"Роль сюжетно - ролевой игры в адаптационный период" (консультация)
консультация на тему

Антонцева Елена Николаевна

Данный материал адресован педагогам дошкольного образования в работе с детьми- сиротами в период адаптации.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rol_syuzhetno.doc47 КБ

Предварительный просмотр:

«Роль сюжетно-ролевой игры в адаптационный период»

Использование метода игротерапии в работе с детьми дошкольного возраста в период адаптации является весьма эффективным и многофункциональным.
Сюжетно-ролевые игры  привлекают малышей своей эмоциональностью, разнообразием сюжетов и двигательных заданий. Они способствуют развитию познавательных процессов, приобретению опыта общения со сверстниками и взрослыми, что является одним из условий успешной адаптации. Игровые занятия способствуют снятию эмоционального и мышечного напряжения, снижению импульсивности и тревоги, развитию навыков взаимодействия детей друг с другом, развитию внимания, восприятия, речи, воображения, общей и мелкой моторики, координации движений. Сюжетно-ролевая игра по классификации относится к творческим играм, то есть при данном виде игровой деятельности у ребенка имеется огромный арсенал творческих возможностей, полная свобода выбора действий, который может решить исход игры.

Цель:
Способствовать успешной адаптации ребенка к детскому саду.

Задачи:
*обогащать и совершенствовать физический опыт детей;

*побуждать к активным самостоятельным действиям, подражанию;

*вызывать чувство радости от совместных действий со взрослыми и сверстниками;

*расширять  опыт  социальных контактов детей (формировать  доверие к окружающим; развивать умение конструктивно взаимодействовать)

*развивать познавательную  и эмоциональную  сферы ребёнка (формирование эмоционального контакта, доверия к воспитателю)


Воспитатель является активным участником игр. Одновременно действуя вместе с детьми. Интонацией взрослый подчеркивает характерные черты игрового персонажа. На протяжении всей игры взрослый поддерживает интерес детей к игре, следит за их действиями, поощряет самостоятельность, инициативу, активность. Продолжительность игры зависит от характера движений, числа игроков, условий проведения, настроения детей, возраста и накопленного опыта детей. Каждая выбранная игра проводится в течение 1 месяца, пока большинство детей не запомнят и не начнут участвовать. В выученные игры можно вносить изменения.

Во время с/р игр  малыши  знакомятся и усваивают   общепринятые нормы культуры поведения.  Применяя в работе с детьми-сиротами данный вид игровых технологий, педагоги тем самым способствуют не только  успешной адаптации в новых условиях, но и привитию детям социального опыта,  их социальной адаптации, а в дальнейшем результаты этой педагогической деятельности станут базисом для дальнейшей успешной социальной интеграции ребенка-сироты в социуме. Благодаря   сюжетно-ролевой игре у детей-сирот развиваются представления о социальном устройстве и взаимоотношениях взрослых. Именно в сюжетной игре скрыт большой потенциал возможностей для обучения ребенка, оставшегося без попечения родителей, элементарным бытовым навыкам, которые являются крайней необходимостью для нормальной жизнедеятельности в обществе.
  
Игра «Больница» с детьми может начинаться таким образом. Воспитатель достает заранее приготовленную коробку с «медицинскими принадлежностями» (достаточно иметь в ней 3-4 предмета - фонендоскоп, шприц, склянку для «микстуры» и палочку, замещающую градусник), надевает белую шапочку и на виду у детей начинает играть, "приписывая" себе роль «доктора»: «Буду детей лечить. Я - доктор. Здесь у меня больница. Мишка, ты заболел? Что у тебя болит? Покажи горлышко. Сейчас тебе температуру измеряем (ставит палочку - градусник). Теперь послушаю тебя ... У тебя ангина». Пообщавшись таким образом с персонажем-игрушкой, взрослый вовлекает в игру одного из наблюдающих за ней детей (хорошо, если это будет ребенок, у которого в руках кукла, заяц и т. п.): «Катя, твоя дочка тоже заболела? Веди ее в больницу. Я доктор, полечу ее. Что у вашей дочки болит?» 
   Процедура «лечения» может повториться с 2-3 куклами или зверюшками, которых приводят в больницу дети. Затем воспитатель-доктор может «полечить» И кого-нибудь из детей (выбрав наиболее продвинутых в игре): «Вася, а давай, ты как будто заболел и тоже в больницу пришел. Сейчас доктор тебя полечит. Здравствуйте, больной ... Что у вас болит?» После такой игры с воспитателем игрушки предоставляются в распоряжение детей: «Кто теперь хочет быть доктором? Петя? Надевай шапочку. Теперь ты будешь доктором, будешь лечить детей». 
   Непременным условием игры воспитателя с детьми является неоднократное называние им своей роли («Я доктор, полечу больного мишку» и т. п.) и обращение к партнеру (игрушечному персонажу или ребенку) как носителю роли ("Заходите, больной" и т. п.), разговор с ним. 
   Аналогичным образом можно развернуть игру, где воспитатель-"продавец" продает игрушки «покупателям» - детям и т. п. При этом взрослый осуществляет лишь самые необходимые действия с предметами, основное внимание его должно быть направлено на взаимодействие, ролевой диалог с "покупателями". 
  Воспитателю следует внимательно наблюдать за игрой детей; когда цепочка специфических ролевых действий осуществлена ребенком, можно связать для него эти действия с называнием роли: «Ты как мама покормила дочку?», «Ты доктор? Лечил больного мишку?» и т. п. Такие «подытоживания» важны для дальнейшего осознанного принятия ребенком игровой роли, самостоятельного ее называния. 
     Не стоит удивляться, если после игры воспитателя с детьми в игровом уголке появится несколько «мам», «докторов», каждый из которых будет играть со своим игрушечным персонажем. В процессе таких «параллельных» действий дети подражают друг другу, их игровой опыт взаимообогащается. 
   Это поможет перевести его от простого подражания, где роль воплощается в стереотипно повторяющихся действиях, к более сложной игре с осознанием своей условной позиции. Например, один из мальчиков, сидя на скамейке, крутит игрушечный руль. Воспитатель присоединяется к его игре: «Петя, ты кто? Шофер? У тебя какая машина? Легковая? Ах, автобус? Можно я буду пассажиром? Мне нужно на вокзал (в цирк, в бассейн и т. п.). Шофер, ваш автобус довезет меня до вокзала? Скоро мы приедем? Спасибо». Достаточно даже такого кратковременного взаимодействия в рамках одного сюжетного события (не исключено, что после выхода из «автобуса» воспитателя, к «шоферу» подсядет кто-либо из детей, и игра продолжится). 
   Как присоединиться к уже начатой кем-либо из детей игре? Это следует делать непринужденно и ненавязчиво. Один из мальчиков в одиночестве вращает закрепленный на стойке штурвал. Воспитатель предлагает кому-нибудь из детей: «Коля, давай вместе с Витей поиграем? Он на корабле куда-то плывет. Витя, ты кто? Капитан? Можно, мы с Колей будем матросами? Я матрос. Капитан, приказывайте, что мне делать. Наблюдать за берегом и бинокль? Коля, а ты тоже спроси у капитана, что тебе делать ... ».  В ходе таких совместных игр воспитатель своими вопросами, репликами изнутри своей игровой роли старается максимально активизировать ролевую речь детей. Взаимодействие взрослого с ребенком, выполняющим основную роль, служит как бы моделью для второго ребенка, участвующего в игре. 
  Однако переключение детей на речевое взаимодействие в игре можно сделать еще более отчетливым, используя особые методические приемы. Одним из них является создание чисто «разговорной» ситуации с помощью очень простых игрушек - телефонов. Это игра взрослого с детьми в «телефонный разговор». Разумеется, использовать этот прием можно только в том случае, если дети представляют себе назначение настоящего телефона. 
Ввести детей в такую смысловую ситуацию можно, организовав первоначально игру по мотивам известного детям стихотворения К.Чуковского «Телефон».  

Например, воспитатель вносит в группу три игрушечных телефона. И далее поочередно с несколькими персонажами стихотворения, роли которых последовательно, по мере развертывания игры, предлагаются желающим. Повторения точного текста стихотворения совершенно не нужно, достаточно лишь приблизительного воспроизведения его смысла. Затем телефоны предоставляются в самостоятельное пользование детей. Через день - два можно приступить к свободной игре в «телефонный разговор» с парами детей. 
   На следующем этапе взрослый, вовлекая детей в игру, не только развертывает «телефонный» ролевой диалог с каждым из них, поочередно, но и стимулирует диалог детей друг с другом. Наиболее подходящим для такой игры является набор «семейных» ролей: мама – папа-  дочка; мама - папа - сын; мама - дочка - бабушка и т. п.    

Еще одним приемом, способствующим развитию у детей умений называть свою роль, обращаться к партнеру в соответствии с его ролью, развертывать простой ролевой диалог, является игра воспитателя с небольшой подгруппой детей по мотивам известных им сказок, персонажи которых выполняют однотипные действия. Это очень простые сказки - «Репка», «Теремок», чуть более сложные - «Колобок», «Три поросенка», «Волк и козлята» и т. п. В таких играх взрослый берет на себя роль первого появляющегося в сказке или основного персонажа (например, мышки - норушки, колобка, волка) и последовательно вовлекает детей в игру, развертывая ролевое взаимодействие поочередно с каждым (с лягушкой-квакушкой, ежиком и т. д.в «Теремке»; с зайцем, медведем и т. д. В «Колобке»). Игры по сказочным сюжетам очень удобно проводить на прогулке. Пространство «теремка», «домиков» поросят может быть обозначено чертой на земле, скамейками. Не нужны для таких игр игрушки и ролевые атрибуты, достаточно словесного обозначения ролей. Действия персонажей по смыслу сюжетов обычно ограничиваются речевой и двигательной активностью (например, разговаривать с волком, убегать от него и прятаться в домике и т. п.), поэтому ролевые диалоги не "замаскированы" предметными действиями. Игра должна быть  импровизацией, а не «театральным действием» - не следует требовать от детей точного воспроизведения текста сказки (так же как и выразительных движений и речи), достаточно воссоздания ее общего смысла. К такой игре воспитатель может привлечь трех-четырех детей. Игры с использованием «телефонных разговоров» целесообразно вводить лишь во втором полугодии с детьми не младше трех с половиной лет. 

 Ну, а первые  с/р игры, это игры с дидактической куклой. Сами игры не новы, но предложенная здесь последовательность использования их в работе с малышами, на мой взгляд, наиболее эффективна. («Новая кукла»; «Устроим кукле комнату» «Уложим куклу спать»; «Кукла проснулась»; «Кукла делает зарядку»;  «Кукла ждет гостей к обеду»; «Научим куклу мыть посуду»; «Кукла заболела»; «Лечение куклы»; «Покажем кукле картинки и почитаем стихи»; «Наташины гости»; «Оденем куклу на прогулку»; «Кукла идет в магазин»;  «День рождения куклы»;  «Девочка чумазая»; «Постираем кукле платье»;  «Кукла собирается в цирк»)

Цель игры  не в результате, а в самом процессе. Любые виды игры моделируют  проблемные жизненные ситуации; создают условия для взаимодействия и взаимопомощи; открывают простор для фантазии, импровизации; способствуют более эффективному проявлению тех положительных качеств, которые не находят применения в повседневной жизни. Общение составляет основу игрового взаимодействия. Сюжетно-ролевая игра передается через общение, организуется им, функционирует в нем. В такой деятельности у детей накапливается опыт общения, которое основывается на взаимодействии, сотрудничестве и сотворчестве воспитателя и воспитуемого. Все это помогает детям установить правильные взаимоотношения, справедливо решать вопросы. Общение помогает ребенку ставить интересы  сверстников выше своих собственных, соотносить свои действия с действиями окружающих, с поставленными задачами, событиями, ситуациями. Деятельность педагога должна быть здесь направлена на то, чтобы привить детям, проживающим в условиях детского дома, навыки культурного поведения и вежливых взаимоотношений: учить детей здороваться и прощаться со взрослыми; употреблять слова, выражающие просьбу, благодарность, воспитывать заботливое отношение к людям., товарищеские взаимоотношения со взрослыми, побуждать к взаимодействиям друг с другом, оказывать помощь по просьбе другого ребенка; обращаться к сверстнику называя его по имени, отвечать на его вопросы. Учить соблюдать правила культурного поведения на улице, дома (вытирать при входе ноги, соблюдать аккуратность в туалете, умывальной комнате)

Любая с/р игра  дошколят проходит с эмоциональным подъемом, что возбуждает у детей стремление к воображению, способность к подражанию, копированию поведения. В эмоциональном фоне игры проявляется уровень ее нравственной, психологической культуры, насыщенность духовной жизни. Все это объединяет детей и создает большие возможности для формирования коллективистских отношений; комплексно воздействует на развитие личности ребенка,  способствует более успешной адаптации детей.

Итак, для ребенка, который социализируется, соответствующими эталонами изменения социальной среды является семья, дошкольное учебное заведение, ближайшее окружение. При переходе от другой социальной среды ребенок переживает кризис вхождения в новую социальную общность, процесс адаптации, растворение в ней детерминируется  (предопределяется) процессом индивидуализации и завершается интегрированием в социальную среду. Реализация игровых техник в работе с детьми облегчает адаптацию малышей к новым социальным условиям, помогает им адекватно воспринимать себя и других людей, овладеть конструктивными формами  общения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

О роли сюжетно-ролевой игры

Консультация для воспитателей...

Педагогический совет по теме: “Роль сюжетно-ролевой игры в воспитании нравственных качеств у детей».

В работе раскрыты приказ о проведении педагогического совета,план подготовки и повестка дня заседания педагогического совета, литература к педагогическому совету....

Тематический контроль к педагогическому совету на тему: «Роль сюжетно-ролевой игры в воспитании нравственных качеств у детей».

В работе ракрыты: план проведения тематического контроля,справка по итогам проведения тематического контроля,приказ о проведении тематического контроля....

Консультация на тему: "Роль сюжетно-ролевой игры в развитии речи детей дошкольного возраста".

Игровая деятельность - это ведущая деятельность детей дошкольного возраста. Являясь таковой,именно игра в наибольшей степени способствует формированию новообразований ребенка, развитию его психических...

Роль сюжетно-ролевой игры в адаптационный период

Роль сюжетно-ролевой игры в адаптационный период...