Конспект занятия для детей подготовительной к школе группы "Родословная - старинная русская традиция"
план-конспект занятия (подготовительная группа) на тему

Нестерова Ирина Михайловна

Конспект занятия, посвящённого воспитанию любви и уважения к членам своей семьи. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект занятия для детей подготовительной к школе группы

Родословная – старинная русская традиция

Подготовила:

воспитатель

МАДОУ «Детский сад №370» г. Перми

Нестерова Ирина Михайловна

Цель. Воспитывать любовь уважение к членам своей семьи, родным, родственникам, предкам.

Задачи. Закреплять имеющиеся у детей представления о родственных отношениях; формировать элементарные представления о том, что такое род и родословная, о происхождении фамилий, о традициях и обычаях; воспитывать уважительное отношение к старшим; развивать познавательный интерес, логическое мышление.

Иллюстративный материал. Рисунки «Славянская семья», «Кузнец», (см.: Славянская семья: родство и занятия: Демонстрационный материал для занятий в группе детского сада и индивидуально. Киров: Весна дизайн. Серия: Игра «Забавы в картинках»).

Предварительная работа. Повторение терминов родства (дедушка, бабушка, мать, отец, дядя, дочь, сын, внук, племянник, племянница, муж, жена), ласковых, уважительных старинных форм терминов родства, старинных обращений к родным (батюшка, матушка, сестрица, братец, тетушка, дядюшка).

Ход занятия:

Воспитатель. Мы с вами много говорила о семье, рассматривали иллюстрации, репродукции картин, выучили много стихов. Сегодня мы вновь поговорим о семье, но только теперь о людях, которые жили в старину. (Показывает рисунок «Славянская семья», на котором изображены дедушка, бабушка, мать, отец, дядя – брат отца, трое сыновей, дочь и племянница – дочь дяди; внизу подписи, поясняющие родственные отношения.) Что изображено на рисунке? (Ответы). Этот рисунок отражает современную жизнь или рассказывает нам о прошлом? (Рассказывает о прошлом.)

Почему вы решили, что на рисунке изображено прошлое? (Одежда людей необычная, старинная.)

Какую одежду носили в старину люди? (Мужчины носили длинные рубахи с поясом, женщины надевали рубахи, сарафаны, повязывали платочки.)

Как вы думаете, люди, изображенные на рисунке, живут в современной квартире? (Нет они живут в избе.) Что подсказывает, что они живут в старинной избе? (В избе стены деревянные, есть печь.) В каждой крестьянской избе была печь. Она согревала избу. В ней готовили еду, на лежанках отдыхали.

Какие старинные предметы вы видите на рисунке? (Деревянные ложки и кубки, ухват с глиняным горшком в руках у дедушки, прялка.) Прялка – удивительный предмет. Она нужна была для того, чтобы престь пряжу – шерстяные нитки. Кудель, клочок шерсти, нанизывали сверху прялки, вытягивали и скручивали шерстяную нить, наматывали её на веретено.

Итак, благодаря рисунку мы с вами можем представить, что попали в прошлое, оказались в старинной крестьянской избе. Как выдумаете, люди, изображенные на рисунке, чужие или родные друг другу? (Родные.) Как можно назвать их одним словом? (Семья.)

Мы знаем, что эта семья жила давно. Видим, что это большая семья. Пожалуйста, подумайте: кто кем кому приходится в этой семье? Посмотрите внимательно, постарайтесь найти на рисунке самых старших членов этой большой семьи.

-Кто же старше всех в этой семье? (Дедушка и бабушка.) Рядом с ним сидит отец.

-Как вы думаете, кем он приходится дедушке и бабушке? (Он их сын.)

-Кто стоит возле отца? (Его сыновья, внуки бабушки и дедушки.)

-Как вы думаете, почему молодые люди стоят? (Они выражают своё уважение к старшим членам семьи.)

 В старину в семьях почитали, очень уважали старших, во всем слушались их, не       смели им перечить, не перебивали их и не капризничали. Родители, дедушки и бабушки учили детей и внуков всему, что умели сами, передавали им свой жизненный опыт.

Посмотрите, как внимательно сыновья слушают отца. Наверно, он рассказывает им что-то очень важное, интересное. Дети обращались к своим родителям на «Вы», с почтением, уважительно и ласково. Отца величали    батюшкой, мать - матушкой. С детства воспитывали привычку к труду. Художник показал, как дочь помогает своей матушке готовить еду.                             -А чем в это время занята матушка? (Прядёт пряжу и присматривает за маленькой девочкой – своей племянницей.)                                                              -А кто такие племянники? Чья дочь эта маленькая девочка? (Брата.) Для отца и матери этой семьи маленькая девочка – племянница.                                      -А сыновьям и дочерям кем она приходится? (Двоюродной сестрой.)
             -Кем приходится маленькая девочка бабушке и дедушке? (Внучкой.)

-Как вы думаете, у этой девочке есть родители?

-Кто-нибудь из её родителей изображен на картине? Да, её отец, он входит в избу.)

Отец этой маленькой девочки приходится братом отцу этой большой дружной семьи, изображенной на картине, и дядей его детям.

Семьи в старину были большими и дружными, родственники всегда помогали друг другу. Люди в старину были отзывчивыми и гостеприимными, как говори раньше – хлебосольными. Гостей встречали хлебом – солью. Любили весёлые игры, пляски, хороводы. Такими были в старину обычаи и традиции.

Физкультминутка: проводится народная малоподвижная или хороводная игра.

Воспитатель: Обычай - это то, что принято делать обычно, по привычке, каждый день. Традиции – это издавна принятые традиции. Традиции передавались от отцов и дедов детям, внукам и со временем становились традициями. Давайте ещё раз повторим, какие были обычаи в старину. (Дети уважительно относились к старшим, люди были трудолюбивыми, дружными, гостеприимными, помогали друг другу.)

Какие хорошие, замечательные обычаи!

Мы тоже постараемся им следовать, будем поддерживать традиции.

В старину люди очень хорошо знали своих родных, родственников, предков.

Предки – это наши родные, которые жили до нас, перед, пред нами. Мы их потомки, мы живем потом, после них. Дедушки и бабушки рассказывали внукам о своих родителях, дедушках и бабушках, о предках.

Этой традиции тоже нужно следовать, постараться как можно больше узнать о своих предках, сохранять о них память.

Чтобы рассказать людям о членах своей семьи, о своих родных, родственниках, предках, что нужно знать? (Нужно знать их имена, отчества, фамилии.) Действительно, прежде всего нужно хорошо знать имена, отчества, фамилии своих родных. Но этого тоже недостаточно. Хорошо, если со временем вы узнаете, где они родились, жили, работали, каких успехов достигли.

Как вы думаете, у людей, изображенных на рисунке, есть имена? (Ответы.) Мы не знаем, как их звали, но мы можем придумать каждому из членов этой семьи имена, красивые, старинные, как в сказках. (Дети предлагают, обсуждают и с учетом мнения большинства выбирают имена. Дедушка – Петр, бабушка – Тамара, отца назвали Иваном, а мать Василисой, дядю – Алексеем, сыновей – Михаилом, Ильей и Данилой, дочь – Софьей, а маленькую племянницу – Аннушкой.)

Воспитатель. Надо помнить: не имя красит человека, а человек имя. От кого, какой человек, зависит отношение к нему окружающих.

Давным-давно у людей не было фамилий, а были только имена. Но одинаковые имена встречаются довольно часто, а чтобы было понятно, а ком идет речь, люди использовали отчества, прозвища. Например, Иван Петрович Кузнецов: сын Петра –  Петров (сын), внук кузнеца – Кузнецов (внук). (Показывает рисунок изображающий кузнеца за работой.) Предком этой семьи был искусный кузнец. Он передал своим потомкам не только секреты кузнечного мастерства, но от его ремесла, его профессии произошла и фамилия – Кузнецовы.                                                                                              Так появился род Кузнецовых. Род объединяет родственников, имеющих одну и туже фамилию.

С давних времени существовал обычай вести свою родословную. Родословная – слово о роде, рассказ о своей семье, родственниках, предках. Родословная рассказывает об истории семьи. Попробуем составить родословную семьи Кузнецовых.

Как вы думаете, с кого следуют начать составлять родословную? (С дедушки и бабушки.) Почему нужно начать с дедушки и бабушки? (Потому что они самые старшие в семье.)

Дети прикрепляют листочки с именами членов семьи Кузнецовых к доске или мольберту в следующем порядке: дедушка, бабушка, отец, мать, брат отца, сыновья, дочь, племянница. В результате получается схема родственных отношений (см. рис. 9).

Воспитатель. Посмотрите, как выстроили тремя рядами. Каждый из этих рядов указывает на поколение: поколение дедушек и бабушек, поколение родителей, поколение детей. Поколение объединяют людей примерно одного возраста. Сколько поколений семьи Кузнецовых получилось на схеме? (Три поколения.) Чем мы с вами сегодня занимались? (Составляли родословную семьи Кузнецовых.) А что такое родословная? (Родословная – это рассказ о семье.) 

Сегодня мы узнали, как жили люди в старину, как жили наши предки, какие у них были обычаи. Познакомились с замечательной старинной традицией – ведением родословной. На следующих занятиях вы составите родословную своих семей. О своих родных, о семье можно рассказать словами, составить схему. А можно создать красивый образ семьи – дерево, цветок, дом, корабль. Подумайте, какой образ подходит вашей семье.

После такого занятия целесообразно провести с детьми беседы об обычаях и традициях, об именах, о происхождении фамилий. Беседы могут иметь форму фронтальных занятий или проводиться вне занятий индивидуально, с подгруппой детей.                                                               В ходе бесед, можно использовать рисунок «Славянская семья»: предложить назвать по имени-отчеству членов семьи Кузнецовых; ласково обратиться к бабушке, дедушке, матери, отцу, брату, сестре, дяде, тете, двоюродному брату или сестре.

Затем можно начать работу по созданию каждым ребенком образа своей семьи. Она включает два занятия по изобразительной деятельности.

На первом занятии дети, используя цветные карандаши, фломастеры, рисуют эскиз для аппликационного панно «Образ моей семьи». Воспитатель объясняет занятие, предлагает нарисовать свою семью. Говорит о том, что нужно постараться создать индивидуальный образ семьи, выразить её особенности. Задает вопросы: «На что похожа ваша семья? Какая она?». Семья может быть похожа на явление природы, растение, животное, здание.  Даже на предмет, например на игрушку.

Воспитатель напоминает: все семьи разные. Люди в каждой семье имеют разную внешность, разные имена, отчества, фамилии, различные профессии и увлечения.

Семьи разные, но во многом они похожи. Семьи объединяют родных людей, очень близких друг другу. Они любят и уважают друг друга, заботятся друг о друге, делят вместе все радости и печали.

Воспитатель предлагает нарисовать образ дружной, крепкой, сплоченной семьи. У каждого ребенка должен получиться свой особенный, яркий и красивый образ. Можно нарисовать небольшие кружочки, а в них – лица, написать имена членов семьи, а если не поместятся имена, можно ограничиться начальными буквами имен.

Во второй половине дня, вне занятий, дети выбирают листы цветного картона, готовят детали из цветной бумаги для аппликационного панно. Воспитатель помогает им.

На втором занятии дошкольники выполняют панно «Образ моей семьи», наклеивают фотографии своих родных. Воспитатель оформляют выставку детских работ. Дети рассказывают о создании ими образах, дают определения семье.

Семья нужна потому, что без нее скучно.

Семья нужна, чтобы друг другу помогали, ухаживали, заботились.

Семья – это много, много человек, которые друг друга любят.

Семья – это когда мама и папа никогда не ссорятся и не ругаются.

В семье главное – любовь.

Дедушка с бабушкой – главные в семье, потому что они самые старшие.

А у меня папа главный в семье. Папа старше всех, старше мамы, меня и брата.

В семье друг к другу относятся вежливо.

Хорошо, когда все веселые и все вместе.

В какой-то степени суждения детей отражают те знания и представления, которые они получили в детском саду, но в них звучат и пожелания взрослым – такой они хотят видеть свою семью, и к ним стоит прислушаться.

                                                                                    По материалам к.п.н. доцента Ривиной Е.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Календарное планирование. Планы - конспекты занятий для детей подготовительной к школе группы.

Планы - конспекты занятий для детей подготовительной к школе группы....

Конспект занятия для детей подготовительной к школе группы «Игра-путешествие в страну математику»

Занятие способствует формированию умений считать, сравнивать и составлять числовые пары, развивать умение ориентироваться на листе....

Конспект занятия для детей подготовительной к школе группы: "К школе готов!"

Конспект занятия по психологической подготовке детей к школе....

Конспект занятия для детей подготовительной к школе группе тема :"Детям- о Великой Отечественной войне".

Занятие для детей старшего дошкольного возраста на тему о Великой отечественной войне 1941-1945 года....

Конспект занятия для детей подготовительной группы по ознакомлению с русской народной куклой-скруткой

занятие для детей 6-7 лет по ознакомлению с русской народной куклой-скруткой...

Конспект занятия для детей подготовительной к школе группы «Создание Лесной школы».

Помощь будущим первоклассникам в осознании и принятии правил школьной жизни и себя в роли учеников....

Конспект НОД для детей подготовительной к школе группы Тема: «Семейные традиции»

Задачи:1.     Познакомить детей с социокультурной категорией «Традиции праздника».Воспитывать у детей уважение к семейным традициям, желание продолжать традиции своей с...