Главные вкладки

    Метод "Ступенчатого эвроритма" как инновационный инструмент решения задач нравственно-патриотического воспитания старших дошкольников
    план-конспект занятия (старшая, подготовительная группа) на тему

    Рюшенкова Ольга Викторовна

    Метод эвроритма основан на системном подходе к любому объекту. Работа по эвроритму дает дошкольникам инструмент познания и преобразования мира. Он основан на системном подходе и включает в себя основные мыслительные приемы ТРИЗ, такие как: системный оператор, морфологический анализ, метод фокальных объектов и др.. Эвроритм как метод оптимален тем, что дает возможность осуществлять прогноз развития систем. Он позволяет детям представить и описать необычную ситуацию, и себя в ней. Метод активизирует речь ребенка, учит его обобщать, конкретизировать и строить умозаключения. Старшие дошкольники знакомятся с устаревшими профессиями всесторонне, реализуя нравственно-патриотический компонент воспитательно-образовательного процесса.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Конспект занятия с использованием мыслительных операций эвроритма в подготовительной к школе группе.

    Тема: «Необычные памятники Санкт-Петербурга (профессии)».

    Цель: формировать умение детей последовательно выполнять мыслительные операции, в соответствии с кодом этажа; развивать системное мышление; уточнить представления детей о профессии водовоза, ее функциях. 

    1 часть. Игра "Да – нет" (загадан памятник водовозу) 

    2 часть. 


    этажа

    Код

    Воспитатель

    Дети

    1

    «Дело»

    Обрадовался водовоз, что вы его угадали. Но он не знал, кто он такой и где оказался. Отправился он по этажам.
    И на каждом этаже с ним происходят необычные истории. 

    Посмотрите, на первом этаже слово "Дело".

    Что это означает? 

    Для чего придумана профессия водовоза? 
    Для чего это необходимо человеку? 

    Главное дело водовоза – перевозить воду. 
    Для того, чтобы у людей была вода. Человек набирает где-то воду и везёт ее людям.

    2

    «Главные части»

    На этом этаже водовоз захотел узнать, какие же у него есть части, и какая из них самая главная. 

    Из чего состоит объект?

    Для чего нужны части?

    Какая главная часть?

    У водовоза есть человек, тележка, бочка и собака. Колеса, палка с ведром. 
    Человек – главный.

    Человек без бочки не водовоз, поэтому бочка с водой – главная часть.

    3

    «Друзья»

    А вот и следующий этаж. Какой он по счету? 
    На этом этаже у водовоза появилось много друзей. Они такие разные, назовите их. 

    А теперь мы будем конструкторами, и поиграем с частями водовоза. В этом поможет нам морфтаблица (по горизонтали - форма, цвет, размер, количество, материал, по вертикали - части водовоза). Расскажите, что изменилось и чем это хорошо или плохо. 

    Третий. 
    Водовозы разные, и каждый выполняет определенное дело. Может быть водонос, можно возить воду газированную, питьевую, для мытья улиц, для животных, квас и т.п.

    Изменили цвет бочки, чтобы ее было видно издалека; можно сделать квадратную бочку, чтобы была устойчивее; уменьшили размер, чтоб было легче; увеличили размер, чтобы больше возить. (работа детей по морфтаблице). 

    4

    «Волшебник»

    Следующий этаж какой по счету? 
    Он называется «Волшебник». На нем наш водовоз так крепко подружился с полицейским, что перенял его свойства. Расскажите о таком водовозе. 

    А теперь вам такое задание: придумайте друга для водовоза, который отдаст ему свои свойства.

    Четвертый.

    Хорошо, что водовоз будет следить за порядком, когда везёт воду.

    Плохо, что бочка будет мешать, если нужно поймать преступника, и люди останутся без воды. 
    Водовоз подружился с магнитофоном: везет воду, а он музыку играет.

    Водовоз подружился с дворником, возит воду и моет улицы.

    5

    "Неудачник"

    А вот и следующий этаж – пятый. 
    На этом этаже наш водовоз, но его услугами никто не пользуется. Когда такое может быть? 

    Если он возит ракетное топливо, а ракет нет.

    Нет воды, которую надо возить. 

    ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

    6

    «SOS»

    Следующий этаж. «SOS» это сигнал беды. Что-то случилось с нашим водовозом. Что в нем самом может помешать им пользоваться? Как время может воздействовать на него? А бывает ли так, что нам водовоз совсем не нужен? 

    Когда водовоз игрушечный. Бочка и тележка сделаны из хрупкого материала и служат только для украшения. Бочка и тележка стали старыми, сгнили. Водовоз умер. 

    7

    «Один»

    А вот и следующий этаж. Что нас здесь ждет? 
    На этом этаже водовоз остался одни – в городе, в стране, в мире. Можно теперь им пользоваться? Как можно уберечь его? Наш единственный водовоз когда-нибудь сломается, как быть?

    Один водовоз в мире. 

    Нельзя пользоваться, он быстро испортится. 
    Можно накрыть пленкой. Деревянные части покрыть краской, лаком. 
    Надо сделать чертеж, чтобы можно было потом изготовить. 

    8

    «Помощник»

    Следующий этаж называется «Помощник». Надо подумать и назвать, какой предмет может выполнять то же дело?

    Водонос, водолёт, фонтан, канавка, водопровод.

    9

    «Дело не нужно»

    Подумайте, когда может быть так, когда дело водовоза не нужно.

    Всюду водопровод.

    Живем на воде.

    Живем на другой планете в невесомости.

    3 часть. Продуктивная деятельность

    Молодцы, хорошо поработали. Узнали и придумали много нового, а теперь вам задание: изобразите такого водовоза, какой бы вам казался интересным и полезным. Он может быть, каким хотите, но должен делать свое дело. 


    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Подписи к слайдам:

    Слайд 1

    Метод Ступенчатого эвроритма как инновационный инструмент решения задач нравственно-патриотического воспитания старших дошкольников ГБДОУ детский сад №44 Калининского района Санкт-Петербурга Воспитатели Жиманова М.Н . , Рюшенкова О.В.

    Слайд 4

    Система и цель ее существования, то есть для чего это создано. « Дело» Что это? Для чего это необходимо человеку? Для чего оно создано ( придумано)? 1

    Слайд 5

    Определение составных элементов с целью нахождения функционально важных частей . « Главные части» Из чего состоит объект? Для чего нужны части? Какая главная часть? 1 2

    Слайд 6

    Разнообразные модификации системы. Основная функция не изменяется, но появляются дополнительные функции . «Друзья» Какие еще бывают объекты? Изменяем части по размеру, форме, цвету . Чем это хорошо или плохо? Форма Цвет Размер Количество Материал Бочка Человек Тележка Вода 1 2 3

    Слайд 7

    Получение нового качества (слияние частей, свойств, материалов из других систем и т.д .). «Волшебник» Что можно добавить к объекту? Как он изменится? Чем это хорошо или плохо? Что будет с объектом, если он подружится с другими предметами . 1 2 3 4

    Слайд 8

    Система есть, а функция не выполняется из-за невостребованности надсистемой . «Неудачник» Когда нельзя пользоваться предметом, даже если он новый и неиспорченный? 1 2 3 4 5

    Слайд 9

    6. Система не выполняет функцию из-за порчи . « SOS » Как время может воздействовать на объект? Что в самом объекте может помешать им пользоваться? 1 2 3 4 5 6

    Слайд 10

    7. Система в единственном числе. Функция не выполняется . «Один» Можно пользоваться объектом, если он один на всем свете? Как правильно сохранить объект, чтобы он не испортился? 1 2 3 4 5 6 7

    Слайд 11

    Система исчезла, а ее функция выполняется объектами надсистемы . «Помощник» Что может выполнять то же дело? 1 2 3 4 5 6 7 8

    Слайд 12

    9. Необходимость в данной функции отпадает, системы – нет. «Дело не нужно» Когда бывает так, что функция объекта не нужна? 1 2 3 4 5 6 7 8 9


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    «Воспитание нравственно – патриотических чувств у старших дошкольников в ходе ознакомления с родным городом».

    Сообщение о воспитании нравственно - патриотических чувств у старших дошкольников....

    Инновационный педагогический проект «Развитие нравственно-патриотических чувств у старших дошкольников через ознакомление с родным краем, городом»

    Материал дает возможность педагогам выделить интересные фрагменты и при желании включиться в работу по их переносу в условия своего коллектива, обновляя образовательную практику. Опыт может быть реали...

    Проектная деятельность в решении задач нравственно-патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста.

    Проектирование как метод работы в нашем детском саду появился сравнительно недавно. Это новый, емкий, интересный метод работы с детьми, который позволяет взглянуть на предмет исследования с разн...

    Педагогический опыт: «Воспитание нравственно – патриотических чувств у старших дошкольников в процессе ознакомления с историей и культурой Краснодарского края»

    В современных условиях, когда в стране происходят глубочайшие перемены в жизни, во время нестабильности в обществе возникает такая проблема как «дефицит нравственности», нетерпимость к людям других на...

    Интеграция образовательных областей и решения задач нравственно-патриотического воспитания в соответствии с ФГОС ДО

    Патриотическое воспитание занимает особую роль в формировании подрастающего поколения. Патриотизмом мы называем преданность и любовь к своему отечеству, к своему народу и готовность к любым жертвам и ...

    Консультация для воспитателей «Основные формы работы педагогов с детьми при решении задач нравственно – патриотического воспитания в условиях реализации ФГОС»

    Патриотическое воспитание, дошкольников - это не только воспитание любви к родному дому, семье, детскому саду, городу, родной природе, культурному достоянию своего народа, своей нации, толерантного от...

    Решение задач нравственно-патриотического воспитания детей через взаимодействие с семьёй.

    Нравственно-патриотическое воспитание в детском саду является неотъемлемой частью разностороннего воспитания ребёнка, необходимой предпосылкой возрождения отечественной культуры. Суть патриотического ...