Главные вкладки

    Индивидуализация образовательного процесса через внедрение инновационных форм работы с родителями детей дошкольного возраста в системе коррекционно-развивающей работы.
    методическая разработка на тему

    Чехомова Юлия Васильевна

    Предварительный просмотр:

    Индивидуализация образовательного процесса через внедрение инновационных форм работы с родителями детей дошкольного возраста в системе коррекционно-развивающей работы.

    I Вводная часть.

       1. Актуальность проблемы.

    Воспитывает всё: люди, вещи, явления, но прежде всего и дольше всего — люди.

      Из них на первом месте — родители и педагоги.                              Макаренко А. С.

    В современном обществе идет становление новой системы дошкольного образования, которая ориентирует нас на активное взаимодействие с родителями, им отведена особая роль. Родители должны участвовать в реализации коррекционных и общеобразовательных программ, создавать в семье условия благоприятные для общего и речевого развития ребенка, взаимодействовать с педагогическими работниками по преодолению речевых нарушений у детей. Т.е. родители должны быть активными участниками коррекционно-образовательного процесса, а не просто сторонними наблюдателями.

    В реальности же возникают следующие трудности совместной работы с родителями:

    - пассивность и недоверие родителей;

    - социальная закрытость семей;

    - низкая мотивация специалистов к сотрудничеству.

    Одна из наиболее сложных проблем - различия в позициях педагогов и родителей по вопросам речевого развития ребёнка. Родители нередко отстраняются от работы по исправлению речевых дефектов у детей, так, как не владеют необходимыми педагогическими знаниями и умениями. Они испытывают определённые трудности от того, что не могут найти свободного времени для занятий с детьми дома.

     Однако ещё В.А. Сухомлинский подчеркивал, что задачи воспитания и развития будут успешно решены в том случае, если детский сад будет поддерживать связь с семьёй и вовлекать её в свою работу. Именно он выделил и обосновал принцип непрерывности и единства общественного и семейного воспитания, основанный на отношении доверия и сотрудничества между педагогами и родителями.

    Осознанное включение родителей в совместный с учителем-логопедом коррекционный процесс, создание единого пространства речевого развития ребёнка позволяет значительно повысить эффективность работы.

    Модернизация российского образования побуждает учителя-логопеда к поиску новых организационных способов привлечения родителей к сотрудничеству с детским садом, к созданию условий для повышения педагогической культуры родителей.

    2. Цели  и задачи взаимодействия с родителями.

     Важнейшим условием совершенствования системы дошкольного образования является инновационная деятельность педагогов, ориентированная на освоение новых нетрадиционных форм взаимодействия с родителями,  способствующих повышению  их педагогической компетентности,  позволяющих осуществлять личностно-ориентированный подход к дошкольникам. Из этого вытекают цели и задачи.

    Цель: разработка современной инновационной модели сотрудничества педагогов и родителей, обеспечивающей индивидуализацию образовательного процесса, как необходимое условие развития личности ребенка-дошкольника.

               Задачи работы:

    -установить прочные партнёрские взаимоотношения между детским садом и семьёй, уйдя при этом от заорганизованности и скучных шаблонов, не поощрять принятие родителями позиции потребителя образовательных услуг, а помочь им стать для своего ребёнка настоящим другом и авторитетным наставником;

    -сформировать активную позицию родителей, помогающую в полном объёме раскрыть образовательные возможности детского сада в вопросах воспитания и обучения детей;

    -повысить степень вовлечённости родителей в воспитательно-образовательный процесс дошкольного учреждения.

    II Основная часть.

    1. Теоретическое описание традиционных форм взаимодействия логопеда и родителей.

         К середине 20 века сложились достаточно устойчивые формы работы детского сада с семьей, которые в дошкольной педагогике принято считать традиционными. К таким формам можно отнести педагогическое просвещение родителей. Ведущая роль в них принадлежит педагогу, а родителям отводится  роль пассивных слушателей. Наглядная пропаганда оформлялась педагогами в виде стендов, также по своему усмотрению. Родители знакомились с ней чисто механически, когда забирали или приводили детей в группу.

         Проведенный анализ традиционных форм работы логопеда с семьей в детском саду показал, что:

    - работа с родителями велась не дифференцированно, без учета особенностей ребенка и семьи;

    - родители не могли влиять на педагогический процесс. Они привлекались только к осуществлению организационных моментов.

    2. Новизна, идеи по изменению существовавшей модели.

          Н.Ф.Виноградова, Н.Г.Година, Л.В.Загик и другие отечественные педагоги  настаивали на разнообразии форм и методов работы учителя-логопеда с родителями.

          Для пропаганды педагогических знаний могут применяться как традиционные, так и нетрадиционные формы взаимодействия, в том числе использование информационных компьютерных технологий, обеспечивающих продуктивное общение. Атмосфера творческой совместной деятельности предоставляет возможность родителям стать непосредственными участниками жизни группы и ДОУ.

         Нетрадиционные формы работы  можно разделить на 4 группы: информационно-аналитические, наглядно-информационные, досуговые и познавательные.

    2.1. Информационно-аналитические формы работы.

    Цель: Сбор, обработка и анализ данных о семье ребенка, уровне педагогической компетентности родителей, их запросах, интересах, потребностях, отношении к ребенку и перспективам его развития.

    • Родительское интервью.

    Предполагает жёстко фиксированный порядок, содержание и форму вопросов. При помощи интервью можно узнать состав семьи, особенности семейного воспитания, положительный опыт родителей, их трудности и ошибки. Отвечая на вопросы педагога, родители начинают задумываться о проблемах воспитания. Важным для педагогов является вопрос, направленный на выявление потребности родителей в педагогических знаниях. Например, “по каким вопросам в обучении ребёнка они хотели бы получить рекомендацию логопеда”. Родители говорят о том, какие проблемы их волнуют, а логопед эти вопросы берёт на вооружение при планировании работы с родителями.

    • Родительский телефон доверия.

     Способствует выстраиванию доверительных отношений с педагогом, позволяет получить короткую  

     консультацию в домашних условиях.

    • Патронаж семей воспитанников учителем-логопедом (по необходимости).

    Дает возможность наблюдать семью в ее естественных условиях, что позволяет выявить больше информации, чем лежит на поверхности.

    • Ознакомление родителей с документацией учителя-логопеда.

     Вызывает родительский интерес к содержанию коррекционной работы, благодаря возможности   вносить свои  коррективы и влиять на её качество.

    • Родительское соглашение о заключении ребёнка на логопункт.

                Повышает степень ответственности, за счёт осознания прав и обязанностей участников образовательного

                процесса.

    2.2. Наглядно-информационные формы работы.

    Цель: Знакомство с условиями, содержанием, методами и приемами развития и воспитания детей.

    • Информационный родительский уголок или Выпуск газет.

    Отражает тему занятий. Рубрика “Домашнее задание” даёт родителям практические рекомендации по формированию различных речевых навыков, например артикуляции; по выявлению уровня развития некоторых составляющих речи детей, например: как проверить уровень развития фонематического слуха у ребёнка; как позаниматься дома по лексической теме. Эта рубрика знакомит родителей с простыми, но очень интересными играми для детей, способствующих развитию речи, в которые родители могли бы поиграть с ребенком в любое удобное для них время: "На кухне", "По дороге в детский сад", "В свободную минутку".

    • Организация выставок.

    Например, "Как умелые ручки язычку помогали". (Представляются только те экспонаты, которые дети сделали дома вместе с родителями).

    • Дни открытых дверей группы, логопункта.

    Родители посещают индивидуальные и подгрупповые занятия, смотрят, как дети занимаются, что им необходимо закрепить дома, над чем еще поработать. Вначале родители могут быть пассивными наблюдателями, записывать игры, упражнения, видеть пробелы в знаниях своих детей, учиться методам и приёмам работы. А позже возможно привлекать родителей к проведению занятий. После таких занятий активность родителей во взаимодействии с педагогами группы повышается.

    • Прайс-листы.

    Они сориентируют родителей в большом разнообразии развивающих игр, литературы и игрушек, наполнивших рынок. Текст составляется педагогами группы с учётом необходимости и полезности для ребёнка. Указание адресов магазинов и цен сэкономит родителям время, которое они с успехом могут использовать для общения со своим ребёнком.

    • Мини-библиотека.

    Библиотека игр и упражнений является стимулом к активному участию родителей в коррекционном процессе. Родители могут воспользоваться подбором практического материала, включающий в себя лексические, грамматические, словарные задания, задания на развитие внимания, памяти. Родители могут взять домой на время необходимые пособия, чтобы использовать их для индивидуальных занятий с детьми.

    • Видеотека.

    Часть занятия, формирующая определённый навык, а так же некоторые консультации и индивидуальные практикумы снимаются на видео. Родителям не всегда бывают понятны термины, употребляемые логопедом (например, слоговая структура), принцип выполнения задания (составить звуковую схему), названия некоторых звуков (ль, нь, сь, й). Всё это подробным образом надо объяснить каждому родителю, чтобы задание дома было выполнено правильно. А здесь у родителей возникает возможность взять видеокассету с занятиями, консультациями, практикумами по интересующей теме и просмотреть её дома или получить данное видео по электронной почте (по предварительной договорённости), чтобы правильно выполнять с ребёнком задания логопеда. Таким образом, накапливается видеоматериал для родителей будущих воспитанников.

    • Интернет-страничка для родителей.

    Безусловно, участие ИКТ в работе логопеда с родителями активизирует и улучшает коррекционный процесс в целом, позволяет воспринимать информацию на качественно новом уровне. Это могут быть различные статьи-консультации, советы, рекомендации, разработка домашних заданий, чат, создание электронной библиотеки, которая предлагает 2 раздела: художественная детская литература и коррекционно-развивающая. Данные материалы могут размещаться на сайте учреждения, личном сайте логопеда, страничке в соц-сетях. Можно активно использовать ИКТ при подготовке презентаций для родительских собраний с фото- и видео-материалами.

    • Интерактивная форма работы в перспективе. Проведение коррекционных занятий в домашних условиях в режиме – онлайн по скайпу.

    Цель: Обеспечение инклюзивного образования и одинаковой доступности его для всех детей. При интеграционном подходе ребенок с ОВЗ адаптируется к системе образования, которая сама при этом остается неизменной. Под понятие «ребёнок с ОВЗ» в данном случае подходят часто болеющие дети и дети-инвалиды, имеющие патологию развития.

    Необходимые ресурсные условия:

    1.Наличие интернета, компьютера в кабинете учителя-логопеда и семье воспитанника;

    2.Умение общаться в скайпе всех участников образовательного процесса.

    Предварительная работа:

    1.Устанавливается расписание занятий с ребёнком в условиях инклюзии, с точным указанием времени выхода в интернет (скайп);

    2.За сутки до занятия на электронную почту родителям высылается письмо с описанием игр и дидактическим материалом, который необходимо распечатать и подготовить к началу занятия с ребёнком.

    Ход занятия:  обязательно в присутствии родителя, с его непосредственным  участием, под руководством педагога.

    2.3. Досуговые формы работы.

    Цель: Установление эмоционально теплых отношений между родителями и детьми, между родителями и специалистами, атмосферы доверия и сотрудничества.

    • Речевые праздники.

    Полезны для развития коммуникативных умений и навыков, повышения самооценки осознания необходимости правильной речи, закрепления пройденного. К праздникам предъявляются следующие требования: речевой основой становится то, что готовилось дома детьми с их родителями; максимальная активность родителей и детей (я беру на себя организационные моменты, а роли исполняют дети и родители). Тематика праздников охватывает разные стороны речевого развития ребёнка.

    • Совместные досуги и развлечения для детей и родителей, например, такие как «Путешествие в Царство Азбуки».

    2.4 .Познавательные формы работы.

    Цель: Ознакомление с особенностями детей, спецификой нарушения, формирование у родителей практических навыков.

    • Лекотека.     

    Это система психолого-педагогического сопровождения семей, воспитывающих детей с проблемами развития. Игра – основной метод лекотеки. Индивидуальная, подгрупповая работа специалиста с детьми проводится в присутствии родителей с непосредственным их участием. Используются ресурсы традиционных, настольно-печатных дидактических игр, а также развивающие компьютерные игры и интерактивный комплекс «Smart Board» в широком его применении.

    • Создание родительского клуба.

    Это объединение родителей детей-логопатов, нуждающихся в квалифицированной теоретической и практической помощи. В рамках клуба проводятся: обучающие семинары-практикумы, родительские консультации.

    Данные формы работы логопеду важно построить так , чтобы они не были формальными, а по возможности привлекали родителей для решения проблем, развивали дух плодотворного сотрудничества, так как современный родитель не захочет слушать долгих и назидательных докладов педагога. Предлагаемые знания должны быть предельно чёткими, содержать только необходимый родителям конкретный материал и проводиться не для “галочки”, а для пользы дела.

    III. Заключение.

                Выводы по работе.

    Интересные формы взаимодействия с семьями воспитанников, соответствующие принципам и подходам ФГОС позволят вовлечь родителей в орбиту педагогической деятельности, сделать коррекционно-образовательный процесс наиболее востребованным, понятным, интересным и привлекательным для современных родителей.

    В работе с разными семьями нельзя пользоваться одними и теми же методами, их необходимо варьировать в зависимости от состава родителей по культурному, образовательному уровню, по стилю семейного воспитания, по типу взаимоотношений в семье, по наличию заинтересованности и пониманию проблем своего ребенка. Таким образом, необходимо постоянно искать новые пути и способы приобщения родителей к сотрудничеству с педагогами, обеспечивающие индивидуализацию образовательного процесса и высокие результаты в развития каждого ребёнка.



    Предварительный просмотр:

    Индивидуализация образовательного процесса через внедрение инновационных форм работы с родителями детей дошкольного возраста в системе коррекционно-развивающей работы.

    I Вводная часть.

       1. Актуальность проблемы.

    Воспитывает всё: люди, вещи, явления, но прежде всего и дольше всего — люди.

      Из них на первом месте — родители и педагоги.                              Макаренко А. С.

    В современном обществе идет становление новой системы дошкольного образования, которая ориентирует нас на активное взаимодействие с родителями, им отведена особая роль. Родители должны участвовать в реализации коррекционных и общеобразовательных программ, создавать в семье условия благоприятные для общего и речевого развития ребенка, взаимодействовать с педагогическими работниками по преодолению речевых нарушений у детей. Т.е. родители должны быть активными участниками коррекционно-образовательного процесса, а не просто сторонними наблюдателями.

    В реальности же возникают следующие трудности совместной работы с родителями:

    - пассивность и недоверие родителей;

    - социальная закрытость семей;

    - низкая мотивация специалистов к сотрудничеству.

    Одна из наиболее сложных проблем - различия в позициях педагогов и родителей по вопросам речевого развития ребёнка. Родители нередко отстраняются от работы по исправлению речевых дефектов у детей, так, как не владеют необходимыми педагогическими знаниями и умениями. Они испытывают определённые трудности от того, что не могут найти свободного времени для занятий с детьми дома.

     Однако ещё В.А. Сухомлинский подчеркивал, что задачи воспитания и развития будут успешно решены в том случае, если детский сад будет поддерживать связь с семьёй и вовлекать её в свою работу. Именно он выделил и обосновал принцип непрерывности и единства общественного и семейного воспитания, основанный на отношении доверия и сотрудничества между педагогами и родителями.

    Осознанное включение родителей в совместный с учителем-логопедом коррекционный процесс, создание единого пространства речевого развития ребёнка позволяет значительно повысить эффективность работы.

    Модернизация российского образования побуждает учителя-логопеда к поиску новых организационных способов привлечения родителей к сотрудничеству с детским садом, к созданию условий для повышения педагогической культуры родителей.

    2. Цели  и задачи взаимодействия с родителями.

     Важнейшим условием совершенствования системы дошкольного образования является инновационная деятельность педагогов, ориентированная на освоение новых нетрадиционных форм взаимодействия с родителями,  способствующих повышению  их педагогической компетентности,  позволяющих осуществлять личностно-ориентированный подход к дошкольникам. Из этого вытекают цели и задачи.

    Цель: разработка современной инновационной модели сотрудничества педагогов и родителей, обеспечивающей индивидуализацию образовательного процесса, как необходимое условие развития личности ребенка-дошкольника.

               Задачи работы:

    -установить прочные партнёрские взаимоотношения между детским садом и семьёй, уйдя при этом от заорганизованности и скучных шаблонов, не поощрять принятие родителями позиции потребителя образовательных услуг, а помочь им стать для своего ребёнка настоящим другом и авторитетным наставником;

    -сформировать активную позицию родителей, помогающую в полном объёме раскрыть образовательные возможности детского сада в вопросах воспитания и обучения детей;

    -повысить степень вовлечённости родителей в воспитательно-образовательный процесс дошкольного учреждения.

    II Основная часть.

    1. Теоретическое описание традиционных форм взаимодействия логопеда и родителей.

         К середине 20 века сложились достаточно устойчивые формы работы детского сада с семьей, которые в дошкольной педагогике принято считать традиционными. К таким формам можно отнести педагогическое просвещение родителей. Ведущая роль в них принадлежит педагогу, а родителям отводится  роль пассивных слушателей. Наглядная пропаганда оформлялась педагогами в виде стендов, также по своему усмотрению. Родители знакомились с ней чисто механически, когда забирали или приводили детей в группу.

         Проведенный анализ традиционных форм работы логопеда с семьей в детском саду показал, что:

    - работа с родителями велась не дифференцированно, без учета особенностей ребенка и семьи;

    - родители не могли влиять на педагогический процесс. Они привлекались только к осуществлению организационных моментов.

    2. Новизна, идеи по изменению существовавшей модели.

          Н.Ф.Виноградова, Н.Г.Година, Л.В.Загик и другие отечественные педагоги  настаивали на разнообразии форм и методов работы учителя-логопеда с родителями.

          Для пропаганды педагогических знаний могут применяться как традиционные, так и нетрадиционные формы взаимодействия, в том числе использование информационных компьютерных технологий, обеспечивающих продуктивное общение. Атмосфера творческой совместной деятельности предоставляет возможность родителям стать непосредственными участниками жизни группы и ДОУ.

         Нетрадиционные формы работы  можно разделить на 4 группы: информационно-аналитические, наглядно-информационные, досуговые и познавательные.

    2.1. Информационно-аналитические формы работы.

    Цель: Сбор, обработка и анализ данных о семье ребенка, уровне педагогической компетентности родителей, их запросах, интересах, потребностях, отношении к ребенку и перспективам его развития.

    • Родительское интервью.

    Предполагает жёстко фиксированный порядок, содержание и форму вопросов. При помощи интервью можно узнать состав семьи, особенности семейного воспитания, положительный опыт родителей, их трудности и ошибки. Отвечая на вопросы педагога, родители начинают задумываться о проблемах воспитания. Важным для педагогов является вопрос, направленный на выявление потребности родителей в педагогических знаниях. Например, “по каким вопросам в обучении ребёнка они хотели бы получить рекомендацию логопеда”. Родители говорят о том, какие проблемы их волнуют, а логопед эти вопросы берёт на вооружение при планировании работы с родителями.

    • Родительский телефон доверия.

     Способствует выстраиванию доверительных отношений с педагогом, позволяет получить короткую  

     консультацию в домашних условиях.

    • Патронаж семей воспитанников учителем-логопедом (по необходимости).

    Дает возможность наблюдать семью в ее естественных условиях, что позволяет выявить больше информации, чем лежит на поверхности.

    • Ознакомление родителей с документацией учителя-логопеда.

     Вызывает родительский интерес к содержанию коррекционной работы, благодаря возможности   вносить свои  коррективы и влиять на её качество.

    • Родительское соглашение о заключении ребёнка на логопункт.

                Повышает степень ответственности, за счёт осознания прав и обязанностей участников образовательного

                процесса.

    2.2. Наглядно-информационные формы работы.

    Цель: Знакомство с условиями, содержанием, методами и приемами развития и воспитания детей.

    • Информационный родительский уголок или Выпуск газет.

    Отражает тему занятий. Рубрика “Домашнее задание” даёт родителям практические рекомендации по формированию различных речевых навыков, например артикуляции; по выявлению уровня развития некоторых составляющих речи детей, например: как проверить уровень развития фонематического слуха у ребёнка; как позаниматься дома по лексической теме. Эта рубрика знакомит родителей с простыми, но очень интересными играми для детей, способствующих развитию речи, в которые родители могли бы поиграть с ребенком в любое удобное для них время: "На кухне", "По дороге в детский сад", "В свободную минутку".

    • Организация выставок.

    Например, "Как умелые ручки язычку помогали". (Представляются только те экспонаты, которые дети сделали дома вместе с родителями).

    • Дни открытых дверей группы, логопункта.

    Родители посещают индивидуальные и подгрупповые занятия, смотрят, как дети занимаются, что им необходимо закрепить дома, над чем еще поработать. Вначале родители могут быть пассивными наблюдателями, записывать игры, упражнения, видеть пробелы в знаниях своих детей, учиться методам и приёмам работы. А позже возможно привлекать родителей к проведению занятий. После таких занятий активность родителей во взаимодействии с педагогами группы повышается.

    • Прайс-листы.

    Они сориентируют родителей в большом разнообразии развивающих игр, литературы и игрушек, наполнивших рынок. Текст составляется педагогами группы с учётом необходимости и полезности для ребёнка. Указание адресов магазинов и цен сэкономит родителям время, которое они с успехом могут использовать для общения со своим ребёнком.

    • Мини-библиотека.

    Библиотека игр и упражнений является стимулом к активному участию родителей в коррекционном процессе. Родители могут воспользоваться подбором практического материала, включающий в себя лексические, грамматические, словарные задания, задания на развитие внимания, памяти. Родители могут взять домой на время необходимые пособия, чтобы использовать их для индивидуальных занятий с детьми.

    • Видеотека.

    Часть занятия, формирующая определённый навык, а так же некоторые консультации и индивидуальные практикумы снимаются на видео. Родителям не всегда бывают понятны термины, употребляемые логопедом (например, слоговая структура), принцип выполнения задания (составить звуковую схему), названия некоторых звуков (ль, нь, сь, й). Всё это подробным образом надо объяснить каждому родителю, чтобы задание дома было выполнено правильно. А здесь у родителей возникает возможность взять видеокассету с занятиями, консультациями, практикумами по интересующей теме и просмотреть её дома или получить данное видео по электронной почте (по предварительной договорённости), чтобы правильно выполнять с ребёнком задания логопеда. Таким образом, накапливается видеоматериал для родителей будущих воспитанников.

    • Интернет-страничка для родителей.

    Безусловно, участие ИКТ в работе логопеда с родителями активизирует и улучшает коррекционный процесс в целом, позволяет воспринимать информацию на качественно новом уровне. Это могут быть различные статьи-консультации, советы, рекомендации, разработка домашних заданий, чат, создание электронной библиотеки, которая предлагает 2 раздела: художественная детская литература и коррекционно-развивающая. Данные материалы могут размещаться на сайте учреждения, личном сайте логопеда, страничке в соц-сетях. Можно активно использовать ИКТ при подготовке презентаций для родительских собраний с фото- и видео-материалами.

    • Интерактивная форма работы в перспективе. Проведение коррекционных занятий в домашних условиях в режиме – онлайн по скайпу.

    Цель: Обеспечение инклюзивного образования и одинаковой доступности его для всех детей. При интеграционном подходе ребенок с ОВЗ адаптируется к системе образования, которая сама при этом остается неизменной. Под понятие «ребёнок с ОВЗ» в данном случае подходят часто болеющие дети и дети-инвалиды, имеющие патологию развития.

    Необходимые ресурсные условия:

    1.Наличие интернета, компьютера в кабинете учителя-логопеда и семье воспитанника;

    2.Умение общаться в скайпе всех участников образовательного процесса.

    Предварительная работа:

    1.Устанавливается расписание занятий с ребёнком в условиях инклюзии, с точным указанием времени выхода в интернет (скайп);

    2.За сутки до занятия на электронную почту родителям высылается письмо с описанием игр и дидактическим материалом, который необходимо распечатать и подготовить к началу занятия с ребёнком.

    Ход занятия:  обязательно в присутствии родителя, с его непосредственным  участием, под руководством педагога.

    2.3. Досуговые формы работы.

    Цель: Установление эмоционально теплых отношений между родителями и детьми, между родителями и специалистами, атмосферы доверия и сотрудничества.

    • Речевые праздники.

    Полезны для развития коммуникативных умений и навыков, повышения самооценки осознания необходимости правильной речи, закрепления пройденного. К праздникам предъявляются следующие требования: речевой основой становится то, что готовилось дома детьми с их родителями; максимальная активность родителей и детей (я беру на себя организационные моменты, а роли исполняют дети и родители). Тематика праздников охватывает разные стороны речевого развития ребёнка.

    • Совместные досуги и развлечения для детей и родителей, например, такие как «Путешествие в Царство Азбуки».

    2.4 .Познавательные формы работы.

    Цель: Ознакомление с особенностями детей, спецификой нарушения, формирование у родителей практических навыков.

    • Лекотека.     

    Это система психолого-педагогического сопровождения семей, воспитывающих детей с проблемами развития. Игра – основной метод лекотеки. Индивидуальная, подгрупповая работа специалиста с детьми проводится в присутствии родителей с непосредственным их участием. Используются ресурсы традиционных, настольно-печатных дидактических игр, а также развивающие компьютерные игры и интерактивный комплекс «Smart Board» в широком его применении.

    • Создание родительского клуба.

    Это объединение родителей детей-логопатов, нуждающихся в квалифицированной теоретической и практической помощи. В рамках клуба проводятся: обучающие семинары-практикумы, родительские консультации.

    Данные формы работы логопеду важно построить так , чтобы они не были формальными, а по возможности привлекали родителей для решения проблем, развивали дух плодотворного сотрудничества, так как современный родитель не захочет слушать долгих и назидательных докладов педагога. Предлагаемые знания должны быть предельно чёткими, содержать только необходимый родителям конкретный материал и проводиться не для “галочки”, а для пользы дела.

    III. Заключение.

                Выводы по работе.

    Интересные формы взаимодействия с семьями воспитанников, соответствующие принципам и подходам ФГОС позволят вовлечь родителей в орбиту педагогической деятельности, сделать коррекционно-образовательный процесс наиболее востребованным, понятным, интересным и привлекательным для современных родителей.

    В работе с разными семьями нельзя пользоваться одними и теми же методами, их необходимо варьировать в зависимости от состава родителей по культурному, образовательному уровню, по стилю семейного воспитания, по типу взаимоотношений в семье, по наличию заинтересованности и пониманию проблем своего ребенка. Таким образом, необходимо постоянно искать новые пути и способы приобщения родителей к сотрудничеству с педагогами, обеспечивающие индивидуализацию образовательного процесса и высокие результаты в развития каждого ребёнка.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Формы работы с родителями детей дошкольного возраста

    К традиционным формам работы с родителями относятся: родительские собрания,  общешкольные конференции, индивидуальные консультации педагога, посещение на дому. Среди нетрадиционных форм работы с ...

    Инновационные формы работы с родителями детей дошкольного возраста в системе коррекционно-образовательного процесса.

    I Вводная часть.   1. Актуальность работы.Воспитывает всё: люди, вещи, явления, но прежде всего и дольше всего — люди. Из них на первом месте — родители и педагоги.Макаренко А. С.В современн...

    Инновационные формы работы с родителями детей дошкольного возраста в системе коррекционно-образовательного процесса.

    I Вводная часть.   1. Актуальность работы.Воспитывает всё: люди, вещи, явления, но прежде всего и дольше всего — люди. Из них на первом месте — родители и педагоги.Макаренко А. С.В современн...

    Внедрение активных форм работы с родителями детей раннего возраста.

    Введение федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования  диктует нам новый формат работы в данном направлении, поставив задачу – сделать родителей субъекта...