Главные вкладки

    Проектная деятельность в решении задач нравственно-патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста.
    проект (старшая, подготовительная группа) по теме

    Емелина Людмила Борисовна

     Проектирование как метод работы в нашем детском саду появился сравнительно недавно. Это новый, емкий, интересный метод работы с детьми, который позволяет взглянуть на предмет исследования с разных сторон. Он направлен на развитие личности ребенка, его познавательных и творческих способностей. При этом метод проектов дает возможность раскрыть себя, проявить творческую инициативу не только ребенку, но и взрослому.

    ФГОС ДО ставит перед нами следующие задачи нравственно-патриотического воспитания дошкольников: формирование первичных представлений о малой родине и Отечестве; представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях её природы.

    Задачи нравственно-патриотического воспитания максимально реализуются в проектном методе, т.к. позволяют ребенку прожить тему в разных видах деятельности, не испытывая сложности перехода от предмета к предмету, усвоить большой объем информации, осмыслить связи между предметами и явлениями.

    В нашем детском саду для детей старшего дошкольного возраста используются следующие проекты, которые успешно решают задачи нравственно-патриотического воспитания.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл proektnaya_deyatelnost.docx21.63 КБ

    Предварительный просмотр:

    Емелина Людмила Борисовна

    Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 30 «Зоренька», Советский район, город Нижний Новгород

    ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В РЕШЕНИИ ЗАДАЧ НРАВСТВЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.

     Проектирование как метод работы в нашем детском саду появился сравнительно недавно. Это новый, емкий, интересный метод работы с детьми, который позволяет взглянуть на предмет исследования с разных сторон. Он направлен на развитие личности ребенка, его познавательных и творческих способностей. При этом метод проектов дает возможность раскрыть себя, проявить творческую инициативу не только ребенку, но и взрослому.

    ФГОС ДО ставит перед нами следующие задачи нравственно-патриотического воспитания дошкольников: формирование первичных представлений о малой родине и Отечестве; представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях её природы.

    Задачи нравственно-патриотического воспитания максимально реализуются в проектном методе, т.к. позволяют ребенку прожить тему в разных видах деятельности, не испытывая сложности перехода от предмета к предмету, усвоить большой объем информации, осмыслить связи между предметами и явлениями.

    В нашем детском саду для детей старшего дошкольного возраста используются следующие проекты, которые успешно решают задачи нравственно-патриотического воспитания:

    Старшая группа

    Темы проектов и ведущие педагогические задачи

    Варианты итоговых мероприятий

    Тема: «Мой родной город»

    Закрепить представление о родном городе. Познакомить с историей возникновения, именем основателя, древними постройками. Познакомить с именами знаменитых земляков, дать представление о сохранении памяти о них в названии улиц и площадей. Формировать чувство сопричастности с земляками.

    Коллективное панно – коллаж с символами города.

    Тема: «Как живут люди в селах и деревнях»

    Закрепить знания о различиях города и села, сельскохозяйственных специальностях. Продолжать формировать обобщенное представление о домашних животных. Уточнить знания о внешнем виде, роли в хозяйстве, заботе о них человека. Уточнить представления о внешних и вкусовых качествах овощей и фруктов, способах использования их в пищу.

     

    Презентация фотовыставки с рассказами детей об отдыхе в деревне.

    Тема: «Москва столица России»

    Познакомить с Красной площадью. Дать некоторые знания об истории Кремля, названия отдельных башен. Закреплять основы патриотических чувств. Расширять представления о родной стране.

    Коллаж «Столица моей Родины»

    Тема: «Моя семья»

    Закреплять представление о том, что такое семья, о некоторых родственных отношениях. Дать представление о родословной. Воспитывать заботливое и внимательное отношение к членам семьи.

    Составление генеалогического древа семьи

    Оформление портфолио «Моя семья»

    Тема: «Имена и фамилии»

    Познакомить детей с назначением их имен, имен их родителей, объяснить понятия: имя, отчество, фамилия. Уточнить знание детьми имен, отчеств и фамилий своих родственников. Объяснить образование фамилий. Закрепить представление о своей гендерной принадлежности.

     

    Создание альбома «Что означают наши имена»

    Тема: «Защита Родины»

    Познакомить с обороной Москвы в годы Великой Отечественной войны. Дать понятие о почетной обязанности защищать свою Родину. Формировать понимание значимости героизма воинов во время войны.

    Детское книгоиздательство «Защитники нашей Родины»

    Тема: «Мы живем в России»

    Закрепить знания о названии страны, её природе. Дать знание о богатстве России. Познакомить с географической картой, расположением на ней России. Воспитывать чувство гордости за свою страну.

    Создание и презентация журнала «Страна, в которой мы живем» с детскими рассказами «Пожелания стране»

    Тема: «День защитника Отечества»

    Закрепить знания о родах войск, о службе в армии. Рассказать о людях, прославивших нашу страну в годы войны, о том, как чтят их память. Воспитывать уважение к людям военных профессий.

    Создание на основе интервью газеты «Защитники Отечества»

    Спортивный праздник для детей и пап «Защитники Отечества»

    Тема: «Знаменитые люди России»

    Уточнить знания о знаменитых россиянах и известных людях родного города. Воспитывать чувство гордости за свой народ.

    Создание альбома «Знаменитые люди России»

    Тема: «Мы живем на Земле»

    Формировать представления о Земле и жизни людей на Земле. Познакомить с многообразием людей на Земле. Познакомить с многообразием растительного мира на Земле, со значением растений в жизни человека. Воспитывать интерес и уважение к людям разных стран и национальностей, их деятельности и культуре. Воспитывать чувства патриотизма и любви к своей Родине.

    Тема: «Россия – Родина моя»

    Обобщить систематизировать знания о России. Закрепить знания названий крупных российских городов, рек, знания о разнообразии природы, растительного и животного мира России. Формировать патриотические чувства, уважительное отношение к российской символике. Воспитывать гордость за свою страну.

    Пополнение журнала «Страна, в которой мы живем»

    Тема: День Победы»

    Закрепить представление о том, как защищали русские люди свою Родину в годы войны, как хранят память о них. Воспитывать уважение к ветеранам ВОВ.

    Создание группового альбома «Имена Победы», составленного из семейных страниц об участниках войны.

    Концерт «День Победы»

    Тема: «Россия богата талантами»

    Обобщить знания о декоративно-прикладном искусстве России. Воспитывать гордость за талант русских мастеров.

    Выставка предметов декоративно-прикладного творчества.

    Подготовительная группа

    Темы проектов и ведущие педагогические задачи

    Варианты итоговых мероприятий

    Тема: «Нужные профессии в городе»

    Закрепить и систематизировать знания о труде людей в промышленности, на транспорте, в строительстве, торговле. Воспитывать уважение к людям труда.

    Презентация альбома «Профессии в городе и на селе»

    Тема: «Нужные профессии на селе»

    Закрепить знание о различиях между городом и селом. Обобщить знания о домашних животных. Дать знания о профессиях людей, работающих в овощеводстве, животноводстве. Уточнить представление о труде хлеборобов. Способствовать пониманию значимости с/х труда. Воспитывать бережное отношение к продуктам с/х труда.

    Тема: «Раньше и теперь»

    Познакомить с историей одежды, мебели, посуды, часов и других предметов. Довести до понимания, что в истории вещей отражена история народа, история страны.

    Создание мини-музея «Раньше и теперь» (с предметами прошлых лет и современными)

    Тема: «День пожилого человека»

    Воспитывать уважение к пожилым людям: как к своим бабушкам и дедушкам, так и ко всем представителям старшего поколения. Познакомить с профессиями  бабушек и дедушек, наградами за профессиональную деятельность и другие достижения, с ролью старшего поколения в семье.

    Социальная акция «Подарки для пожилых людей»

    Вечер досуга «День пожилого человека»

    Тема: «Промышленность и хозяйство родного города»

    Дать представление о промышленности и хозяйстве своего района, города. Уточнить знания о роли родителей в городском хозяйстве.

    Презентация журнала «Промышленность и хозяйство родного города»

    Тема: «Москва»

    Уточнить и систематизировать знания о столице России. Продолжать формировать представление о Москве как о главном городе нашей страны. Познакомить с историей возникновения Московского Кремля, гербом и гимном Москвы. Способствовать формированию гордости за свою Родину.

    Презентация журнала «Город Москва – столица нашей Родины»

    Тема: «Государственная символика»

    Обобщить и закрепить знания о государственных символах России – гербе, флаге, гимне. Дать некоторые сведения о возникновении герба России. Воспитывать уважительное отношение к государственным символам.

    Коллективное панно – коллаж с государственной символикой.

    Тема: «День матери»

    Воспитывать чувство любви и заботливое отношение к маме.

    Вечер досуга «День матери»

    Тема: «История моего города, история моей страны»

    Дать первоначальные представления об истории своей страны и родного города. Продолжать воспитывать гражданские чувства.

    Презентация альбома с фотографиями «Нижний Новгород раньше и теперь»

     

    Тема: «Они прославили Россию»

    Уточнить знания о россиянах, прославивших свою страну. Закрепить представления о знаменитых земляках. Рассказать, как чтят память людей, прославивших свой город и страну. Воспитывать гордость за своих земляков и за свою принадлежность к россиянам.

    Презентация альбома «Они прославили Россию» (с фотографиями выпускников детского сада и родственниками воспитанников).

    Тема: «Земля – наш общий дом»

    Формировать представление об окружающем мире, его многообразии, разных странах и месте России. Познакомить с глобусом – моделью Земли и картой. Формировать чувство гордости за свою страну и свою причастность к россиянам.

    Оформление карты мира с изображениями героев художественных произведений – представителей разных стран, фотографий летнего отдыха из семейного архива.

    Тема: «Разные страны и разные народы»

    Расширять представление о разных странах и их месте на карте Земли. Дать знания о различиях народов России и Земли. Формировать уважительное отношение к людям разных национальностей.

    Тема: «Разнообразие растительного мира России»

    Познакомить с растительностью разных климатических зон России: тундры, тайги, средней полосы, степи, пустыни. Закреплять знание названий растений, произрастающих на территории своей области. Рассказать о красной книге своей местности. Дать представление о лекарственных и ядовитых растениях.

    Создание макетов с разными климатическими зонами.

    Тема: «День рождения Российской армии»

    Расширять знания о родах войск, о службе в армии. Рассказать о людях, прославивших нашу страну в годы войны, о том, как чтят их память. Воспитывать уважение к людям военных профессий.

    Оформление коллекции атрибутов российской армии.

    Спортивный праздник для детей и пап «Защитники Отечества»

    Тема: «Имя и гражданство»

    Объяснить значение понятий: имя, отчество, фамилия; уточнить, когда ими пользуются. Закрепить знания детей о том, что обозначают их имена. Дать представление о том, что все живущие в России являются её гражданами. Право на имя и гражданство закреплено в Конвенции о правах ребенка. Формировать понимание своей принадлежности к гражданам России.

    Создание и презентация альбома «Что означает моё имя»

    Тема: «Декоративно-прикладное искусство России»

    Дать представление об истории возникновения, о производстве и росписи предметов народного промысла. Воспитывать уважение к труду русских мастеров. Закрепить представление о творчестве мастеров декоративно-прикладного искусства. Дать представление об их производстве и росписи.

    Создание мини-музея из предметов декоративно прикладного искусства

    Тема: «Наши защитники»

    Расширять представление о людях героических профессий – военных, полицейских, сотрудниках МЧС, пожарных. Формировать представление о мужчине – защитнике. Расширить и закрепить представления о российской армии, её функции защиты Отечества от врагов.

     

    Создание и презентация журнала «Люди героических профессий»

    Тема: «День Победы»

    Закрепить представление о том, как русские люди защищали свою страну в годы ВОВ, и как народ чтит память павших за свободу своей Родины. Воспитывать уважение к памяти героев, гордость за свою страну.

    Социальная акция «Открытка ветерану»

    Концерт «День Победы»

    Как правило, мы используем краткосрочные проекты со сроком реализации - 1-2 недели, по составу участников   - фронтальные, с использованием групповых и индивидуальных форм работы. Активными участниками проектов являются не только педагоги и дети, но также  родители  и  сотрудники учреждений социума (детская библиотека, отдел образования Нижегородской епархии, музей воинской славы, Детский дом творчества и др.).



    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Методические рекомендации по организации нравственно-патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста

       Большое   значение  в  современных  условиях  приобретает  поиск  и  разработка  инновационных подходов  к  патриотическ...

    Проектная деятельность как условие развития внеситуативно-познавательного общения детей старшего дошкольного возраста со взрослыми

    Общение с взрослым имеет исключительное значение для ребёнка на всех этапах детства. Но особенно важным оно является в первые семь лет жизни, когда закладываются основы личности и деятельности ч...

    Дизайн – как метод проектной деятельности, направленный на развитие художественно - творческих способностей детей старшего дошкольного возраста»

    Проблема развития детского творчества в настоящее время является одной из наиболее актуальных проблем, ведь речь идет о важнейшем условии формирования индивидуального своеобразия личности уже на первы...

    «Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста в процессе художественно-эстетической деятельности»

    В последние годы в системе дошкольного образования произошли определенные перемены: обновляется содержание образования и воспитания детей, появилось множество инновационных программ, и тем очевиднее с...

    Использование ИКТ в реализации задач духовно-нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста

    Использование мультимедийных презентаций, как одного из направлений ИКТ в непосредственном обучении детей, позволяет коллективу МБДОУ решать задачи  духовно–нравственного и социального развития л...