Главные вкладки

    Конспект занятия по ознакомлению с правилами этикета в «В царстве вежливых наук»
    план-конспект занятия (старшая группа) на тему

    Мережко Татьяна Владимировна

    Мною представлен конспект непосредственно-образовательной  деятельности социально-коммуникативной и духовно-нравственной направленности по ознакомлению с правилами этикета в старшей группе   «В царстве вежливых наук».

    Данный конспект составлен для  детей старшей группы в соответствии с разработанным мною комплексно-тематическим планированием по ознакомлению дошкольников с правилами этикета и отвечает требованиям ФГОС дошкольного образования. 

    В ходе образовательной  деятельности  происходила интеграция областей по социально-коммуникативному развитию,  познавательному развитию,  речевому развитию;  художественно-эстетическому развитию, физическому развитию.

    Представленный конспект – является авторской разработкой, построен в соответствии с дидактическими и общепедагогическими принципами:

    ·         Принцип воспитывающего обучения

    ·         Принцип непрерывности (занятие было построено на основе предыдущих совместных действий воспитателя и детей).

    ·          Принцип сознательности и  активности (поддерживалась мотивация и интерес).

    ·         Принцип доступности (соответствие возрастным особенностям).

    ·         Принцип психологической комфортности (были использованы тренинговые упражнения)

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Задачи:

    • Познакомить детей с понятием этикет. Формировать навыки использования в речи вежливых слов и выражений. Учить детей соблюдать этикет и быть приятным для окружающих. Учить детей формировать свои взгляды, интересы.
    • Формировать элементарные представление о хороших и плохих поступках, умение правильно оценивать себя и других;
    • Учить правильно, называть нравственные качества настоящего товарища; воспитывать доброжелательное отношение к товарищам; дать представление о специфических сторонах общения девочек и мальчиков и формировать у ребят умение общаться между собой;
    • Закреплять правила поведения в общественных местах и учить речевому общению в коллективе.

    Материал: маски с различным эмоциональным состоянием (добрая, грустная, удивленная);  мягкая игрушка – котёнок;  лепестки (по количеству детей); аудиозапись звуков поезда, теплохода, самолета; странички книги «Правила этикета»;  презентация «Добрые слова».

    Литература: Курочкина И.Н. Дошкольнику о хороших манерах и этикете., Безгина О.Ю. Речевой этикет старших дошкольников.,  Насонкина С.А. Уроки этикета., Давай познакомимся! тренинговое развитие и коррекция эмоционального мира дошкольников 4 – 6 лет / автор-составитель Пазухина И.А. 

    Предварительная работа: просмотр развивающего мультфильма «Лунтик и его друзья. Изучаем правила»

    Образовательные области:

    • социально-коммуникативное развитие,  
    • познавательное развитие,  
    • речевое развитие;
    •  художественно-эстетическое развитие,
    • физическое развитие.

    Ход:

    Посмотрите на меня!

    Ваш экскурсовод сегодня я.

    Не теряя ни минутки,

    Приглашаю вас я в путь!

    Взять все знания в дорогу!

    И улыбку не забудь!

    Мы отправимся сегодня

    в Царство вежливых наук.

    - Ребята, наши старые знакомые, Лунтик и его друзья, приглашают совершить путешествие в Царство вежливых наук, чтобы познакомить вас с правилами этикета.

    -  А вы знаете, что такое этикет? (правила вежливости и культуры поведения).

    - А что значит быть вежливым, воспитанным, культурным человеком? (Воспитанный человек разговаривает вежливо, всегда говорит волшебные слова, никогда никого не обижает, всегда помогает слабому, никогда не будет смеяться над бедой другого, а если пообещает, то обязательно сдержит свое слово).

    - Молодцы, ребята. Правильно. Этикет, как порядок поведения создан людьми для приятного общения, для проявления своим поведением уважения и любви к окружающим людям.  Всему этому нужно учиться каждый день, тогда вы, действительно, вырастите культурными и воспитанными людьми.

    Лунтик уже побывал в Царстве вежливых наук и записал все правила в книгу «Правила этикета», чтобы рассказать о них своим друзьям. Только когда он уже собрался возвращаться подул сильный ветер и все странички книги разлетелись по всему царству. Поможем Лунтику собрать странички книги? (Да!).  

    - Ребята, вы готовы отправиться в царство этикета?

    - Да!

    - Тогда нам пора отправляться в путь. А вы знаете, что в дальние края можно путешествовать мысленно?

    - Как это?

    - Очень просто. Нужно только закрыть глаза и представить, как мы едим на поезде, плывем на теплоходе, летим на самолете или мчимся на северных оленях. Итак, в путь. Закрывайте глаза и занимайте места в вагоне (аудиозапись звуков поезда).

    - А теперь откроем глаза. Приехали.

    Станция «Добрые слова».

    - Ребята, что вы говорите, когда встречаете друзей?

    - Привет, здравствуй.

    - А вы знаете, что здороваться можно по-разному? Какими словами, жестами можно приветствовать друг друга?

    - Здравствуйте, привет, доброе утро, добрый день, кивнуть головой, улыбнуться, пожать друг другу руки…

    - Молодцы, ребята, много знаете приветственных слов. У всех людей на земле есть свой обычай приветствия. В русском языке есть прекрасное слово «здравствуй». Ребята, как вы думаете, что оно означает?

    - Будь здоров.

    - Правильно, слово «здравствуйте» очень старое. Связано оно со словом «дерево». Когда-то давно,  люди, произнося слово «здравствуйте»,  желали другим быть здоровыми, крепкими, могучими, как дерево.  И теперь мы, когда говорим это слово, желаем человеку быть здоровым, сильным, крепким.

     - Здравствуйте!

     - Ой, кто это сказал?

     - Ребята, посмотрите, это же котенок, он хочет с вами поиграть.  Становитесь скорее в круг.

    Игра «Вежливый ребенок»

    Взявшись за руки, дети водят хоровод вокруг игрушки-котенка и приговаривают:

    Все хорошие ребята

    Знают добрые слова.

    Приходите к нам, котята,

    Рады видеть вас всегда.

    Ребенок, остановившийся на последнем слове напротив игрушки, произносит приветственные слова, которые еще никем не произносились. Выигрывает тот, кто знает больше таких слов («как я рад тебя видеть», «как я по тебе соскучилась», «как хорошо, что мы встретились» и т. д.)

    - А вот и первая страничка нашлась (показываю детям страничку «Правила приветствия»)

    Вежливо здороваться вы умеете, а какие вежливые слова вы еще знаете?

    - Спасибо, пожалуйста, извините, будьте добры, прошу прощения, благодарю…

    - Молодцы, а сейчас ребята прочитают для нас стихи о добрых, вежливых словах. (Стихи сопровождаются показом презентации «Добрые слова»).

    1-й ребенок:

    Добрый день!

    - Добрый день! – тебе сказали.

    - Добрый день! – ответил ты.

    Как две ниточки связали –

    Теплоты и доброты.

    2-й ребенок: Доброго пути!

    Нам желают доброго пути!

    Будет легче ехать и идти.

    Приведет, конечно, добрый путь

    Тоже к доброму чему-нибудь.

    3-й ребенок:

    Здравствуйте!

    - Здравствуйте! -

    Ты скажешь человеку.

    - Здравствуй, - улыбнется он в ответ.

    И, наверно, не пойдет в аптеку

    И здоровым будет много лет.

    4-й ребенок:

    Пожалуйста.

    Отменить, что ли,

    Слово «пожалуйста»,

    Повторяем его поминутно.

    Нет, пожалуй, что

    Без «пожалуйста»

    Нам становится неуютно.

    5-й ребенок:

    Спасибо.

    За что мы говорим спасибо?

    За все, что делают для нас.

    И мы припомнить не смогли бы –

    Кому сказали? Сколько раз?

    6-й ребенок:

    Простите.

    Простите, я больше не буду

    Нечаянно бить посуду,

    И взрослых перебивать,

    И, что обещал, забывать.

    Но если я все же забуду,

    Простите, я больше не буду.

    7-й ребенок:

    Добрые слова.

    Эти слова всем известны давно,

    Видишь, они и просты, и новы,

    Но я еще повторю все равно:

    - Добрые люди, будьте здоровы!

    - Молодцы! Я считаю, что все эти слова заслуживают аплодисментов.

    - Ребята, а может ли вежливое слово потерять свою волшебную силу?

    - Да.

    - Когда, по-вашему, это бывает?

    - Когда сказано грубым голосом или слово расходится с делом.

    - Правильно, ребята. Ведь все волшебные слова произносятся вежливо, с улыбкой.

    - Давайте мы с вами поиграем в игру «Пожалуйста».

    (Воспитатель показывает разные движения, а дети должны их повторить лишь в том случае, если он добавит слово «пожалуйста». Кто ошибается – выбывает из игры.)

    - А теперь, чтоб узнать, как вы поняли, что такое «волшебные слова», решим задачу: «Пожалуйста! »

    «Леночка сидела в автобусе. Она все время вертелась, болтала ногами. Её соседка отодвинулась. Она боялась, что Леночка испачкает ей пальто.

    - Девочка, сиди спокойнее, пожалуйста. Так нельзя себя вести – сделала замечание старушка, сидевшая напротив.

    - А что я сделала? – возразила Леночка. Подумаешь! Пожалуйста, буду сидеть спокойно.  И она, надувшись, стала смотреть в окно»

    - И девочка, и старушка произнесли слово «пожалуйста». Можно ли назвать Леночкино «пожалуйста» волшебным? Почему?

    - Потому что слово «пожалуйста» Лена произнесла грубо, как бы передразнивая старушку.

    - Вы решили мою задачу, ребята. Хорошо, что вы знаете волшебные слова. Недаром в народе говорят: «Слово лечит, слово и ранит». Запомните это, ребята. Вот и вторая страничка нашлась – она называется «Волшебные слова».

    - Ребята,  пришло время немного отдохнуть . Сделаем зарядку.

    Мамам дружно помогаем.

    Мамам дружно помогаем:

    Сами в тазике стираем.

    И рубашки, и носочки

    Для сыночка и для дочки.

    (Наклоны вперед, движения, имитирующие полоскание.)

    Через двор растянем ловко

    Для одежды три веревки.

    (Потягивание – руки в стороны.)

    Светит солнышко-ромашка,

    Скоро высохнут рубашки.

    (Потягивание – руки вверх.)

    - Молодцы. Наше путешествие продолжается. Закрываем глаза, пересаживаемся на теплоход (аудиозапись звуков теплохода).

     Станция «Любезные услуги». А живет здесь герой знакомого вам мультфильма. Отгадайте, кто это? Он самый добрый и вежливый. Его любимая фраза: «Ребята, давайте жить дружно!»

    - Конечно же, это кот Леопольд.

    - Посмотрите на маски и выберите ту, которая больше всего подходит Леопольду.

    - Почему вы выбрали именно эту маску?

    - Потому что Леопольд очень добрый и веселый кот.

    - Он всегда говорит о том, что мальчики и девочки должны быть хорошими, верными друзьями. А друзей – как мы уже знаем – нужно беречь. Нужно заботиться о них. Нужно вести себя с ними воспитанно и вежливо.

    - Вежливый мальчик обязательно уступит в автобусе свое место девочке.

    - Он никогда не усядется за стол, пока за этим столом не займут свои места девочки.

    - И, конечно же, рыцарь никогда не станет обижать девочек.

    - Давайте рассмотрим ситуации. «Мальчик оказывает любезные услуги девочке».

    - Ты подошел к двери вместе с девочкой. Как ты поступишь?

    - Мальчик уступает в автобусе место девочке.

    - Мальчик помогает девочке нести тяжелые предметы.

    - Девочки должны уметь принять эти услуги и поблагодарить за них или вежливо отказаться, сказав спасибо.

    - Сейчас мы с вами поиграем в игру, в которой мальчики будут помогать девочкам, а девочки благодарить мальчиков за их помощь.

    Игра «Лужа».

    Воспитатель, проходя мимо детей сидящих на стульях, говорит слова: «Иду, иду, иду, дружка себе найду», останавливаясь перед одним из детей, спрашивает: «Хочешь играть со мной? Тогда пойдем вместе» Дальше они идут вместе, декламируя «Идем, идем, идем, дружка себе найдем!» Постепенно собирается цепочка из детей. Все образуют круг.

    Я буду читать стихотворение, и показывать движение, а вы мне помогайте:

    Ай, гугу, гугу, гугу - хоровод движется вправо, с последним словом

    Не кружися на лугу - дети слегка приседают, держась за руки.

    На лугу то лужица, - Опускают руки, поворачиваются лицом к

    Голова закружится - центру, берутся руками за голову и качают

    Ой, вода! ой вода! - головой, с последним словом поворачиваются

    Вот беда так беда! - спиной к луже.

    Прыг-скок, прыг-скок! - делают несколько прыжков от центра и останавливаются.

    Прыгал, прыгал и скакал, - с последним словом дети приседают,

    Прямо в лужицу попал! - «попадают в лужу».

    После последних слов мальчикам нужно быстро вскочить с пола, подбежать к девочкам, взять их за руки и помочь им «выскочить из лужи». Девочки благодарят своих спасителей (игра повторяется 2-3 раза).

    - Я думаю, в нашей группе все дети всегда будут дружить и никогда не ссориться. А для того, чтобы у Вас было много друзей, помните несколько советов:

    - Никогда не груби своим товарищам.

    - Не называй обидными словами.

    - Не давай прозвищ.

    - Не толкайся и не дерись.

    А вот и третья страничка нашлась. Она называется «Верные друзья».

    - А сейчас мы вместе поиграем в игру: «Это я, это я, это все мои друзья».

    Я вам буду задавать вопросы, а вы будете отвечать.

    - Кто привык у вас к порядку, утром делает зарядку?

    - Кто из вас, скажите братцы, забывает умываться?

    - Кто из вас, скажите дети, кулаками машет,

    слезы мажет по лицу и кричит: «Сейчас побью! »

    - Кто из Вас, скажите братцы, друг другу помогает

    Товарищей не обижает?

    - Мы бедные игрушки, поломанные!

    - Мы бедные игрушки, не сложенные!

    - Нелюбимые и забытые.

    - Кто на полки нас посадит? Кто на место отнесет?

    - Кто нам платьице поправит, в косы ленты заплетет?

    - И еще один вопрос: кто себе не моет нос?

    - Кто из вас, ребята, хочет: аккуратным, чистым быть.

    - С мылом, щеткою, водою обязательно дружить?

    - Молодцы, ребята. А мы продолжаем наше путешествие на самолете (аудиозапись самолета). Закрываем глаза.

    Следующая станция «Цветочная поляна». 

     Мы с вами на волшебной поляне. Вам нужно  выбрать подходящие лепестки и выложить цветы вежливости (дети выкладывают цветы). Какого цвета лепестки вы взяли для своего цветка?

    - Солнечные, яркие, красные, розовые, радостные…

    - Я тоже выложила свой цветок. Он похож на цветок вежливости?

    - Нет!

    - А как бы вы его назвали?

    - Цветок грубости!

    - Да, действительно. Вы выполнили все задания, и нашли еще одну страничку. А теперь пора возвращаться. Раз, два, покружись, в своей группе очутись.

    - Вот и закончилось наше путешествие. Где мы с вами побывали, что мы с вами повидали? (ответы детей).

    - А еще мы помогли Лунтику и его друзьям странички книги «Правила этикета».

     Не забывайте, ребята использовать «волшебные слова» в своей речи. И что бы вы ни делали, всегда должны помнить, что живете на свете не одни. Вас окружают другие люди, ваши близкие, товарищи, и вы должны вести себя так, чтобы им было легко и приятно жить рядом с вами. Именно в этом и состоит настоящая вежливость.

    Все берутся за руки и проговаривают:

    Все мы дружные ребята.

    Мы ребята-дошколята.

    Никого не обижаем.

    Как заботиться, мы знаем.

    Никого в беде не бросим.

    Не отнимем, а попросим.

    Пусть всем будет хорошо,

    Будет радостно светло.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект НОД по ознакомлению с окружающим по теме «В царстве вежливых наук».

    НОД построена в игровой форме, направлена на социализацию дошкольников: развитие представления о том, что такое "дружба", "вежливость", "гуманность"....

    Комплексно-тематическое планирование по ознакомлению старших дошкольников с правилами этикета

    В современном российском обществе происходит переоценка многих положений, в том числе обязательных требований к дошкольному образованию,  которые закреплены во вступивших в силу ФГОС ДО. Одним из...

    Консультация для воспитателей: "В царстве вежливых наук"

    Что такое этикет, навыки этикета сервировка стола, поведение за столом, культура внешнего вида, речевой этикет, поведение в общественных местах, поведение в разнообразных жизненных ситуациях....

    в царстве вежливых наук

    Воспитание нашего будущего поколения зависит не только от воспитателя, но и от родителей ....

    ПЛАНИРОВАНИЕ РАБОТЫ ПО РАЗВИТИЮ ЭТИКИ "ЦАРСТВО ВЕЖЛИВЫХ НАУК"

    ПЛАНИРОВАНИЕ РАБОТЫ ПО РАЗВИТИЮ ЭТИКИ "ЦАРСТВО ВЕЖЛИВЫХ НАУК"...

    "В царстве вежливых наук"

    Вежливым быть важно!...