Вебинар "Марафон педагогических практик 2022–2023 гг.", выступление по теме: "Особенности применения средств ИКТ для решения задач нравственно-патриотического воспитания".
методическая разработка по информатике

Макрушина  Татьяна Васильевна

Патриотизм – это преданность и любовь к Родине, к ее природе, культуре, народу. Патриотическое воспитание ребенка – основа формирования будущего гражданина. Задача воспитания патриотизма в настоящее время очень сложна.  Руководя деятельностью детей, мы, педагоги, формируем такие важные для русского человека черты, как любовь к родному краю, Родине, Российской Армии, истории, уважение к людям других национальностей. Мы знакомим детей с символами государства, историческими личностями, развиваем интерес к русским традициям и промыслам.

Дошкольный возраст – лучший период для начала формирования у ребенка чувства патриотизма.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл patrioticheskoe_vospitanie_vystuplenie_makrushina_t.v.docx28.5 КБ

Предварительный просмотр:

(СЛАЙД 1) Особенности применения средств ИКТ для решения задач нравственно-патриотического воспитания.

 

Добрый день, уважаемые коллеги! Вас приветствует детский сад «Солнышко» р.п. Дергачи Дергачевского района Саратовской области.  Я, Макрушина Татьяна Васильевна, являюсь воспитателем подготовительной к школе группы и рада сегодня поделиться с вами опытом работы и рассказать об особенностях применения средств ИКТ для решения задач нравственно-патриотического воспитания в своей группе.

(слайд 2) Патриотизм – это преданность и любовь к Родине, к ее природе, культуре, народу. Патриотическое воспитание ребенка – основа формирования будущего гражданина. Задача воспитания патриотизма в настоящее время очень сложна.  Руководя деятельностью детей, мы, педагоги, формируем такие важные для русского человека черты, как любовь к родному краю, Родине, Российской Армии, истории, уважение к людям других национальностей. Мы знакомим детей с символами государства, историческими личностями, развиваем интерес к русским традициям и промыслам.

Дошкольный возраст – лучший период для начала формирования у ребенка чувства патриотизма.

Чтобы достигнуть определенного результата в нравственно – патриотическом воспитании дошкольников, в своей работе мы используем новейшие методики и технологии для решения этой важной задачи.

(слайд 3) Причем такие технологии, которые не казались бы ребенку скучными, чрезмерно назидательными, а естественно и гармонично наполняли его мировоззрение содержанием.

Говоря об инновационных технологиях в нравственно-патриотическом воспитании, прежде всего, хотим рассказать о тех, которые используем в своей работе чаще всего: это квест-игры,  проектные технологии, музейная педагогика, патриотические  акции и др.

Для повышения эффективности совместной организованной деятельности с детьми по воспитанию патриотизма мы не редко активно используем  средства ИКТ. Следует отметить, что информационно-коммуникационные технологии не заменяют традиционные формы и средства приобщения детей к истории и культуре родного края, а успешно их дополняют и восполняют.

(слайд 4-5) Традиционным в нашей работе стало участие в практикуме инновационных площадок. Являясь всероссийской инновационной площадкой группы компании «Новый Диск» в прошлом учебном году наш детский сад принимал участие в практикуме по теме «Использование материалов курса «Стань школьником с Робобориком!» при решении задач нравственно-патриотического воспитания».

(слайд 6) В рамках данного практикума  и реализации плана мероприятий, посвященных «Году культурного наследия народов России» мной было проведено открытое занятие по изобразительной деятельности (рисование) на тему «Народное декоративно-прикладное искусство: городецкая роспись». В ходе занятия был просмотрен  ролик на платформе «Стань школьником с Робобориком!» где, ребята вместе с Робобориком посетили виртуальный  музей декоративно- прикладного искусства, дети рассмотрели изделия из дерева украшенные городецкой росписью (такие как , лошадки- качалки, мебель, посуда и т.д.) В ходе экскурсии узнали, где и как возник промысел, познакомились с элементами городецкой росписи. На мольберте были вывешены иллюстрации  с образцами городецкой росписи, дети рассмотрели росписи на ложках, шкатулках, подносах. В ходе беседы закрепили название элементов росписи. Выполнили одно интерактивное задание, расставляя поочередно картинки- как рисуют городецкую купавку, выполнили гимнастику для глаз после работы с интерактивной доской. Затем, детям было предложено расписать свои индивидуальные дощечки, в ходе творческой работы был поэтапный показ выполнения работы и объяснение элементов городецкой росписи. Итогом занятия стала выставка детских работ. Для закрепления изученного материала, детям на дом было  назначено творческое задание с раздаточным материалом. Предлагаю Вам  просмотреть видеоролик моего занятия.

Видео

(слайд 7) На заседании клуба молодых педагогов Дергачевского района, который проходил на базе детского сада нашей группы нетрадиционно и увлекательно был организован досуг по теме: «Народные праздники», с интеграцией образовательной деятельности. В гости к детям пришла в русском народном костюме Варвара- красавица и предложила более близко познакомиться с русскими народными праздниками, дети посмотрели часть анимационного ролика «Народные праздники»,  при просмотре ролика более подробно узнали, что такое народные праздники и какие они бывают. Выполняли интерактивные задания («Отметь 5 отличий» детям  нужно было помочь девочке Аленке найти 5 отличий на ее одежде; «Последовательность приготовления кулича»; «Собери изображение сервиза с городецкой росписью», «Пословицы и поговорки»), использовали раздаточный материал. В ходе занятия дети беседовали о русских традициях и обычаях православных праздников. В завершении  занятия Варвара- красавица угостила детей и гостей мероприятия вкусным караваем.

Участие в данном Практикуме дало нам возможность совершенствоваться и получить новые знания в составлении и разработке сценариев интегрированной образовательной деятельности (досугов и развлечений) при ознакомлении дошкольников с государственными и народными праздниками в разных видах деятельности. Использование ИКТ вполне оправдывает и приносит большую пользу в развитии всех сфер личности дошкольника, взаимодействии с родителями воспитанников, организации деятельности воспитателя, значительно способствует повышению качества образовательного процесса.

Проведение занятий, досуга, обеспечило нам решение задач нравственно-патриотического воспитания, а так же позволило реализовать одно из направлений плана мероприятий, посвященного Году культурного наследия народов России.

(слайд 8) Возникновению эмоционального отклика, воспитанию патриотических чувств способствуют календарные праздники, такие как: «День Защитников Отечества», «День Победы», «День независимости России», «День Российского Флага», «День народного единства»,  на которых мы также используем возможности платформы «Робоборик». Это позволяет сделать их эмоционально окрашенными, привлекательными, современными.

Ориентиром в патриотическом воспитании детей должна стать опора на историю России, откуда мы берем примеры любви к Родине и готовности встать на ее защиту в  трудное время.

(слайд 9-10-11) В  преддверии праздника «День народного единства» в прошлом учебном году в нашей группе был реализован проект  «День народного единства» (в рамках программы по дополнительному образованию детей), целью которого стало формирование чувства патриотизма у детей старшего дошкольного возраста. Для организации дистанционного обучения по проекту использовались следующие платформы и социальные сети: WatsАpр (родительский чат), страничка детского сада в сети Вконтакте, цифровой ресурс «Стань школьником с Робобориком!», «Студия знаний Робоборика».

(слайд 12-13) Ежедневно родители с ребятами активно участвовали в проекте и выполняли все поставленные задачи. Итогом работы над проектом был создан видеоролик «Россия – страна единства и согласия» на основе фотографий, которые родители ежедневно присылали в группу. В завершении проекта  мы подвели итог, что без любви к Родине и уважения к её истории и культуре невозможно воспитать гражданина и патриота, сформировать у детей чувство собственного достоинства, положительные качества личности. Дети должны понять, что они являются частью народа огромной и богатой страны, что они – граждане России, маленькие россияне.

(слайд 14) А в этом учебном году, совсем недавно, в канун Дня народного единства в нашей группе была проведена квест - игра "В единстве народа - великая сила", с целью  воспитания у дошкольников чувств патриотизма, развитию уважения к отечественной истории, культуре, традициям, а также развитию навыков и умений работы в команде. Ребята разделились на команды и с помощью маршрутных карт проходили станции. На одной из таких станций, которая называлась «К другу Робоборику»  дети выполняли интерактивные задания из курса «Стань школьником с Робобориком!» - находили государственные символы России, раскрашивали государственный флаг РФ.  Справившись верно со всеми  заданиями  дети  получили высокий балл.      

(слайд 15) Еще одной особенностью применения средств ИКТ являются- онлайн олимпиады – это интересная и увлекательная форма занятий, при которой любой ребенок может проявить свои способности, имея компьютер (планшет, телефон) и доступ к Интернету. Воспитанники нашей группы ежегодно участвуют в онлайн- олимпиадах на платформе «Робоборик». Совсем недавно прошла олимпиада по теме: «Моя страна - Россия!», направленная на выявление знаний детей  об истории России,  ее героическом прошлом, о многообразии  ее территорий, о государственных символах и народных промыслах. В ходе проведения олимпиады, в гости к ребятам пришел их лучший друг - Робоборик, чтобы поддержать их, при выполнении заданий, направленных на воспитание любви к Родине.

(слайд 16) Используя все перечисленные  средства ИКТ при решении задач нравственно-патриотического воспитания я могу сделать вывод, что  дети стали более активны, за счет высокой динамики, эффективней проходит усвоение материала, тренируется внимание и память, активно пополняется словарный запас.

 Таким образом, результаты работы показывают, что использование инновационных технологий в нравственно-патриотическом воспитании дошкольников создает необходимые условия для того, чтобы каждый ребёнок вырос талантливым, умным, добрым, был достойным гражданином своей страны.

(слайд 17) Спасибо за внимание!!!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектная деятельность в решении задач нравственно-патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста.

Проектирование как метод работы в нашем детском саду появился сравнительно недавно. Это новый, емкий, интересный метод работы с детьми, который позволяет взглянуть на предмет исследования с разн...

Интеграция образовательных областей и решения задач нравственно-патриотического воспитания в соответствии с ФГОС ДО

Патриотическое воспитание занимает особую роль в формировании подрастающего поколения. Патриотизмом мы называем преданность и любовь к своему отечеству, к своему народу и готовность к любым жертвам и ...

Консультация для воспитателей «Основные формы работы педагогов с детьми при решении задач нравственно – патриотического воспитания в условиях реализации ФГОС»

Патриотическое воспитание, дошкольников - это не только воспитание любви к родному дому, семье, детскому саду, городу, родной природе, культурному достоянию своего народа, своей нации, толерантного от...

Решение задач нравственно-патриотического воспитания детей через взаимодействие с семьёй.

Нравственно-патриотическое воспитание в детском саду является неотъемлемой частью разностороннего воспитания ребёнка, необходимой предпосылкой возрождения отечественной культуры. Суть патриотического ...

Метод "Ступенчатого эвроритма" как инновационный инструмент решения задач нравственно-патриотического воспитания старших дошкольников

Метод эвроритма основан на системном подходе к любому объекту. Работа по эвроритму дает дошкольникам инструмент познания и преобразования мира. Он основан на системном подходе и включает в себя о...

Доклад "Физическая культура и спорт, как одно из эффективных средств решения задач нравственно-патриотического воспитания подрастающего поколения"

Физическая культура и спорт, как одно из эффективных средств решения задач нравственно-патриотического воспитания подрастающего поколения...

Выступление на Педсовете "Формы работы педагогов с детьми дошкольного возраста при решении задач нравственно-патриотического воспитания в условиях реализации ФГОС ДО"

Задачи патриотического воспитания по ФГОС ДО:- формирование нравственно-духовных особенностей личности;- формирование чувства гордости за свою нацию;- формирование почтительного отношения к национальн...