Консультация "Сказкотерапия в ДОУ"
методическая разработка по художественной литературе по теме

Тямина Ольга Александровна

краткое введение в использование сказкотерапии в детском саду

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_skazkoterapiya.docx31.83 КБ

Предварительный просмотр:

КОНСУЛЬТАЦИЯ

Сказкотерапия в детском саду

Сказкотерапия в детском саду

Сказка и терапия – как можно объединить эти два понятия? Занятия с использованием сказочных сюжетов помогают ребятам справиться со многими возрастными проблемами. Не случайно этот жанр фольклора – древнейший метод воспитания. Все чаще сказкотерапия используется воспитателями детских садов.

Специалисты по возрастной психологии считают, что лечение сказками можно использовать в любом количестве и для детей любого возраста. Играть в сказку – это не только развлечение. На основе волшебных сюжетов, бытовых и литературных сказок сказкотерапевты составляют серьезные методики.

Терапия сказкой помогает ребенку справиться со многими внутренними переживаниями. Маленькому человечку всегда проще передать нормы поведения и умение ориентироваться в разных жизненных ситуациях в игровой форме. С помощью сказочной метафоры ребенок сам делает нужные выводы. Рассказ о какой-нибудь капризной принцессе или «зайце-хвастуне» всегда эффективнее ваших нотаций.

Сказкотерапия помогает замкнутому ребенку раскрыться, а слишком агрессивного и непоседливого учит задумываться. В процессе сказочной игры дети развивают речь и фантазию, творческие способности и логическое мышление. Разыгрывая сказочное представление или обсуждая сказку, они приобретают навыки общения.

Как может проходить терапия сказкой в группе детского сада? Ведущий подбирает сказочные истории на разные темы. Например, о страхе и смелости, о добрых и злых поступках, о жадности и т.д. Сказки можно просто рассказывать и обсуждать с детьми, придумывать свои. Хорошо применять при этом пальчиковые и другие игрушки.

Этот метод позволит узнать о ребенке много нового. Например, отчего «Аленушка» или «Иванушка» боится темноты или часто плачет. Выражая свои внутренние переживания через сказочного героя, ребенок (иногда даже сам того не подозревая) может подсказать вам решение конкретной проблемы.

Сказочный тренинг можно построить в виде спектакля, где воспитатель превратится в режиссера, а дети – в актеров. Сказочное лицедейство очень им сродни, и это поможет обыграть любые ситуации легко, играючи.
В такое занятие при необходимости можно включать различные физические упражнения, логопедические и другие дополнительные развивающие и терапевтические занятия.

Примерный план сказочного тренинга.

1. Вспомнить прошлое занятие и проговорить с детьми, какую сказку они разыгрывали, к каким выводам пришли.

2. Познакомить ребят с новой сказочной историей на определенную тему (например, «К чему приводит жадность»). Хорошо изобразить ее в лицах – так сказка быстрее вызовет у ребят эмоциональный отклик.

3. Упражнения и игры для закрепления нового опыта.

4. Выводы, к которым привело занятие. Важно, чтобы разыгранное сказочное действие было связано с реальной жизнью.

Для занятий по методу сказкотерапии хорошо использовать сказочные декорации и костюмы, музыкальный фон. Детям очень нравятся ритуалы, с которых занятие начинается и заканчивается. Например, катание яблочка по тарелочке – она «начинает показывать сказку». Можно просто передавать из рук в руки любой «волшебный» предмет (клубочек, золотое яйцо, плюшевого сказочного героя и т.д.). Пусть дети поздороваются друг другом и пожелают всем счастья.

Любой из вас при желании может стать хорошим сказкотерапевтом. Для этого нужно самому стать сказочником и немного волшебником – и дети не останутся у вас в долгу.