практика

Выставка творческих работ из бросового материала

Участие в акциях по сбору батареек, макулатуры и пр.

Разработка и реализация проекта «Мусорознайки»

Тема 11. «Социальные и природоохранные акции. Агит.материалы (листовки, буклеты) » практика

Работа над созданием «экологических объявлений»

Работа над созданием буклетов и листовок природоохранной тематики

Тема 12. «Социальные и природоохранные акции. Видео агит-материалы» практика

Участие в съемке видеоролика «Я охраняю природу»

Участие в съемке видеоролика «Вместе сохраним природу!»

Тема 13. «Субботник» практика

Участие в субботнике на территории ДОО

Участие в субботнике на территории ДОО

Участие в субботнике на территории ДОО

   

      ИТОГ

Тема 1. «Путешествие по карте» практика

Компоновка макета планеты на основе карты с использованием творческих работ, выполненных в течение года 3-д ручкой

Тема 2. Презентация работы студии «Юные эколята»

Презентация творческих и исследовательских работ «Юных эколят»

4. Планируемые результаты освоения детьми  программы

Промежуточные результаты освоения детьми программы.

Планируемый промежуточный результат освоения детьми 6 лет программы

В ходе наблюдений дети располагают  элементарными сведениями о том, что животные едят, какое имеют строение, но и отражают их взаимосвязь со средой обитания, морфофункциональную приспособленность к ней. Развивается наблюдательность детей, их способность замечать изменения растущих растений, понимание значения неодинаковых условий для их роста, которые позволяют формировать у детей устойчивый интерес к наблюдению природы. Приобщаются к пониманию ценности здоровья (своего и других живых существ). Формируется устойчивый интерес к наблюдению природы, понимание того, что впечатления можно творчески представить другим людям - в форме рассказов и плакатов.

Итоговые результаты освоения детьми программы

Интегративные качества

Итоговые результаты освоения детьми 7лет дополнительной образовательной программы

Здоровый

Содержит свое тело в чистоте, бережно относится к органам чувств.                                                                                                                                                                                                                          

Физически развитый

У ребенка сформированы основные двигательные качества, мелкая моторика рук.

Коммуникативный

Свободно общается со взрослыми и сверстниками, способен выражать свои намерения и чувства с помощью проведения исследовательской деятельности; умеет использовать речь - доказательство. Без труда выражать свое отношение к представителям животного мира.

Сообразительный

Использует опыты для проверки предположений, устанавливает причинные связи, прогнозирует развитие ситуации.

Любознательный

Проявляет интерес ко всем объектам живой и неживой природы.

Креативный (фантазер и выдумщик)

Воображает, придумывает модели. Делает маленькие открытия.

Книголюб

Любит читать и слушать рассказы о живой и неживой природе.

Осведомленный

Обладает кругозором о природе и человеке, адекватным своему возрасту.

Овладевший универсальными  предпосылками учебной деятельности

  • наличие познавательных и социальных мотивов учения;
  • умение фантазировать, воображать;
  • умение работать по образцу;
  • умение работать по правилу;
  • умение обобщать;
  • умение слушать взрослого и выполнять его инструкции;
  • владение языком, на котором ведется обучение в школе;
  • умение общаться со взрослым и сверстниками.

Ориентированный на сотрудничество

Участвует в общих делах, совместных действиях, деятельности с другими детьми и взрослыми по охране и заботе о природе

Инициативный

проявляет самостоятельность в принятии решений, в совершении поступков, в деятельности.

Активный

Принимает живое, заинтересованное участие во всех видах образовательной деятельности.

Самостоятельный

Способен самостоятельно ставить познавательную задачу и находить пути ее решения.

Волевой (адекватно возрасту)

Способен к волевой, произвольной регуляции поведения, преодолению непосредственных желаний, если они противоречат данному слову, обещанию, общепринятым нормам.

Чувствующий прекрасное

Воспринимает красоту окружающего мира (людей, природы).

Внимательный

Сосредоточенно выполняет исследовательскую работу.

Дружелюбный

Доброжелательно относится к людям и объектам природы

Эмоционально отзывчивый

Легко откликается  на эмоции других людей, объектов природы, сочувствует, сопереживает и старается  помочь.

Аккуратный

Чистоплотный, опрятный, владеющий культурно-гигиеническими навыками.

Осторожный

Проявляет разумную осторожность при встрече с незнакомыми природными объектами.

Бережно относящийся ко всему живому

Понимает ценность жизни; проявляет заботу и внимание к растениям, животным, птицам и др.

Характеристика экологической воспитанности ребенка к окончанию дошкольного возраста

Ребенок радуется встрече с природой, животными и растениями, эмоционально отзывается на проявления их жизни и поведения. По собственной инициативе длительно наблюдает за живыми существами. Проявляет элементарную любознательность: задает разнообразные поисковые вопросы, высказывает эвристические суждения.

Владеет первоначальными обобщенными представлениями о живом. Умеет доказать принадлежность к живому людей, животных, растений (как отдельных объектов, так и группы в целом). Называет всю совокупность существенных признаков (двигаются, дышат, питаются, удовлетворяют потребности, растут, развиваются, рождают себе подобных, приспосабливаются к определенной среде обитания, чувствуют).

Его знания характеризуются основами системности: ребенок осознает, что для нормального существования живого не должны быть нарушены его внутренние, морфофункциональ-ные связи (он должен быть «целым»), а также связи с условиями среды и другими живыми существами.

Ребенок видит многообразное значение природы, признает ценность жизни. Имеет полное представление о правилах поведения в природе, применяет их в конкретных жизненных ситуациях. Самостоятельно пользуется доступными познавательными умениями. Он может определить, как чувствует себя живой объект в среде, и оценить его состояние по внешним признакам, выделить его причины. Предвидит последствия разного отношения к природе (к организму, среде обитания, обитателям экосистемы).

Ребенок охотно и доброжелательно общается с живыми существами: не обижает людей, животных, не приносит вреда растениям. Учитывает их желание общаться, оберегает целостность, привычные условия существования. Вступает в активную защиту живого, с помощью взрослого, других детей пытается поправить последствия неправильных действий.

С радостью помогает всему живому: ухаживает за животными и растениями в детском саду и дома. Качественно выполняя трудовые процессы ухода, достигает хорошего результата в пределах освоенных умений. Проявляет заинтересованность, получает удовольствие от созидательной деятельности.

Мотивом такого отношения выступают понимание самоценности живого, общая гуманная позиция ребенка.

Ребенок проявляет гуманное отношение в любых обстоятельствах к любому живому существу, понимает нравственный смысл своих действий и поступков.

РАЗЕДЛ II. КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО – ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ

5. Календарный учебный график

месяц

число

время

форма

Количество часов

тема

место

1

                                                          сентябрь

1

16.00

Занятие, видео-презентация

1 ак.час

Тема 1. Понятие «Неживая природа» теория

Экологическая комната

2

4

16.00

Занятие, чтение худ.лит-ры

1 ак.час

Тема 2. «Вода» теория

Экологическая тропа. Видовая точка «Водоем»

3

7

16.00

Опыты, эксперименты

1 ак.час

Тема 3. «Вода» практика

Экологическая комната

4

10

16.00

Опыты, эксперименты

1 ак.час

Тема 4. «Вода» практика

Экологическая комната

5

14

16.00

Занятие, видео-презентация, чтение худ. лит-ры

1 ак.час

Тема 5. «Воздух» теория

Экологическая комната

6

17

16.00

Наблюдение, опыты, эксперименты

1 ак.час

Тема 6. «Воздух» практика

Экологическая тропа. Видовая точка «Метеостанция»

7

21

16.00

Занятие, видео-презентация

1 ак.час

Тема 8. «Почва» теория

Экологическая комната

8

24

16.00

Исследовательско - творческая деятельность

1 ак.час

Тема 9. «Почва» практика

Экологическая комната

9

28

16.00

Исследовательско - творческая деятельность

1 ак.час

Тема 10. «Почва» практика

Экологическая комната

10

                             октябрь

1

16.00

Занятие, видео-презентация

1 ак.час

Тема 11. «Камни» теория

Экологическая комната

11

5

16.00

Исследовательско - творческая деятельность

1 ак.час

Тема 12. «Камни поделочные» практика

Экологическая комната

12

8

16.00

Исследовательско - творческая деятельность, коллекциониро

вание

1 ак.час

Тема 13. «Камни драгоценные, самоцветные» практика

Экологическая комната

13

12

16.00

Занятие, видео-презентация, чтение худ. лит-ры

1 ак.час

Тема 14 «Сезоны» теория

Экологическая комната

14

15

16.00

Исследовательско - творческая деятельность

1 ак.час

Тема 15. «Весна» практика

Экологическая комната

15

19

16.00

Исследовательско - творческая деятельность

1 ак.час

Тема 16. «Лето» практика

Экологическая комната

16

22

16.00

Исследовательско - творческая деятельность

1 ак.час

Тема 17 «Осень» практика

Экологическая комната

Осенние каникулы с 25. По 31.10

17

                                                         ноябрь

2

16.00

Исследовательско - творческая деятельность

1 ак.час

Тема 18 «Зима» практика

Экологическая комната

18

5

16.00

Занятие, видео-презентация, чтение худ. лит-ры

1 ак.час

Тема 1. «Растения» теория

Экологическая комната

19

9

16.00

Исследовательско - творческая деятельность

1 ак.час

Тема 2. «Комнатные растения» теория

Экологическая комната

20

12

16.00

Трудовая деятельность

1 ак.час

Тема 3. «Виды комнатных растений» практика

Экологическая комната

21

16

16.00

Исследовательско - творческая деятельность

Метод каталога

1 ак.час

Тема 4. «Растения – фитонциды» практика

Экологическая комната

22

19

16.00

Занятие, видео-презентация, чтение худ. лит-ры

1 ак.час

Тема 5. «Садовые растения» теория

Экологическая комната

23

23

16.00

Исследовательско - творческая деятельность

1 ак.час

Тема 6. «Садовые плодовые растения» практика

Экологическая комната

24

26

16.00

Исследовательско - творческая деятельность

1 ак.час

Тема 7. «Садовые цветы» практика

Экологическая комната

25

30

16.00

Познавательно – исследовательская деятельность

1 ак.час

Тема 8. «Растения нашего края» теория

Экологическая комната

26

                    декабрь

3

16.00

Мактерирование

1 ак.час

Тема 9. «Растения леса» практика

Экологическая комната

27

7

16.00

Макетирование

1 ак.час

Тема 10. «Растения поля и луга» практика

Экологическая комната

28

10

16.00

Познавательно – исследовательская деятельность

1 ак.час

Тема 11 «Растения разных стран» теория

Экологическая комната

29

14

16.00

Конструрование при помощи 3 –д ручки

1 ак.час

Тема 12. «Растения разных стран» практика

Экологическая комната

30

17

16.00

Занятие, видео-презентация, чтение худ. лит-ры

1 ак.час

Тема 1. «Многообразие животных» теория

Экологическая комната

31

21

16.00

Познавательно – исследовательская деятельность

1 ак.час

Тема 2. «Домашние животные» теория

Экологическая комната

32

24

16.00

Игровая деятельность

1 ак.час

Тема 3. «Животные фермы» практика

Экологическая комната

33

28

16.00

моделирование

1 ак.час

Тема 4. «Домашние питомцы» практика

Экологическая комната/ экскурсия на ферму

Зимние каникулы с 31.12 по 10.01

34

                                                  январь

12

16.00

Занятие, видео-презентация, чтение худ. лит-ры

1 ак.час

Тема 5. «Животные русского леса» теория

Экологическая комната

35

15

16.00

Исследовательско - творческая деятельность

1 ак.час

Тема 6. «Хищные животные» практика

Экологическая комната

36

19

16.00

Исследовательско - творческая деятельность

1 ак.час

Тема 7. «Травоядные животные» практика

Экологическая комната

37

22

16.00

Занятие, видео-презентация, чтение худ. лит-ры

1 ак.час

Тема 8. «Разнообразие птиц» теория

Экологическая комната

38

26

16.00

Наблюдение

1 ак.час

Тема 9. «Оседлые птицы» практика

Экологическая тропа. Видовая точка «птичий двор»

39

29

16.00

Исследовательско - творческая деятельность

1 ак.час

Тема 10. «Перелетные птицы» практика

Экологическая комната

40

                      февраль

2

16.00

Занятие, видео-презентация, чтение худ. лит-ры, музыкальная деятельность

1 ак.час

Тема 11. «Насекомые» теория

Экологическая комната

41

5

16.00

Экскурсия в инсектарий

1 ак.час

Тема 12. «Насекомые» практика

Инсектарий

42

9

16.00

Занятие, видео-презентация, чтение худ. лит-ры,

1 ак.час

Тема 12. «Животные разных континентов» теория

Экологическая комната

43

12

16.00

Исследовательско - творческая деятельность

1 ак.час

Тема 12. «Животные разных континентов» практика

Экологическая комната

44

16

16.00

Занятие, видео-презентация

1 ак.час

Тема 1. «Понятие экосистема» теория

Экологическая комната

45

19

16.00

Познавательно – исследовательская деятельность/ моделирование

1 ак.час

Тема 2. «Лес» практика

Экологическая комната

46

24

16.00

Познавательно – исследовательская деятельность/ моделирование

1 ак.час

Тема 3. «Луг» практика

Экологическая комната

47

26

16.00

Познавательно – исследовательская деятельность/ моделирование

1 ак.час

Тема 4. «Степь» практика

Экологическая комната

48

                                                                    март

2

16.00

Познавательно – исследовательская деятельность/ моделирование

1 ак.час

Тема 5. «Водоем» теория

Экологическая комната

49

5

16.00

Познавательно – исследовательская деятельность/ моделирование

1 ак.час

Тема 6. «Река» практика

Экологическая комната

50

9

16.00

Познавательно – исследовательская деятельность/ моделирование

1 ак.час

Тема 7. «Озеро, болото» практика

Экологическая комната

51

12

16.00

Познавательно – исследовательская деятельность/ моделирование

1 ак.час

Тема 8. «Море, океан» практика

Экологическая комната

52

16

16.00

Занятие, виртуальная экскурсия

1 ак.час

Тема 9. «Космос» теория

Планетарий

53

19

16.00

Познавательно – исследовательская деятельность/ моделирование

1 ак.час

Тема 10. «Солнечная система» практика

Экологическая комната

54

23

16.00

Познавательно – исследовательская деятельность/ моделирование

1 ак.час

Тема 11. «Планета Земля» практика

Экологическая комната

55

26

16.00

Познавательно – исследовательская деятельность/ моделирование

1 ак.час

Тема 12. «Изучение космоса» практика

Экологическая комната

Весенние каникулы с 29.03 по 4.04

56

апрель

6

16.00

Занятие, видео-презентация

1 ак.час

Тема 1. «Человек и природа» теория

Экологическая комната

57

9

16.00

Исследовательско - творческая деятельность

1 ак.час

Тема 2. «Человек – живое существо» практика

Экологическая комната

58

13

16.00

Исследовательско - творческая деятельность

1 ак.час

Тема 3. «Человек – часть природы» практика

Экологическая комната

59

16

16.00

Познавательно – исследовательская деятельность

1 ак.час

Тема 4. «Как человек использует природу» теория

Экологическая комната

60

20

16.00

Театрализация

1 ак.час

Тема 5. «Ценности природы» практика

Экологическая комната

61

23

16.00

Коллекциониро

вание

1 ак.час

Тема 6. «Полезные ископаемые»  практика

Экологическая комната

62

27

16.00

Занятие, видео-презентация

1 ак.час

Тема 7. «Как человек охраняет природу» теория

Экологическая комната

63

30

16.00

Познавательно – исследовательская, творческая  деятельность

1 ак.час

Тема 8. «Красная книга» практика

Экологическая комната

64

                                                     май

4

16.00

Познавательно – исследовательская, творческая  деятельность

1 ак.час

Тема 9. «Заповедники, национальные парки» практика

Экологическая комната

65

7

16.00

Познавательно – исследовательская, творческая  деятельность

1 ак.час

Тема 10. «Переработка мусора» практика

Экологическая комната

66

11

16.00

Просветительская, творческая деятельность

1 ак.час

Тема 11. «Социальные и природоохранные акции. Агит.материалы (листовки, буклеты) » практика

Территория ДОО

67

14

16.00

Просветительская, творческая деятельность

1 ак.час

Тема 12. «Социальные и природоохранные акции. Видео агит-материалы» практика

Экологическая комната

68

18

16.00

Трудовая, социально – значимая деятельность

1 ак.час

Тема 13. «Субботник» практика

Территория ДОО

69

21

16.00

Познавательно – исследовательская, творческая  деятельность

1 ак.час

Тема 1. «Путешествие по карте» практика

Экологическая комната

70

25

16.00

Просветительская, творческая деятельность

1 ак.час

Тема 2. Презентация работы студии «Юные эколята»

Экологическая комната

6. Условия реализации программы

Материально – техническое обеспечение

Занятия студии «Юные эколята» проходят в экологической комнате ДОУ, которая имеет следующие зоны:

  • Зеленая зона. Содержит комнатные растения для изучения особенностей их строения (корень, стебель, лист, цветок), условий произрастания (светолюбвые, тенеустойчивые и пр.), способов размножения (отводка, разделение корневой системы, луковицы, семенами и пр.); Изучение полезных свойств комнатных растений – фитонцидов.
  • Эколаборатория. Оборудованная лаборатория для проведения опытов и экспериментов с природными объектами, солнечными батареями, переработкой мусора и др.
  • Парник. Опыты по выращиванию микрозелени и разнообразных культурных растений и их рассады.
  • Зона релаксации.
  • Образовательная зона – для проведения занятия с детьми разных возрастных групп, по всем образовательным областям. Отдельно в ней оформлена художественная студия – для проведения занятий по художественно – эстетическому развитию при помощи природных материалов, нетрадиционных техник рисования, помогающих передать свойства природных объектов.
  • Библиозона. Научная литература по теме (энцикопедии, периодические детские издания), детская художественная литература природоведческого содержания, альбомы, плакаты, мнемотаблицы, другие наглядные пособия по теме, в том числе на электронных носителях (Медиатека).
  • Музейная зона. Коллекции полезных ископаемых, коллекции разнообразных природных материалов (ракушек, шишек, листьев), гербарий и пр.
  • Фенологическая зона. Календарь наблюдения за природой (погодой, птицами, ростом растений и пр.),  выносная метеостанция
  • Игровая зона. Модели статические и динамические/игровые, дидактические игры в том числе с использованием ЭОР, атрибуты для сюжетно – ролевых игр («Садовник», «Дача», «Флорист» и другие)

А также на экологической тропе ДОУ, которая имеет следующие видовые точки:

  • Метеостанция
  • Эколаборатория
  • Клумба
  • Альпийская горка
  • Лес
  • Птичий городок
  • Водоем
  • Ферма
  • Пасека
  • Тропа здоровья
  • Муравейник
  • Огород
  • Африка

Информационное обеспечение:

- коллекция обучающих дисков, комплект программы «Добро пожаловать в экологию!»

- наглядные материалы комплекта программы «Добро пожаловать в экологию!»

- медиатека информационно – просветительских мультфильмов «МультиРоссия», «Страна самоцветов», «Кубокот» и пр.

Кадровое обеспечение: старший воспитатель Черемисина Людмила Павловна, образование – высшее НТГСПА исторический факультет, высшая квалификационная категория, стаж педагогической работы 17 лет. 3 года работала преподавателем теории и методики экологического образования дошкольников в НТПК №1.

Достижения по направлению: регулярный призер и победитель районных конкурсов «Экоколобок» и «Green Team» в Горноуральском городском округе в течение 6 лет.

7. Формы аттестации и оценочные материалы

Основной формой аттестации детей является презентация готового продукта детской деятельности – макет, проект, презентация, игра и пр., которые ребенок выполняет в ходе работы над темами модуля.

Рекомендации к проведению педагогической диагностики

1.        Содержание педагогической диагностики должно быть направлено на выявление следующего:

  • в какой степени ребенок освоил программу экологических знаний;
  • какова степень освоения ребенком трудовых навыков и умений по уходу за живыми объектами;
  • в какой степени у ребенка сформированы разные виды отношения к природе (природоохранного, эстетического, познавательного).
  • Содержание диагностических заданий для детей дошкольного возраста

Стартовый уровень

Базовый уровень

Продвинутый уровень

Первичная диагностика

Контрольная диагностика

Первичная диагностика

Контрольная диагностика

Первичная диагностика

Контрольная диагностика

Задания на выявление у детей представлений

О живой природе, о существенных  потребностях   растений, животных

О признаках живого и целостности как важнейшем условии жизни организма

О признаках живого; о потребностях живых организмов, условиях,  необходимых для жизни живого

О признаках живого и целостности как важнейшем условии жизни организма

О среде обитания конкретных растений и животных

О растениях, их названии, частях, отличительных признаках и местах их произрастания

О многообразии растений и среде их обитания

О     разнообразии растений,   местах их произрастания

О среде обитания конкретных растений и животных

О связи между средой обитания живых существ и особенностями их строения

О животных и местах их обитания

Об основных частях растений и их функциях

О частях растений и их функциях

О связи между средой обитания живых существ и особенностями их строения

Об основных группах   растений   и животных

О дифференциации понятий «травы», «кустарники», «деревья», об обобщающем понятии «растения»

О потребностях растений (влага, тепло, свет, почва); о необходимости ухода за     комнатными растениями

О потребностях растений и животных

О   стадиях  роста растений

Об основных группах растений и животных

О   стадиях   роста хорошо   знакомых растений и животных, о цикличности роста и развития на каждой стадии

О животных основных классов

Об   особенностях питания    некоторых   растений   и животных

О стадиях роста и развития растений

О    многообразии животных и местах их обитания

О составе экосистем

О приспособлении живых существ к сезонным изменениям в природе

О стадиях роста хорошо знакомых растений и животных, о цикличности роста и развития на каждой стадии

О сезонных изменениях   в   жизни растений и животных

О группах животных

О назначении основных частей тела животных

О стадиях роста хорошо знакомых растений и животных, о цикличности роста и развития на каждой стадии

Об экосистемах и связях в них

О составе экосистем

О       характерных признаках отличия людей:  по  полу, возрасту; об особенностях жизнедеятельности в разные сезоны года

Об изменениях в живой и неживой природе в разные сезоны года, о приспособляемости животных и растений к сезонным изменениям; о сезонных изменениях в жизни людей

О сезонных изменениях в жизни живых существ

О труде человека по выращиванию растений и уходу за животными

О взаимосвязях живых организмов в экосистемах (представление о цепях питания)

Об особенностях понимания ребенком ценности природных объектов

Об особенностях понимания ребенком ценности природных объектов

О роли человека в сохранении целостности экосистемы, о правилах поведения в ней

О нормах отношения к живому

О   нормах   отношения к живому

Об особенностях понимания ребенком ценности природных объектов

О нормах отношения к живому

Задания на выявление у детей отношения к природе

Особенности отношения ребенка к животным, растениям, сверстникам в естественных условиях

Особенности отношения ребенка к животным, растениям и сверстникам в естественных условиях. Особенности отношения ребенка к животным и растениям в специально созданных условиях

Особенности  отношения  ребенка к животным, растениям и сверстникам в естественных условиях. Особенности отношения ребенка к живым объектам в ситуации выбора

Основной метод проведения диагностики – педагогическое наблюдение, которое проводится в различных видах детской деятельности, а также в специально созданных проблемных ситуациях.

Результаты наблюдений фиксируются в листах успеха, которые могут служить как средством индивидуального мониторинга, так и групповым портфолио достижений, а также носить характер ведомости посещения детьми занятий. Показатели: 0- не усвоил, 1- знания усвоены, требуется помощь в выполнении практических заданий, 2 – знания и навыки практической деятельности усвоены.

Имя Ф.

01.09

дата

тема

Ваня И.

0

01.09

«Неживая природа»

Маша П.

1

Игорь В.

2

Лиза С.

8. Методические материалы

  • Наглядные пособия из методического комплекта программы «Добро пожаловать в экологию!», альбомы, фото материалы и пр.
  • Фенологические календари
  • Дидактические игры экологического содержания
  • Модели предметные (статические и динамические), предметно – схематические, графические
  • Виртуальные экскурсии, видео – презентации, обучающие видео-ролики
  • Технологические карты занятий
  • Картотека опытов и экспериментов с объектами неживой природы
  • Коллекции природных материалов (полезные ископаемые, камни, шишки, ракушки и пр)
  • Картотека подвижных игр и физкульт.минуток экологического содержания.
  • Библиотека детской художественной литературы экологического содержания и экологических сказок.
  • Энциклопедические и периодические издания о природе
  • И др.

9.Список литературы

1. Воронкевич О.А. Добро пожаловать в экологию! Перспективный план работы по формированию экологической культуры у детей дошкольного возраста. СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС,2010 г.

2. Зебзеева В.А. Диагностика экологической воспитанности детей дошкольного возраста: Методические рекомендации для студентов заочного отделения факультета педагогики и методики дошкольного образования, воспитателей дошкольных образовательных учреждений.- Оренбург: ОГПУ, 2003.

3.  Каменева Л.А., Кондратьева Н.Н. и др. Мир природы и ребенок. (Методика экологического воспитания дошкольников): Учебное пособие для педагогических училищ по специальности «Дошкольное образование». - СПб.: Детство-пресс, 2003 г.

4. Кондратьева Н.Н. «Мы» программа экологического образования детей. С-Пб., «Детство – пресс» 2003 г.

5. Корнилова В.М. «Экологическое окно» в детском саду: Методические рекомендации. - М.: ТЦ Сфера, 2008 г.

6. Лыкова И.А. Художественный труд в детском саду. Экопластика: оранжировки и скульптуры из природного материала. - М.: КАРАПУЗ, 2010 г. Моя экологическая лаборатория???

 7. Мартынова Е.А., Сучкова И.М. Организация опытно-экспериментальной деятельности детей 2-7 лет: тематическое планирование, рекомендации, конспекты занятий. - Волгоград: Учитель, 2011 г.

8. Масленникова О.М., Филиппенко А.А. Экологические проекты в детском саду. - Волгоград: Учитель, 2011 г.

9. Медузова Т.Ю., Е.А. Балабанова. Комплекс учебных пособий «Природные сообщества  леса, луга и водоема». - М.: ЭЛТИ-КУДИЦ, 2011 г.

10. Николаева С.Н. «Юный эколог» парциальная программа  «Мозайка – синтез», 2016 г.

11. Николаева С.Н. Методика экологического воспитания в детском саду: Работа с детьми сред. и ст. групп дет. сада: Книга для воспитателей детского сада. - М.: Просвещение, 2001 г.

12. Николаева С.Н. Теория и методика экологического образования детей: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2005 г.

13. Николаева С.Н. Воспитание начал экологической культуры в дошкольном детстве: Методика работы с детьми подготовительной группы детского сада. - М.: Новая школа, 1995 г.

 12. Новикова Н.В., Базулина Л.В. 100 поделок из природных материалов. - Ярославль: академия развития, 2001 г.

15. Рыжова Н.А. Воздух - невидимка. Пособие по экологическому образованию дошкольников. М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 1998 г. 2. Тимофеева Л.Л. Ребенок и окружающий мир. Комплексные занятия в подготовительной к школе группе. - СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2011 г.

16. Рыжова Н.А. Не просто сказки… Экологические рассказы, сказки и праздники. - М.: Линка-Пресс, 2002 г.

17. Рыжова Н.А. Я и природа: Учебно-методический комплект по экологическому образованию дошкольников. - М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 1996 г.

18. Хабарова Т.В., Шафигуллина И.В. Планирование занятий по экологии и педагогическая диагностика экологической воспитанности дошкольников.- Санкт - Петербург - Детство-Пресс, 2011.

19. Чернякова В.Н. Экологическая работа в ДОУ. Методическое пособие. М.: ТЦ Сфера, 2010 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа "Росинка" для дополнительного образования старших дошкольников по экологическому воспитанию

Программа "Росинка" для дополнительного образования старших дошкольников по экологическому воспитанию               Автор: О...

Программа дополнительного образования для дошкольников подготовительной группы на основе футбола, физкультурно-спортивной направленности «Юный футболист» для детей 6-7 лет срок реализации программы 1 год

Данная программа разработана в соответствии с положениями Закона «Об образовании», Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования...

Программа дополнительного образования старших дошкольников "Звездный олимп"

Художественно-эстетическое воспитание занимает одно из ведущих мест в содержании воспитательного процесса дошкольного учреждения. Средствами разных видов искусств реализуется развитие творческих спосо...

Авторская программа дополнительного образования старших дошкольников «Вместе дружная семья» как форма обучения родителей бесконфликтному взаимодействию с детьми через совместную деятельность

laquo;Истоки творческих способностейи дарований детей на кончиках их пальцев.От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки,которые питают источник творческой мысли.Другими словами: чем больше ма...

Рабочая программа дополнительного образования по формированию элементарных экологических представлений у детей дошкольного возраста (2 - 7 лет) "Маленькие исследователи".

Цель:1. Приобщение к знаниям по экологии, накопленным человечеством, с учетом возрастных особенностей 2 - 7 лет в соответствии с требованиями ФГОС.2. Формирование у дошкольников нового экологического ...

Презентация по теме : "Программа дополнительного образования по формированию основ экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста (5 - 7 лет) «Экология в детском саду»"

В презентации представлен результат работы по программе дополнительного образования по формированию основ экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста (5 - 7 лет) «Экология в дет...

Программа дополнительного образования по формированию основ экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста (5 - 7 лет) «Экология в детском саду»

Данная  программа дополнительного образования по формированию основ экологической культуры составлена и разработана на основе программ и пособий: программы «Детство» под редакцией Т. ...