Главные вкладки

    Важнейшие педагогические подходы к воспитанию культуры поведения детей дошкольного возраста.
    учебно-методический материал на тему

    Веремиенко Елена Викторовна

    Культурное поведение является одной из составляющих нравственного воспитания человека. Культура поведения помогает общению человека с окружающими, обеспечивает ему эмоциональное благополучие и комфортное состояние. Первые представления о нормах поведения принятых в обществе, ребенок получает в семье и детском саду.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл el_vik_vosstanovlen.docx53.45 КБ

    Предварительный просмотр:

    Важнейшие педагогические подходы к воспитанию культуры поведения детей

    дошкольного возраста.

    Культурное поведение является одной из составляющих нравственного воспитания человека. Культура поведения помогает общению человека с окружающими, обеспечивает ему эмоциональное благополучие и комфортное состояние. Первые представления о нормах поведения принятых в обществе, ребенок получает в семье и детском саду.

    С раннего возраста родители внушают ему определенные нравственно поведенческие правила. Придя в детский сад, ребенок попадает в мир, в котором соблюдение поведенческих правил необходимо для нормального и приятного существования всего детского коллектива, где воспитатель терпеливо формирует его представления о нормах поведения, влияя тем самым на отношения дошкольника со сверстниками, родителями, друзьями и знакомыми и незнакомыми людьми, помогая ему ориентироваться в общественной жизни и развивать позитивное общение.

    Родители и воспитатели обязаны помочь маленькому человеку в познании тайн человеческих взаимоотношений, в приобретении поведенческих ориентиров, без которых нельзя чувствовать себя в обществе достаточно уверенно.

    Учить детей правилам поведения увлекательно, если делать это с любовью и фантазией. Ребёнок много узнаёт об окружающем мире и задача воспитателя - расширить и скорректировать эти знания, привести их в систему, общепринятую в обществе.

    В этикетном поведении высока значимость нравственного аспекта.

    Нравственное воспитание – активный процесс формирования нравственных чувств и привычек, нравственного поведения.

    Основные три группы задач нравственного воспитания

    выделили В.И.Логинова и П.Г.Саморукова:

    1)Формирование нравственного сознания подрастающего поколения - система нравственных представлений, понятий, суждений. У детей дошкольного возраста формируются конкретные нравственные представления связанным с конкретным опытом поведения, общения отношения со сверстниками и взрослыми. Эти представления характеризуются ситуативностью, фрагментальностью, недостаточной осознанностью. Они включают представления об отношении к игрушкам, к личным и общественным вещам о нормах, правилах и способах поведения в семье, детском саду, общественных местах, о положительных нравственных качествах, об отрицательном отношении к аморальным проявлениям: лживости, жесткости, трусости, лености и т.д.

    1. Формирование нравственного поведения детей на всех этапах развития. В дошкольном возрасте дети накапливают первый опыт нравственного поведения, у них формируются первые навыки организованного и дисциплинированного поведения, навыки положительных взаимоотношений со сверстниками и взрослыми, навыки самостоятельности, умение занять себя интересной и полезной деятельностью, поддерживать порядок и чистоту окружающей обстановки.

    Нравственное формирование личности ребенка строится по линии постепенного расширения опыта нравственного поведения, большей его осознанности и взаимосвязи с углубляющимися чувствами и расширяющимися нравственными представлениями.

    1. Формирование нравственных чувств и отношений. В период дошкольного детства воспитанию чувств детей уделяется особое внимание. Опираясь на эмоциональную отзывчивость детей, их впечатлительность, яркость  воображения подражательность, педагоги воспитывают у детей первые гуманные чувства: заботливость, внимательность, доброжелательность. На этой основе начинают формироваться чувства дружбы, коллективизма. Именно в дошкольном возрасте начинают формироваться сложные социальные чувства: чувства любви к Родине, интернациональные чувства и др.
    2. Главная функция нравственного воспитания в обществе состоит в том, чтобы сформировать у подрастающего поколения нравственное сознание, устойчивое нравственное поведение. Нравственные чувства, сформировать активную жизненную позицию каждого человека, привычку руководствоваться в своих поступках, действиях, отношениях чувством общественного долга. Для этого необходимо комплексное воздействие на личность, формирование в единстве нравственного сознания, чувств и поведения.

    Культура поведение составляет важную часть нравственного содержания.

    Культура поведения - широкое, многогранное понятие, раскрывающее сущность моральных норм в системе наиболее значительных, жизненно важных отношений, отношений к людям, к труду, к предметам материальной и духовной культуры.

    Гуманность как нравственное качество обращено к другим, т. е. оно характеризует особое мировосприятие человека, реализованное в его непосредственных взаимоотношениях с другими людьми. Это мировосприятие, а точнее восприятие другого человека, включает установку на уважение к нему как к другому равноценному члену общества, дружелюбие и доброжелательность, внимание к его нуждам и готовность прийти на помощь; внимательность - стремление не обидеть человека, не задеть его интересы, терпимость и великодушие, основанные на умении понять другого человека; способность к сочувствию и сопереживанию; готовность к защите слабого. В основе гуманизма человека лежит, прежде всего, уважительное и заботливое отношение к человеку.

    Важный элемент человеческой культуры — речевой этикет. Вежливость воспитывается вежливость.

    Мы обращаем особое внимание на обучение детей вежливости, учим их правилам речевого этикета. Хотя невозможно скрыть и того, что нередко взрослые разрешают себе по отношению к ребёнку или в его присутствии не совсем изысканные слова, выражения, которые тут же детьми перенимаются и «пускаются в обращение». Потом за такие «словечки», «фразочки» их, к большому удивлению, наказывают. «Дети — увеличительные стёкла зла», - как-то заметил Л.Н. Толстой. Неправильные, грубые слова взрослых они услышат быстрее, чем вежливые, т. к. последнее для детей привычнее, это — норма.


    Этикет — это совокупность правил поведения, касающихся отношения к людям (обхождение с окружающими, формы обращения и приветствий, манеры поведения в общественных местах). Такое определение даёт «Словарь по этике». Вежливость — способ применения этикета.

    Общеизвестно, что самое важное в воспитании вежливости у ребёнка - постоянный добрый пример. Взрослые дают детям «модели поведения», демонстрируют необходимость в любой ситуации придерживаться норм этикета, быть вежливым. Современный подход к ребёнку как к личности, нуждающейся в понимании, в уважении её интересов и прав, делает проблему воспитания вежливости особенно актуальной. Поэтому очень важно, чтобы «этикетными» способами установления контактов с людьми владели в полном объеме, как родители, так и педагоги.

    В детском саду дети общаются друг с другом и с педагогом от 6-7 до 9 часов и день. Во время общения и происходит обмен способами и навыками общения, умениями речевого поведения. Ежеминутно в течение всего дня дети учатся у взрослых и друг у друга речевому поведению, характерным жестам, мимике, словечкам. Конечно, этикет только одно из многочисленных средств общения, но особо значимое, ценное. Ведь очень часто бывает, что педагог учит не тому, что говорить, а как говорить, как общаться, как относиться к детям, коллегам и др. Нередко воспитатель требует вежливости к себе, особого внимания к своим словам, но не умеет слушать, поблагодарить ребёнка или извиниться перед ним.

    У этикета есть словесные и несловесные средства («волшебные слова», «волшебные взгляды», рукопожатия, позы, жесты, интонации, манеры, поступки), Важно обучить детей всему, что связано с этикетом, но особо важно пополнить детский словарь словесными средствами.

    Самых распространённых «волшебных слов», которые всегда должны быть в «запасе», всего-то около тридцати.

    Утро; «Добров утро», «Я рада тебя видеть», «Здравствуй», «Как ты себя чувствуешь?».

    За завтраком (обедом, ужином): «Приятного аппетита», «Благодарю», «Спасибо», «Позволь за тобой поухаживать», «Всё было очень вкусно».

    Во время общения: «Разреши», «Будь добр», «Пожалуйста», «Извини», «Позволь», «Если тебя не затруднит», «Прошу прощения».

    После тихого часа: «Как спалось», «Как твоё здоровье?».

    Вечером: «Добрый вечер», «До свиданья», «До завтра», «До встречи», «Счастливого пути», «Всего хорошего», «Доброй ночи», «Приятных снов».

    Воспитанием вежливости педагоги занимаются во время всех режимных моментов, на любых занятиях и вне их. В практике предпочтение часто отдаётся таким методам, как прямое объяснение этикетных норм, убеждение, разъяснение (разговоры, беседы). Не умоляя значения такого способа, как разъяснение детям правил этикетного поведения и необходимости их соблюдения, все же считаем, что самым действенным способом воспитания вежливости и речевого этикета, после личного примера взрослых является игра, особенно - ролевая и театрализованная, «игра, как способ практического осмысления» этикетных норм и применения знаков речевого этикета. Велика также роль художественной литературы, которая даёт образцы нравственности, «правильного» и «неправильного» речевого поведения.

    Не следует забывать и роль дидактических картин и картинок в развитии словаря и связной речи ребёнка, в усвоении им норм и способов общения: Само содержание специальных серий «этических дидактических» картин даёт такую возможность: дети обсуждают, кто поступил правильно, хорошо, а кто - неправильно, как надо было поступить, что надо было сказать и как, какие слова.

    Любая совместная продуктивная деятельность детей даёт возможность формировать положительное отношение к партнёрам, использовать правила речевого этикета и беседовать при удобном случае на тему важности, полезности и необходимости соблюдения правил.

    Активное освоение правил поведения неотделимо от формирования дисциплинированности.

    Дисциплинированность — сложное нравственное качество. Оно включает умение управлять своим поведением, сознательно подчинить его правилам и требованиям со стороны коллектива, общества, руководствоваться при соблюдении этих правил общественным долгом.

    Дисциплина — это обязательное для всех членов коллектива подчинение твёрдо установленному порядку, основанное на высокой сознательности и уважении правил гражданского общежития, неукоснительное выполнение своих обязанностей. Дисциплинированность ребёнка - дошкольника выражается в формирующейся привычке и способности выполнять установленные в детском саду и семье правила поведения и требования взрослых, понимать их целесообразность и необходимость, а также в умении управлять своими поступками (тормозить свои порывы, сдерживать действия, нарушающие требования дисциплины). Дисциплинированность у дошкольников находится в стадии начального формирования и отличается от дисциплинированности детей более старших возрастов недостаточной устойчивостью, недостаточно развитой способностью ребёнка сознательно следовать требованиям дисциплины в новых условиях.

    Воспитание дисциплинированности как черты поведения старшего дошкольника базируется на формирующейся в младшем и среднем дошкольном возрасте привычке к послушанию, к выполнению требований взрослого на основе признания его авторитета, любви к близким людям, подражания им в своём поведении. Постепенное осознание смысла требований взрослых, понимание нравственной сущности правил детьми, накопление положительного опыта поведения способствуют трансформации простого послушания в более высокое качество сознательной и добровольной дисциплинированности.

    Понятие "культура поведения дошкольника" также можно определить как совокупность полезных для общества устойчивых форм повседневного поведения в быту, в общении, в различных видах деятельности.

    Пеперина С.В., условно выделила следующие компоненты, которые входят в содержание культуры поведения: культура деятельности, культура общения, культурно-гигиенические навыки и привычки.

    Культура деятельности проявляется в поведении ребёнка на занятиях, в играх, во время выполнения трудовых поручений.

    Формировать у детей культуру деятельности - значит воспитывать у них умение содержать в порядке место, где

     

    он трудится, занимается, играет; привычку доводить дело до конца, бережно относиться к игрушкам, вещам, книгам.

    Важнейший показатель культуры деятельности - естественная тяга к интересным, содержательным занятиям, умением дорожить временем. Учиться регулировать свою деятельность и отдых, быстро и организованно выполнять гигиенические процедуры, утреннюю гимнастику. Это будет хорошей основой для формирования у него навыков эффективной организации труда.

    Культура общения предусматривает выполнение ребёнком норм и правил общения с взрослыми и сверстниками, основанных на уважении и доброжелательности, с использованием соответствующего словарного запаса и форм обращения, а так же вежливое поведение в общественных местах, быту.

    Культура общения предполагает умение не только действовать нужным образом, но и воздерживаться от неуместных в данной обстановке действий, слов, жестикуляции. Именно уважение к окружающим в сочетании с простой, естественностью в манере говорить и проявлять свои чувства характеризует такое важное качество ребёнка, как общительность.

    Культура общения обязательно предполагает культуру речи. Культура речи предполагает наличие у дошкольников достаточного запаса слов, умение говорить лаконично, сохраняя спокойный тон.

    Уже в младшем возрасте, а особенно в среднем дошкольном возрасте, когда ребенок осваивает грамматический строй речи, учится правильно строить фразы, его приучают называть взрослых, но имени и отчеству, на "ВЫ", корректируя произношение, учат детей говорить в нормальном темпе, без скороговорки или растягивания слов. Не менее важно в это время научить ребёнка внимательно слушать собеседника, спокойно стоять во время разговора, смотреть в лицо говорящему.

    При организуемых педагогом воспитательно-образовательных мероприятиях, поведение, вопросы и ответы детей в значительной мере регламентированы заданиями, содержанием материала и формами организации детей. Понятно, что культура общения в таких процессах формируется быстрее,

    легче. Но не менее важно воспитывать культуру общения в повседневной жизни, в разных видах их самостоятельной деятельности, в совместных играх.

    Культурно-гигиенические навыки - важная составная часть культуры поведения Необходимость опрятности, содержание в чистоте лица, рук, тела, прически, одежды, обуви, продиктована не только требованием гигиены, но и нормами человеческих отношений. Дети должны понять, что в соблюдении этих правил проявляется уважение к окружающим, что любому человеку неприятно касаться грязной рукой или смотреть на неопрятную одежду. Неряшливый человек, не умеющий следить за собой, своей внешностью, поступками, как правило, небрежен и в работе. Педагоги и родители должны постоянно помнить, что привитые в детстве навыки, в том числе культурно - гигиенические, приносят человеку огромную пользу в течение всей его последующей жизни.

    Культуру еды очень часто относят к гигиеническим навыкам. Но её значение не только в выполнении физиологических потребностей. Она имеет и этический аспект - ведь поведение за столом основывается на уважении к сидящим рядом, а также к тем, кто приготовил пищу. С дошкольного возраста дети должны освоить определенные навыки.

    В старшем дошкольном возрасте деятельность педагога строится с учетом достигнутого детьми уровня воспитанности и направлено на то, чтобы закрепить и сделать привычными усвоенные положительные формы поведения, а также познакомить детей с новыми правилами поведения, расширить "социальную зону" их применения, сформировать новые ценные привычки. При воспитании детей старшего дошкольного возраста, внимание педагогов и родителей должно быть обращено на расширение "сферы действия" навыков культуры поведения. Дети этого возраста способны проявлять большую активность, самостоятельность не только в играх, и при самообслуживании, но и в разнообразном труде, на занятиях. Приобретенные и усвоенные навыки, они используют в новых для них ситуациях, например, моют руки не только перед едой и после туалета, но и после ухода за животными и растениями, уборки групповой комнаты, игр с песком, а заботу, вежливое и доброжелательное отношение распределяют на всех окружающих, даже незнакомых. Дети бережно относятся к природе, аккуратно пользуются игрушками, вещами, чинят их, приводят в порядок.

    Содержание культуры поведения с каждым возрастом обогащается и усложняется. Известные правила детализируются и требуют от детей более гибкого, осознанного поведения: культура поведения по отношению к знакомым людям, малышам, престарелым. Навыки нравственного поведения детей постепенно переходят в привычку, становятся естественной потребностью, потому что дети овладели элементарными представлениями о нравственности, гуманном отношении к людям.

    Средства воспитания культуры поведения.

    Средства нравственного воспитания дошкольников можно объединить в несколько групп. Художественная литература, изобразительное искусство, музыка, кино, диафильмы и другие средства можно объединить в группу художественных средств. Эта группа средств очень важна в решении задач нравственного воспитания, т.к. способствует эмоциональной окраске познавательных моральных явлений. Многочисленные исследования, (Н.С. Карпинская, А.М. Виноградова показали, что дети живо, эмоционально и доверчиво воспринимают читаемые им сказки, стихи, рассказы, рассматривают иллюстрации к книгам (В.А. Елисеева, Г.Н. Пантелеева). На ребёнка производят сильное впечатление работы художников, если они изображают мир реалистично и понятно дошкольнику. Художественные средства наиболее эффективны при формировании у детей моральных представлений и воспитании чувств.

    Средством нравственного воспитания дошкольников является природа. Природа даёт возможность вызывать у детей гуманные чувства, желание заботиться о тех, кто слабее, кто нуждается в помощи, защищать их, способствует формированию у ребёнка уверенности в себе. Воздействие природы на нравственную сферу личности детей многогранно и при соответствующей педагогической организации становится значимым средством воспитания чувств

     

    и поведения (С.Н. Николаева, В.Д. Сыч).

    Следующим средством нравственного воспитания является собственная деятельность детей: игра, труд, учение, художественная деятельность. Каждый вид деятельности имеет свою специфику, выполняя функцию средства воспитания, но данное средство — деятельность как таковая, необходимо, прежде всего, при воспитании практики нравственного поведения.

    Особое место в этой группе средств отводится общению, если его вслед за психологами (М.И. Лисина, А.Г. Рузская) считать видом деятельности. Общение как средство нравственного воспитания лучше всего понимает задачи корректировки представлений о морали и воспитании чувств и отношений.

    Средством нравственного воспитания может быть вся та атмосфера, в которой живёт ребёнок, атмосфера может быть пропитана доброжелательностью, любовью, гуманностью или жестокостью, безнравственностью. Окружающая обстановка становится средством воспитания чувств, представлений, поведения, т. е. она активизирует весь механизм нравственного воспитания и влияет на формирование определённых нравственных качеств.

    Пути и средства нравственного воспитания должны осуществляться в ходе всего воспитательно-образовательного процесса. Важно помнить, что залогом успеха воспитательного процесса - в неразрывной связи с жизнью и трудом; постепенное включение детей в труд - обязательное условие формирования личности.

    Эффективным средством воспитания является правильно организованный режим, занятия, игры и разнообразная самостоятельная

    художественная деятельность, если педагог активизирует деятельность ребят, их познавательные интересы, ненавязчиво, но целенаправленно помогает им строить правильные взаимоотношения друг с другом.

    Выбор средств воспитания зависит от ведущей задачи, от возраста воспитанников, от уровня их общего и интеллектуального развития, от этапа развития нравственных качеств.

    Как известно, средство становится эффективным в сочетании с адекватными методами и приёмами воспитания.

    Принципы отбора методов и приёмов.

    Методы нравственного воспитания — это пути и способы реализации задач нравственного воспитания. Методы нравственного воспитания определяются его целью, содержанием, а также возрастными возможностями детей.

    Современная педагогика опирается на принцип двусторонней активности - активности воспитателя и воспитанника, согласно которому ребёнок является одновременно объектом и субъектом педагогических воздействий. Обеспечить активность воспитуемого можно только при участии постоянного внимания педагога к внутреннему миру ребёнка и учёта его возрастных и индивидуальных особенностей. Опираясь на это, педагог обоснованно выбирает средства и методы воздействия.

    Основаниями для подбора методов, которые можно и целесообразно использовать в комплексе служат ведущая воспитательная задача и возраст детей.

    Если главной задачей морального развития является развитие нравственных чувств, то основными методами во всех программах являются, с одной стороны, формирование коммуникативных навыков, с другой нравственного сознания. Предполагается, что знание нравственных норм меняется залогом альтруистического поведения.

    Формирование коммуникативных навыков и «нравственных привычек» предполагает прямую проекцию правила или образца поведения в практическое действие ребенка. В результате формируется нечто вроде морального стереотипа (или навыка), который ребенок научается автоматически использовать в соответствующих обстоятельствах. Такое действие происходит помимо сознания ребенка, что приводит к тому, что он не различает правильные и неправильные действия:         но для морального развития такое различение необходимо.

    Методы воспитания культуры поведения.

    В педагогике существует несколько подходов к классификации методов воспитания. Мы рассмотрим классификацию, разработанную В. Г. Нечаевой  и В. М. Лошновой.

    В. Г. Нечаева выделяет две группы методов нравственного воспитания дошкольников. Первая группа методов обеспечивает создание у детей практического опыта общественного поведение. К ним можно отнести метод приучения ребенка к положительным формам общественного поведения, воспитание нравственных привычек.

    Основной смысл его заключается в том, что детей систематически, в самых разных ситуациях, побуждают поступать в соответствии с нормами и правилами, принятыми в обществе. Приучение осуществляется с помощью упражнения, при этом побуждение к поступку, действию, сочетается с влиянием на чувство ребенка, на его сознание. Систематическое приучение исключительно важно для формирования положительных поступков.

    Упражнение предполагает включение детей в разнообразную практическую деятельность, в общение со сверстниками и взрослыми в естественных жизненных ситуациях и в специально создаваемых, стимулирующих дошкольников к таким поступкам.

    Метод научения даёт наибольший эффект если он сочетается с использованием приема взрослого или других детей. Но, чтобы ребёнок начал действовать по примеру старшего или сверстника, необходимо желание быть похожим на того, кто затронул его чувства, направил деятельность. Желание быть похожим реализуется через деятельность подражания.

    Следует подчеркнуть значение целенаправленного наблюдения, организованного педагогом. Например, младшие дети наблюдают весёлые, дружные игры старших дошкольников, и это не проходит бесследно: побуждаемые воспитателем, они отмечают добрые взаимоотношения, оптимистичное настроение, слаженность действий. Наблюдение — это тот источник, который питает детский опыт, исподволь формирует отношение к наблюдаемому и положительно влияет на поведение детей.

    Можно использовать и показ действия. Это частный, но тоже эффективный метод. С его помощью, например, формируется такое важное качество как самостоятельность.

    К первой группе методов относится также метод организации деятельности, которая и в дошкольном возрасте, особенно старшем, носит общественно-полезный характер. Педагог определяет цель работы и обдумывает ее организацию в целом, а также подбор и расстановку участников в небольших объединениях. В старшей и подготовительной группах воспитатель, организуя разнообразную трудовую деятельность, формирует навыки самоорганизации: рекомендует ребятам самим подумать, что и для чего надо делать, как спланировать и разделить работу. Педагог помогает своим воспитанникам правильно оценить и общие результаты, и трудовые усилия каждого.

    Показателями нравственного развития детей этого возраста наряду с самоорганизацией, является доброжелательность, готовность к взаимопомощи, взаимовыручке, трудолюбие.

    Таким образом, труд является и средством и методом воспитания. То же можно сказать и о детской игре, особенно ролевой. Ценность её как средства и действенного метода нравственного воспитания состоит в том, что эта деятельность даёт ребёнку возможность наиболее свободно и самостоятельно устанавливать связи и отношения с другими детьми, выбирать цели, подбирать материалы и находить средства осуществления замысла. В игре особенно отчётливо проявляются достижения и недостатки нравственного развития, уровень овладения детьми нормами и правилами поведения.

     Сюжетная игра имеет два плана детских отношений: один — это отношения товарищей по игре, или так называемые реальные отношения, второй — взаимоотношения играющих, регулируемые определённым сюжетом, ролью.

    В подвижных и дидактических играх правила выступают наиболее устойчивый элемент игры. Интересная игра требует согласования действия с партнёрами, умения считаться с ними.

    Руководя игрой, воспитатель поощряет и развивает педагогически ценные игры, отражающие положительные стороны быта, общественные явления; он опирается на роль как на образец для подражания.

    Опыт показал, как важны такого рода содержательные игры для воспитания ребёнка: ведь игра как важнейшая практическая деятельность активизирует и углубляет его чувства и отношения, его представления об окружающем. Для овладения детьми опытом общественного поведения, необходимо не только развивать содержательные игры, но и активизировать общую работу по воспитанию у детей нравственных чувств и привычек поведения.

    Методы, используемые воспитателем, могут быть не только прямыми, но и косвенными, когда его руководящее воздействие опосредовано, а иногда и скрыто от детей.

    Вторая группа методов направлена на формирование у дошкольников нравственных представлений, суждений, оценок. Сюда входят беседы воспитателя на этические темы, чтение художественной литературы и рассказывание, рассматривание и обсуждение картин, иллюстраций, диафильмов, радио и телепередач.

    Эти средства, методы и приёмы целесообразно применять:

    • при организации занятий со всей группой. Сформирование на занятиях представления о ценных моральных качествах человека, о явлениях общественной жизни послужат необходимой основой для формирования морального отношения ребёнка к окружающей жизни;

    •методы, направленные на формирование у детей нравственных представлений, суждений и оценок, нужно активно использовать вне занятий. Это могут быть: беседа, разговор с теми детьми, кто, по наблюдениям воспитателя, не овладел ещё знаниями в области общественных представлений, кому трудно даются обобщения, или с группой детей, у которых велика жажда познания.

    Конечно, обе названные группы методов тесно связаны между собой. Так, первая группа методов, используемая педагогом для формирования у детей практического опыта нравственного поведения, подготавливает возможность формирования моральных представлений. В свою очередь, словесные методы и словесно-наглядные, т. е. вторая группа методов, применяемые с целью повышения уровня нравственных представлений и суждений, обогащают и направляют поведение ребёнка, его поступки, отношение к взрослым и детям.

    И вторая и первая группы методов включают широко известные методы, например, метод убеждения. Ведь его успешно можно использовать и через доброе, умное слово воспитателя, и с помощью художественных произведений, и через умело организованную деятельность.

    Широко применяется в педагогическом процессе опора на положительный пример. Чтобы положительный пример стал образцом для подражания, важно помочь увидеть самые главные, ценные черты этого человека, увидеть (или осмыслить) его конкретные дела, нравственные проявления.

    В педагогической практике довольно широко применяются методы поощрения и наказания, и чаще всего при повседневном общении воспитателя с детьми

    В поощрениях и наказаниях чаще всего фиксируется результат нравственной воспитанности. Поощрение должно применяться непременно с учетом того, какое значение имеет данный поступок не только для самого ребёнка, но и для других. Степень поощрения, его частота, должны соотноситься со стремлением и старанием ребёнка поступать хорошо. Очень важно замечать и малые достижения детей, особенно если ребёнок приложил усилия, чтобы стать лучше.

    Наказание нельзя рассматривать как обязательный метод воздействия, В воспитании детей дошкольного возраста можно обойтись без наказаний при условии учёта возрастных особенностей детей, вдумчивого отношения к их индивидуальным особенностям, такой организации педагогического процесса, при котором все дети заняты содержательной, нравственно направленной деятельностью.

    Воспитателю категорически запрещается использовать в качестве наказания, какие бы то ни было меры физического воздействия, давать резко отрицательные характеристики и применять наказания, унижающие достоинство ребёнка.

    Если всё же возникает необходимость наказать ребёнка (лишить удовольствия общения со сверстниками или взрослыми), то надо, прежде всего, выяснить причины поступка или плохого поведения. Может оказаться, что надобность в наказании отпадёт, если педагог устранит причины, вызывающие плохое поведение ребёнка. Частые

    наказания свидетельствуют о беспомощности воспитателя.

    Содержание каждого из этих вопросов педагог почерпнёт из любой программы воспитания, которые разработаны на сегодняшний день, где представлены программные задачи нравственного воспитания (социальное развитие) по каждой возрастной группе и в разных видах деятельности.

    Классификация, предложенная В. И. Лошновой, выстроена на том же основании, что и у В.Г. Нестеровой, — на активизации механизма нравственного воспитания, но она полнее. Автор предлагает объединить все методы в три группы: методы нравственного поведения (приучение, упражнение, руководство деятельностью), методы формирования нравственного сознания (убеждение в форме разъяснения, внушение, беседа), методы стимулирования чувств и отношений (пример, поощрение, наказание).

    Е.Ю. Демурова предлагает опираться при воспитании сознательной дисциплины у детей старшего дошкольного возраста на разработанные ею 44 правила поведения детей в детском саду, дома, отношения к вещам и игрушкам, культуры поведения, поведения на занятиях, поведения в общественных местах и на улице, правила культурно-гигиенического поведения.

    При этом Е.Ю. Демурова рекомендует использовать в работе такие методы педагогического воздействия, как убеждение, разъяснение, объяснение. Обучение детей правилам поведения включало в себя: чтение художественной литературы, показ выполнения правила, пример воспитателя, выяснение причин невыполнения правила с последующим их устранением, оценка поступка ребёнка, поощрение и наказание, формирование навыка и привычки поведения, обсуждение с детьми поступков детей, подключение эмоциональной сферы — сопереживания, мотивация поступков, организация детского самообслуживания.



    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Психолого–педагогические основы воспитания культуры поведения у детей старшего дошкольного возраста.

    Психолого–педагогические основы воспитания культуры поведения у детей старшего дошкольного возраста.  Значение и необходимость воспитания культуры поведения у детей дошкольного возраста....

    Педагогический совет "Воспитание культуры поведения у детей дошкольного возраста"

    В соотвтетсвии с задачей годового плана  об орагнизации работы ДОУ в области социально-коммуникативного развития, мною был организован педагогический совет на данную тему. Педсовет продуман в нет...

    КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ ТЕМА: «ВОСПИТАНИЕ КУЛЬТУРЫ ПОВЕДЕНИЯ»(СРЕДНИЙ ВОЗРАСТ)

    С первых лет жизни ребенка необходимо формировать у него воспитанность и культуру поведения. Особого внимания требует воспитание культуры поведения в быту.В успешном решении этой задачи значительная р...

    Педагогическое сопровождение воспитания культуры поведения детей дошкольного возраста в процессе проектной деятельности

    Все наши действия, наши взаимоотношения – это поведение. Оно же, в свою очередь, зависит от воспитания, нравственной культуры человека. Актуальной задачей в настоящее время является  в...

    Выступление на педагогическом совете Тема: «Воспитание культуры поведения как одного из аспектов нравственного воспитания»

    Одним из основных аспектов нравственного воспитания является культура поведения. О нравственности человека можно говорить только тогда, когда он нравственно ведет себя в силу внутреннего побуждения (п...

    Понятие «Культура поведения» особенности воспитания культуры поведения в раннем возрасте.

    Одним из направлений в нравственном развитии ребенка является воспитание культуры поведения. Основным принципом формирования культуры поведения ребенка дошкольного возраста является воспитание е...