Педагогический проект "Семья! Как много в этом слове..."
проект (старшая группа) на тему

Швецова Ольга Юрьевна

Проект предназначен для взоимодействия с родителями и детьми 5-6 лет. Целью проекта является формирование представления о себе, своей семье у детей старшего дошкольного возраста. В рамках проекта организуется иницативная группа из числа родителей и педагогов, разрабатывается и проводится план мероприятий, цикл НОД, оформляется детское портфолио "Моя семья".

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ped.proekt_-_semya_kak_mnogo_v_etom_slove.doc82 КБ

Предварительный просмотр:

Актуальность реализации проекта:

Каждому человеку интересно узнать, что означает его имя, какова значимость его семьи, кем были его предки, где его настоящая "малая Родина". «Откуда я родом?» - вопрос с виду простой, но на самом деле имеет очень глубокий смысл. Интерес к своему прошлому, своим корням, знанию того, откуда ты родом - это в крови у каждого нормального человека. Можно привести множество примеров, когда люди отыскивают следы тех, от кого они произошли. Эти знания помогают им осознать и оценить себя, своё прошлое.

В условиях, когда большинство семей озабочено решением проблем экономического, а порой физического выживания, усилилась тенденция самоустранения многих родителей от решения вопросов воспитания и развития ребёнка. Родители не дают элементарные сведения о семье, ее традициях, значимости, не знакомят с историей своего рода. Поэтому, по данным диагностики, проведенной с детьми старшего дошкольного возраста только 18% детей имеют представления о своей семье, традициях, могут назвать имена и отчества не только родителей, но и бабушек и дедушек. Остальные же затрудняются в ответах на эти вопросы, практически 70% не могут назвать полные имена членов семьи старшего поколения. Практически никто из детей не мог назвать значение своего имени, не осознавал значимость его.

Однако прежде чем ребенок начнет осознавать себя как гражданина, ему нужно помочь в осознании собственного «я», своей семьи, своих корней - того, что близко, знакомо и понятно. Можно предположить, что чем раньше ребенок узнает о себе, об истории своей семьи, тем осознаннее будет строить свою жизнь, продолжать историю своего рода. Никто, кроме семьи не сможет дать ребенку необходимые знания. Но подвигнуть родителей на ознакомление ребенка с семьей могут воспитатели.

Совместная работа педагогов, родителей и детей сплачивает их друг с другом, создается особая форма общения, которая обозначается как доверительный деловой контакт. Только на основе этой достигнутой доверительности возникает потребность у родителей поделиться сведениями о семье, о ребенке, что является главным условием успешной работы с семьей.


Цель и задачи. Механизм реализации проекта

Цель: формирование представлений о себе, своей семье у детей старшего дошкольного возраста Задачи:

  1. Организовать инициативную группу из числа родителей и педагогов для реализации пед. проекта;
  2. Разработать и провести план мероприятий, цикл НОД, комплекса диагностик и др.;
  3. Разработать и оформить детское портфолио «Моя семья»;
  4. Презентация детского портфолио.

Механизм реализации проекта:

  1. Укрепления связи с семьёй путём создания системы «дети -родители - воспитатели» в рамках своей возрастной группы через совместные мероприятия
  2. Определение основной формы взаимодействия и информативности - детского портфолио - с целью формирования положительно насыщенного образа семьи на основе 3-х тематических блоков:
  • Я, мое имя
  • Семья, родословная;
  • Семейные праздники и традиции.

По окончании каждой темы подводится заключительное мероприятие с детьми, родителями, бабушками, дедушками с презентациями одной из страничек портфолио


План и сроки реализации

1 этап - подготовительный

Мероприятие

Срок

Участники,

ответственные

Продукт

1

Создание инициативной группы из числа педагогов ДОУ и родителей группы

Декабрь, 2012 г.

Воспитатели,

родители

2

Разработка плана мероприятий, цикла НОД, диагоностического материала

Декабрь,

2012

Воспитатели,

родители

План, цикл НОД, комплект диагностик

3

Проведение первоначальной диагностики детей «Я - моя семья»

Декабрь,

2012

Воспитатели,

педагог-

психолог

Диагностические

карты

4

Разработка страничек детского портфолио

Декабрь, 2012 г.

Воспитатели,

родители

Портфолио

2 этап - основной (участники: воспитатели, дети, родители)

f * “ — | Тематические блоки, сроки

Формы и содержание деятельности

Ожидаемые результаты

1 .Я - мое имя Подпроект «Что в имени тебе моем»

Январь, 2013 г.

  1. Цикл бесед с детьми и родителями об именах, о великих людях, носивших (носящих) такие же имена.
  2. Подбор художественной литературы с именами;
  3. Создание игротеки (с применением имен);
  4. Семинар для родителей «Откуда появились имена»
  5. Совместный досуг «Что в имени тебе моем»
  1. Появятся буклеты - первые странички детского портфолио «Что е имени тебе моем», дети совместно с родителями презентуют свое имя
  2. Будет собрана детская библиотечка
  3. Создана картотека с играми, где встречаются имена
  4. Появится постоянно пополняющаяся страничка в портфолио «Мои достижения»

2.Семья, родословная Февраль - март, 2013 г.

  1. Цикл бесед с детьми и родителями о предках, знаменательных событиях в своей семье. Рассматривание семейных фотоальбомов.
  2. Рассматривание с детьми семейных реликвий, беседы об
  1. Создание семейных фото- в группе и семье. Оформление детьми и родителями странички портфолио с рассказами о знаменательных событиях в своей семье.
  2. Выставка «Семейные реликвии»
  3. Составление        родословной своей

истории их появлений, о бережном обращении с ними.

  1. Консультации для родителей на темы «Моя родословная»,

«Генеалогическое древо семьи».

  1. Презентация генеалогического древа (совместное мероприятие с детьми и родителями)

семьи и создание генеалогического древа. Выставка семейных древ

ЖИЗНИ.

4. Составление визиток семьи.

(3. Семейные праздники и традиции

Апрель, 2013 г.

  1. Цикл бесед на темы «Выходной в нашей семье», «Семейные праздники», «Традиции нашей семьи».
  2. Цикл занятий «Уроки вежливости». Сюжетно-ролевые игры «День рождения мамы», «Папин праздник» и др. Просмотр мультфильмов «Вини-Пух в гостях у Кролика», «Малыш и Карлсон» и т.п.
  3. Семинар-практикум для родителей «Чем занять детей в выходной», «Как устроить детский праздник»
  1. Праздники, утренники, досуги, вечера встреч.
  2. Семейные гостиные.
  3. Семейный праздник «День здоровой семьи».
  4. Прогулки и экскурсии.
  1. Формирование у детей интереса к семейным традициям, показать важность их соблюдения и продолжения для укрепления родственных связей.
  2. Знакомство детей и родителей с правилами этикета. Научить детей принимать гостей и правильно вести себя в гостях.

3.Знакомство, введение и обмен опытом в досуговую жизнь семьи новых, нетрадиционных праздничноигровых видов деятельности с закреплением их как традиций семьи активным участием в них детей.

3 этап - заключительный

Мероприятие

Срок

Участники,

ответственные

Продукт

1

Презентация детских портфолио, приуроченный к Дню семьи (15 мая). Подведение итогов, определение перспектив

Май, 2013 г.

Родители, дети, воспитатели, музыкальный руководитель

Сценарий. Выставка детских портфолио

2

Проведение конечной диагностики детей «Я - моя семья»

Май, 2013

воспитатель

Диагностические карты, справка


Участники проекта

Родители - подбирают информацию, знакомят детей с информацией, помогают детям в оформлении страничек портфолио, участвуют в совместных мероприятиях, консультациях, семинарах.

Воспитатели - проводят диагностику, доводят до сведения родителей, презентуют проект, помогают в поиске информации, оформлении детского портфолио, его презентации, организуют и проводят совметсные мероприятия

Дети - оформляют (при помощи взрослых) странички портфолио, учатся рассказывать о себе, своей семье; активно участвуют в совместных мероприятиях

Музыкальный руководитель - подбирает музыкальное сопровождение для проведения совместных мероприятий


Ресурсы

  1. Нормативно-правовые:
  • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации № 655"Об утверждении и введении в действие федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования"
  • Закон об Образовании
  1. Информационные:
  • мультимедийные презентации, видеозаписи с мультфильмами
  1. Организационные:
  • работа по управлению деятельностью участников проекта.
  1. Материально-технические:
  • Детские порфолио
  • игротека
  • методические и дидактические пособия, картотека.
  1. Методические:
  • теоретическая и методическая литература,
  • периодическая печать,
  • материалы по передовому педагогическому опыту.

6. Интернетресурсы


Ожидаемые результаты

  1. У детей сформируются знания о себе, своей семье и семейных традициях.
  2. Будут оформлены портфолио со страничками «Я, мое имя», «Семья, родословная», «Семейные традиции», которые дети смогут презентовать сверстникам.
  3. Родители станут активными участниками по созданию детского портфолио.
  4. Будут разработаны конкретные критерии диагностики для выявления уровня представлений детей о семье.

Критерии оценки проекта

Разработанная диагностика поможет выявить уровень знаний детей о себе, семье, семейных традициях.

На основе презентуемых портфолио детьми можно сделать вывод о сформированности представлений о семье.


Приложение.

Карта оценки

сформированности у старших дошкольников положительно

насыщенного образа семьи

Критерии

Ф.И.О. детей

Наличие знаний у детей: о себе, своем имени,

о семье, ее членах родном доме,

родословной семьи,

знания своего домашнего адреса

Добровольное, инициативное участие детей в разнообразных видах практической деятельности дома и в ДОУ (труд по самообслуживанию, помощь родителям, творческая деятельность, направленная на благоустройство дома, и т.д.).

Возникновение по инициативе самих детей сюжетно-ролевых, конструктивных, творческих игр, игр-драматизаций по сюжетам жизненных ситуаций

Оценивание результатов:

3 балла - представления у ребенка сформированы в полном объеме 2 балла - ребенок имеет представления, но не может объяснить связи 1 балл - ребенок плохо ориентируется в данном вопросе


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий спортивного праздника, посвященного дню матери "Мама как много в этом слове..."

Сценарий спортивного праздника ко дню матери« Мама как много в этом слове….»     Цели:Укрепление взаимоотношений между ребенком и матерью  по средствам физической культурыЗада...

НЕЛЬЗЯ! Как много в этом слове...

Ваш любимый, но хулиганский сынок разбил горшок с китайской розой, а, может быть, вы просто «застукали» его за попыткой засунуть в стиральную машину, обожаемую вами морскую свинку. В ответ на вашу гне...

"Семья...как много в этом слове"

отзыв родителей о мероприятии к Дню Семьи....

НОД для детей старшего дошкольного возраста «Как много в этом слове - мама»

НОД «Как много в этом слове - мама» для детей старшего дошкольного возраста.Данный материал содержит технологию «Фото-кейс» и может быть интересен воспитателям детски...

Положение о проведении конкурса среди педагогов «Я, педагог! Как много в этом слове»

Положениео проведении конкурса среди педагогов «Я, педагог!  Как много в этом слове» в Муниципальном автономном общеобразовательном учреждении «Прогимназия №108» г. Улан-У...

Семья как много в этом слове

Значение семьи в жизни людей, сплочение семьи через совместное увлечение, осознание ребенком своей роли в семье....