Формирование у детей патриотизма через ознакомление с родным краем
консультация (старшая группа)

Аверьянова Елена Раисовна

Воспитание патриотических чувств у детей дошкольного возраста –одна из задач нравственного воспитания, включающая в себя воспитание любви к близким людям, к детскому саду, к родному городу, к родной стране/

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл znakomstvo_s_rodnym_kraem.docx31.29 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование у детей патриотизма через ознакомление с родным краем

 

Воспитание патриотических чувств у детей дошкольного возраста –одна из задач нравственного воспитания, включающая в себя воспитание любви к близким людям, к детскому саду, к родному городу, к родной стране. Поэтому, в соответствии с требованием ФГОС ДО, работа воспитателя в ДОО должна быть направлена на объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных ценностей. В период старшего дошкольного возраста развиваются высокие социальные мотивы и благородные чувства. Знакомство детей с историко-культурными, национальными, природными особенностями формирует у них такие черты характера, которые помогут стать патриотами и гражданами своей Родины. Ведь, яркие впечатления о родной природе, об истории родного края, полученные в детстве, нередко остаются в памяти человека на всю жизнь. Необходимо донести до ребенка, что у каждого народа свои сказки, и все они передают от поколения к поколению основные нравственные ценности: добро, дружбу, взаимопомощь, трудолюбие. [2; 24]

В этот период начинают развиваться те чувства, черты характера, которые незримо уже связывают его со своим народом, своей страной. Корни этого влияния - в языке народа, который усваивает ребенок, в народных песнях, музыке, играх, игрушках, впечатлениях о природе родного края, о труде, быте, нравах и обычаях людей, среди которых он живет. Становление человека как гражданина должно начинаться с истории его малой Родины – родного города. Нельзя воспитать полноценного человека, любящего своих родителей, свой дом, свою страну, с уважением относящегося к другим народам если не знаешь своих корней и традиций своего народа. Поэтому особое место в нашей работе мы отводим знакомству с родным городом, краем. [2; 27]

Дети должны понять, что они являются частью народа огромной и богатой страны, что они граждане России, маленькие россияне. Для этого лучше всего знакомить детей с малой родиной – местом, где они живут. Дети должны знать тот район, в котором они живут, видеть красоту тех улиц, по которым проходят каждый день. Затем нужно подводить к пониманию того, что город – часть большой страны, а дети – жители России, ее граждане. Гражданин – житель страны, который признает ее законы (правила поведения), потому что он любит свою страну. [1; 14]

Сейчас, в процессе внедрения ФГОС, мы особое внимание уделяем правильной, соответствующей возрастным особенностям детей, организации предметно-образовательной среды в группе. Для наглядного восприятия детьми информации о символах и народностях края в каждой группе нашего сада оформлены «Патриотические центры».

Ребенок начинает познавать Родину также через ближайшее окружение: свою семью, детский сад. Прежде всего, детей знакомим со взрослыми людьми: их внешним видом, действиями, взаимоотношениями через рассматривание фотовыставки «Моя семья» , беседы «С кем я живу», наблюдением за работой взрослых в детском саду: няни, повара, дворника. Затем дети узнают, где и кем работают их родители и члены семьи. Стараемся донести до ребенка , что все они делают так , чтобы наш город становился красивее, чтобы людям в них жилось лучше. Знакомим детей с историей города. Проводя экскурсии по улицам, мы знакомим их с достопримечательностями города, названиями улиц. Особое внимание в нашем саду уделяется встречам с участниками ВОВ, участниками трудового фронта и их родственниками, которые рассказывают о вкладе наших земляков в победу над фашистами. Результатами таких встреч являются выставки рисунков « Улица, где я живу», «Дети рисуют войну», фотовыствка «Наш город».

Через экскурсии в парковую зону формируются представления детей о природе родного края. Мы знакомим детей с растениями, деревьями нашей зоны, рассматривали насекомых. Везде, где мы бывали с детьми, наблюдали, в каком состоянии находится территория, разговаривали о значении содержания её в чистоте. Старалась подвести детей к выводу: «Только от нас зависит, будет ли наш край красивым». Знакомство с родным краем вызывает у детей положительные чувства и эмоции, а также стремление изобразить то, что увидели. Рисунки детей, отражающие сильное и чистое чувство любви к своему краю, родной природе, позволяют им создать выразительные образы, основанные на собственных наблюдениях, а также заставляют задуматься над отношением к миру природы.

Воспитать патриота своей Родины – ответственная и сложная задача, решение которой в дошкольном детстве только начинается. Планомерная, систематическая работа, использование разнообразных средств воспитания, общие усилия детского сада и семьи, ответственность взрослых за свои слова и поступки могут дать положительные результаты и стать основой для дальнейшей работы по патриотическому воспитанию

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования представляет собой совокупность обязательных требований к дошкольному образованию.

Образовательная область «Познавательное развитие» предполагает развитие интересов детей, любви к своему краю, его истории. Родина.. Это слово выражает самое великое и дорогое, глубокое и сильное чувство человека. Дошкольный возраст – это один из лучших периодов развития любви к родным местам, воспитание начал патриотизма.

Из всего выше сказанного, видно, что проблема патриотического воспитания детей дошкольного возраста через ознакомление с родным краем является одной из актуальных задач дошкольного образования.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование начал чувства патриотизма через ознакомление с родным городом

Проект направлен на формирование чувства патриотизма, любви и привязанности к  Родине, преданности ей, ответственности за неё, желание трудиться на благо, беречь её богатства. Базовым этапом форм...

«Формирование патриотических чувств у детей дошкольного возраста через ознакомление с родным краем» (Консультация)

«Изучая предков, узнаём самих себя,  без знания истории мы                                  ...

«Формирование патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста через ознакомление с родным краем»

В настоящее время одной из наиболее важных и глобальных проблем общества является состояние духовного, нравственного здоровья россиян. Концепция дошкольного образования поставила  перед педагогам...

Педагогический проект «Формирование нравственно-патриотических чувств через ознакомление с родным краем»

Совершенствование педагогического процесса по нравственно-патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста посредством ознакомления с родным краем....