Доклад "Физическая культура и спорт, как одно из эффективных средств решения задач нравственно-патриотического воспитания подрастающего поколения"
материал по физкультуре

Галкина Светлана Петровна

 

Физическая культура и спорт, как одно из эффективных средств решения задач нравственно-патриотического воспитания подрастающего поколения 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл fk_i_sport_v_patrioticheskom_vospitanii.docx268.34 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Первомайский детский сад»

Первомайского района

Тамбовской области

Физическая культура и спорт, как одно из эффективных средств решения задач нравственно-патриотического воспитания подрастающего поколения

Подготовила:

воспитатель

Галкина Светлана Петровна

п.Первомайский

2020г.

В последние годы проблема нравственно-патриотического воспитания детей дошкольного возраста приобрела особую значимость. Это вызвано обновлением содержания образования и воспитания дошкольного детства и необходимостью более ранней ориентации и творческого саморазвития личности дошкольника. Нравственно-патриотическое воспитание – одна из актуальных и сложнейших проблем, которая должна решаться сегодня всеми, начиная с дошкольного возраста.  

В филиале «Дружба» в 2013 году разработана и реализуется по настоящее время «Программа развития духовно-нравственных отношений у детей дошкольного возраста». Данная программа является вариативной частью основной образовательной программы МБДОУ «Первомайский детский сад». Она входила в «Проект сохранения и развития традиционных духовно-нравственных ценностей у детей дошкольного возраста». Опыт работы в этом направлении был представлен на различных конкурсах. В 2015 году наш филиал представил опыт работы на региональном этапе межрегионального конкурса «Лучшая образовательная организация по формированию системы духовно-нравственного развития и воспитания детей и молодежи «Вифлеемская звезда», где стал победителем. А в 2016 году был награжден грамотой победителя регионального этапа Всероссийского конкурса в области педагогики, воспитания и работы с детьми и молодёжью до 20 лет «За нравственный подвиг учителя» в номинации «Лучшая программа духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания детей и молодежи».

C:\Users\Дружба\Desktop\DSC_1047.JPG

Нравственно-патриотическое направление является неотъемлемой частью духовно-нравственного воспитания. На наш взгляд, одним из эффективных средств решения задач нравственно-патриотического воспитания подрастающего поколения являются занятия физкультурой и спортом. Физическая культура может внести свой вклад в решение этой задачи, т.к. формирование физических качеств, двигательных навыков и умений тесно связано с воспитанием нравственно-волевых черт личности. Суть патриотического воспитания состоит в том, чтобы посеять и взрастить в детской душе семена любви к родному дому и семье, к истории и культуре страны, созданной трудами родных и близких людей, тех, кого зовут соотечественниками.

Формирование патриотических чувств осуществляется в процессе использования различных форм и методов работы. На занятиях физической культурой, в процессе проведения подвижных игр, эстафет, спортивных турниров и досугов. Наибольший воспитательный эффект оказывают спортивные праздники и соревнования. Данная форма работы позволяет закрепить и обобщить знания и умения детей в рамках определённой темы, объединить детей разного возраста общими чувствами и переживаниями.

В нашем детском саду ежегодно проходят следующие мероприятия: «Морские эстафеты», «Мы моряки», «В космос полететь готовы – значит, будем все здоровы», «Малые олимпийские игры», «А ну-ка, мальчики», «Папа может…», «Богатыри-защитники земли русской», «Вместе с мамой целый час», «Пасха Красная», «День Победы», «День России», «Моя семья» и многие другие. Эти праздники и развлечения являются традиционными в детском саду. В их подготовке  принимают участие дети, родители, педагоги. Полученные на тематических спортивно — развлекательных мероприятиях знания позволяют подвести ребёнка к пониманию неповторимости культуры своего народа. Формирование у детей нравственных чувств, таких, как патриотизм, осуществляется и через организацию специально разработанных физкультурных сюжетных занятий и подвижных игр. Тем самым, очевидна тесная связь физического воспитания с нравственным.

Для развития патриотических чувств у детей дошкольного возраста используются игры в «военных», сюжетные занятия из серии «Разведчики», «На заставе», «Быть солдатом я хочу», утренняя гимнастика «Рода войск», «Зарядка для пилотов». Данные мероприятия воспитывают уважение к солдатам, вызывают желание подражать им, быть твердыми духом, выносливыми, смелыми, упорными, готовыми всегда прийти на помощь товарищу. Такая форма проведения занятий способствует воспитанию ответственности, стремлению выполнить задание не только быстро, но и правильно, чтобы не подвести товарищей, формируя волевые качества - выносливость, смелость, ловкость, которые необходимы будущим защитникам Родины. Необходимо учитывать интерес детей к армии. Сначала их привлекает красочность военной формы, динамика военных ритуалов. От внешних моментов он ведет детей к пониманию более существенного-патриотизма воинов, их готовности защищать Родину. Это достигается проведением бесед, соревнований, праздников, игр. Дети усваивают, что наша армия стоит на страже мира.

Для обеспечения системы работы по данному направлению в нашем детском саду сформирована следующая развивающая среда: фильмотека с набором кино и видеофильмов; специальные пособия, книги, репродукции картин, альбомов по развитию истории Родины. В системе тематических игр-занятий наряду с решением познавательных задач идет воспитание чувства гордости за освоение космического пространства нашими соотечественниками.

В рамках празднования 75-летия Победы в Великой Отечественной войне разработан и реализуется проект «Эту войну никогда не забудем», цель которого- воспитание патриотизма, чувства гордости за подвиг нашего народа в Великой Отечественной войне. В рамках проекта мы знакомим воспитанников с военными профессиями; с морями и океанами, которые бороздят корабли ВМФ; с произведениями на военную тему; учим песни и стихи военных лет. Воспитателями подготовлены презентации «Военная техника», «Солдаты Победы», оформлены стенды «Герои Победы» и «Военные годы глазами детей». Проводились эстафеты, развивающие ловкость, быстроту, смекалку: «Между рифами», «Мы моряки», «Помоги раненому бойцу», «Доставь секретный пакет в штаб», «Разминируй поле», «Пройди болото» и другие. На конец учебного года запланирована военно-патриотическая игра «Зарница» для детей старшего дошкольного возраста, где команды будут демонстрировать навыки военной подготовки, умение выполнять строевые упражнения, работая в команде.

Из воспитанников 6-7 лет сформирован отряд  «Тайфун». Почему было выбрано такое название? В нашем филиале функционирует бассейн, где дошкольники учатся вести себя на воде, обучаются плаванию. В бассейне проводятся морские эстафеты и праздники, во время которых дети знакомятся с деятельностью военных, связанных с флотом.

В работе с детьми используем такие приемы, как составление семейных альбомов, стенгазет о своих родственниках, их участии в жизни страны, спорта, например: «Спортивные выходные нашей семьи», «Активный отдых семьи летом, зимой». Считаем, что семья — неисчерпаемый источник патриотического воспитания. Ведь чувство любви к Родине вырастает из любви к близким людям, к семье, где ребенок окружен заботой, вниманием, лаской. Постепенно чувство любви, уважения к родным будет расширяться, и переноситься на других людей. Использование данных подходов позволяет формировать подлинно гражданственные и патриотические позиции у дошкольников, что затем ляжет в основу личности взрослого человека — гражданина своей страны.

Таким образом, целенаправленная работа по духовно-нравственному воспитанию средствами физической культуры и спорта обеспечивает формирование патриотических чувств у воспитанников. Важнейшим условием эффективности работы по воспитанию патриотизма у дошкольников является понимание родителями необходимости патриотического воспитания, их помощь педагогам в этой работе.

В итоге напомним, что базой патриотического воспитания является нравственное, эстетическое, трудовое, умственное воспитание маленького человека. В процессе такого разностороннего воспитания зарождается тот фундамент, на котором будет вырастать более сложное образование — чувство любви к своему Отечеству. C:\Users\Дружба\Desktop\IMG_4972.JPGC:\Users\Дружба\Desktop\IMG_0561.JPG


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектная деятельность в решении задач нравственно-патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста.

Проектирование как метод работы в нашем детском саду появился сравнительно недавно. Это новый, емкий, интересный метод работы с детьми, который позволяет взглянуть на предмет исследования с разн...

Интеграция образовательных областей и решения задач нравственно-патриотического воспитания в соответствии с ФГОС ДО

Патриотическое воспитание занимает особую роль в формировании подрастающего поколения. Патриотизмом мы называем преданность и любовь к своему отечеству, к своему народу и готовность к любым жертвам и ...

Консультация для воспитателей «Основные формы работы педагогов с детьми при решении задач нравственно – патриотического воспитания в условиях реализации ФГОС»

Патриотическое воспитание, дошкольников - это не только воспитание любви к родному дому, семье, детскому саду, городу, родной природе, культурному достоянию своего народа, своей нации, толерантного от...

Решение задач нравственно-патриотического воспитания детей через взаимодействие с семьёй.

Нравственно-патриотическое воспитание в детском саду является неотъемлемой частью разностороннего воспитания ребёнка, необходимой предпосылкой возрождения отечественной культуры. Суть патриотического ...

Метод "Ступенчатого эвроритма" как инновационный инструмент решения задач нравственно-патриотического воспитания старших дошкольников

Метод эвроритма основан на системном подходе к любому объекту. Работа по эвроритму дает дошкольникам инструмент познания и преобразования мира. Он основан на системном подходе и включает в себя о...

Вебинар "Марафон педагогических практик 2022–2023 гг.", выступление по теме: "Особенности применения средств ИКТ для решения задач нравственно-патриотического воспитания".

Патриотизм – это преданность и любовь к Родине, к ее природе, культуре, народу. Патриотическое воспитание ребенка – основа формирования будущего гражданина. Задача воспитания патриотизма в...