Особенности работы воспитателя с детьми
учебно-методический материал на тему

Особенности работы воспитателя с детьми

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл osobennosti_raboty_vospitatelya_s_detmi.docx15.32 КБ

Предварительный просмотр:

Особенности работы воспитателя с детьми, имеющими различные нарушения речи

Дизартрия

Ринолалия

ОНР

ФФНР

Алалия

На индивидуальных занятиях уделяется внимание развитию подвижности органов артикуляции, способности к быстрому и четкому переключению движений, устранению сопутствующих содружественных движений, назального оттенка речи. Специальное внимание уделяется воспитанию кинестетических ощущений от движений речевого аппарата, их осознанности и произвольности. Проводится комплекс пассивной и активной гимнастики органов артикуляции. Последовательность и длительность упражнений определяется формой дизартрии и ее выраженностью. У детей с тяжелой степенью дизартрии целесообразно в первую очередь формировать приближенное произношение трудных по артикуляции звуков, с тем чтобы на его основе развивать фонематическое восприятие и обеспечить усвоение программы на групповых занятиях. В течение года необходимо предусмотреть работу по уточнению произношения этих звуков и овладению в конечном итоге полноценной артикуляцией. Необходимо также обращать особое внимание на овладение полноценной интонацией, выразительностью речи.

На индивидуальных занятиях в дооперационный период необходимо устранить компенсаторные движения лицевых мышц, неправильный уклад органов артикуляции, выработать первоначальные навыки ротового выдоха, подготовить правильное произношение доступных гласных и согласных звуков.

Развитие артикуляции способствует устранению побочных напряжений мимической мускулатуры крыльев носа, губ и щек и сокращает сроки последней коррекции.

После операции с детьми проводится интенсивная работа по развитию подвижности мягкого неба, тренировке четкого ротового выдоха.

Работа воспитателя в группах с общим недоразвитием речи Воспитатель закрепляет речевые навыки детей, полученные на логопедических занятиях . Воздействие воспитателя должно быть много аспектным, направленным на речевые и внеречевые процессы, на активизацию познавательной деятельности дошкольника. Особое внимание должно уделяться развитию мышления (процессов анализа, синтеза, обобщения, противопоставления), внимания, памяти, что создаёт необходимые предпосылки для формирования речи. Воспитатель должен помочь ребёнку овладеть всеми видами деятельности, которая предусмотрена программой массового детского сада. Особое внимание воспитателя должно быть обращено на создание доброжелательной обстановки в детском коллективе, на правильное отношение детей к окружающим, выработку правильного поведения в коллективе, а так же развитие их этических и нравственных представлений.

При ведущей роли логопеда в коррекционном процессе по преодолению ФФНР у детей коррекционные задачи, стоящие перед воспитателем логопедической группы, важны и тесно связаны с задачами логопеда. Это:

1) развитие слухового внимания, слуховой памяти и фонематического восприятия;

2) совершенствование артикуляционной, тонкой и общей моторики при устранении недостаточности развития речевой моторики, освоение артикуляционных упражнений, развивающих подвижность артикуляционного аппарата;

3) закрепление и автоматизация произношения поставленных логопедом звуков;

4) закрепление, уточнение и активизация отработанного логопедом лексического материала на занятиях по развитию речи, других занятиях, в режимных моментах;

5) закрепление сформированных логопедом грамматических категорий;

6) формирование диалогической и монологической форм связной речи;

7) закрепление навыка звукослогового анализа и синтеза;

8) закрепление навыка чтения;

9) подготовка детей к письму, формирование графических навыков;

10) развитие памяти, внимания, мышления.

Решение поставленных задач осуществляется не только на специально организованных занятиях логопеда и воспитателя, но и в течение всего дня, когда ребенок находится в дошкольном учреждении.

Прежде всего надо вызвать у алалика желание говорить, поощряя всякую его попытку, хотя бы и неудачную. Воспитатель не должен порицать его речь, показывать, что не понимает его. Эти дети очень обидчивы и быстро в таких случаях затормаживаются, замолкают, иногда же раздражаются, плачут.
Общая схема воспитания речи у этих детей такова:
1. В процессе игры, рассматривания картинок, игрушек или во время прогулки, в быту, в доступных поручениях воспитатель показывает предмет и четко называет его; ребенок, если может, повторяет. Это название с показом самого предмета воспитатель повторяет многократно в разных ситуациях и с разными эмоциями.
2. Воспитатель произносит уже слышанное ребенком слово — ребенок находит названный предмет или выполняет действие, повторяя услышанное слово.
3. Воспитатель показывает предмет или совершает действие, ребенок называет их.
Таким образом образуются в мозгу ребенка новые связи второй сигнальной системы в тесной связи с первой сигнальной системой. Слово надо давать в коротеньких фразах, с обязательным подчеркиванием его. Например: «Вот мяч». «На мяч». «Ай, да мяч!» «Вот так мяч!» «Мяч упал?» «Где мяч?» «Дай мяч». «Неси мяч!»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Особенности работы воспитателя с детьми по заданию учителя – логопеда в коррекционных группах»

Речевое развитие является определяющим в уровне интеллекта и культуры человека. Правильная, грамотная речь – показывает, готовы ли дети к обучению в школе, смогут ли успешно освоить грамоту и чтение.П...

«Особенности работы воспитателя с детьми по заданию учителя – логопеда в коррекционных группах»

Семинар-практикум "Особенности работы воспитателя с детьми по заданию логопеда в коррекционных группах"...

Особенности работы воспитателя с детьми раннего возраста

В настоящее время все больше молодых матерей отдают своих маленьких детей в детские ясли. Очевидно, что этот контингент остро нуждается в квалифицированных специалистах, умеющих работать с маленькими ...

Особенности работы воспитателя с детьми с ОВЗ в условиях воспитательно-образовательного процесса в общеразвивающих группах

Предлагаю вам презентацию мини-лекции по осуществлению клооекционной работы в амках Адаптированной образовательной программы с детьми дошкольного возраста в условиях группы общеразвивающей направленно...

Презентация "Особенности работы воспитателя с детьми с нарушениями речи"

Дети с нарушениями речи – это дети, имеющие отклонения в речи, при нормальном слухе и интеллекте. В настоящее время процент детей с речевыми нарушениями, посещающими ДОУ остается стабильно высок...

Семинар для воспитателей "Особенности работы воспитателя с гиперактивными детьми"

Особенности работы воспитателя с гиперактивными детьми...

Тема: «Особенности работы воспитателя ДОУ с одаренными детьми и их родителями» Консультация для воспитателей

Тема: «Особенности работы воспитателя ДОУ с одаренными детьми и их родителями»Консультация для воспитателей...