Главные вкладки

    Адаптация и прогноз адаптации
    статья по теме

    В этом материале вы найдеёте:

    - что такое адаптация;

    - какие существуют типы адаптации;

    - как оценить течение адаптации ребёнка;

    - как помочь ребёнку в период адаптации;

    - развитие ребёнка от 1,6-2 лет;

    - медицинские аспекты адаптации.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл adaptaciya_i_prognoz_adaptacii.docx63.63 КБ

    Предварительный просмотр:

    Адаптация и прогноз адаптации


    Во-первых, что такое адаптация? Адаптация – это приспособление организма к новым или к изменившимся условиям жизни. Адаптация имеет два аспекта – биологический и психологический. Важно помнить, что в период адаптации снижаются факторы местной защиты (поэтому дети раннего возраста часто болеют).

    Во-вторых, существует такое понятие как прогноз адаптации.

    1. Медицинский прогноз – составляется в поликлинике перед поступлением ребенка в дошкольное учреждение, отражается в медицинской карте;
    2. Психолого-педагогический – составляется в дошкольном учреждении психологом и педагогами группы через наблюдение за психо-эмоциональным состоянием ребенка в различных ситуациях в течение трех-пяти дней, отражается в индивидуальном листе адаптации, также учитывается группа здоровья, диагнозы неврологического характера (ЗРР, анемия, аллергия, диатез)

    Типы адаптации

    Существует три типа адаптации:

    1. благоприятный – психо-эмоциональный статус составляет от + 13 баллов до +49 (баллы по листу адаптации считают медицинские работники в детском саду), группа здоровья - 1, 2, отсутствие диагнозов неврологического характера, анемии, задержки речевого развития, диатеза;
    2. условно-благоприятный - психо-эмоциональный статус составляет от - 20 баллов до + 13, группа здоровья - 2, 3, диагнозы неврологического характера, анемия, задержка речевого развития, диатез;
    3. неблагоприятный - психо-эмоциональный статус составляет от - 20 баллов до- 59, группа здоровья - 2, 3, диагнозы неврологического характера, анемия, задержка речевого развития, диатез.

    Вы можете сами оценить течение адаптации вашего ребенка:

    1. благоприятное – отсутствие невротических реакций, стабилизация психо-эмоционального состояния в течение 20-30 дней в рамках графика адаптации;
    2. условно-благоприятное – легкие невротические реакции в течение 1-2 недель, умеренная потеря в весе, однократное ОРЗ, отставание в нервно-психическом развитии на один эпикризный период (например, уровень развития речи на 2 года, а вашему малышу 2,6 года), стабилизация психо-эмоционального состояния в течение 30 – 75 дней (до2,5-ой месяцев);
    3. неблагоприятное – длительные невротические реакции, потеря в весе, частые ОРЗ, отставание в нервно-психическом развитии на два эпикризных периода, стабилизация психо-эмоционального состояния более 75 – 80 дней (до3-х месяцев).

    Адаптация закончена, если:

    1. у ребенка стабильное положительное психо-эмоциональное состояние в течение недели, т.е. ваш ребенок в основном пребывает в хорошем настроении, активно играет, взаимодействует со взрослыми и сверстниками, соблюдает режим дня, хорошо кушает и спокойно спит;
    2. у него отсутствуют заболевания;
    3. есть динамика массы тела;
    4. и динамика психомоторного развития.

    Но самое главное условие успешной адаптации не столько ребенка, сколько всей семьи – это готовность родителей к тому, что ребенок пойдет в детский сад (государственный или частный), или как-то изменяться условия его жизни, например с ним будет сидеть няня, или на длительное время ребенок переедет к бабушке и т.п.

    Адаптация ребёнка в детском саду

       “Детство — это важнейший период человеческой жизни, не подготовка к будущей жизни, а настоящая, яркая, самобытная, неповторимая жизнь. И от того, кто вел ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира — от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш”.

    В.А. Сухомлинский

       Проблема детского сада — хорошо это или плохо, отдавать ребенка или не отдавать — рано или поздно возникает в каждой семье. Актуальность проблемы почти не зависит от уровня благосостояния семьи и от занятости родителей, каждый из которых имеет свой собственный опыт и свое личное мнение о достоинствах и недостатках детских дошкольных учреждений.

       Вне всякого сомнения, принятие решения родителями во многом определяется вышеупомянутым личным опытом. Тем не менее, посещение детского сада имеет свои плюсы и минусы, определенные не с точки зрения конкретных мамы и папы, а с точки зрения науки, точнее, наук — педагогики, медицины, психологии, социологии.

       Сразу же отметим, что с точки зрения науки в целом детский сад однозначно рассматривается как фактор положительный, абсолютно необходимый для полноценного воспитания. И с этим нельзя не согласиться, потому что человек с незапамятных времен — существо коллективное. Искусство общения с другими членами сообщества во многом определяет всю жизнь человека. Этому, несомненно, стоит учиться с детства — никакая семья, никакие няньки-гувернантки, никакие неработающие бабушки не в состоянии заменить детский сад.

    КАК ПОМОЧЬ РЕБЕНКУ В ПЕРИОД АДАПТАЦИИ

       Оформляя ребенка в детский сад, родители часто переживают: как встретят ребенка? Будет ли ему хорошо в детском саду? Как его будут кормить, поить, укладывать спать? Волнение это вполне объяснимо: родители впервые оставляют ребенка с незнакомыми людьми. До этого все происходило на их глазах. Было внимание, любовь всех близких. А будут ли любить ребенка в детском саду?

       Это волнение усугубляется, если ребенок не хочет расставаться с привычным и близким, отказывается порой идти в группу. Мамы или проникаются еще большим сочувствием к ребенку, порой в ущерб интересам воспитателей, или, стараясь не реагировать на слезы и просьбы сына, дочери, молча ведут их в детский сад.

       Все ли дети ведут себя одинаково при поступлении в детский сад?

    Одни дети приходят в группу уверенно, внимательно рассматривают окружающее, выбирают, чем им заняться, и начинают играть. Другие делают это с меньшей уверенностью, больше наблюдают за воспитателем и выполняют предложенные им действия. Третьи проявляют по отношению к воспитателю негативизм, отклоняют все предложения, боятся не только расстаться, но и отойти от мамы, много и громко плачут. Чем же объясняется такое разное поведение детей?

    Причины могут быть самыми разными:

    1. отсутствие в семье режима, совпадающего с режимом детского учреждения;
    2. наличие отрицательных привычек (сосание соски, укачивание при укладывании);
    3. неумение занять себя игрушкой;
    4. несформированность необходимых культурно-гигиенических навыков и др.

       Однако главной и основной причиной такого поведения является отсутствие у ребенка опыта общения со взрослыми и детьми. Особенно страдают при вхождении в группу те дети, опыт общения которых был сужен до минимума (мама — ребенок, бабушка — ребенок), ограничен рамками семьи (отец, мать, бабушка, дедушка). Знакомство с новыми людьми, установление с ними контакта весьма затруднительно для таких детей. Чем более узок был круг общения до поступления в детское учреждение, тем труднее ребенку, тем длительнее формируются у него отношения с воспитателем. Привязанность только к близким людям, умение общаться только с ними, неумение войти в контакт с незнакомыми людьми определяют характер поведения.

       Когда у ребенка опыт общения со сверстниками ограничен, большое количество детей в группе вызывает у него страх, стремление уединиться, скрыться от всех. Такой ребенок, если у него есть положительный опыт общения с посторонними взрослыми, льнет к воспитателю, заглядывает ему в глаза, хочет убедиться в постоянной поддержке.

       Дети, у которых уже имеется положительный опыт общения со взрослыми и сверстниками, составляют самую благоприятную группу по характеру поведения, и привыкают они к детскому саду сравнительно быстро.

       В процессе общения ребенок познает окружающее, узнает, как действовать в той или иной обстановке, учится устанавливать взаимоотношения со взрослыми и детьми. А главное, в общении он узнает себя, границы своих возможностей. Поэтому чем шире у ребенка практика общения, тем легче он входит в детский коллектив, и наоборот, чем меньше опыт ребенка, тем ему труднее.

       Общение ребенка связано с игрой, учебой, трудом, оно воспринимается как само собой разумеющийся процесс. Поэтому взрослые учат ребенка играть, учиться, трудиться и довольно редко учат умению общаться.

       Научить ребенка вступать в общение со взрослыми и детьми — важная задача при подготовке его к поступлению в детское учреждение.

       Особое значение в период привыкания ребенка к условиям общественного воспитания имеют и такие факторы, как привычка к режиму, уровень культурно-гигиенических навыков, навыков самообслуживания и т. д. На это следует обращать постоянное внимание в семье. К концу первого года жизни у ребенка необходимо сформировать умение садиться на стул, самостоятельно пить из чашки. С 1 года 2 месяцев необходимо учить ребенка пользоваться ложкой, есть суп с хлебом, разнообразные блюда, хорошо пережевывать пищу, после еды задвигать свой стул. Ребенок должен активно участвовать в раздевании, умывании.

       С 1 года 6 месяцев ребенка надо приучать самостоятельно мыть руки, есть, соблюдая во время еды чистоту, пользоваться салфеткой, снимать расстегнутую и развязанную взрослым одежду, называть предметы одежды. К 2 годам он должен знать свое место за столом, место для полотенца и одежды, спокойно сидеть за столом, тихо вести себя за столом и в спальне.

       Очень трудно дается детям перенос сформированных навыков в новую обстановку. В связи с этим при поступлении в детское учреждение наблюдается временная их утрата.

       Поэтому необходимо не только упражнять детей в применении сформированных навыков, но и контролировать выполнение бытовых правил в разных ситуациях, пояснять их значение.

       Дети, у которых в соответствии с возрастом сформированы и навыки общения, и культурно-гигиенические навыки, быстро и безболезненно привыкают к условиям общественного дошкольного воспитания, успешно развиваются умственно и нравственно, растут крепкими и здоровыми.

       О развитии ребенка, поступающего в дошкольное учреждение, можно судить по основным бытовым навыкам.

    В 1 год 6 месяцев ребенок:

    1. держит в кулачке ложку, ест (частично) жидкую и полужидкую пищу, пьет из чашки (почти не проливая);
    2. отрицательно относится к нарушению опрятности;
    3. сообщает о физиологических потребностях;
    4. спокойно относится к умыванию. В 1 год 9 месяцев ребенок:
    5. самостоятельно ест любую пищу (в том числе и с хлебом) из своей тарелки;
    6. самостоятельно снимает (стягивает) шапку и обувь, частично одевается (натягивает шапку, надевает туфли);
    7. обращает внимание на грязное лицо и руки;
    8. контролирует физиологические потребности;
    9. проявляет стремление к самостоятельным действиям;
    10. знает места хранения одежды, игрушек и других вещей.

    В 2 года ребенок:

    1. ест аккуратно, не облизываясь;
    2. при умывании трет ладони и части лица, вытирается при помощи взрослого;
    3. самостоятельно одевается (натягивает носки, шапку, обувь при незначительной помощи взрослого), частично раздевается;
    4. знает места хранения одежды, обуви, игрушек и посуды;
    5. пользуется носовым платком (при напоминании);
    6. контролирует физиологические потребности. В 2 года 6 месяцев ребенок:
    7. одевается и раздевается с незначительной помощью взрослого;
    8. расстегивает и застегивает од ну-две пуговицы. В 3 года ребенок:
    9. одевается с незначительной помощью взрослого, а раздевается самостоятельно;
    10. складывает свою одежду перед сном;
    11. застегивает несколько пуговиц, завязывает (связывает) шнурки;
    12. знает назначение многих предметов и их местонахождение;
    13. выполняет поручения из двух-трех действий (отнеси, поставь, принеси);
    14. умеет мыть руки с мылом, умываться, вытираться полотенцем;
    15. замечает беспорядок в своей одежде, пользуется носовым платком;
    16. регулирует свои физиологические потребности;
    17. вытирает обувь при входе в квартиру;
    18. аккуратно ест, правильно держит ложку, пользуется салфеткой;
    19. не выходит из-за стола до конца еды и не мешает за столом другим;
    20. говорит слова благодарности, здоровается, прощается.

    Медицинские аспекты адаптации детей к условиям детского сада

       К основным критериям адаптации относятся:

    1. Поведенческие реакции;
    2. Уровень нервно-психического развития;
    3. Заболеваемость и течение болезни;
    4. Главные антропометрические показатели физического развития (рост, вес ребёнка).

       Как бы мы ни готовили ребёнка к поступлению в детский сад, всё равно он, особенно в первые дни, находится в состоянии стресса. Это проявляется в отказе от пищи, неблагоприятном эмоциональном состоянии, ухудшении самочувствия. Малыш беспокойно спит или не спит вообще, жмётся к взрослым или, наоборот, отказывается от контактов с ними.

       При нормальной адаптации у ребёнка довольно быстро восстанавливаются поведенческие реакции (примерно через две-три недели), не отмечается задержки нервно-психического развития, он не болеет или болеет всего один раз, не более недели, без осложнений; увеличение длины и массы тела соответствует возрастным показателям.

       Но случается и так, что адаптация проходит с осложнениями. Особую группу составляют дети из так называемых семей гиперопеки. Привыкшие быть в центре внимания взрослых, удовлетворяющих все его прихоти, они оказываются в детском коллективе в очень тяжёлом положении. Их поведенческие реакции с трудом нормализуются к третьему, а то и к четвёртому месяцу пребывания в детском саду. Эти дети, как правило, часто и долго болеют. Основной причиной является состояние крайнего психоэмоционального напряжения.

       В период адаптации устанавливается индивидуальный режим для каждого поступившего ребёнка. Постепенно он привыкает к режиму.

       Во время адаптационного периода воспитатели стараются учитывать все индивидуальные привычки ребёнка, о которых они узнали из бесед с родителями, в том числе и вредные, и ни воем случае не перевоспитывают его. Воспитатели принимают ребёнка таким, каков он есть. В этот сложный для малыша период воспитатели стараются быть очень внимательными к ребёнку. Обеспечивают телесный (прижимают ребёнка, обнимают его) и эмоциональный контакт (общаются с ним).


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    « Адаптация ребенка к детскому саду. Психологическая подготовка родителей к поступлению ребенка в ДОУ. Помощь ребенку в адаптации к дошкольному учреждению»

    Детский сад - это первое социальное учреждение, с которым встречается ребенок. Социальное в том смысле, что ребенок впервые встречается с требованиями общества. Эти требования могут совпадать с требов...

    Адаптация к детскому саду. Советы родителям по адаптации ребенка

    Адаптация – это приспособление к изменяющимся внешним условиям. Изменение окружающей среды выражается во встрече с незнакомыми людьми: взрослыми и большим числом сверстников, и в несовпадении домашних...

    Тест для родителей "Готовность моего ребенка к детскому саду".(Прогноз адаптации)

    Тест "Готовность моего ребенка к д/с" адресован родителям. С помощью простых вопросов можно легко и быстро определить можно ли ребенка отдавать в детский сад....

    Система работы с детьми раннего возраста в период адаптации "Песочная терапия как средство адаптации детей раннего возраста"

    Адаптивные возможности ребенка раннего возраста ограничены, поэтому резкий переход малыша в новую социальную ситуацию и длительное пребы­вание в стрессовом состоянии могут привести к эмоциональ­ным на...

    ПРОГНОЗ АДАПТАЦИИ (Анкета для родителей)

    Анкета поможет родителям и педагогам оценить готовность малыша к поступлению в детское дошкольное учреждение и предвидеть возможные сложности адаптации. Ответив на вопросы и подсчитав баллы, получаем ...

    Программа психолого-педагогического сопровождения педагогов, детей и родителей в период подготовки к адаптации и собственно адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ «Радужный Мостик»

    Данная программа предназначена для профилактики негативных последствий стрессовых ситуаций у детей и родителей в период адаптации к условиям ДОУ....