Главные вкладки

    ВОСПИТАНИЕ НРАВСТВЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКИХ ЧУВСТВ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ ОЗНАКОМЛЕНИЕ С РОДНЫМ КРАЕМ.
    статья (старшая, подготовительная группа)

    В статье сообщается о воспитании нравственно-патриотических чувств у детей старшего дошкольного возрста через ознакомление их с родным краем. Представлены цели и задачи работы, условия  и этапы работы с детьми и родителями. Статья будет интересна работникам дошкольных организаций.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon statya.doc50 КБ

    Предварительный просмотр:

    ВОСПИТАНИЕ НРАВСТВЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКИХ ЧУВСТВ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ ОЗНАКОМЛЕНИЕ С РОДНЫМ КРАЕМ.

    Н.В. Романова, Т.В. Кузьмина,

    МДОУ д/с № 123, г. Иркутск

           В настоящее время наблюдается приоритет материальных интересов и прагматических ценностей над духовными и нравственными. Резко снижается воспитательное воздействие семьи и российской национальной культуры в сфере воспитания. В общественном сознании получили широкое распространение равнодушие, индивидуализм, цинизм, немотивированная агрессивность, пренебрежительное отношение к гражданскому долгу и служению Родине. Поэтому мы говорим о необходимости нравственно-патриотического воспитания – как одной из актуальных проблем современности.

           Социальный заказ государства на воспитание человека – современного, образованного, нравственного, предприимчивого, готового самостоятельно принимать решение в ситуации выбора, способного к сотрудничеству, обладающего чувством ответственности за судьбу страны – нашел свое отражение в важнейших документах – Федеральной программе развития образования. Концепции модернизации российского образования, государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001 – 2005 годы».

           Наиболее благоприятный период для патриотического воспитания - дошкольный. Именно в этот период развития ребенка происходит становление его личности, закладываются базовые системы ценностей.

           Основоположник русской педагогики К.Д. Ушинский отмечал, что для каждого конкретного возраста нужно условно «очертить» тот мир, который для него особенно важен в плане становления базисных основ личности.

           Общеизвестно, что на каждом возрастном этапе развития дошкольника есть свой круг образов, эмоций, представлений, привычек, которые усваиваются им и становятся близкими и незаменимыми.

           Патриотические чувства закладываются в процессе жизни и бытия человека, находящегося в рамках конкретной социокультурной среды.

           Люди с момента рождения инстинктивно, естественно и незаметно привыкают к окружающей их среде, природе и культуре своей страны, к быту своего народа. Поэтому базой формирования патриотизма являются глубинные чувства любви и привязанности к своей культуре и своему народу, к своей земле, воспринимаемой в качестве родной, естественной и привычной среды обитания человека.

           Г.Н. Волков указывает, что «воспитание, созданное самим народом и основанное на народных началах, имеет ту силу, которой нет в самых лучших системах, основанных на абстрактных идеях или заимствованных у другого народа», а системность и целенаправленность в работе являются основными условиями эффективности воспитательного процесса.

           Нравственно-патриотическое воспитание ребенка – сложный педагогический процесс. В основе его лежат развитие нравственных чувств.

           Чувство патриотизма многогранно по своему содержанию. Это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение своей неразрывности с окружающим миром, и желание сохранить и приумножить богатства своей страны.

           Современные исследователи (М.Д. Князева, О.Л. Маханева, Л.А. Мишарина, Г.И. Батурина, Т.Ф. Кузина, Л.А. Кондрыкинская и др.) в качестве основополагающего фактора интеграции социальных и педагогических усилий по патриотизму и гражданскому воспитанию дошкольников рассматривают национально-региональный компонент. При этом акцент делается на воспитании любви к родному городу, к природе и культуре малой Родины. Без знания своих корней, традиций своего народа, нельзя воспитать полноценного человека, любящего своих родителей, свой дом, свою страну, с уважением относящегося к другим народам. Становление человека как гражданина начинается с его малой Родины – родного города, края.

           Для нас – это Иркутск и наш сибирский край с его уникальной природой. Чтобы эти понятия для дошкольников не оставались неясными, расплывчатыми и абстрактными, наша цель – вызвать в детской душе особые чувства к малой Родине: умение открывать для себя свой родной край, родной город; ценить, любить, преумножать, сохранять, оберегая его с детства. А для этого нужно пробудить у детей исследовательский интерес, любознательность, зажечь огонёк любви к родному краю, вызвать желание познать его через чувство удивления, восхищения сибирской природы. Важно приобщать детей к нравственно-этическим ценностям Прибайкалья и воспитанию диалога поколений. Это большой шаг вперёд в воспитании юных сибиряков.

           Основными задачами по ознакомлению и формированию культуры восприятия родного края являются:

    1. Воспитание у детей любви к Родине, родному краю через ознакомление с его историей, через формирование их представлений о природе, богатстве Прибайкалья, достопримечательностях.
    2. Приобщение дошкольников к культуре, традициям, занятиям народов Сибири. Воспитание лучших человеческих качеств: трудолюбие, доброты, совести, взаимовыручки, сочувствия, гостеприимства.
    3. Развитие творческих и интеллектуальных способностей детей, их речевой культуры.
    4. Культивация эмоционального, поэтического отношения к природе, свойственной нашим предкам.

           Для реализации этих задач была разработана и внедрена в педагогический процесс ДОУ система работы с дошкольниками, предполагающая на первом этапе выявление уровня представлений детей о родном крае, его истории и культуре.

           Вторым этапом работы являлось создание благоприятных психолого-педагогических условий и подбор методов и приёмов, способствующих решению поставленных задач.

           Третий этап включал в себя организацию работы на занятиях и в повседневной деятельности.

            Помочь дошкольникам шире познакомиться с родным краем, понять его историю, культуру и их взаимосвязь с предметами окружающей действительности и жизни общества, принять участие в созидательной деятельности – в этом заключается главный смысл данной работы.

           Большое внимание мы уделяем созданию благоприятной образовательной воспитательной среды. В группах нашего дошкольного учреждения создаются условия по патриотическому воспитанию. Есть мини-музеи, посвященные большой родине: «Наша Родина – Россия!», «Москва – столица нашей Родины»; по краеведению малой родины: « Иркутск – любимый город», «Байкал – жемчужина Сибири». Также для глубокого проникновения детей в мир русской культуры и национального быта созданы мини-музеи: «Русская изба», «Русский сувенир», «Кукла-берегиня», где воспитанников не просто знакомим с экспонатами народных умельцев, но и прививаем любовь к народным промыслам, гордость за талант нашего народа. Через предметы культурного наследия у дошкольников проявляется интерес к изучению исторического прошлого, развивается мышление при рассматривании и практическом их освоении. Материалы и экспонаты периодически пополняются с участием детей и родителей. Подобраны аудио- и видеотека для ознакомления дошкольников с родным краем; оформлены фотоальбомы «Архитектурный древний город», «Путешествуем по Байкалу», «Быт и обычаи русской деревни»; сделаны макеты природы Байкала, города «Сказки старого Иркутска»; приобретены и изготовлены игры и пособия в интересной и доступной для детей форме на основе исторического и краеведческого материала.

           Также в нашем дошкольном учреждении оформлены стены не только информационными стендами о Москве, Иркутске и природе Прибайкалья, но и галереями живописи, сделанными руками взрослых и детей –  это «Былинно-сказочные герои» и «Край родной навек любимый». Организуются выставки детских рисунков и творческих работ «Городу Иркутску посвящается», «Сибирь – территория творчества!». Проводятся праздники, посвященные дню Байкала, «Конкурс юных чтецов».

           Основной формой нравственно-патриотического воспитания при ознакомлении детей с родным краем в детском саду являются тематические занятия, на которых мы используем различные методы и приемы, способствующие развитию познавательной активности. Прежде всего, это методы экспериментирования, проблемно-поисковые, метод сравнения, моделирование.

           Наиболее интересные и результативные формы работы – прогулки, экскурсии, наблюдения, объяснения, побуждающие детей к различной деятельности (игровой, словесной, продуктивной и др.)

           Прекрасные возможности в воспитании патриотизма предоставляет художественная литература сибирских поэтов и писателей (М. Сергеева, В. Стародумова, М. Захарова, С. Волковой, В. Распутина, М. Трофимова и др.)

           Весомый вклад в развитии и воспитании детей вносят их родители. Раскрывая перед ними вопросы нравственного воспитания, необходимо убедить родителей в необходимости с ранних лет воспитывать у детей заинтересованность событиями, происходящими в окружающей жизни, приобщать их к отечественной культуре, истории. Для изучения истории родного края используем разнообразные формы работы с ними. Размещаем информационный материал в родительских уголках, периодически обновляя ряд консультаций «Познакомьтесь сами, расскажите детям» («О чем шумит вековая тайга?», «Традиции народов Прибайкалья» и др.); проводим семинары-практикумы («В какие игры играли наши бабушки и дедушки» и др.); вечера вопросов и ответов; круглые столы по вопросам патриотического воспитания дошкольников; привлекаем к участию в различных мероприятиях (экскурсии, праздники и др.).

           Любой край, область, даже небольшая деревня – неповторимы. Очень важно показать детям его красоту, научить видеть и ценить прекрасное, рассказывать о природе края, его традициях, быте. Надо познакомить детей с достопримечательностями, памятниками, лучшими людьми своего края.

           Проводя работу по воспитанию любви к своему краю, стараемся тщательно продумывать содержание каждого занятия или экскурсии, целесообразность использование методов и приемов, а также возрастные особенности детей.

           Обращение к отечественному наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь. Поэтому детям необходимо знать и изучать культуру своих предков. Это поможет в дальнейшем с уважением и интересом относиться к культурным традициям других народов.

           Литература

    1. Батурина Г.И., Кузина Т.Ф. Народная педагогика в современном учебно-воспитательном процессе.- М.: «Школьная пресса», 2003.
    2. Князева М.Д., Маханева О.Л. Приобщение детей к истокам русской народной культуры./ СПб., 1994.
    3. Кондрыкинская Л.А. Счего начинается Родина? ООО «ТЦ Сфера» 2003.
    4. Мишарина Л.А., Горбунова В.А. Ознакомление детей дошкольного возраста с срастительным и животным миром Прибайкалья: учебное пособие. – Иркутск: Изд-во Иркут. Гос. Пед. ун-та, 2007.
    5. Мой родной дом. Программа нравственно-патриотического воспитания дошкольников. – М. 2005.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Инновационный педагогический проект «Развитие нравственно-патриотических чувств у старших дошкольников через ознакомление с родным краем, городом»

    Материал дает возможность педагогам выделить интересные фрагменты и при желании включиться в работу по их переносу в условия своего коллектива, обновляя образовательную практику. Опыт может быть реали...

    нравственно-патриотическое воспитание дошкольников через ознакомление с родным краем, с родным селом

    В настоящее время актуальной стали проблема гражданского и патриотического воспитания подрастающего поколения.Дошкольный возраст - важнейший период становления личности, когда закладываются предпосылк...

    Проект «Развитие патриотических чувств у старших дошкольников через ознакомление с родным краем» для детей старшей группы.

    Участники проекта – воспитатели, дети старшей группы и их родители.Тип проекта – педагогическийМасштаб – долгосрочный  (сентябрь 2015г. – май 2016г.)Актуальность:У каждого из нас на свете есть ме...

    Статья "Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников через ознакомление с родным краем» (из опыта работы воспитателя МБОУ ЦО№4)

    Воспитатель МБОУ ЦО№4,  Харитонова И.К., поделилась опытом работы с детьми в данном направлении и отмечает следующее, что «уже на протяжении четырёх лет изучаю проблему нравственно – патриотическ...

    Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников через ознакомление с родным краем

    В новейшей истории нашей страны произошло много сложных, противоречивых событий в общественной жизни, политике, системе государственного и местного управления. В обществе искажены представления о добр...

    План самообразования по "Нравственно - патриотическому воспитанию старших дошкольников при ознакомлению с родным краем"

    Тема самообразования   «Нравственно-патриотическое воспитание старших дошкольников при ознакомлении с родным краем»...

    Статья «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников через ознакомление с родным краем».

    Статья «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников через ознакомление с родным краем»....