Нравственно-патриотическое воспитание детей 3-4 лет через ознакомление с родным краем
статья (младшая группа)

Фофанова Любовь Владимировна

Нравственно-патриотическое воспитание детей – одна из основных задач дошкольного образовательного учреждения, важным условием которой является тесная взаимосвязь с родителями, семьей, как ячейкой общества и хранительницей национальных традиций.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nravstvenno-patriotichsekoe_vospitanie_3-4_let_2.docx114.37 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 2

  Нравственно-патриотическое воспитание детей

   3-4 лет через ознакомление с родным краем

Нравственно-патриотическое  воспитание  детей одно  из  основных  задач дошкольного  образовательного  учреждения, важным  условием которого  является  тесная взаимосвязь  с  семьёй.

Для детей 3-4 лет в детском саду и дома необходимо обеспечивать условия для нравственного воспитания детей. Поощрять попытки пожалеть сверстника, обнять его, помочь. Приучать детей общаться спокойно, без крика. Формировать доброжелательное отношение друг к другу, умение делиться с товарищем, опыт правильной оценки хороших и плохих поступков. Учить жить дружно, вместе пользоваться игрушками, книгами, помогать друг другу. Приучать детей к вежливости (учить здороваться, прощаться, благодарить).  Закреплять навыки организованного поведения в детском саду,  дома, на улице. Формировать элементарные представления о том, что хорошо и что плохо.   

В трехлетнем возрасте у малышей пробуждается интерес к другим детям. Помогите малышам познакомиться, поощрите желание  поделиться атрибутами для игры, соорудите вместе с детьми несложную постройку, порадуйтесь коллективным успехам.

Доброжелательное отношение трехлетнего ребенка к сверстникам - важное нравственное умение, которое родители должны лелеять и развивать, потому что умение, сотрудничать с другими обеспечивает малышу эмоциональный комфорт, отвечает его потребности. Общение со сверстниками обогащает опыт контактов ребенка с близкими взрослыми, вносит в них новую, живую струю и, кроме того, облегчает ему общение с посторонними взрослыми.

Хорошо, если ваш ребенок будет часто общаться с детьми  на прогулке, в гостях. Пока они не столько играют вместе, сколько рядом, но при этом у них уже вырабатывается понятие «Я» и «Мы», которые в дальнейшем будут тесно связаны.

Патриотическое воспитание ребенка — сложный педагогический процесс. В основе него лежит развитие нравственных чувств. Чувство Родины начинается у ребенка с отношений к семье, к самым близким людям: матери, отцу, бабушке, дедушке. Родителям необходимо беседовать с детьми о членах  семьи (как зовут, чем занимаются), воспитывать любовь и доброжелательные отношения ко всем членам семьи, поощрять желание помочь взрослым.

Немалое значение для воспитания у детей интереса и любви к родному краю имеет ближайшее окружение. Постепенно ребенок знакомится с детским садом, своей улицей, городом, а затем и страной, ее столицей и символами.

Для  формирования  чувства  патриотизма  очень  важно  давать детям  начальные  знания  о  Родине, представления  о  нашей  стране, родной  семье, родном  городе, природе, народе, обычаях, истории, культуре.

К  жизни своей страны младшие дошкольники приобщаются во время праздников, каких-либо общественных событий.

Большое внимание должно уделяться воспитанию у детей положительных взаимоотношений, сочувствия другим, вежливости, умения уступить другому ребёнку игрушку, оказать помощь, доводить дело до конца.

Главной задачей в нравственно-патриотическом воспитании должен стать выбор из массы впечатлений, получаемых ребенком, наиболее доступных ему: природа и мир животных; семья, родной дом, город, край; труд людей, традиции. То есть – это приобщение их к устному народному творчеству. Произведения устного народного творчества не только формируют любовь к традициям своего народа, но и способствуют развитию личности в духе патриотизма. Большую роль в воспитании нравственных качеств играет правильно подобранная художественная литература.

Важное место в нравственно – патриотическом воспитании принадлежит организации подвижных, дидактических, сюжетно-ролевых игр.  Например, «Семья», «Больница» - дети учатся заботиться друг о друге, проявлять доброту и сочувствие, оказывать помощь друг другу, учатся культуре общения.  В игре «Строители» ребята учатся трудиться в коллективе.

Одним из главных условий патриотического воспитания детей является приобщение их к трудовой деятельности. Важную роль в воспитании дружеских взаимоотношений играет труд в группе, на прогулке, дома.

Патриотизм, применительно к ребенку дошкольного возраста, определяется, как потребность участвовать во всех делах на благо семьи, детского сада, родного края, представителей живой природы. При этом у детей должно быть наличие таких качеств, как сострадание, сочувствие, осознание себя частью окружающего мира. Ребенок не рождается злым или добрым, нравственным или безнравственным. То, какие нравственные качества разовьются у ребенка, зависит, прежде всего, от родителей и окружающих его взрослых, от того, как они его воспитают, какими впечатлениями обогатят. Патриотизм формируется у каждого ребенка индивидуально. Он связан с духовным миром человека, его личными переживаниями. И наша задача - сделать так, чтобы эти переживания были яркими, незабываемыми.

В настоящее время чрезвычайно актуальной стала проблема гражданского и патриотического воспитания подрастающего поколения. Дошкольное воспитание – важный период становления личности, когда закладываются предпосылки гражданских качеств. Дошкольные учреждения являются начальным звеном системы образования, призваны формировать у детей первые представления об окружающем мире, отношение к родной природе, малой Родине, своему Отечеству. В этих условиях своевременным оказалось положение Федерального закона «Об образовании» о приоритете воспитания трудолюбия, любви к Родине, окружающей природе, семье.

Нравственно-патриотическое воспитание - сложный педагогический процесс. В основе его лежит развитие нравственных чувств. Чувство Родины - оно начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям — к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением. Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе. И хотя многие впечатления еще не осознаны им глубоко, они играют огромную роль в становлении личности патриота.

Патриотизм - ответственность перед обществом, чувство глубокой духовной привязанности к семье, дому, малой родине, Родине, родной природе, толерантное отношение к другим людям.

Чувство патриотизма - это любовь к родным местам и гордость за свой народ, ощущение неразрывности с окружающим и желание сохранять, приумножать богатство своей страны.

Воспитание патриотизма возможно лишь в случае, если этот процесс целенаправленный, предполагающий систему в использовании форм, методов и приёмов педагогического воздействия.

В настоящее время все больше хочется знать о народной культуре: как жили наши предки, во что одевались, как отмечали праздники, какие соблюдали обычаи и традиции, чем украшали свой быт. Давно забыты и не употребляются в разговорной речи старославянские слова и изречения, почти не используются потешки, поговорки, пословицы, которыми так богат русский язык.

Работа по данной теме особенно трудна, требует большого труда и терпения, так как в молодых семьях вопросы воспитания патриотизма, гражданственности не считаются важными и вызывают лишь недоумение. Ребенок должен понимать, что каждый человек, независимо от возраста – часть своего рода, народа, что у каждого человека есть своя Родина, и нужно жить так, чтобы было хорошо всем вокруг.

Именно сейчас народная педагогика, традиционная культура воспитания и традиционная культура народов России должны стать для подрастающего поколения тем стержнем, который может спасти не только наших детей, но и будущее России от многих бед.

Нравственно-патриотическое воспитание детей – одна из основных задач дошкольного образовательного учреждения, важным условием которой является тесная взаимосвязь с родителями, семьей, как ячейкой общества и хранительницей национальных традиций.

О важности приобщения дошкольника к культуре своего народа написано много, поскольку обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь. Поэтому детям необходимо знать и изучать историю и культуру своих предков. Именно акцент на знание истории народа, его культуры поможет в дальнейшем с уважением и интересом относиться к культурным традициям других народов.

Помочь дошкольникам шире познакомиться с родным краем, понять его историю, культуру и их взаимосвязь с предметами и объектами окружающей действительности и жизни общества, принять участие в созидательной деятельности - в этом заключается главный смысл моей работы.

Условием и целью моей педагогической деятельности является организация педагогического процесса, способствующего формированию нравственно-патриотического воспитания детей через знакомство с родным городом.

У каждого счастливого человека есть своя малая Родина. Чаще всего любимым городом, поселком, краем является то место, где человек родился или провел много времени, где промчалось детство, ведь именно с детством у большинства людей возникают самые добрые воспоминания.

В нашем детском саду сложилась своя система по патриотическому воспитанию дошкольников, где этому уделяется большое внимание. В этом участвует весь коллектив, создавая атмосферу доброты, терпения, душевного комфорта, тесно взаимодействуя с семьёй. В процессе воспитания мы стараемся прослеживать связь поколений, общаемся и с молодыми родителями, и с бабушками, дедушками детей.

Во время беседы с детьми выяснилось, что они не владеют достаточной информацией о родном посёлке, не знают о своей гражданской принадлежности, а родители не уделяют должного внимания проблеме патриотического воспитания дошкольников.

Наличие этих проблем побудило меня включиться в последовательную, поэтапную работу с детьми по формированию их нравственно-патриотических чувств.

Изучив методическую литературу по данной проблеме, был составлен перспективный план, создана развивающая среда, подобраны дидактические игры. В результате целенаправленной и системной работы по расширению знаний детей о своём родном посёлке воспитываются любовь и уважение, а так же привязанность к своей малой Родине.

Детский сад должен быть местом, где дети должны чувствовать себя комфортно и уверенно. С младшего приучаем детей здороваться и прощаться с сотрудниками детского сада и детьми, бережно относиться к игрушкам и книгам, поддерживать порядок в группе. Вовремя прогулки по территории детского сада рассматривали здание детского сада, особенности его строения, оборудование детских площадок, растения, цветы, деревья, которые растут на её территории . Дети знают, что многие растения приносят пользу человеку, знают, кто поддерживает чистоту на территории детского сада и для чего это делается. Закрепление знаний проходит на занятиях по изодеятельности, конструированию, аппликации.

Формирование патриотических чувств у детей невозможно без установки тесной связи с семьёй. Организация совместных творческих домашних заданий: родители совместно с детьми принимали активное участие в подборке материала о родном посёлке, придумывали изображение семейного герба, принимали участие в конкурсах, выращивали комнатные растения для группы.

Объединение родителей и детей обогатило общение между ними и доставило радость. Совместно с родителями организовывали экскурсии. Проводила родительские собрания на тему: «Чувство патриотизма у детей», консультации на тему: «Воспитываем патриотические чувства», «Выходной день вместе с семьёй». Работа в данном направлении вызвала интерес и чувство гордости родителей за свой родной край. Этот положительный отклик послужил примером для их детей.

Произведения устного народного творчества не только формируют любовь к традициям своего народа, но и способствуют развитию личности в духе патриотизма.

Немалое значение для воспитания у детей интереса и любви к родному краю имеет ближайшее окружение. Постепенно ребенок знакомится с детским садом, своей улицей, городом, а затем и со страной, ее столицей и символами.

Начиная работу по воспитанию любви к родному краю, педагог обязан сам его хорошо знать что целесообразнее показать и рассказать детям, особо выделив наиболее характерное местности или края.

Цель патриотического воспитания детей дошкольного возраста состоит в том, чтобы посеять и взрастить в детской душе семена любви к родной природе, родному дому и семье, к истории и культуре страны, созданной трудами родных и близких людей.

Успешность развития дошкольников при знакомстве с родным краем, посёлком, станет возможной только при условии их активного взаимодействия с окружающим миром, через игру, предметную деятельность, общение, труд, обучение, разные виды деятельности.

Дошкольный возраст - важнейший период становления личности, когда закладываются предпосылки гражданских качеств, развиваются представления детей о человеке, обществе и культуре. Базовым этапом формирования у детей любви к Родине является накопление ими социального опыта жизни в своём регионе, усвоение принятых в нём норм поведения, взаимоотношений, приобщение к миру его культуры.

Считаю, что основным результатом моей работы по данной теме является то, что воспитанники моей группы стали духовно богаче. Они много узнали о своей малой родине, увидели её красоту и богатство своим глазами, с уважением стали относиться к основателям, защитникам и людям, прославившим посёлок, бережнее относиться к окружающему, чувствовать красоту природы. Так же у ребят изменилось взаимоотношения друг с другом, появились чувства коллективизма, сопереживания к людям, животным, доброжелательные отношения к окружающим. Я старалась научить детей не только восхищаться красотой окружающего мира, но и любить его. Пыталась научить их самостоятельно решать проблемы, возникшие в жизни, старалась воспитать чувство настоящего гражданина, который умеет использовать свои знания на практике.

В настоящее время особенно актуальной стала проблема терпимого отношения к людям иной национальности, культуры. Сегодня всё большее распространение в нашем обществе получили недоброжелательность, озлобленность, агрессивность.

Взаимная нетерпимость и культурный эгоизм через средства массовой информации проникают в семьи, детский сад, школу.

Россия – страна многонациональная, многокультурная, многоязычная. Так было всегда. Русская культура не просто сосуществует с культурами других народов, но и взаимодействует с ними.

Быть патриотом – значит ощущать себя неотъемлемой частью общества. Чтобы участвовать в общественной, политической и экономической жизни своей страны, человек должен быть самостоятельным, инициативным, интеллектуально развитым, умеющим устанавливать контакт с людьми, быть терпимым к различиям между людьми, уважать права и мнения других. Все эти качества закладываются уже в дошкольном возрасте и являются составляющими гражданского воспитания. Дошкольное детство – яркий период жизни человека. Что вынесет из него ребенок? Конечно, светлый образ матери, тепло семейного очага. Но есть еще и историческая память поколений. Ведь знакомясь с родным городом, его достопримечательностями, ребенок учится осознавать себя живущим в определенный временной период, в определенных этнокультурных условиях и в то же время приобщаться к богатствам национальной и мировой культуры. Сегодня, как никогда, нужно формировать в детях чувство патриотизма, воспитывать чувство долга и любви к ближним. Я думаю, чем больше дети будут узнавать интересного о родном городе и крае, тем глубже и сильнее они проникнутся любовью к своей малой Родине и ко всей Отчизне.

Воспитание патриотических чувств представляет собой совокупность общечеловеческих ценностей: понятия любви, дружбы, добра, истины сливаются с познавательной активностью, представлениями о современной действительности и отношением к миру. Каждому человеку необходимо знать родную природу, историю и культуру народа, к которому он принадлежит, свое место в окружающем мире. Но и этого мало. Чтобы быть уверенным, что детям и внукам будет хорошо в будущем, надо уметь уважать себя и учить этому других. Если целостность этого процесса нарушится, будут потеряны и разрушены связи между поколениями. Воспитание патриотических чувств было, есть и будет одним из главных составляющих воспитания маленького гражданина, поэтому – очень важно привить ему именно общие непреходящие человеческие ценности, давать понятие об универсальных средствах жизнедеятельности. Только равноправная, свободная в выборе личность может смело шагать вперед, занимать активную жизненную позицию. Я считаю, очень важно прививать детям дошкольного возраста чувство любви и привязанности к природным и культурным ценностям родного края, так как именно на этой основе воспитывается патриотизм.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Инновационный педагогический проект «Развитие нравственно-патриотических чувств у старших дошкольников через ознакомление с родным краем, городом»

Материал дает возможность педагогам выделить интересные фрагменты и при желании включиться в работу по их переносу в условия своего коллектива, обновляя образовательную практику. Опыт может быть реали...

нравственно-патриотическое воспитание дошкольников через ознакомление с родным краем, с родным селом

В настоящее время актуальной стали проблема гражданского и патриотического воспитания подрастающего поколения.Дошкольный возраст - важнейший период становления личности, когда закладываются предпосылк...

Нравственно-патриотическое воспитание личности у детей с ОНР через ознакомление с родным краем

Воспитание всесторонне развитой личности через  ознакомление детей с историей и культурой родного   города....

Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников через ознакомление с родным краем

В новейшей истории нашей страны произошло много сложных, противоречивых событий в общественной жизни, политике, системе государственного и местного управления. В обществе искажены представления о добр...

Статья «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников через ознакомление с родным краем».

Статья «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников через ознакомление с родным краем»....

ВОСПИТАНИЕ НРАВСТВЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКИХ ЧУВСТВ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ ОЗНАКОМЛЕНИЕ С РОДНЫМ КРАЕМ.

В статье сообщается о воспитании нравственно-патриотических чувств у детей старшего дошкольного возрста через ознакомление их с родным краем. Представлены цели и задачи работы, условия  и этапы р...

Родительское собрание по теме «Патриотическое воспитание младших дошкольников через ознакомление с родным краем»

Родительское собрание по теме «Патриотическое воспитание младших дошкольников через ознакомление с родным краем»...