Нравственно-патриотическое воспитание личности у детей с ОНР через ознакомление с родным краем
методическая разработка (средняя, старшая, подготовительная группа) по теме

Шаренкова Ольга Александровнна

Воспитание всесторонне развитой личности через  ознакомление детей с историей и культурой родного   города. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ppo_sharenkovoy.doc155.5 КБ

Предварительный просмотр:

             

ОБОБЩЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ

ОПЫТ

ВОСПИТАТЕЛЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ № 27-ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА СОВЕТСКОГО РАЙНА Г. ТУЛЫ

ШАРЕНКОВОЙ ОЛЬГИ АЛЕКСАНДРОВНЫ

Тема опыта:  «Формирование представлений о малой родине  у детей с тяжелыми нарушениями речи»

Идея опыта: Развитие личности дошкольников в процессе образовательной деятельности на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей  через                      ознакомление с историей и культурой родного                      города.

ИПМ I

Сведения об авторе

                Шаренкова Ольга Александровна , образование- средне-специальное. Закончила Тульское культпросвет училище в 1978г. по специальности музыкального коллектива. Педагогический стаж- 25 лет.

В МДОУ № 27  работает 19 лет, из них в группе коррегирующего вида для детей с ОНР – 5 лет. В 2000г присвоена первая квалификационная категория.

ИПМ II

Условия формирования опыта

                   Опыт Шаренковой Ольги Александровны сложился в МДОУ № 27 – комбинированного вида Советского района г. Тулы. Год образования учреждения - 1977.

                         В МДОУ № 27 – Д/С работает 11 групп:

1 младшая группа ( № 1) – 18 чел.

1 младшая группа ( № 4) – 17 чел.

II младшая группа ( № 7) – 24 чел.

II младшая группа ( № 12) – 23 чел.

Средняя группа для детей с ОНР ( №3) – 15 чел.

Средняя группа ( № 6) – 23 чел.

Средняя группа ( № 10) – 23 чел.

Старшая группа для детей с ОНР ( № 11) – 14 чел.

Старшая группа ( № 8) – 22 чел.

Подготовительная к школе  группа для детей с ОНР ( № 5) – 13 чел.

Подготовительная к школе  группа ( № 9) – 23 чел.

                  МДОУ № 27 – Д/С комбинированного вида является муниципальным образовательным учреждением, ориентированным на создание благоприятных условий для обучения, воспитания и развития всех детей с учетом индивидуальных особенностей и возможностей (в т.ч. и имеющих речевые дефекты), на охрану и укрепление здоровья дошкольни-ков, совершенствование их физического здоровья, улучшение умственных способностей, на свободное сотрудничество воспитателя и детей, детей между собой, воспитателя и родителей. В целях создания единого образовательного пространства, в МДОУ осуществляется связь с Центром Детского Юношеского Досуга Советского района г. Тулы, музеями города :  Тульским Кремлем, Выставочным залом, музеем «Тульские Древности», музеем Вересаева, музеем Самоваров, музеем оружия, Краеведческим музеем.

                 Для решения задач, стоящих перед коллективом МДОУ, определены приоритетные направления: физкультурно-оздоровительное, интеллектуально-нравственное и коррекционное.

           

                В группе для детей с ОНР воспитатель работает по следующим программам:

1. М.А. Васильева: Программа воспитания и обучения в детском саду , 2004г

2. Филичева, Чиркина : Подготовка к школе детей с ОНР, частично  использует в своей работе программу Князевой и Моханевой «Приобщение детей к истокам русской народной культуры».

           На формирование опыта воспитателя оказали влияние следующие факторы:

Основные противоречия, решаемые данным опытом работы

В работе по ознакомлению детей с родным краем, я столкнулась со следующими противоречиями:

  • Всем нравится положительный                            Плохая память у детей                                                                                                                                      

      результат на занятии

  • Родители хотят видеть своих                                Не знают с чего начать, как его

      детей патриотами                                                    сделать таким

  • Родители хотят, чтобы ребенок                            Сами ничего не знают в этой  

      знал историю родного края                                   области, не посещают музеев, не  

                                                                                        ходят в Выставочный зал

  • Объемное содержание методических                   Программа требует ограниченного

      пособий                                                                    объема знаний

  • Огромное количество детской                              У взрослых нет желания помочь,

литературы                                                             объяснить                    

Новизна опыта

                     В своей работе «Формирование представлений о малой родине  у детей с тяжелыми нарушениями речи» я сделала попытку использования игр, методов и приемов,  которые применяются при работе с детьми с общим недоразвитием речи. В опыте систематизирована работа истории родного края, составлены карты  уровня усвоения требований программы по изучению родного города, в соответствии с материалами ФГОС ДО.

Адресная направленность

                    Использовать данный вид деятельности для развития ребенка могут все воспитатели детского сада (общеобразовательные группы и группы коррегирующего вида). Знания и представления, полученные при работе с детьми, дают им первые знакомства с микрорайоном, местом где он родился. На основе собственных наблюдений дети учатся познавать мир, быть вежливыми и добрыми , приносить посильную помощь , учатся любить и охранять природу.

                   Дети не только узнают о чудесах, которые творили руки тульских мастеров, но и о промыслах ,которыми славится Тульская земля, о знаменитых писателях ,художниках ,об историческом прошлом  нашего края ,о людях ,принесших славу  тульской земле на протяжении многих веков.

ИПМ IV

Содержание опыта

            Система деятельности воспитателя по теме: «Формирование представлений о малой родине  у детей с тяжелыми нарушениями речи» включает в свою работу следующие этапы:                                        

  • Диагностический – выявление уровня знаний и навыков.
  •  Составление и корректировка плана работы с учетом диагностических данных.
  •  Различные формы работы с детьми.
  •  Повторная диагностика.

            Формы и методы , используемые воспитателем в работе с детьми по теме: «Воспитание личности и чувства патриотизма у детей с ОНР через ознакомление с родным краем»:

  • Беседы с детьми о родном городе ( в соответствии с возрастом детей).
  • Чтение художественной и публицистической литературы о Тульском крае.
  • Заучивание стихов, пословиц, поговорок о Туле.
  • Отгадывание загадок.
  • Экскурсии и целевые прогулки.
  • Просмотр слайдов и диафильмов о Туле.
  • Прослушивание грамзаписей с частушками и песнями о Туле.
  • Рассматривание иллюстраций, альбомов, картинок о Земле Тульской.
  • Занятия познавательного цикла по теме: «Ознакомление с родным краем».
  • Дидактические игры.
  • Закрепление полученных сведений через изодеятельность и познавательную деятельность.

                  Эта работа развивает у детей способность быть добрыми хозяевами того, что их окружает.

Алгоритм проведения занятий

Этапы

Содержание

1.Планирование

Перспективный план тем и задач

2.Перспективное планирование

Занятия, предшествующая работа, работа с родителями

3. Подготовка к занятиям

Индивидуальная работа, подбор материала, конспекты занятий

4.Проведение занятия

Экскурсии, занятия-путешествия

5.Индивидуальная работа с детьми по итогам занятия

Закрепление материала, знаний в индивидуальной работе (дид.игры, беседы, рассматривание иллюстраций)

6. Подготовка к следующему занятию

……………………………………….


ИПМ V

Дидактический материал по теме:

«Формирование представлений о малой родине  у детей с тяжелыми нарушениями речи»

 Значение:

  • Способствует лучшему усвоению знаний.
  • Развивает память, воображение, мыслительную деятельность.
  • Дети учатся рассуждать, делать выводы, обобщения, при этом тренируется их внимание, память, развивается произвольное восприятие.
  • Объяснение выполняемых действий способствует развитию речи.
  • Оказывает большое влияние на становление личности ребенка его патриотическое воспитание.
  •  Ребенок, решая задачи, поставленные в дидактической игре, учится сравнивать предметы, классифицировать их по общему признаку, ориентироваться в пространстве, развивается логическое мышление .

ИПМ VI

Планирование работы по теме:

«Формирование представлений о малой родине  у детей с тяжелыми нарушениями речи»

                            В соответствие с образовательной программой, реализуемой в ДОУ и с учетом местных условий, мне необходимо планировать весь познавательный материал равномерно по времени, чтобы усвоение материала детьми осуществлялось систематично.

                           Учитывая возрастные и индивидуальные особенности детей, я определяю объем и содержание знаний о родном крае, которыми должны  овладеть  дети. Работа по каждой теме включает организационные формы обучения: игры, труд, экскурсии, свободную деятельность. Взаимосвязь, своеобразие, взаимопроникновение материала из разных тем помогают формировать представления у детей в довольно короткие сроки. Все темы связаны между собой логически и вместе представляют целостный рассказ о Тульском крае.                      

РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ

                     У ребенка дошкольного возраста психика пластична, легко поддается изменению под воздействием внешней среды. Семья и детский сад- это та  основная внешняя среда, которая должна оказывать на ребенка одинаковое воздействие, предъявлять единые требования, чтобы однажды сформированное понятие, умение, например, наблюдать, не угасло, а переросло в навык, привычку.

                      Семья- разновозрастный коллектив, в котором складываются условия для упражнений в правильных взаимоотношениях с окружающими людьми. У детей в семейном коллективе формируются отношения к выполнению своих обязанностей, четкость, правдивость, трудолюбие, чуткость, отзывчивость и другие  ценные личностные качества.

                     Преемственность по  теме: «Нравственно-патриотическое  

воспитание личности у детей с  ОНР  через   ознакомление с родным

краем чувства патриотизма у детей с ОНР через ознакомление с

родным краем» ребенка в детском саду и в семье будут тем прочнее, чем лучше родители подготовлены к роли воспитателя. Особенно нуждаются в педагогической помощи молодые родители, перед которыми появление первого ребенка выдвигает множество сложных трудноразрешимых проблем и, в частности, проблему патриотического воспитания.

                                 В связи с введением в содержание дошкольного  

          образования регионального компонента  (приказ Департамента  

          образования Тульской области от 21.04.2003года № 58), воспитатель

          планирует  работу с родителями.

                     Каковы же основные формы работы с семьей по теме:          

          «Нравственно-патриотическое  воспитание личности у детей с  ОНР  

           через   ознакомление с родным краем»?

ИПМ  III

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ  ИНТЕРПРИТАЦИЯ  ОПЫТА

     .

                         У каждого человека кроме большой  Родины, есть своя маленькая: это милый уголок земли, где он увидел свет солнца, сделал первые шаг и, где открылся перед ним мир с его мечтами и надеждами.

Это город, село или поселок, но именно с него, с этого уголка земли, где мы родились, и начинается для нас Родина.

             Родина! Как глубоко и волнующе это слово. Чье сердце не тронет, не всколыхнет добрым чувством. Моря и полноводные реки, высокие горы и широкие степи, пустыни и непроходимая тайга- все это наша страна. И совсем небольшим кусочком среди ее необъятных

просторов разместилась Тульская область.

           Богата событиями и славна история Тульской земли. Тула во все

времена  надежно преграждала врагам путь к русской столице, здесь произошла знаменитая Куликовская битва, положившая конец татаро- монгольскому игу на Руси. В 1607 году Тульский Кремль принял под свою защиту восставших крестьян во главе с Иваном Болотниковым.          

В годы гражданской войны на подступах к Туле была  наголову разбита армия Деникина, рвавшаяся к Москве. В суровые дни 1941 года Тула превратилась в неприступную крепость, закрыв танкам Гудериана дорогу к родной столице. Сорок пять дней мужественной обороны города покрыли Тулу неувядаемой славой, за что ей присвоено почетное звание Город-герой и вручена медаль

«Золотая звезда».

            Наш родной город на протяжении веков не только оставался крепостью, защищавшей подступы к столице, но и был кузницей оружия, военным арсеналом Русского государства. Издавна славилась Тульская земля умелыми кузнецами, искусными оружейными мастерами. Так, ратная слава города переплелась с его трудовой славой, наполняя сегодня особой гордостью сердце каждого из жителей Тулы, о которых раньше говорили: «Туляк- стальная душа».

                    Тульская земля- место, где не только ковался русский характер, но и родились, жили, творили многие выдающиеся люди, внесшие значительный вклад в историю и  развитие отечественной культуры, науки и техники.

             Тульская земля дала Отчизне немало военных деятелей,

искусных полководцев, отважных героев. Уроженцем Тульского края был командир легендарного крейсера «Варяг» В.Ф.Руднев.

             В годы Великой Отечественной войны более 200 наших земляков получили звание Героя Советского Союза, среди них летчик, дважды Герой Советского Союза подполковник Б.Ф.Сафонов.

             Большую роль в организации металлургического производства в России сыграл Н. Демидов.

             Славится Тульская земля своими изобретателями и  умельцами. Среди них тульский механик, прототип Левши – А. М. Сурнин, конструктор стрелкового оружия В.А.Дегтярев.

             Тульская земля дала стране многих великих деятелей культуры и науки. Это гигант мировой литературы Л.Н.Толстой, корифеи русской литературы В.А.Жуковский., Г.И.Успенский, В.В.Вересаев.

         Тульский край знаменит не только своей историей и умельцами, но и неповторимой природой. Прекрасна она весной, когда появляется первая зелень, распускаются почки и цветы, а над полем звучит ликующая трель жаворонка, когда в растительном и животном мире – праздник, и летом, когда солнце заливает живительными лучами все вокруг. Неотразима ее красота  и осенью, когда полыхает пламенем увядающая листва, синеют реки и взору открываются бескрайние дали, и зимой, когда ветви деревьев гнутся под искристой ношей белого снега, а лунными морозными ночами с темного неба глядят огромные яркие звезды. Тульский край полон очарования не только сам по себе, он - колыбель человеческих судеб и деяний, духовных богатств и славы Родины. Это она Тульская природа, вдохновляла на бессмертные творения Л. Толстого, И. Тургенева, И.Бунина, В.Жуковского.

          Это он, Тульский пейзаж, лег на холсты И.Репина, И.Шишкина, Г. Мясоедова. Каждому понятно и дорого, услышав: Ясная поляна, Бежин луг, Куликово поле…

             В настоящее время Тула- прекрасный современный город с просторными улицами, тенистыми парками, красивыми домами, заводами, фабриками, работающими по современным технологиям, музеями и театрами, бережно хранящими традиции и славу наших великих предков.

              Но мы не должны забывать о тех, кто сделал нашу жизнь такой замечательной, об историческом прошлом нашего края, города, должны стараться сделать Тульскую землю еще прекрасней, привлекательней, беречь и охранять богатство, имя которому - Тула.

           

         

Виды дидактических игр

                      Дидактические игры делятся на:

  • бессюжетные и сюжетные;
  • дидактические игры с природным материалом (овощи, фрукты, листья деревьев и кустарников, комнатные растения);
  • словесные игры по типу «Цепочка слов», «Найди по описанию»;
  • настольно-печатные игры по типу «Лото»;
  • разрезные картинки;
  • «Чудесный мешочек».

Принципы проведения дидактических игр

               Дидактические игры проводятся по следующим принципам:

  • Дидактические игры организуются на занятиях, во время труда в уголке природы и на участке, на экскурсиях и прогулках, во время свободной деятельности детей;
  • Програмное содержание игр подбирается в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями детей;
  • Содержание игры с природным материалом должно соответствовать изменениям, происходящим  в окружающей природе;
  • Последовательность     проведения игр дается в соответствии с постепенным усложнением дидактических задач, с учетом уровня представлений детей о разных группах растений и животных, о музеях и выставках города;
  • Иногда одни и те же игры в разных  вариантах проводятся с детьми разного возраста. Они усложняются за счет разнообразия правил, игровых действий, увеличения количества объектов.

Трудоемкость опыта

  • Изучение предлагаемого перспективного плана работы с детьми и родителями.
  • Систематизация имеющегося материала в соответствии с этим планом.
  • Изготовление или обновление наглядного и демонстрационного материала.
  • Изготовление или обновление дидактических игр по теме.
  • Подбор художественной литературы, грамзаписей, диафильмов по теме.
  • Постоянная систематически планируемая работа с детьми.                  

ПРИЛОЖЕНИЕ №_____

Примерный перечень дидактических игр по возрастным группам по теме:

«Формирование представлений о малой родине  у детей с тяжелыми нарушениями речи»

                               МДОУ     27  Советского района г. Тулы

         

                               Составитель: Шаренкова О. А.

               В «Нравственно-патриотическом воспитании личности у детей с  ОНР через   ознакомление с родным краем» особое значение имеют дидактические игры. Ребенок, решая задачи, поставленные в дидактической игре, учится вычленять отдельные признаки, явления, сравнивает их, классифицирует, группирует по определенным признакам, чертам. У ребенка должны действовать все анализаторы.  0н должен увидеть, потрогать, услышать. Для детей с ОНР в данной работе необходимы:  многократность повторений, развитие мелкой моторики.                                                                                              

Средняя группа

  • «Найди ошибку».- А.И.Максакова, стр. 25
  • «Каких животных ты знаешь?».- А.И.Максакова, стр. 33
  • «Где чей дом?».- А.И.Столяр, стр. 17
  • «Что лишнее?».- А.А. Бондаренко, стр. 75
  • «Путешествие по городу».- Н.А.Дьяченко, стр. 28
  • «Что кому?».- А.И.Сорокина, стр.38
  • «Назови меня».- Ж. №7, Дикие животные, стр. 11

Старшая группа

  • «Растения нашего леса».- Ж. «Дидактические игры в начальный период обучения», Ярославль 1997 г., стр. 158
  • «Знаешь ли ты?».- А.А.Бондаренко стр.95
  • «Из какой республики гость?».,- А.А.Бондаренко, стр.95
  • «Из чего и кем сделано?».,- Н. А, Дьяченко, стр.41
  • «Дом в котором ты живешь».,- Л.В.Артемова, стр.28

Подготовительная группа.

  • «Когда это бывает?».,- Ж. «Дидактические  игры в начальный период обучения», Ярославль, 1997 г. , стр. 167
  • «Что в корзину мы берем?»,- Ж №5 « Дошкольное образование»  1995г.
  • «Запрещающие знаки».,- Ж №7 « Дошкольное образование»  1994г.
  • «Кто построил этот дом?»,- А.А.Бондаренко, стр. 98
  • «Пешеходы и транспорт».,- А.И.Сорокина, стр.80
  • «Дорожные знаки»,- А.И.Сорокина,  стр .62

ПРИЛОЖЕНИЕ № ____

СПИСОК

методической литературы, используемой для подбора дидактических игр по теме:

«Формирование представлений о малой родине  у детей с тяжелыми нарушениями речи»

1. « Учите играя».- А. И, Максакова ,М., Просвещение, 1993 г.

2. « Дидактические игры в детском саду»,-А. И.Сорокина, М., Просвещение, 1982 г.

3. «Дидактические игры в детском саду»,- А. А.Бондаренко, М., Просвещение,1991 г.

 4. «Окружающий мир в дидактических играх дошкольников»,- Л.В.Артемова

М., Просвещение, 1992 г.

5 « Дидактические игры в детском саду для ознакомения дошкольников с растениями»,- .В. А. Дрязгунова,  М., Просвещение, 1981 г.

6. «Дидактические игры в начальный период обучения».- Ж. Ярославль. Академия развития, 1997 г.

7. Журналы «Дошкольное воспитание» 1994 -1997 г.

8. «Дидактические игры в воспитании и обучении дошкольников», -А.И.Удальцова, М., Просвещение, 1992 г.

9. «Чего  на свете не бывает?»,-  Н.А.Дьяченко,  М., Просвещение, 1997г.

ПРИЛОЖЕНИЕ №____

Перспективный план проведения занятий по теме:

«Формирование представлений о малой родине  у детей с тяжелыми нарушениями речи»

                              МДОУ № 27 Советского района г. Тулы

              Составитель: Шаренкова О.А.

                             Приложение №____

Ежемесячный план проведения работы по теме:

«Формирование представлений о малой родине  у детей с тяжелыми нарушениями речи»

                           МДОУ № 27 Советского района г. Тулы.

             Составитель: Шаренкова О.А.

ПРИЛОЖЕНИЕ № ____                                                                                                    

ПЛАН РАБОТЫ

с детьми средней группы МДОУ № 27 по теме:

«Формирование представлений о малой родине  у детей с тяжелыми нарушениями речи»

                        МДОУ № 27 Советского района города Тулы

                        Составитель: Шаренкова О.А.

                         

ПРИЛОЖЕНИЕ № ___

Диагностические карты для проверки результативности проводимой работы по теме:

«Формирование представлений о малой родине  у детей с тяжелыми нарушениями речи»

                                МДОУ № 27 Советского района г.Тулы.

                  Составитель: Шаренкова О.А.

                       Условные обозначения:

                          - знает, умеет,                                    

           

                          -отвечает с помощью  воспитателя,    

                          - не знает, не умеет.  

                       ПРИЛОЖЕНИЕ № _____

Перспективный план наблюдений, целевых прогулок и экскурсий по теме:

«Формирование представлений о малой родине  у детей с тяжелыми нарушениями речи»

                          МДОУ № 27 Советского района г. Тулы.

      Составитель: Шаренкова О.А.

ПРИЛОЖЕНИЕ № ____

             

ЕЖЕМЕСЯЧНЫЙ  ПЛАН  РАБОТЫ

«Формирование представлений о малой родине  у детей с тяжелыми нарушениями речи»

МДОУ № 27  Советского района г. Тулы.

Составитель : Шаренкова О.А.

СРЕДНЯЯ ГРУППА      

СЕНТЯБРЬ

Неделя

Цель занятия

Предшествующая

работа

Название занятия

1

2

3

                                           

1 неделя

«Мой дом- моя семья»

 (Л.А.Кондрыкинская      

стр. 7  )

                                     

3 неделя

«Детский сад – наш общий дом»

1

-Воспитывать привязанность к семье, любовь заботливое отношение к главным членам своей семьи, закрепить умение

определять родственные отношения между близкими членами семьи.

Рассматривание семейных фотографий, рассказы о людях, с которыми они живут, чтение стихов: Е. Благи-  

Ниной «Вот какая мама», «Моя Бабушка» А.      Ппрокофьева

«Папины руки».

-Подбор и рассматривание фотографий детского сада,занятий  детей.

-Дид. игры «Построим дом»

-Чтение:

1.С.Михалков «А что у Вас?»

2. В.Маяковский «Кем быть?»

3

1 неделя

«Осень в гости к нам пришла»

(Л.П.Молодова

  стр. 14)

3 неделя

«Краски осени»

(Л.П.Молодова

     Стр. 1 1

2 неделя

« МОЯ  МАЛЕНЬКАЯ РОДИНА _ МОЙ  РАЙОН «

( Л. А. Кондрыкинская

Стр. 70)

4 неделя.

 « ДОМ В КОТОРОМ Я ЖИВУ»

( В.В.Гербова

Стр. 58)

ОКТЯБРЬ

-Показать детям, что природа прекрасна во все времена года. -Объяснить, что в природе ничего не происходит случайно: опавшие листья нужны  растениям осенью и зимой на земле.

- Познакомить с характерными признаками осени; упражнять в различении и назывании деревьев в осеннем уборе. Уточнить знания о жизни насекомых и птиц; о подготовке плодовых деревьев к зиме.

-Развивать наблюдательность, воспитывать любовь к природе родного края.

-Научить детей любоваться растущими цветами, видеть и

воспринимать их красоту, беречь прекрасные творения природы, украшающие наш родной город.

- Учить уважать труд людей , посадивших цветы для общей радости.  

-Закреплять название цветов.

НОЯБРЬ

Воспитывать любовь к своему  району, желание видеть его красивым.Формировать понятие  « Я- Туляк «. Знакомить детей с понятием улица, район, с особенностями жизни своего района ,его жителей.

Обогатить и уточнить представления о профессии строителя, о труде рабочих разных специальностей.

-Рассматривание альбома «Времена года» (осень),папка с подбором

картинок на тему: «Осень».

-Дид. игры «От какой ветки детки?», «Угадай растение по описанию».

- Чтение

1. А. Барто   «Осень »,

 2. А.Майков «Кроет уж лист золотой»

3. А.Толстой «Осенью».

-Рассматривание альбома «Цветы», папка с подборкой картинок на тему: 0«Цветущие растения луга Тульской области», «Растения леса», репродукция картины И.Грабарь «Хризантемы».

- Чтение:

 1.А. Барто «У дороги ирис», «В полголоса».

Рассматривание карты Советского района, его достопримечательностей, чтение стихов о Туле.

Рассматривание альбома « Все работы хороши,выбирай на вкус», подбор картинок на тему « Кем быть?»,дид.игра « Кому что надо?» Чтение стихов «А что у Вас?»В.Маяковский «Кем быть ?»

1

2

3

2 неделя.

« ЗИМА У НАС В ГОСТЯХ «

( Целевая прогулка по территории д\сада)

4 неделя.

«ЗИМНИЕ ГОСТИ»

( Ж «Дошкольное образование № 10

1997 г.)

ДЕКАБРЬ

Систематизировать представления о характерных зимних явлениях (холодно, мороз, часто выпадает снег; он белый,холодный);деревья и кустарники стоят без листьев.

Дать первоначальное представление о том, что в лесу живут разные животные  

(заяц, еж,  белка, лиса, волк, медведь),что лес дает не только кров но и пищу.Учить различать этих животных по особенностям внешнего облика.Развивать у детей интерес к жизни диких животных. Воспитывать у детей любовь к животным родного края.

Рассматривание альбома

« Зима», папка с подбором картинок «Зимушка-зима». Дид. игры « Что зимой бывает?» «Времена года»,«Угадай по описанию». Чтение: В.Берестов «Снегопад», «К.Ушинский «Проказы старухи зимы», стихотворение З.Александровой «Зима».

Рассматривание альбома

«Дикие животные»,папка с подборкой картинок «Дикие животные Тульского края», дид. игры «Каких животных ты знаешь?» «Зоопарк», чтение рассказов В.Бианки «Рассказы о животных».

1

2

3

1 неделя.

«Я СРЕДИ ЛЮДЕЙ»

( В.В.Гербова стр.88)

 

3 неделя

«МЫ ИДЕМ НА

ПОЧТУ».

(В.В.Гербова стр.109)

        ЯНВАРЬ

Познакомить детей с общественными зданиями, их назначением, использованием, помочь обобщить полученные впечатления в самостоятельных рассказах.

           

Дать детям представления о почте, о труде работников почтового отделения о значимости этого труда,пополнить знания детей о профессиях, учить их правильно строить предложения при ответах на вопросы.

Рассматривание альбома

«Тула», подбор иллюстраций с видами общественных зданий г. Тулы, дид. игры «Угадай, что опишу», «Что это?»

Подбор картинок о труде почтальона, беседы о почте, чтение:

С.Я Маршак «Почта».

 1

2

3

2 неделя.

« В ГОСТЯХ  У

ФИЛИМОНОВСКИХ  МАСТЕРОВ»

     (конспект)

4неделя.

ЗИМНИЕ ВСТРЕЧИ В

ТУЛЬСКИХ ЛЕСАХ».

(Ж. Дошкольное воспитание № 8 1995 г.

2 неделя.

«ЗДРАВСТВУЙ, КРАСАВИЦА ВЕСНА!»

(Целевая прогулка по территории д/сада

Л.П.Молодова стр. 21)

 

   

ФЕВРАЛЬ

Познакомить детей с Тульской народной игрушкой, дать представление об истории ее создания, о мастерах. Отметить особенности формы, красок. Воспитывать у детей интерес к прошлому своего края, к Тульским мастерам,  желание воплощать увиденные игрушки на занятиях по изодеятельности.

Закрепить у детей знания о жизни диких животных и птиц

зимой, о том, как живая природа приспосабливается к условиям зимы. Воспитывать любовь к родной природе.

               МАРТ

Познакомить детей с первыми признаками весны (изменившийся цвет неба, яркость солнца, таяние снега, появление травы, набухание почек); отметить особенности поведения птиц (воробьи собираются стаями, голуби воркуют); пополнить словарь детей за счет использования слов, обозначающих признаки.

Прививать любовь к природе

Родного края.

        

Рассматривание альбома  «Что могут золотые руки?» «Филимоновские свистульки», чтение:З.            Журавлева «Филимоновские чародеи»,дид. игры «Парные картинки», «Что лишнее?» «Собери такой же».

Рассматривание альбома «Дикие животные», «Птицы», папка с подбором картинок «Зимующие птицы», «Зимние гости»,дид. игры «Какое время года?» «Кто живет в лесу?» Чтение: Г.Снегирев «Звери наших лесов», А.Прокофьев «Синички,

выбегайте поскорей»,  

М.Пришвин «Беличья память».

Рассматривание альбома «Времена года», «Птицы», папка с подбором картинок о весне, дид. игры: «Кто

где живет?» «Найди и назови, чтение В.Жуковский «Жаворонок», З.Александрова «Подснежник», А.Пушкин «Гонимы вешними лучами…», А.К.Толстой Вот уж снег последний в поле тает…»

1 неделя.

« МЫ ПАССАЖИРЫ»

(В.В.Гербова стр. 71

Э.Степаненкова стр. 24)

3 неделя.

«ПРАЗДНИК  ПТИЦ»

(Л.П.Молодова

стр. 10)

1 неделя.

«ЗНАКОМСТВО С ТУЛЬСКИМ

САМОВАРОМ».

      (Конспект)

4 неделя

«БУДЬ БЕРЕЖЛИВЫМ»

( Л.П. Молодова, стр.8)

        АПРЕЛЬ

                                                                                                     Уточнить знания детей о транспортных средствах, пополнить их словарь за счет названий автомашин, которые ездят по дорогам города, уточнить представление о грузовом и пассажирском транспорте, о труде водителя.

Уточнить с детьми, что весной прилетает много птиц. Отметить, что птицы очень полезны, многие из них истребляют назойливых и вредных насекомых. Развивать у детей наблюдательность.           Воспитывать любовь к природе Тульского края.

              МАЙ                    

Познакомить детей с Тульским самоваром, первыми

его создателями, оторые сотворили это чудо. Расширять знания детей о самоварном промысле.

Воспитывать уважительное отношение к труду взрослых , гордость за людей труда своего города

Учить детей бережно относиться к растительности, беречь красоту , которую создают зеленые газоны. Воспитывать любовь к родной земле.

Рассматривание альбома

«Транспорт», дид. игра «Найди нужный знак»,

чтение А.Дорохов «Перекресток», Н.Носов «Автомобиль»

Рассматривание альбома «Птицы-наши друзья»,

дид. игра «Летает, не летает», чтение: К.Ушинский «Ласточка».

Подбор иллюстраций на тему «Поэтами воспетый наш Тульский самовар»,открытки «Тульские самовары», дид. игра «Найди такой же», чтение З. Журавлева «Чудо мастера».

Рассматривание альбома «Времена года», подбор картинок на тему : «Растения лугов и лесов Тульской области», дид. игра «Кто быстрее найдет», «Угадай и назови», чтение З. Александрова «Весенняя уборка» и «Полевые цветы».

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

нравственно-патриотическое воспитание дошкольников через ознакомление с родным краем, с родным селом

В настоящее время актуальной стали проблема гражданского и патриотического воспитания подрастающего поколения.Дошкольный возраст - важнейший период становления личности, когда закладываются предпосылк...

Консультация для педагогов "Воспитание национального самосознания у дошкольников через ознакомление с родным краем"

Консультация для воспитателей детских садов по нравственному - патриотическому воспитанию дошкольников...

Статья "Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников через ознакомление с родным краем» (из опыта работы воспитателя МБОУ ЦО№4)

Воспитатель МБОУ ЦО№4,  Харитонова И.К., поделилась опытом работы с детьми в данном направлении и отмечает следующее, что «уже на протяжении четырёх лет изучаю проблему нравственно – патриотическ...

Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников через ознакомление с родным краем

В новейшей истории нашей страны произошло много сложных, противоречивых событий в общественной жизни, политике, системе государственного и местного управления. В обществе искажены представления о добр...

Статья «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников через ознакомление с родным краем».

Статья «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников через ознакомление с родным краем»....

Формирование у детей патриотизма через ознакомление с родным краем

Воспитание патриотических чувств у детей дошкольного возраста –одна из задач нравственного воспитания, включающая в себя воспитание любви к близким людям, к детскому саду, к родному городу, к ро...