Адаптация
методическая разработка по теме

Чернышева Ирина Максимовна
           В большинстве случаев поступление ребенка в ДОУ сопровождается 
 
проблемой адаптации к новым нормам и правилам жизни, и далеко 
 
не все дети успешно с ней справляются. Возникновение у ребенка так 
 
называемого «адаптационного синдрома» является прямым следствием его 
 
психологической неготовности к выходу из семьи. 
 
            Для успешной адаптации ребенка к условиям детского сада необходимо 
 
сформировать у него положительную установку на детский сад, положительное 
 
отношение к нему. Это зависит прежде всего от воспитателей, от их умения и 
 
желания создать атмосферу тепла, доброты, внимания в группе.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл adaptatsiya.docx28.43 КБ

Предварительный просмотр:

АДАПТАЦИЯ

В большинстве случаев поступление ребенка в ДОУ сопровождается проблемой адаптации к новым нормам и правилам жизни, и далеко не все дети успешно с ней справляются. Возникновение у ребенка так называемого «адаптационного синдрома» является прямым следствием его психологической неготовности к выходу из семьи.

Реальные результаты в решении задач профилактики и практического  преодоления «адаптационного синдрома», возникающего у детей, впервые поступивших в ДОУ, может привести только единая система взаимодействия детей к условиям детского сада.

Особенности работы воспитателя в период адаптации детей к ДОУ

Процесс адаптации ребенка, во многом зависит от того, как сумеет воспитатель понять нужды, интересы, наклонности ребенка, своевременно снять эмоциональное напряжение, согласовать методику проведения режимных процессов с семьей.

Для оптимизации процесса адаптации воспитатель может использовать следующее:

  • Беседы с родителями;
  • Анкетирование;
  • Наблюдение за ребенком;
  • Развивающие игры.

Сведения о ребенке воспитатель получает в процессе беседы с родителями, а также в ходе наблюдений за ребенком в первые дни его пребывания. Уже в процессе первых наблюдений воспитатель может получить достаточно-важную информацию о степени «проблемности» ребенка, его темпераменте, интересах, особенностях общения со сверстниками и т. п. Однако наибольшее внимание следует уделить особенностям протекания процесса адаптации. Для этого на каждого ребенка ведется индивидуальный адаптационный лист, в котором ежедневно, с момента поступления ребенка в ДОУ, фиксируются результаты наблюдения за ним по выделенным критериям. По окончании адаптационного периода адаптационный лист позволяет отследить особенности привыкания малыша к ДОУ и наметить ряд профилактических и коррекционных мероприятий для облегчения адаптационного синдрома.

В ходе бесед важно, чтобы воспитатель установил контакт с родителями, помог снять тревогу за малыша, информировал бы о протекании адаптационного периода, ориентировал на активное взаимодействие.

В первые дни пребывания ребенка в группе является минимальным. Утреннее кормление желательно проводить дома. Для детей, у которых уже сформировался ряд отрицательных привычек, рекомендуется назначать в первые дни приходить только на прогулку. Укладывание спать желательно проводить на 6 день пребывания в детском саду. На девятый день рекомендуется родителям оставить ребенка на один- два дня дома (из-за снижения защитных сил организма).

По отношению к детям, нуждающимся в тесном контакте с близкими людьми, работа с семьей должна быть более глубокой и объемной. При этом необходимо  помнить, что все вышеперечисленные мероприятия должны осуществляться с учетом особенностей привыкания ребенка к ДОУ.

В процессе адаптации ребенка к ДОУ воспитателям рекомендуется:

  • Использовать элементы телесной терапии (брать  ребенка на руки, обнимать, поглаживать);
  • По рекомендации врача подвешивать над кроваткой возбудимого ребенка мешочки с успокаивающими сборами трав;
  • Предлагать ребенку ложиться в пастель с мягкой игрушкой;
  • Рассказывать сказки, петь колыбельные перед сном;
  • Использовать игровые методы взаимодействия с ребенком;
  • Создавать у ребенка положительную установку на предстоящие режимные процессы.

 «Психолого-педагогические параметры определения готовности поступления ребенка в ДОУ»

Параметры

Дополнительный вопрос  к матери

Оценка в баллах или словесно

1. ПОВЕДЕНИЕ

1.1.

Настроение:

Бодрое, уравновешенное, Раздражительное, неустойчивое,

Подавленное

Какое из перечисленных настроений преобладает у ребенка?

3

2

1

1.2.

Сон

1.2.1.

Засыпание

1.2.1.1.

Длительность:

Быстрое до 10 минут,

Медленное

Как засыпает ребенок?

3

2

1.2.1.2.

Характер:

Спокойный,

Неспокойный

3

1

1.2.1.3.

  1. использую дополнительные воздействия;
  2. без дополнительных воздействий

Что вы делаете, чтобы ребенок заснул?

1

3

1.2.2..

Сон: длительность соответствует возрасту,

не соответствует возрасту

Какова длительность сна?

3

1

1.3.

Аппетит:

Хороший,

Избирательный, неукстойчивый

Плохой

Какой аппетит у ребенка?

3

2

1

1.4.

Отношение к высаживанию на горшок:

Положительное

 Отрицательное

Как ребенок относится к этой процедуре?

3

1

1.5.

Навыки опрятности:

Просится на горшок,

Не просится, но бывает сухой,

Не просится, ходит мокрый

3

2

1

1.6.

Отрицательные привычки:

Есть (какие?),нет

Сосет пустышку, палец, раскачивается и др.

1

2. НЕРВНО-ПСИХИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ

2.1.

На основе диагностики

3. ЛИЧНОСТЬ

3.1.

Проявление познавательных потребностей

Проявляет интерес к игрушкам, предметам домашнего обихода и в новой обстановке?

3.1.1.

В повседневной жизни: недостаточно проявляет,

 не проявляет

А) Проявляет интерес к игрушкам, предметам домашнего обихода и в новой обстановке?

Б) Интересуется ли действиями  взрослых? Любит ли заниматься, внимателен, активен, усидчив?

2

1

3.1.2.

При обучении:

Проявляет интерес, активность

Недостаточно проявляет

Не проявляет

3

2

1

3.2.

Инициативность

3.2.1.

Инициативность в игре:

Проявляет инициативность по всем указанным параметрам,

Умеет сам найти для себя дело:

Да

Нет

Есть фаза подготовки игры самостоятельно,

с помощью взрослого

Есть элементы воображения

Да

Нет

3

3

1

3

2

3

1

3.2.2.

Инициативность во взаимоотношениях со взрослыми:

Вступает в контакт по своей инициативе

Сам не вступает в контакт

3

2

3.2.3.

Инициативность во взаимоотношениях с детьми

Вступает в контакт по своей инициативе

Сам не вступает в контакт

3

2

3.3.

Результативность:

Доводит начатое дело да конца,

Не всегда

Не  доводит

3

2

1

3.4.

Самостоятельность в игре: умеет играть самостоятельно в отсутствии взрослого

Не всегда

Не играет сам

3

2

1

3.5.

3.5.1.

Социальные связи со взрослыми:

Легко идет на контакт

Избирательно

Трудно

3

2

1

3.5.2.

Контакты с детьми:

Вступает легко,

Избирательно

Трудно

3

2

1

3.5.3.

Наличие опыта совместной деятельности со взрослыми:

Есть

Недостаточно

Нет

3

2

1

3.5.4.

Уверенность в себе:

Есть

Не всегда

Нет

3

2

1

3.5.5.

Адекватное отношение к оценке взрослым деятельности ребенка:

Да

Не всегда

Нет

3

2

1

3.5.6.

Был ли опыт разлуки с близкими (санаторий, больница и др.)

Как перенес? Легко

Нет

3

1

3.5.7.

Аффективная привязанность к кому-либо из взрослых

К кому именно?

Прогноз адаптации (по среднему числу баллов):

3-2,6 баллов – готов

2,5 – 2 – условно готов

1,9 – 1,6 – не готов.

Анализ адаптации

Всех поступивших детей _________

Прогноз адаптации

Готовы к поступлению ________

Условно готовы _________

Не готовы __________

Течение адаптации

Легкая адаптация ___________

(от 8 до 16 дней)

Адаптация средней

Тяжести                  ___________

(до 30 дней)

Адаптация тяжелая ___________

(свыше 30 дней)


ЛИСТ АДАПТАЦИИ

Фамилия, имя ребенка _______________________________________

Дата рождения ______________________________________________

Возраст при поступлении_____________________________________

Дата поступления____________________________________________

Адаптационные данные

Дни наблюдений

1-й

2-й

3-й

4-й

6-й

8-й

16-й

20-й

30-й

32-й

40-й

64-й

128-й

Настроение

Аппетит

Завтрак

Обед

Полдник

Сон: засыпание, длительность

Активность: в игре, в речи

Взаимоотношения с детьми

Взаимоотношения со взрослыми

СТЕПЕНЬ АДАПТАЦИИ

Анкета для родителей

Уважаемые родители!

Приглашаем Вас принять участие в анкетном опросе. Ваши ответы помогут сотрудникам детского сада лучше узнать особенности и желания Вашего ребенка – для создания благоприятных условий его развития.

  1. Ребенок:

Ф. И. _______________________________________________________________

Дата рождения _____________________

Домашний адрес, _____________________________________________________

Телефон__________________________

  1. Мать:

Ф. И. О. _____________________________________________________________

Год рождения ______________________

Образование, специальность место работы________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Отец:

Ф. И. О._____________________________________________________________

Год рождения ______________________

Образование, специальность место работы________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Состав семьи (кто постоянно проживает с ребенком)____________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________

5. Есть ли в семье другие дети, их возраст, каковы взаимоотношения с ними________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

6. К какому из членов семьи ребенок больше привязан______________________

7. Была ли патология беременности, родов (какая)?_________________________
____________________________________________________________________

8.Часто ли болеет ребенок, какие тяжелые заболевания, травмы перенес?

________________________________________________________________________________________________________________________________________

9. Основные виды игр и занятий дома ____________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

10. Какие игрушки любит, кто их убирает ________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

11. Охотно ли вступает в контакты, общение (нужное подчеркнуть):

  • с детьми своего возраста      – да - нет
  • с детьми старшего возраста – да – нет
  • с незнакомыми взрослыми  -   да – нет
  • с родными                                  да – нет

12. Каким вы считаете своего ребенка (подчеркните): спокойным, мало эмоциональным, очень эмоциональным.

13. Что умеет делать ребенок самостоятельно_____________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________

14. Выполнение каких режимных моментов доставляет Вам больше всего трудностей дома (нужное подчеркнуть): подъем, умывание, кормление, укладывание спать, другое (допишите)___________________________________
____________________________________________________________________

15. Какой аппетит у Вашего малыша (нужное подчеркнуть): хороший, ест все, плохо и мало, в зависимости от того, что в тарелке.

Как вы кормите дома (нужное подчеркнуть): он ест сам; сначала ест сам, а потом докармливаем; чаще всего его кормят с ложки взрослые; ест аккуратно; не очень аккуратно; мы добиваемся, чтобы он ел все что дают; мы разрешаем не есть то, чего он не хочет; пусть ест, сколько хочет; тарелка должна быть чистой.

16. Как засыпает ребенок дома (нужное подчеркнуть): быстро, медленно, сам, с ним рядом сидит кто-то, из взрослых, иногда мочится во сне, раздевается перед сном сам, одевается после сна сам, его раздевают и одевают взрослые.

Критерии адаптации, разработанные институтом педиатрии

Легкая степень адаптации

К двадцатому дню пребывания в ДОУ у ребенка нормализуется сон, он нормально начинает есть. Настроение бодрое, заинтересованное, в сочетании с утренним плачем. Отношения с близкими взрослыми не нарушаются, ребенок поддается ритуалам прощания, быстро отвлекается, его интересуют другие взрослые. Отношения к детям может быть как безразличным, так и заинтересованным. Интерес к окружающему восстанавливается в течении двух недель при участии взрослого. Речь заторможенная, но ребенок может окликаться и выполнять указания взрослого. К концу первого месяца восстанавливается активная речь. Заболеваемость не более одного раза, сроком не более десяти дней, без осложнений. Вес без изменений. Признаки невротических реакций и изменения в деятельности вегетативной нервной системы отсутствует.

Средняя степень адаптации

Нарушения в общем, состоянии выражены ярче и продолжительнее. Сон восстанавливается лишь через 20-40 дней, качество сна тоже страдает. Аппетит восстанавливается через 20-40 дней. Настроение  неустойчивое в течении месяца, плаксивость в течении всего дня. Поведенческие реакции восстанавливаются  к 30-му дню пребывания в ДОУ. Отношение его к близким – эмоционально-возбужденное (плач, крик при расставании и встрече). Отношение к детям, как правило, безразличное, но может быть  и заинтересованным. Речь либо не используется, либо речевая активность замедляется. В игре ребенок не используется, либо речевая активность замедляется. В игре ребенок не пользуется приобретенными навыками, игра ситуативная. Отношение к взрослым избирательное. Заболеваемость до двух раз, сроком не более 10 дней,  без осложнений. Вес не изменяется или несколько снижается. Появляются признаки невротических реакций: избирательность в отношениях со взрослыми и детьми, общение только в определенных условиях. Изменения вегетативной нервной системы: бледность, потливость, тени под глазами, пылающие щечки, шелушение кожи (диатез) – в течении полутора – двух недель.

Тяжелая степень адаптации

Ребенок плохо засыпает, сон короткий, вскрикивает, плачет во сне. Просыпается со слезами; аппетит снижается сильно и надолго, может возникнуть стойкий отказ от еды, невротическая рвота, функциональные нарушения стула, бесконтрольный стул. Настроение безучастное, ребенок много и длительно плачет, поведенческие реакции  нормализуются к 60-му дню пребывания в ДОУ. Отношение к близким – эмоционально-возбужденное, лишенное практического взаимодействия. Отношение к детям: избегает, сторонится или проявляет агрессию. Отказывается от участия в деятельности. Речью не пользуется или имеет место задержка речевого развития на 2-3 периода. Игра ситуативная, кратковременная.

Тяжелая степень адаптации может проявляться в двух вариантах:

  1. Нервно-психическое развитие отстает на 1-2 квартала, респираторные заболевания – более трех раз, длительностью более10 дней, ребенок не растет и не прибавляет в весе в течение 1-2 кварталов.
  2. Дети старше трех лет, часто болеющие, из семей с гиперопекой со стороны взрослых, заласканные, занимающие центральное место в семье, поведенческие реакции нормализуются к 3-4-му месяцу пребывания в ДОУ, нервно-психическое развитие отстает на 2-3 квартала ( от исходного), замедляется рост и прибавка в весе.

Невротические реакции:

  • Рвота,
  • Пристрастие к личным вещам,
  • Наличие страхов.
  • Неуправляемое поведение,
  • Стремление спрятаться за взрослых.
  • Истерические реакции
  • Тремор подбородка, пальчиков.

К проблеме адаптации детей к условиям жизни в дошкольном учреждении

С приходом ребенка в дошкольное учреждение его жизнь существенно меняется: строгий режим дня, отсутствие родителей и других близких взрослых, новые требования к поведению, постоянный контакт со сверстниками, новое помещение, таящее в себе много неизвестного, а значит потенциально опасного, другой стиль общения.

Все это обрушивается на ребенка одновременно, создавая для него стрессовую ситуацию, которая может привести к невротическим реакциям (капризы, страхи, отказ от еды, частые болезни, психическая регрессия).

Под адаптацией понимается процесс вхождения человека в новую для него среду и приспособления к ее условиям. Адаптация является активным процессом, приводящим или к позитивным результатам (каким?), или к негативным (стресс). При этом выделяют два критерия успешной адаптации: внутренний комфорт (эмоциональная удовлетворенность) и внешняя адекватность поведения (способность легко и точно выполнять требования среды).

Выделено три фазы адаптационного процесса:

  1. Острая фаза, которая сопровождается разнообразными колебаниями в соматическом состоянии и психическом статусе, что приводит к снижению веса, частым респираторным заболеваниям, нарушению сна, снижению аппетита, регрессу в речевом развитии (длится в среднем один месяц).
  2. Подострая фаза  характеризуется адекватным поведением ребенка, т.е. все сдвиги уменьшаются и регистрируются лишь по отдельным параметрам на фоне замедленного темпа развития, особенно психического, по сравнению со средними возрастными нормами (длится около 3-5 месяцев).
  3. Фаза компенсации характеризуется убыстрением темпа развития, в результате дети к концу учебного года преодолевают указанную выше задержку темпов развития.

Необходима такая организация жизни ребенка в дошкольном учреждении, которая приводила бы к наиболее адекватному, почти безболезненному приспособлению его к новым условиям, позволяла бы  формировать положительное отношение к детскому саду, навыки общения, прежде всего со сверстниками.

Создание эмоционально благоприятной атмосферы в группе.

Для успешной адаптации ребенка к условиям детского сада необходимо сформировать у него положительную установку на детский сад, положительное отношение к нему. Это зависит прежде всего от воспитателей, от их умения и желания создать атмосферу тепла, доброты, внимания в группе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Адаптация и прогноз адаптации

В этом материале вы найдеёте:- что такое адаптация;- какие существуют типы адаптации;- как оценить течение адаптации ребёнка;- как помочь ребёнку в период адаптации;- развитие ребёнка от 1,6-2 лет;- м...

« Адаптация ребенка к детскому саду. Психологическая подготовка родителей к поступлению ребенка в ДОУ. Помощь ребенку в адаптации к дошкольному учреждению»

Детский сад - это первое социальное учреждение, с которым встречается ребенок. Социальное в том смысле, что ребенок впервые встречается с требованиями общества. Эти требования могут совпадать с требов...

Адаптация к детскому саду. Советы родителям по адаптации ребенка

Адаптация – это приспособление к изменяющимся внешним условиям. Изменение окружающей среды выражается во встрече с незнакомыми людьми: взрослыми и большим числом сверстников, и в несовпадении домашних...

Система работы с детьми раннего возраста в период адаптации "Песочная терапия как средство адаптации детей раннего возраста"

Адаптивные возможности ребенка раннего возраста ограничены, поэтому резкий переход малыша в новую социальную ситуацию и длительное пребы­вание в стрессовом состоянии могут привести к эмоциональ­ным на...

Адаптация детей к детскому саду. Степени адаптации. Правила успешной адаптации.

Адаптация к детскому саду. Степени адаптации. Правила успешной адаптации....

Адаптация ребенка к ДОУ: игры в период адаптации. Во что играть дома в период адаптации к ДОУ

Материалы для родителей и педагогов адаптационных групп.1. Игра "Режим дня" с картинками2. Игра "Детский сад" с игрушками...