Статья «С Чего начинается Родина? Проблемы и пути решения задач нравственно-патриотического воспитания старших дошкольников через проектную деятельность»
проект (старшая группа)

Лазарева Лариса Николаевна

Актуальность. Родина, это сокровенное слово, в которое каждый вкладывает своё. У каждого человека она разная, но для всех является той отправной точкой, которая на протяжении всей жизни определяет очень многое, если не сказать - всё. Одной из форм воспитания патриотических чувств у детей дошкольного возраста является привитие любви к родному краю, к Малой Родине. Воспитать любовь к родному краю – это значит так показать детям их родной край, чтобы вызвать чувство восхищения своей Родиной.  В последние годы идет переосмысление сущности патриотического воспитания: идея воспитания патриотизма и гражданственности становится государственной задачей номер один. Современные исследователи в качестве основного фактора внедрения социальных и педагогических условий в патриотическое и гражданское воспитание дошкольников рассматривают национально – региональный компонент. Рост научно-технического прогресса отодвинул на второй план духовные ценности. Проблема воспитания у подрастающего поколения любви к своей малой Родине выпала из поля зрения ученых и практиков на многие годы.  Но с введением в действие закона РФ “Об образовании” произошли значительные изменения в развитии системы образования. Это повлекло изменения содержания образования по многим направлениям. Основные задачи нравственно-патриотического воспитания в системе образования: обеспечить историческую преемственность поколений, сохранить, распространить  развить национальную культуру, привить бережное отношение к историческому и культурному наследию народов России, воспитать патриотов России, граждан правового, демократического государства, способных к социализации в условиях гражданского общества.

Проблемы. Большое значение для познавательного, социально-личностного и нравственного развития детей дошкольного возраста имеет знакомство с родной страной, родным посёлком, с историей родного края, его достопримечательностями и известными людьми, но зачастую современные родители имеют недостаточно знаний о своем крае, не уделяют внимание данному вопросу, считая его неважным. Все чаще наблюдется отсутствие у детей познавательного интереса к истории своих предков и культурному наследию города, области, страны.

Решением станет реализация проекта: «С чего начинается Родина?» Целью которого, является осуществление комплексного подхода к воспитанию в духе патриотизма, приобщение дошкольников к истории и культуре родного края, местным достопримечательностям, воспитание любви и привязанности к Родине.

Задачи, решаемые при реализации данного проекта:

  • создать условия для приобщения взрослых и детей к истокам культуры родного края, воспитать чувство любви к своей семье.
  • развить интерес к истории семьи, семейным традициям, вовлечь взрослых и детей в активно-познавательную, исследовательскую деятельность по изучению и сохранению истории, природы и культуры своего края, города, района.
  • сформировать у детей и взрослых систему знаний о родном городе, крае на основе историко-художественно-краеведческого материала.
  • привлечь родителей к активному участию в реализации проекта, воспитать  чувство гордости за своих земляков, эмоционально-ценностное отношение к родному краю.

Принципы реализации проекта: принцип историзма реализуется путём сохранения хронологического порядка описываемых явлений и сводится к двум историческим понятиям: прошлое и настоящее, принцип гуманизации (принятие позиции ребёнка, учет его точки зрения, видение в ребёнке полноправного партнёра),   принцип дифференциации заключается в создании оптимальных условий для самореализации каждого ребёнка в процессе освоения знаний, принцип интегративности заключается в сотрудничестве с семьёй и другими социальными партнерами.

Ожидаемые результаты на уровне ребенка: освоены детьми доступные знания об истории родного края, об известных людях родного города, улицах, названных в честь героев войны, памятниках, сформирована система понятий духовных семейных ценностей, сформирована система элементарных проектно-исследовательских умений и навыков. На уровне родителей: повышена педагогическая грамотность и компетентность в вопросах нравственно-патриотического воспитания, активизирован интерес к себе как к педагогам-воспитателям, развиты исследовательские, проектировочные, коммуникативные, организаторские, рефлексивные способности, сформировано желание сотрудничества с ОУ, укреплена значимость семьи в воспитании гражданско-патриотических чувств ребенка.  На уровне педагогов: повышена профессиональная компетентность в вопросах гражданско-патриотического воспитания дошкольников. На  уровне ОУ: обогащена  развивающая среда по гражданско-нравственному воспитанию дошкольников, создан единый социум педагоги-дети-родители-общественность в сфере гражданско-патриотического развития личности дошкольника.

 Целевая аудитория: дети старшего дошкольного возраста, педагоги ОУ, родители воспитанников, социальные партнеры.

Тип проекта: практико-ориентированный, долгосрочный, открытый, коллективный. Условия реализации проекта: заинтересованность педагогов, детей и родителей, социальных партнеров, регулярность и систематичность работы. Сроки реализации: 1 год.

Разделы программы, содержание которых включено в проект: развитие речи, изобразительная деятельность, игровая деятельность, музыкальная деятельность, занятия по ознакомлению с окружающим миром, физическая деятельность, трудовая деятельность.

Перспективный план работы по реализации проекта.

Сентябрь. Тема: «Летопись моей семьи, моя родословная». Задачи: сформировать у детей интерес к своей семье, сохранению семейных традиций и обычаев, воспитать уважение к членам семьи, привлечь родителей к установлению в семье правил. Формы проведения: беседа «Что я знаю о своей семье», выставка рисунков «Моя семья»; разучивание стихов, пословиц, поговорок про семью, составление рассказов «Я расскажу вам о своей семье»,  семейные мини – проекты: «Моя родословная», «Правила моей семьи».

 Октябрь. Тема: «Герб нашей семьи», «Профессии моих родителей». Задачи: придумать герб своей семьи, побуждать детей к выполнению общественно значимых заданий, закрепить знания детей о профессиях родителях. Формы проведения: Семейный мини – проект «Герб семьи», выставка рисунков «Как мы отдыхаем», физкультурный досуг «Мама, папа, я – вместе дружная семья», участие в субботнике по уборке территории детского сада.

Ноябрь. Тема: «Природа района». Задачи: расширять знания детей о природе Сормовского района. Формы проведения: фотовыставка «Осень в Сормовском районе», конструирование «Улицы Сормово», выставка рисунков «Осенняя природа», семейный мини-проект «Любимые места в районе», «О чем говорят названия улиц?», конкурс рассказов «Моя улица», беседа «Что такое парки?», «На какой улице ты живешь?».

Декабрь. Тема: «Промышленность района», «Спорт, культура и отдых в Сормовском районе». Задачи: дать представления о промышленных объектах, их вреде и пользе, экологическая ситуация в городе, познакомить со спортивными и культурными учреждениями района: Сормовский Дом Культуры, музей истории завода «Красное Сормово»,  музей «Назад в СССР», ФОКах Сормовского района. Формы проведения: презентация: «Достопримечательности Сормовского района. Культура и отдых», презентация: «Спорт в родном районе», спортивное мероприятие «В здоровом теле - здоровый дух».

Январь. Тема: «Мой родной город Нижний Новгород». Задачи: познакомить детей с символикой нашего города, поддерживать интерес детей и взрослых к истории города, закрепить знания детей об архитектуре родного города. Формы проведения: видеофильм «Мой родной Нижний Новгород», «Откуда пошла Земля Нижегородская?», выставка фотографий исторических зданий города Нижнего Новгорода, фото-викторина «Отгадай, где я нахожусь?», выставка рисунков «Знай и люби свой город».

Февраль. Тема: «Люди, прославившие наш город». Задачи: воспитывать чувство уважения к профессиям и труду взрослых, познакомить с именами тех, кто основал и прославил город, познакомить с творчеством художников, писателей, поэтов города. Формы проведения: презентация «Экскурсия по памятным местам города», «Если бы я был мэром города, что бы я сделал для Нижнего Новгорода?», фото выставка  «Герои земли Нижегородской».

 Март. Тема: «Сормовское погружение». Задачи: закреплять знания о Сормовском районе, его символике, названиях улиц, о достопримечательностях, народных промыслах и людях, живущих на Сормовской земле. Пробудить в детях интерес к истории завода «Красное Сормово», изучению военной продукции завода, продукции судостроения. Формы проведения: презентация «Наше Красное Сормово», разучивание стихов про завод, видео ролик «Сормовское погружение «Затейников».

Апрель. Тема: «Люди земли Нижегородской». Задачи: расширять представления о труде людей родного края, познакомить с профессиями и деятельностью тружеников области, познакомить  с известными людьми, прославившими родной край. Формы проведения: презентация: «Известные люди края Нижегородского», семейный проект: «Мы – таланты Нижегородской области», сюжетно-ролевые, дидактические игры: «Кому что нужно для работы», «Угадай профессию», «Кем быть?».

Май Тема: «Знаю. Помню. Горжусь». Задачи: расширять знания детей о ВОВ, воспитывать чувство гордости за своих земляков. Формы проведения: рассказ «Кто защищал мой родной край в годы войны»,  рассказ о детях-героях войны, конкурс рисунков: «Парад Победы», презентация «Никто не забыт», изготовление стенгазеты «Затейники» помня героев».

Литература:

Абсалямова А.Г. Концепция регионального содержания дошкольного образования. Уфа: БГПУ, 2006, Горячев А.В. Проектная деятельность в образовательной системе “Школа 2100” // Журнал “Начальная школа. Плюс: до и после”, 2004, № 5,  Дмитриева, В.Г. Патриотическое воспитание дошкольников // Детский сад от А до Я. – 2003. – No 3, Евдокимова Е.С. «Проектирование модели гражданского воспитания в ДОУ». Управление ДОУ 2002 №6, Жирякова И.В. «Нравственно – патриотическое воспитание дошкольников через музейную педагогику». Управление ДОУ 2008 № 4, Маханева М.Д. «Нравственно – патриотическое воспитание дошкольников». Управление ДОУ 2005 №1, Основная общеобразовательная программа дошкольного образования. Под ред. Н. Е. 2. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. Издательство: Мозайка-синтез Год: 2014, Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения: Пособие для руководителей и практических работников ДОУ/ Авт.-сост.: Л.С.Киселёва, Т.А.Данилина, Т.С.Лагода, М.Б.Зуйкова. М.: АРКТИ, 2005, Интернет – ресурсы.

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Инновационный педагогический проект «Развитие нравственно-патриотических чувств у старших дошкольников через ознакомление с родным краем, городом»

Материал дает возможность педагогам выделить интересные фрагменты и при желании включиться в работу по их переносу в условия своего коллектива, обновляя образовательную практику. Опыт может быть реали...

Презентация «Развитие нравственно-патриотических чувств у старших дошкольников через ознакомление с художественной литературой»

«Определение путей оптимизации нравственно-патриотического воспитания детей дошкольного возраста в процессе ознакомления с художественной литературой»...

Доклад «Формирование нравственно - патриотических чувств у старших дошкольников через проектную деятельности»

«Формирование нравственно - патриотических чувств у старших дошкольников через проектную деятельности»...

ВОСПИТАНИЕ НРАВСТВЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКИХ ЧУВСТВ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ ОЗНАКОМЛЕНИЕ С РОДНЫМ КРАЕМ.

В статье сообщается о воспитании нравственно-патриотических чувств у детей старшего дошкольного возрста через ознакомление их с родным краем. Представлены цели и задачи работы, условия  и этапы р...

Доклад на августовских педагогических секциях на тему: «Нравственно-патриотическое воспитание старших дошкольников через проектную деятельность»

Гражданско-патриотическое воспитание сегодня – одно из важнейших звеньев системы воспитательной работы. Ответ на вопрос «Что такое патриотизм?» в разные времена пытались дать многие ...

«Формирование нравственно-патриотических чувств у старших дошкольников, через художественно-эстетическую деятельность"

Как часто звучат в наше время слова: «русская душа», «феномен русской души». Но не менее часто: «падение нравственности», «деградация общества». Поэтому...

«Воспитание патриотических чувств у старших дошкольников через проектную деятельность»

Проектная деятельность-это уникальная деятельность, направленная на  воспитатние патриотических чувств у старших дошкольников....