Нравственные основы и поведенческие ценности, как основная часть воспитания подрастающего поколения в России
статья по теме

Веремиенко Елена Викторовна

Исторический аспект поведенческой культуры

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nravstvennye_osnovy_i_povedencheskie_tsennosti.docx20.59 КБ

Предварительный просмотр:

Нравственные основы и поведенческие ценности, как основная часть воспитания подрастающего поколения в России.

Поведенческая культура начала складываться во время, когда человек, осознал свое место в природе, задумался над важнейшими вопросами выживания в условиях полнейшей зависимости от природных явлений и роли человеческого сообщества и его собственной в этом сообществе. Тогда и возникли первые правила поведения. С развитием эти правила усложнялись определяющими в человеческих взаимодействиях.

В эпоху Средневековья формировались поведенческие правила, отражавшие жизнь той или иной социальной группы: дворян, купцов, ремесленников, даже страдающих студентов.

Понятие этикет сформировалось в XVII в. Во Франции при дворе Людовика XIV и определялось как порядок поведения при дворе французского короля. Затем это слово распространилось на все общество и различные страны.

Поведение древних славян основывалось на родоплеменных отношениях, обычаях и религиозных верованиях, укрепляющих единство славянского социума, направленных на решение главной задачи – выжить и продолжить род. Наряду с этими обычаями, законами отцов, преданиями и верованиями каждого отдельного племени существовали и общие обычаи, характерные для нескольких племен.

С появлением государства власть совместно с христианской церковью выработала свой поведенческий порядок. Церковь охраняла религиозное главенство в жизни человека, нравственные устои, семейные отношения, поведенческую структуру общества.

Нравственные основы и поведенческие ценности русского средневекового человека сформированы в законах и литературных памятниках того времени, например в поучении XVIв. – «Домострое»

Со времен Петра I, в связи с экономическими и социальными изменениями в жизни государства, в России начал складываться дворянский этикет, своеобразно сочетавший в себе русские допетровские обычаи и традиции с европейскими правилами поведения. При Петре I начал формировать российский европеизированный придворный, военный и посольский этикет.

Во второй половине XVIII в. В лексикон дворянства активно вошло слово этикет. Открылись народные училища, совершенствовалось преподавание в кадетских корпусах, создавались частные и государственные институты женского образования, выходило в свет учебная и педагогическая литература. Благодаря этому в России произошли значительные изменения по всем направлениям поведенческой культуры.

Постепенно старый патриархальный поведенческий порядок был вытеснен новый, выработанным дворянством. Дворянский этикет, получивший сильнейший импульс к формированию при Петре I, во времена Екатерины II уже активно появлялся в общественных отношениях правящих классах. Но провинциальное дворянство не спешило менять уклад жизни, живя по старинке, медленно уступая новым требованиям общения.

Среди государственных и общественных деятелей второй половины XVIII в. Внесших свою лепту в формирование и развитие русского этикета, А.Т.Болотова, М.В.Ломоносова, Г.Р.Державина, Д.И.Фонвизина, М.М.Щербатова, Н.И.Новикова, А.Н.Родищева, Е.Р.Дашковой, И.И.Бецкого и т.д. Одни писали нравственные наставления молодому поколению, другие участвовали в развитии русского просвещения, третья критически переосмысливали происходящее.

Создание современного этикета, который не был копией европейского, а синтезировать в себе русские обычаи и европейские поведенческие нормы, стало одним из важнейших достижений русской культуры того времени. Внимательно анализируя современные этикетные нормы, мы видим их общность с нормами XVIII в., ибо и сегодня сохранилась потребность учтивого и доброжелательного общения между людьми

В XVII-XIXвв. В российском обществе господствовал дворянский этикет, носителем которого был тип личности, ставивший в основу поведения, внешнего вида и стиля жизни культурные традиции, которые базировались на ограниченном соединении этических и эстетических норм.

Как и в прежние времена, воспитывалось четкое осознание себя в общественной иерархии: знать и понимать свое место в обществе, разумно оценивать превосходство тех, кто выше по положению, воздерживаясь от сближения с ними и проявляя скромность. В этикете по-прежнему существовало множество степеней. Отношения между незнакомыми или знакомыми, друзьями или родственниками, лицами, различными по полу, по возрасту, должности, чину, выдвигали на первый план те или иные этикетные правила. Но в любом случае требовались уважение и предупредительность, скромность и сдержанность, а также строгое внимание к своему внешнему виду, манерам и речи.

Воспитатели дворянских детей считали, что воспитанников следует научить скрывать свои истинные чувства, уметь владеть собой и демонстрировать в обществе только красивые внешние манеры, нимало не задумываясь над истинностью чувств, т.е. не быть, а казаться добрым, любезным, приятным. Но ряд прогрессивно мыслящих педагогов и общественных деятелей выступили против этой ошибочной воспитательной теории. Среди них можно назвать В.Г.Белинского, Н.И.Пирогова, К.Д.Ушинского.

Каждое сословие формировало свои правила поведения и придерживались их. Дворянский этикет являлся эталоном поведения, хотя на ряду с ним существовал купеческий, разночинный, мещанский. К концу XIX в. Многие богатые купцы, подражая дворянству, стали одеваться по последней европейской моде, отказавшись от купеческого платья, обставляли свои дома на дворянский лад, посещали клубы, устраивали приемы, званые обеды, балы и маскарады, собирали коллекции картин и библиотеки.

В общественное сознание широко внедрялся этикет мещанского сословия, во многом копировавший внешнюю сторону дворянского, но не перенявший его внутренней этической и эстетической основы.

Черты дворянского этикета были основополагающими для русского общества и в конце XIX в. Носителем его был особый тип личности, в основе поведения, внешнего вида, стиля жизни которого отражались культурные традиции, базирующиеся на органическом соединении этических и этикетных норм. Основу этикета того времени составляли вежливость и учтивость, такт и благопристойность.

Со второй половины XIX в. усилило свое влияние на все стороны жизни страны буржуазии. Она формировала порядок поведения, основанный на товарно-денежных отношениях, что нашло отражение в литературе, освещавшей нормы, и правила поведения класса предпринимателей.

В конце второго десятилетия XX в. коренным образом изменились условия российской жизни, возникли новые поведенческие правила и нормы, основанные на принципе: кто был никем, тот станет всем. Были уничтожены светский этикет столичного дворянства и патриархальные традиции русской провинции. Услужливость кавалеров перед дамами потеряла свою значимость, так как отношения между мужчиной и женщиной строились на принципах товарищества, высмеивалось и даже наказывалось внимание к своему внешнему виду. Неграмотная народная масса не понимала сущности и значения этикета, считая его нужной роскошью старого мира.

Выход новой России на международную арену потребовал возвращения европейского этикета в среду дипломатических, высших партийных и государственных работников. Вместо продуманной поведенческой системы, вырабатывавшейся в течение двух веков, формировался новый, советский порядок поведения, в основе которого лежали классовые пролетарские интересы, своеобразно сочетавшиеся с выборочными правилами прежних этикетных традиций. Новое время поставило перед социалистическим обществом задачу формирования нового поведенческого порядка. Слово Этикет применялось только в дипломатических и государственных сферах. Существовало убеждение, что этикет – это порядок поведения, принятый при дворе монарха и среди дипломатов. В социалистическом обществе использовалось понятие культура поведения, правильное по сути, ибо этикет – это и есть выработанное человечеством достижения в области поведения и общения.

В жизни общества этикет играет весьма важную роль, выполняя ряд функций: регулятивная, опознавательная, идентификационную, коммуникативную, этическую и  эстетическую. Он создает условия, благоприятные для общения и сосуществования людей, различных по национальному и социальному положению, психологическим и возрастным особенностям, взглядам и образовательному уровню, поло ролевым установкам. Благодаря ему мы знаем, как принято себя вести среди любой конкретной социальной группа, как поступать в соответствии с возникшей ситуацией, строить свои отношения с близкими, друзьями и коллегами по работе, общаться с малознакомыми и незнакомыми людьми. В немалой степени соблюдения этикета позволяет нам добиться успеха в профессиональной деятельности. Этикетное поведение всегда связано с гармонией и порядком, в нем проявляется не только нравственная, но и эстетическая основа. Общество ставит перед своими членами задачу вести себя не только правильно и в соответствии с общественными нормами морали, но и сообразно понятию красоты, идеалу прекрасного, вызывая своим поведением эстетическое переживание. Тем самым этикет влияет на эстетическое развитие общества, способствует формированию эстетике чувст.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов : "Роль семьи в духовно-нравственном воспитании подрастающего поколения."

Роль семьи в духовно-нравственном воспитании подрастающего поколения. На духовно-нравственное воспитание младших дошкольников, в первую очередь, оказывает влияние семья. Нормы и принципы пов...

Семья как основа духовно – нравственного воспитания подрастающего поколения.

Современная социально-психологическая ситуация, сложившаяся в обществе, характеризуется своеобразным кризисом личности, который проявляется как кризис ее духовности, нравственности, возникший вследств...

Консультация для воспитателей и педагогов «Духовно – нравственное воспитание подрастающего поколения – это направление, которое сама жизнь выдвинула в настоящий момент в качестве приоритетного в системе воспитания»

Снижение культурного и интеллектуального уровня нации требует возрождения традиционной духовно – нравственной иерархии ценностей. Потеря нравственных ориентиров, обесценивание таких категорий, к...

«Экономика нравов и ценностей в воспитании подрастающего поколения»

Структурирование знаний о воспитании будущего поколения достойных граждан страны....

Православная культура как основа воспитания подрастающего поколения

Духовно-нравственное развитие детей дошкольного возраста....

Семейные ценности чувашей как основа гуманистического воспитания подрастающего поколения.

В современных социокультурных условиях наблюдается кризис семьи, характеризующийся нарушением таких ее устоев, как гуманистические семейные традиции, являющиеся, по словам В. В. Путина, «духовны...

Консультация для родителей " Организация нравственно-патриотического воспитания дошкольников Патриотическое воспитание подрастающего поколения "

Патриотическое воспитание подрастающего поколения - одна из самых актуальных задач нашего времени....