"Создание системы работы по взаимодействию воспитателей и специалистов ДОУ в рамках календарно - тематического планирования"
проект на тему

Спиридонова Нина Михайловна

В традиции из целостной структуры учебной работы выпадают именно контроль и оценка со стороны ребенка, они изымаются и присваиваются учителем, а ученик освобождается от необходимости контролировать и оценивать. В связи с этим учебная работа ребенка постепенно лишается собственно контролирующего и оценивающего компонентов и, следовательно, внутренней мотивирующей основы. Это объясняется слабой разработанностью методических приемов обучения контролю учащихся, недостаточностью внедрения имеющихся в арсенале педагогического опыта рекомендаций по его формированию, а также отсутствием в программах указаний на необходимость его формирования.

         Учитывая научные знания и исследования по данной проблеме, основываясь на современных требованиях к научному процессу, мы считаем, что овладение учащимися младших классов действием контроля в процессе обучения – является актуальной проблемой, стоящей перед современной школой. Наши наблюдения за деятельностью детей младших классов при решении математических задач показали, что они не всегда умеют объяснить, правильно ли решена задача, не могут обосновывать выбор арифметического действия, не могут выполнить проверку.

         Необходимо отметить, что в обычной практике работы, как правило, преобладает контроль по результату, где проверяется не правильность проведения отдельных операций, их последовательность, умение контролировать каждый свой шаг, а полученный результат.

          В существующих пособиях по методике математики для учителей начальных классов авторы определенно указывают на необходимость формирования действия контроля у учащихся в ходе обучения решению арифметических задач. Однако в этих пособиях не раскрывается сущность понятия действия контроля и пути его формирования.

         Цель исследования состоит в выявлении эффективных условий формирования действия контроля у младших школьников в ходе обучения решению арифметических задач.

         В соответствии с целью были намечены следующие задачи:

         1. проанализировать психолого-педагогическую литературу  по исследуемой проблеме;

         2.    изучить сущность действия контроля в учебной деятельности;

         3. провести диагностику сформированности действия контроля у учащихся 2 - 3 классов;

         4. разработать и апробировать систему уроков, направленную на формирование действия контроля у младших школьников при решении арифметических задач;

         5. выявить эффективность разработанной системы уроков.

         Объект исследования: Процесс обучения младших школьников решению арифметических задач.

         Предмет исследования: Условия формирования действия контроля у младших школьников в процессе обучения решению арифметических задач.

         Анализ проблемы исследования позволил выдвинуть следующую гипотезу: формирование действия контроля в процессе обучения решению задач будет эффективным, если:

1) систематически и целенаправленно обучать младших школьников приемам проверки правильности решения задач;

2) в процессе обучения будут использоваться  специальные задания на проверку: сравнение решения с образцом, выбор выражения, которое является решением задачи, решение задачи и проверка решения, сравнение полученного результата и условия задачи, проверка решения задачи с помощью чертежа, решение задачи и проверка решения путем составления обратной задачи, определение правильного решения, объяснение являются ли решением задачи составленные выражения;

3) учитель будет ставить перед учащимися задачи на контроль.

         Методологической основой исследования явились идеи о теории учебной деятельности (Д.Б.Эльконин, В.В.Давыдов, В.В.Репкин) и также положения М.А.Бантовой, Н.Б.Истоминой, С.Е.Царевой по методике обучения решению задач.

В исследовании применялись следующие методы: теоретический анализ психолого-педагогической литературы, беседа, опрос, контрольный срез и его анализ, эксперимент.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Аппликация как элемент продуктивной деятельности в рамках календарно - тематического планирования

представляю свою разработку занятий по аппликации  в средней группе....

Методическое обеспечение реализации федерального государственного образовательного стандарта в практической деятельности педагога ДОО" (в рамках календарно-тематического планирования тема дня "Специальный транспорт"

Методичесое обеспечение реализация ФГОС в практической деятельности педагога ДОО (в рамках календарно-тематического планирования тематического блока "Безопасность" в старшей группе)...

Организация самостоятельной деятельности. ТЕМА: «Весна-красна» (в рамках календарно- тематического планирования) Тема дня «Весенние признаки»

Данная методическая разработка включает в себя организацию свмостоятельной деятельности по теме "Весна-крвсна" и модель планирования самостоятельной деятельности на один день. Тема дня : &qu...

Инновационный проект: «Развитие элементов инженерного мышления в рамках календарно-тематического планирования на основе Lego-конструирования»

LEGO-технология – одна из современных и распространенных педагогических систем. Она объединяет в себе элементы игры и экспериментирования. Конструирование обладает чрезвычайно широкими возможнос...

Использование игры "Мой выбор" в рамках календарно-тематического планирования

Варианты использования игры "Мой выбор" в рамках календарно-тематического планирования по теме: "Урожай"...