Православная культура как основа воспитания подрастающего поколения
статья (старшая группа)

Либер Анна Александровна

Духовно-нравственное развитие детей дошкольного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл eparhialnye_chteniya.docx22.82 КБ

Предварительный просмотр:

Православная культура как основа воспитания подрастающего поколения.

                                                      «Если думаешь о завтрашнем дне – сей зерно,

                                                        если на десять лет вперед – сажай лес,

                                                        если же на сто лет – воспитывай детей.»

                                                                                             Народная мудрость

             В мире не существует ни одной культуры, не имеющей религиозных основ и духовных ценностей. Именно религия и вера в Бога дала людям  азы нравственности, основы морали, понимание о добре и зле. Религия сформировала нравственные шаблоны, фундамент семейных ценностей, была источником культуры, образования и просвещения. Религия была и есть именно тем идеалом, к которому должен стремиться каждый человек.

            Религия, образование и культура всегда были единым и нерушимым составляющим любого народа и государства. Именно с религией связаны исторические события мирового масштаба, которые влияли на ход истории и взаимоотношения между людьми, народами и государствами.

       «Культура – это то, что в значительной степени оправдывает перед Богом существование народа и нации» и если говорить об условной дате начала русской культуры, то я, по своему разумению, считал бы самой обоснованной 988 год». (Дмитрий Сергеевич Лихачев)

       Являясь автором фундаментальных трудов, посвященных истории русской литературы, русской культуры и православия, Лихачёву принадлежат сотни работ по широкому кругу теории и истории древнерусской литературы. Он был человеком удивительной судьбы. Начав свое образование еще в дореволюционной России, Дмитрий Сергеевич Лихачев по его собственным словам всю жизнь учился: учился у древних эпох, у памятников родной истории и старины, учился мудрости по древнерусской литературе, изучением которой занимался десятки лет, учился у своего собственного жизненного опыта.

       Высказывание Дмитрия Сергеевича Лихачёва заставляет задуматься об основах, первичных фундаментах русской культуры и связи с ней религиозных основ, а также попытаться обосновать соединение автором воедино двух направлений одной мысли:

‒ об оправданности народа и нации перед Всевышним фактом существования культуры;

‒ о взаимосвязи ключевой даты (одной из самых главных для русского православного человека) ‒ даты принятия Русью христианства с культурным потенциалом русского народа. Недаром принятие  христианства и культурное развитие страны- это неотъемлемые части одного целого.

          Русское культурное наследие всегда имело достойное место в мировой культуре, являясь ее неотъемлемой частью. Созидателями будущей культуры нашей страны станут наши дети. Именно они являются продолжатели и носители того, что мы взрослые с ранних лет заложили фундаментом. Нравственность, духовность, семейные ценности должны являться главной основой жизни нашего подрастающего поколения. Поэтому так важно в раннем возрасте прививать детям понятия добра, любви, милосердия, патриотизма. Все те непреходящие ценности, на которых исконно воспитывались многие поколения русских людей.

        Духовное воспитание детей в современном мире является непростой задачей. В современном обществе искажены понятия нравственных ценностей, жизненных приоритетов, любви, семейной целостности как ячейки общества. Разрушительная пропаганда средств массовой информации, навязывание и искажение культурных и нравственных идеалов разрушительным образом влияет на духовное и нравственное формирование маленьких граждан нашей страны. В наше непростое время становится очевидной необходимость духовного и культурного возражения нации через организацию учебно- воспитательного процесса и институт семьи.

            Духовно-нравственное и эстетическое воспитание в дошкольных образовательных учреждениях является необходимой предпосылкой возрождения отечественной культуры.  Новой ступенью духовно-нравственного воспитания в детском саду является внедрение  его содержания и основ в повседневную жизнь детей, во все виды детской деятельности.

        Детство - время развития всех сил человека, как душевных, так и телесных. Это благоприятная пора для  приобретения знаний об окружающем мире, образования  нравственных и духовных навыков и привычек. Систематическое духовно-нравственное воспитание ребенка с первых лет жизни обеспечивает его адекватное социальное развитие и гармоничное формирование личности с устойчивыми нравственными идеалами.

          Духовно – нравственное воспитание дошкольников осуществляем через знакомство с православной культурой с помощью различных методов, приемов и средств.

      Особое место необходимо отводить чтению Детской Библии, духовной художественной литературе.  Дети с большим удовольствием слушают главы из Библии, рассказы, притчи. Здесь они могут услышать удивительные истории о сотворении мира, о добре и зле.  Важно доступным  для детей языком  довести  до сознания детей прочитанную литературу, проанализировать её,  раскрыть тему беседы, углубить, связать с жизнью.

 Для ознакомления дошкольников с православной культурой  в  игровой форме необходимо  создание картотек, словесных игр духовно-нравственного содержания, пальчиковых игр, ребусов, кроссвордов, загадок, пословиц, поговорок, дидактических игр: «Узнай и назови икону»«Раскрась Пасхальное яичко»«Укрась ёлку к Рождеству»«Назови праздники»«Мой ангел»«Собери храм». 

Детям присуща удивительная особенность запоминать самые яркие мгновения своей жизни. Наиболее эмоциональный отклик в душе детей вызывают всеми любимые православные праздники.  Они являются   источником не только традиций и обрядов, но и жизненного оптимизма, неиссякаемой любви Бога к людям, бесконечной радости.

      Каждый православный праздник имеет свою традицию, обряды, своё время года, свою музыку. Уже в раннем возрасте дети способны воспринимать радостную атмосферу праздников.  Во время проведения праздников важно создать радостную атмосферу, объяснять детям значение обрядов, что означают те или иные обычаи, слова, связанные с данным праздником. Обязательным фрагментом каждого праздника является беседа-рассказ, раскрывающий основу, историю и традиции празднования. Дети с неподдельным интересом слушают рассказ о  том, почему на Пасху принято красить яйца; на праздник Троицы  украшать храмы и дома зелеными ветвями и цветами, что весенняя зелень и цветы указывают на обновление людей силой и благодатью сошедшего на них Святого Духа. На Рождество детям очень интересно и увлекательно делать ангелов и украшать со взрослыми рождественскую елку.                                              

       Огромную ведущую роль в православном становлении детей отведена родителям. В дошкольных учреждениях необходимо создать условия для реализации духовного развития детей совместно с их родителями. Таким условием является включение родителей в жизнь детского сада, в совместное духовно-нравственное воспитание детей как в дошкольных учреждениях, так и за их пределами. Это может включать в себя проведений родительских собраний в нетрадиционной форме, беседы священнослужителей с родителями, введение экскурсий в православный храм, где ребёнок вместе с родителем может полюбоваться красотой и архитектурой храма, послушать церковное пение, поставить свечку. Совместное времяпрепровождение благотворно влияет на формирование духовно-нравственных ценностей. Духовное и нравственные качества, приобретаемые детьми в раннем возрасте, остаются с ними на всю жизнь.

    Основы духовно – нравственного воспитания ребёнка в большей мере закладываются в семье.  Родители являются первоисточником формирования личности и именно они определяют поведенческие стереотипы. От родителей ребенок перенимает не только практический жизненный опыт, но моральные ценности, любовь к искусству, культуре, Родине, традициям. Воспитателей и родителей должно объединять стремление обеспечить дошкольнику гармоничное духовное и нравственное развитие, и только в тесном сотрудничестве, в непрерывном взаимодействии эта цель может быть достигнута.

 В заключение хочется обратиться к словам   православного педагога- писателя С.С. Куломзиной: «Мы должны понять, что никакой стройной системы нельзя сразу вложить в головы маленьких детей. Главная задача педагога – всё время поддерживать в сознании детей целостную картину мира и любую новую информацию крепко связывать со всем комплексом предшествующих детских знаний. Это верный залог будущего системного мышления, которое реально можно развить в детях в дошкольном возрасте.»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

НОД "Хоровод дружбы"Актуальность: Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения сегодня одна из наиболее актуальных. Патриотическое воспитание дошкольников - это не только воспитание любви к родному дому, семье, детскому саду, городу, родно

Актуальность: Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения сегодня одна из наиболее актуальных.Патриотическое воспитание дошкольников - это не только воспитание любви к родному дому, се...

Семья как основа духовно – нравственного воспитания подрастающего поколения.

Современная социально-психологическая ситуация, сложившаяся в обществе, характеризуется своеобразным кризисом личности, который проявляется как кризис ее духовности, нравственности, возникший вследств...

Консультация для воспитателей и педагогов «Духовно – нравственное воспитание подрастающего поколения – это направление, которое сама жизнь выдвинула в настоящий момент в качестве приоритетного в системе воспитания»

Снижение культурного и интеллектуального уровня нации требует возрождения традиционной духовно – нравственной иерархии ценностей. Потеря нравственных ориентиров, обесценивание таких категорий, к...

Трудовое воспитание является одной из важнейших сторон воспитания подрастающего поколения. В детском саду трудовое воспитание заключается в ознакомлении детей с трудом взрослых, в приобщении детей к доступной им трудовой деятельности.

Цель: учить детей ухаживать за комнатными растениями; поливать из леечки водой комнатной температуры; закреплять знания детей о разных способах полива комнатных растений. Развивать аккуратность при...

Семейные ценности чувашей как основа гуманистического воспитания подрастающего поколения.

В современных социокультурных условиях наблюдается кризис семьи, характеризующийся нарушением таких ее устоев, как гуманистические семейные традиции, являющиеся, по словам В. В. Путина, «духовны...

Доклад "Физическая культура и спорт, как одно из эффективных средств решения задач нравственно-патриотического воспитания подрастающего поколения"

Физическая культура и спорт, как одно из эффективных средств решения задач нравственно-патриотического воспитания подрастающего поколения...