НОД для детей старшего дошкольного возраста «Как много в этом слове - мама»
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Суржикова Елена Сергеевна

НОД «Как много в этом слове - мама» для детей старшего дошкольного возраста.


Данный материал содержит технологию «Фото-кейс» и может быть интересен воспитателям детских садов, так как данная технология позволяет эффективно формировать навыки общения детей со взрослыми и со сверстниками.
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_nod.docx20.1 КБ

Предварительный просмотр:

Тема «Как много в этом слове - мама» для детей старшего дошкольного возраста.


Данный материал содержит технологию «Фото-кейс» и может быть интересен воспитателям детских садов, так как данная технология позволяет эффективно формировать навыки общения детей со взрослыми и со сверстниками.

Программное содержание:
«Социально-коммуникативное развитие»
• Формировать навыки общения, позволяющие эффективно взаимодействовать со взрослыми и сверстниками,
• Учить выражать свои чувства приемлемыми для общества способами,
• Способствовать становлению саморегуляции собственных действий,
• Развивать эмоциональную отзывчивость, сопереживание.
• Воспитывать доброе, внимательное, уважительное отношение к старшим.
«Речевое развитие»
• Упражнять детей в составлении описательного рассказа. Развивать связную речь,
• Активизировать в словаре детей прилагательные,
«Познавательное развитие»
• Расширять знания детей о празднике «8 марта»
Используемые технологии: Фото-кейс.
Материал:
Фотографии мам, стихотворения о маме, мягкое сердечко, фотография к кейсу, кейс.

Содержание занятия:
Воспитатель: Ребята, послушайте какое стихотворение я вам приготовила:

Сыро, хмуро за окном, дождик моросит.
Низко небо серое над крышами висит.
А в доме чистота, уют, у нас своя погода тут.
Улыбнется …ясно и тепло,

Вот уже и солнышко в комнате взошло.

Воспитатель: О ком оно? (о маме)

Воспитатель: в начале весны во всем мире отмечают замечательный праздник 8 марта. И сегодня мы поговорим о наших мамах.
Дети, а кто для вас мама? (самый близкий человек, друг, самый любимый человек…)

Воспитатель:

Мама – это небо! Мама – это свет! Мама – это счастье!

Мамы лучше нет! Мама – это сказка! Мама – это смех!

Мама – это ласка! Мама любит всех! Мама – осень золотая!

Мама – самая родная! Мама – это доброта! Мама выручит всегда!

Дидактическое упражнение «Красивые слова».

Воспитатель: Скажите красивые слова о своей маме, передавая друг другу вот это сердечко. Какая ваша мама?

Дети: Милая, любимая, добрая, красивая, нежная, умная, ненаглядная, очаровательная, внимательная, трудолюбивая, приветливая, симпатичная, модная, современная, ласковая.
Воспитатель: А когда мама устала, она какая? (уставшая) Когда она задумалась, то какая? (задумчивая)…и т.п.
Воспитатель: Молодцы ребята, вы сказали много чудесных слов о своих мамах. А теперь давайте поподробнее расскажем о них. Найдите свою маму на фотографии, расскажите, как ее зовут, как она выглядит, какой у нее характер, кем она работает, что любит делать? (выслушать 5-6 рассказов)

Воспитатель: А сейчас мы отдохнем и подвигаемся под стишок о маме.
Физ.минутка (дети показывают движения в соответствии с текстом)

Кто обед готовит, шьет?

Кто нам песенку поет?

Кто целует нас, ласкает?

А за шалости ругает?

Кто печет пирог с вареньем?

Рано утром в воскресенье?

Кто подарки нам вручает?

Это мама! Каждый знает!

Воспитатель: Рассказывая о мамах, вы говорили, что мамы добрые, ласковые, что у них умелые руки. Что же умеют эти руки?

Дети: Готовить, шить, печь, стирать, гладить, вязать и т.д.
Воспитатель: Видите, как много дел у ваших мам. Несмотря на то, что мамы работают – кто в больнице, кто в школе, кто в магазине – они еще справляются со множеством домашних дел. Трудно мамам? Расскажите, как вы помогаете своей маме (вытираем пыль, подметаем, моем полы, пылесосим, моем посуду и т.п.)

Технология: Фото-кейс; проблема выражения своих чувств приемлемыми для общества способами.

Этапы

Деятельность воспитателя

Деятельность детей

I. Мотивационный

-Ребята, все вы конечно любите своих мам и стараетесь сделать что-нибудь приятное для них.  Вот и девочка Юля старалась угодить своей маме. Нам сегодня от нее пришло письмо (воспитатель показывает письмо). Она просит нас разобраться. Прочитаем его?

Воспитатель предъявляет детям фото-кейс:

-А вот она и сама.

 -Она написала нам о своем происшествии в стихотворной форме.  

 











Да

 

II. Ознакомительно - аналитический 

Воспитатель зачитывает кейс: ***

Я вчера в углу стояла, 
Я наказана была. 
А за что мне вдруг попало, 
Так понять и не смогла. 

Я на маминой машине 
У стекла, ближе к рулю, 
нацарапала отверткой: 
«Мама! Я тебя люблю!» 

Нацарапала красиво 
фразу из красивых слов! 
Разве это справедливо 
ставить в угол за любовь? (В.Дединовский)

-Посмотрите, что же случилось с Юлей? 

-Зачем она это сделала?

-Что девочка чувствует?

-Почему же тогда она оказалась наказанной?

-Как вы думаете, а что в этой ситуации чувствует мама?

Воспитатель фиксирует внимание на осмыслении проблемной ситуации.

-Что же по- вашему Юля сделала не так?

-Почему же это ситуация произошла с девочкой?

Воспитатель мотивирует детей к поиску решения.

-Давайте поможем Юле и расскажем ей как же по- другому можно выразить свои чувства близким людям.




















Она нацарапала отверткой на машине слова для мамы.

Хотела маме сделать сюрприз, показать свою любовь...

Она радуется, т.к. очень красиво у нее получилось.

Потому, что теперь машину надо ремонтировать.

Мама очень расстроена.





Не надо было ей портить машину.

Она не знает, как можно по-другому показать свою любовь к маме.

III. Организационно - поисковый 

Воспитатель организует детей в малые группы:

-Для этого я предлагаю вам объединиться по трое, вместе обсудить способы. Не забывайте, что мнение каждого важно. И предложить всем ваш вариант решения, который вы считаете наиболее удачным.

Выберете место, где вам будет удобнее всего обсуждать и приступайте к обсуждению.

Дети объединяются в группы по желанию, вспоминают и уточняют правила сотрудничества. 

*Девочка может обнять маму, поцеловать и сказать словами, как она любит мамочку.

*Юля может нарисовать маме рисунок и подарить его.

*Юля может слепить что-то из пластилина, например, цветочек.

*Она может собрать букет на прогулке для мамы.

*Девочка может устроить концерт: спеть песенку, стишок рассказать, на флейте сыграть.

*Юля может помочь маме убраться……

IV.Презентационный

-Ребята, если вы закончили обсуждение, договоритесь, кто из вас будет представлять его.

*Мы решили, что Юля может обнять маму, поцеловать и сказать ей, как сильно она ее любит.  Это решение самое правильное, т.к. это можно сделать хоть где и много раз.

*А мы решили, что девочка может нарисовать рисунок, т.к. это не займет много времени.

*Мы думаем, что… и т.д.

V. Итоговый 

-Ребята, вы такие молодцы, вы нашли множество способов показать маме свою любовь, свои чувства. Все они верные и вы теперь можете по- разному это делать.  

-А как вы думаете, есть ли один универсальный способ или каждый способ хорош в свое время? 

-Правильно, для каждого места и времени будет идеальным тот или иной вариант, но самое главное сделать это так, чтобы мама осталась довольной и ничего не испортить при этом.

-А как вы думаете, только ли маме можно показывать свою любовь?



Я думаю, что, например, на улице, если долго маму ждешь, лучше собрать цветы.

А я думаю, что обнять и поцеловать маму, это можно сделать хоть 100 раз……






Нет, еще и папе, бабушке, дедушке, другу….


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактические и речевые упражнения для ознакомления детей старшего дошкольного возраста с "Предложением" и понятием "Слово"

Данная подборка упражнений актуальна для студентов и как помощь в работе воспитателям....

Сценарий праздника для детей старшего дошкольного возраста, посвященного Дню Победы. «Этих дней не смолкает слава»

Сценарий праздника для детей старшего дошкольного возраста, посвященного Дню Победы. «Этих дней не смолкает слава»...

Занятие по духовно-нравственному развитию детей старшего дошкольного возраста с использованием ИКТ "Волшебные слова"

Цель: воспитание нравственных чувств и этического сознания.1. Обучающие задачи: формировать духовно – нравственную личность ребенка; расширять представления детей о культурном наследи...

План-конспект занятия по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста по теме «ПРЕДЛОГИ. МАЛЕНЬКИЕ СЛОВА»

План-конспект занятия по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста с ТНР по теме «ПРЕДЛОГИ» может быть использован как учителями-логопедами, так и воспитателями....

Викторина к Дню матери для детей старшего дошкольного возраста "От чистого сердца, простыми словами, давайте, друзья, потолкуем о маме"

Викторина  с познавательными, творческими, шуточными вопросами для работы взрослых с детьми....

Логопедический досуг для детей старшего дошкольного возраста «Россия ... как из песни слово»

Логопедический досуг для детей, посвященный Дню россии - 12 июня....

Тематический праздник для детей старшего дошкольного возраста, посвященного 9 мая "Этих дней не смолкнет слава"

Тематический праздник (совместно с родителями) для детей старшего дошкольного возраста, посвященного 9 мая "Этих дней не смолкнет слава"...