Главные вкладки

    Инновационный педагогический проект «Развитие нравственно-патриотических чувств у старших дошкольников через ознакомление с родным краем, городом»
    методическая разработка по теме

    Курарару Людмила Анатольевна

    Материал дает возможность педагогам выделить интересные фрагменты и при желании включиться в работу по их переносу в условия своего коллектива, обновляя образовательную практику. Опыт может быть реализован в группах детских садов комбинированного и компенсирующего вида.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл pedagogicheskiy_proekt_kurararu_l.a.docx90.15 КБ

    Предварительный просмотр:

    Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

    детский сад компенсирующего вида № 46 «Кот в сапогах»

    Инновационный педагогический проект

    «Развитие нравственно-патриотических чувств

     у старших дошкольников через ознакомление

    с родным краем, городом».

    Проект подготовила:

    воспитатель

    высшей квалификационной категории

    Курарару Людмила Анатольевна

    г. Нижневартовск 2013

    1. Актуальность педагогического проекта

          В настоящее время актуальность проблемы воспитания определяется самой жизнью, состоянием молодого поколения, перспективами его жизнедеятельности в новых условиях. Можно констатировать глубокий кризис духовности общества в целом, и еще большей степени происходит нарастание бездуховности подрастающего поколения. Оно проявляется в негативном отношении к истории Отечества, его культуре, традициям, в потере смысла жизни и жизненных ценностей.

              Знакомство детей с родным краем: с историко-культурными, национальными, географическими, природными особенностями формирует у них такие черты характера, которые помогут им стать патриотами и гражданами своей Родины. Ведь яркие впечатления о родной природе, об истории родного края, полученные в детстве, нередко остаются в памяти человека на всю жизнь.

             И действительно, как не велика наша страна, человек связывает свое чувство любви к ней с теми местами, где он родился, вырос; с улицей, по которой ходил не раз; с двором, где посадил первое деревце.

    Коренные преобразования, происходящие в России, вызвали необходимость модернизации всей системы образования. В проекте Национальной доктрины образования в Российской Федерации подчеркивается, что «система образования призвана обеспечить воспитание патриотов России, граждан правового демократического, социального государства, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью и проявляющих национальную и религиозную терпимость». Исключительно важное место в этой системе занимает дошкольное образование - самая первая ступень в развитии детей. Поэтому, необходимо с ранних лет формировать первые представления об окружающем мире через ознакомление с традициями «своей» социокультурной среды – местными историко-культурными, национальными, географическими, природными особенностями региона.

    У детей, посещающих наше дошкольное учреждение, наблюдается снижение не только уровня речевого развития, но и познавательной сферы,  недостаточность развития  различных видов восприятия, внимания, памяти. Поэтому у них  возникают трудности в формировании  социальной и культурной компетентности, которая предполагает знание культурных особенностей народа, его исторически сложившихся привычек, традиций, норм поведения и этикета, а так же умения понимать и правильно использовать их в процессе общения. Поэтому работа в данном направлении является актуальной.

    1. Цель и задачи проекта.

    Цель проекта: создание технологии ознакомления старших дошкольников с родным краем, городом, осуществляющей системный и интегрированный подход к развитию нравственно-патриотических чувств у воспитанников.

    Задачи проекта:

    • Изучить и проанализировать научно - методическую литературу по нравственному, патриотическому воспитанию дошкольников, публикационный материал о нашем регионе, о символике страны и региона, о культурологии нашего города, края.  
    • Повысить уровень развития интегративного качества «Имеющий первичные представления о себе, семье, обществе, государстве, мире и природе» через разработку и внедрение технологии ознакомления с родным краем, городом.
    • Повысить уровень компетентности  родителей по вопросам патриотического воспитания старших дошкольников через использование активных форм взаимодействия.
    • Обосновать результаты педагогического опыта  с целью совершенствования апробированной технологии и дальнейшего внедрения в  педагогический процесс.

       Объект: процесс нравственно-патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями.

       Предмет: технология ознакомления старших дошкольников с родным краем, городом.

    1. Теоретико-методологические основы проекта.

     Методологической основой проекта  являются положения отечественных и зарубежных специалистов в области психологии и педагогики.

    Современные исследователи О.И.Ковалева, Л.В. Кокуева и др. в качестве основополагающего, системообразующего фактора интеграции социальных и педагогических условий в патриотическом и гражданском воспитании дошкольников рассматривают национально-региональный компонент, при этом акцент делается на воспитании любви к родному дому, природе, культуре малой Родине.

    Изучение социокультурных основ проблемы потребовало определение методологии, на базе которой создана технология  ознакомления детей с родным краем. Эта методология базируется на конкретных научных подходах.

    1.        Системный подход - рассматривает систему знаний, которая включает в себя две подсистемы, находящиеся в противоречивых отношениях (Н.Н. Поддьяков). С одной стороны, идет непрерывный процесс развития неопределенных знаний в знания определенные, ясные и точные, чему уделяется основное внимание на занятиях. С другой – постоянно идет и противоположный процесс превращения ясных и точных знаний в знания неопределенные, неясные, которые проявляются в форме догадок, предположений и вопросов. Эта неопределенность представляется как своеобразная проблемность, служащая мощным стимулом познавательной активности ребенка в процессе усвоения общественного опыта.

    2.        Диалектический подход – обеспечивает формирование у детей начальных форм диалектического рассмотрения и анализа окружающих явлений в их движении, измерении и развитии в их взаимосвязях и взаимопереходах (Н.Н.Поддьяков, Н.Е.Веракса). У дошкольников развивается общее понимание того, что любой предмет, любое явление имеет свое прошлое, настоящее и будущее. Это особенно важно, когда даются знания исторического характера, отражающие взаимосвязь культур в разные исторические эпохи.

    3.        Культурологический подход – подчеркивается ценность пути развития своего родного края. Это нашло отражение как в создании предметно-развивающей среды, так и в содержании работы с детьми (Л.С.Выготский, В.И.Логинова)

    При определении содержания образования учитываются возрастные психолого-педагогические и индивидуальные возможности каждого ребёнка. Образовательная деятельность, реализуемая в рамках проекта, построена с соблюдением следующих принципов:

    Принцип наглядности предполагает  использование предметов, иллюстративного и интерактивного материала, макетов, схем, моделей, которые помогают создавать представления об отдельных предметах и явлениях.

    Принцип доступности и посильности  реализуется в делении учебного материала на этапы и в подаче его небольшими дозами, соответственно возрастным особенностям и развитию речи детей.

    Принцип индивидуальности предполагает такую организацию педагогического процесса, при которой выбор способов, приемов, темпа обучения учитывает индивидуальные особенности воспитанников, уровень развития их способностей к обучению.

    Систематичность и последовательность  подразумевает концентрическое усвоение материала. Систематичность проявляется в организации и последовательной подаче «от простого к сложному» и обеспечивает доступность и посильность обучения.

    4. Практическая значимость проекта: заключается в разработке  и внедрении педагогической технологии, предполагающей системный и интегрированный подход к нравственно-патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста. При разработке технологии за основу взяты методы, предложенные С.А.Козловой, а также методы обучения и развития творчества Н.Н.Поддъякова:

    - методы, повышающие познавательную активность (сравнение, моделирование, экспериментирование, опыты);

    - методы, стимулирующие эмоциональную активность (сюрпризные моменты, элементы новизны, юмор и шутка);

    - методы, способствующие установлению связи между различными видами деятельности;

    - методы обучения и развития творчества.

    В соответствии с этими методами разработан алгоритм технологии, который включает вступительную часть, информационную часть, проблемную часть, стимулирование детских вопросов, символизацию. Данная технология   ориентирована на повышение уровня развития интегративного качества воспитанников «Имеющий первичные представления о себе, семье, обществе, государстве, мире и природе»

    5. Основное содержание проекта.

    Работа по реализации проекта проходила в 3 этапа.

    1 этап – Планово-прогностический:

    • выделение проблемного поля,
    • актуализация проблемы,
    • подбор, изучение, анализ научно-методической литературы
    • прогнозирование положительных результатов,
    • расчет ресурсного обеспечения.

     II этап – организационно-исполнительский:

    • обследование детей,
    • анкетирование родителей,
    • изучение и анализ полученных стартовых результатов,
    • разработка и внедрение технологии по развитию нравственно-патриотических чувств у старших дошкольников.

    III этап – описательно-итоговый:

    • мониторинг уровня развития интегративного качества воспитанников «Имеющий первичные представления о себе, семье, обществе, государстве, мире и природе»;
    • анализ результативности,
    • оформление и описание результатов.

    Результаты диагностики интегративных качеств дошкольников

    «Имеющий первичные представления о себе, семье, обществе, государстве, мире и природе» (методика Н.Е. Вераксы)

    Анализ результатов показал эффективность использования данной технологии, что отразилось на развитии уровня интегративного качества воспитанников «Имеющий первичные представления о себе, семье, обществе, государстве, мире и природе» (методика Н.Е. Вераксы)

    Уровень компетентности родителей в вопросах патриотического воспитания старших дошкольников

    У родителей повысился уровень компетентности в вопросах патриотического воспитания до 95%.

    6.Ресурсное обеспечение проекта

    Программно-методическое обеспечение

    - Программа воспитания и обучения в детском саду под редакцией М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой, 2005г;

    - Рабочая учебная программа по реализации основной общеобразовательной «Программы воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой;

    - Г.Н.Данилина, Дошкольнику – об истории и культуре России: Пособие для реализации государственной программы Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001-2005 годы. – М.: АРКТИ, 2004;

    - О.В. Дыбина Предметный мир как средство формирования творчества  детей;

    - Занятия по патриотическому воспитанию в ДОУ / Под ред. Л.А. Кондрыкинской. – М.: ТЦ Сфера, 2010,

     - Н.Г.Зеленова, Л.Е.Осипова «Мы живем в России», Москва 2010.

    - Н.Г. Комратова, Л.Ф. Грибова «Мир, в котором я живу», ТЦ Сфера, 2007;

    - Ковалева, Г.А. Воспитывая маленького гражданина. – М.: АРКТИ, 2005.

    - Комратова Н. Г., Грибова Л. Ф. Патриотическое воспитание детей 4-6 лет. – М.: ТЦ Сфера, 2007.

    - Маханева М. Д. Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста. – Москва, 2005;

    - Сапрыкина А. Р. Формирование у старших дошкольников знаний о родном крае на основе ознакомления с жизнью и бытом коренных народов западной Сибири./ Урал. Гос. Пед. Ун-т, Сост. А. Р. Сапрыкина. – Екатеринбург, 2003;

    Нормативно-правовые ресурсы:

    Международный уровень:

    • Конвенция о правах ребенка

    Федеральный уровень:

    • Закон РФ  «Об основных гарантиях прав ребенка»;
    • Закон РФ «Об образовании»;
    • Национальная доктрина образования в Российской Федерации;
    • Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011 - 2015 годы» ;
    •  Федеральные конституционные законы «О Государственном флаге Российской Федерации» , «О Государственном гербе Российской Федерации» , «О Государственном гимне Российской Федерации» ;
    • Федеральный закон «Об утверждении Федеральной программы развития образования»

    Региональный  уровень:

    • Стратегия развития образования Ханты-Мансийского автономного округа – Югры до 2020 года;
    • Постановление Правительства ХМАО - Югры «О создании Координационного совета по патриотическому воспитанию граждан при Правительстве Ханты-Мансийского автономного округа – Югры»

    Муниципальный  уровень:

    • Распоряжение  администрации города Нижневартовска «Об утверждении Плана комплексных мероприятий по воспитанию гражданственности и патриотизма у молодежи города Нижневартовска на 2012-2014 годы»

    Материально-техническое обеспечение:

    - групповая комната разделена на функциональные зоны: игровая, речевая, сенсорная, физкультурная, релаксационная, предметно-развивающая.

    - наличие необходимых информационно – технических средств, пособий, игрушек, инвентаря;

    - группа формируется в соответствии с нормативом.

    Кадровое обеспечение характеризуется:

    - уровень собственной квалификации для реализации заявленного проекта считаю достаточным: высшая квалификационная категория, высшее образование, Нижневартовский педагогический институт, 1996г, специализация: Дошкольная педагогика и психология; повышение квалификации: курсы «Организация работы  воспитателя с детьми с недостатками речевого и интеллектуального развития», г. Нижневартовск, 2011 год, удостоверение № 0216.

    7. Партнеры проекта

    Партнерами в  реализации педагогического проекта являются родители, педагоги дошкольного образовательного учреждения,  воспитатель высшей квалификационной категории, общественность города: музеи, выставочные залы, библиотеки и т. д.

    8.Целевая аудитория

              Воспитанники детского сада компенсирующего вида № 46 «Кот в сапогах», группы компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи 6-го и 7-го года жизни. Количественный состав - 14 человек.

    - общественность города.

    9. Ожидаемые результаты и социальный эффект

    - Повысится уровень развития интегративного качества «Имеющий первичные представления о себе, семье, обществе, государстве, мире и природе» у 68% воспитанников.

    - Повысится уровень компетентности по вопросам патриотического воспитания старших дошкольников у 95% родителей.

    1. У дошкольников появится устойчивый  интерес к истории родного края,  города, к людям, которые их окружают и их профессиям;

    2.Будет разработан перспективный план работы с детьми и родителями;

    3.Будет разработана серия конспектов занятий, бесед;

    4.Будет создана картотека дидактических и подвижных игр;

    5.Будет разработана и апробирована рабочая тетрадь

    «Мы - дети Югры»;

    6.Будет создана серия мультимедийных дидактических игр по ознакомлению с родным городом, краем;

    7.Родители станут активными участниками образовательного процесса.

    10. Перспективы дальнейшего развития проекта.

    Педагогическая технология может быть применена, воспроизведена и творчески дополнена любым педагогом в его практической деятельности в том случае, если этот опыт представляет для него профессиональный интерес.

          Материал дает возможность педагогам выделить интересные фрагменты и при желании включиться в работу по их переносу в условия своего коллектива, обновляя образовательную практику.

    Опыт может быть реализован в группах детских садов комбинированного и компенсирующего вида.

    В дальнейшей своей работе планирую продолжить использование технологии ознакомления с родным краем, городом; полученный в ходе реализации проекта теоретический и практический материал опубликовать и распространять среди педагогической общественности города.

    11. Литература

    1. Баранникова О. Н. Уроки гражданственности и патриотизма в детском саду. – М.: АРКТИ, 2007.
    2. Зеленова Н. Г., Осипова Л. Е. Мы живем в России. Гражданско-патриотическое воспитание дошкольников. – М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2007.
    3. Комратова Н. Г., Грибова Л. Ф. Патриотическое воспитание детей 4-6 лет. – М.: ТЦ Сфера, 2007.
    4. Короткова Л. Д. Духовно-нравственное воспитание средствами авторских сказок. Методическое пособие. – М.: ЦГЛ, 2006.
    5. Конькова А. М. Сказки бабушки Аннэ. – Весна: Ин. Тел. Друг, 1993.
    6. Маханева М. Д. Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста. – Москва, 2005.
    7. Моя страна. Возрождение национальной культуры и воспитание нравственно-патриотических чувств.// Авт. – сост. Натарова В. И. и др. – Воронеж: ТЦ «Учитель», 2005.
    8. Патриотическое воспитание: система работы, планирование, конспекты уроков, разработки занятий/ авт. – сост. И. А. Пашкович. – Волгоград: Учитель, 2006.
    9. Подрезова Т. И. Планирование и конспекты занятий по развитию речи детей в ДОУ. Патриотическое воспитание. – М.: Айрис-пресс, 2007.
    10. Сапрыкина А. Р. Формирование у старших дошкольников знаний о родном крае на основе ознакомления с жизнью и бытом коренных народов западной Сибири./ Урал. Гос. Пед. Ун-т, Сост. А. Р. Сапрыкина. – Екатеринбург, 2003.
    11. С чего начинается Родина?/ Под ред. Л. А. Кондрыкинской. – М.: ТЦ Сфера, 2005.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    нравственно-патриотическое воспитание дошкольников через ознакомление с родным краем, с родным селом

    В настоящее время актуальной стали проблема гражданского и патриотического воспитания подрастающего поколения.Дошкольный возраст - важнейший период становления личности, когда закладываются предпосылк...

    Проект «Развитие патриотических чувств у старших дошкольников через ознакомление с родным краем» для детей старшей группы.

    Участники проекта – воспитатели, дети старшей группы и их родители.Тип проекта – педагогическийМасштаб – долгосрочный  (сентябрь 2015г. – май 2016г.)Актуальность:У каждого из нас на свете есть ме...

    Статья "Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников через ознакомление с родным краем» (из опыта работы воспитателя МБОУ ЦО№4)

    Воспитатель МБОУ ЦО№4,  Харитонова И.К., поделилась опытом работы с детьми в данном направлении и отмечает следующее, что «уже на протяжении четырёх лет изучаю проблему нравственно – патриотическ...

    Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников через ознакомление с родным краем

    В новейшей истории нашей страны произошло много сложных, противоречивых событий в общественной жизни, политике, системе государственного и местного управления. В обществе искажены представления о добр...

    Нравственно-патриотическое воспитание старших дошкольников через ознакомление с родным городом.

    В данной работе я поделилась своим опытом по нравственно-патриотическому воспитанию...

    ВОСПИТАНИЕ НРАВСТВЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКИХ ЧУВСТВ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ ОЗНАКОМЛЕНИЕ С РОДНЫМ КРАЕМ.

    В статье сообщается о воспитании нравственно-патриотических чувств у детей старшего дошкольного возрста через ознакомление их с родным краем. Представлены цели и задачи работы, условия  и этапы р...