Главные вкладки

    Дидактические и речевые упражнения для ознакомления детей старшего дошкольного возраста с "Предложением" и понятием "Слово"
    картотека по обучению грамоте (старшая, подготовительная группа) по теме

    Потылицына Наталия Владимировна

    Данная подборка упражнений актуальна для студентов и как помощь в работе воспитателям.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл did.igry_i_rechevye_upr_starshiy_dosh._vozrast.docx30.42 КБ

    Предварительный просмотр:

    ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ И РЕЧЕВЫЕ УПРАЖНЕНИЯ

    1.ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ПРЕДЛОЖЕНИЕМ

    № 1   «Сколько слов?»

    Цель: развивать слуховое внимание и фонематическое восприятие: учить детей слышать в словах звуки, дифференцировать на слух и в произношении некоторые пары звуков (с - з, с - ц, ш - ж, ч - щ, с - ш, з - ж, ц - ч, с - щ, л - р), правильно выделять во фразах нужные слова, устанавливали количество и последовательность расположения слов в предложениях.

            Описание:

    Воспитатель произносит одно слово с каким-нибудь из отрабатываемых звуков. Например, при закреплении звука ш называет слово мишка и спрашивает: "Сколько слов я назвала? Есть в этом слове звук ш или нет?" После ответов воспитатель предлагает детям подобрать по одному слову, в котором был бы звук ш, затем слова, в которых этого звука нет. (5-6 ответов.)

    Потом педагог произносит фразу, состоящую из двух слов: "Мишка спит", и спрашивает: "А сейчас сколько слов я произнесла? Назовите слово, в котором есть звук ш; слово, в котором нет этого звука". После того как дети ответят, какое первое слово (мишка), какое - второе (слит), воспитатель предлагает им назвать фразу, состоящую из двух таких слов, чтобы в названии одного из них обязательно был бы заданный звук. Ребенок, придумавший фразу, называет первое слово, потом второе и указывает, в каком из них есть заданный звук. Например, дошкольник назвал фразу "Машина едет" и говорит: "Первое слово машина, второе - едет. В слове машина есть звук ш, в слове едет - звука ш нет". Если дети легко справляются с данным заданием, то воспитатель предлагает им называть фразы состоящие из трех и более слов. Сначала слова называются по порядку, а потом только те, которые включают заданный звук. Например, ребенок называет фразу: "Едет зеленая машина", перечисляет по порядку слова: едет, зеленая, машина, затем указывает слово, в котором есть звук ш (машина).

    В последующих занятиях воспитатель в игровой форме предлагает детям выделять из фраз несколько слов с заданным звуком с указанием количества и порядка слов в предложении (фразы даются без предлогов и союзов). Например, в предложении "Мама купила Тане плюшевого мишку" дети называют сначала слова, в которых есть звук ш (плюшевого, мишку), затем определяют количество слов в данной фразе, их последовательность.

    Воспитатель следит, чтобы дети правильно выделяли слова с заданным звуком, четко произносили отрабатываемые звуки, устанавливали количество и последовательность расположения слов в предложениях.

    № 2 Упражнение на составление предложений.

    Цель: Составлять предложения по «живой модели»

    Оборудование: игрушка- кукла

            Описание: Воспитатель берет куклу и показывает ее детям: «Скажите какая это кукла». Дети подбирают определения

    Ты, Лена, будешь словом кукла, возьми игрушку и встань около меня. Ты Катя, будешь словом красивая, ты сказала это слово. Встань около Лены… Дети, что получится, если слово кукла (показывает на Лену) и слово красивая (показывает на Катю) произнести подряд, вместе? (Кукла красивая). Я поменяю слова местами (меняет девочек местами). Что теперь получилось? (Красивая кукла). Слово красивая –сядет, а выйдет  слово любимая. Наташа, иди, ты сказала это слово. Ты, будешь словом любимая. Встань рядом со словом кукла. Дети, что получилось? (Кукла любимая или Любимая кукла). Слово кукла –попляши. Слово любимая –похлопай. Слово любимая- сядет на стульчик. Слово кукла – отдаст мне игрушку и тоже сядет на стульчик».

    № 3 Упражнение  - работа с предложением.

    Цель: Составлять предложение с заданным словом, определять количество слов в предложении и называть их по порядку

    Описание: Воспитатель предлагает детям составить предложение со словом  например, ИГРУШКА (любое другое слово). Опрашивает 5-6 детей, и каждый из них, составив предложение, называет количество слов в нем и слова по порядку, рисует схему.

    № 4 Упражнение- выкладывание предложений.

    Цель: Продолжать учить (закреплять умение) выкладывать предложение с применением пройденных грамматических правил.

    Описание: Например, предложение Сима и Соня играли.

    Дети определяют количество слов в нем(4), называют 1-е,2-е, 3-е и 4-е слово. Затем выкладывают его буквами и фишками. После того, как предложение будет выложено на доске  воспитатель спрашивает, какие звуки обозначены фишками ( «с», «СЬ»), показывает буквы С с, говорит, что они обозначают звуки «с» и «сь». Дети заменяют фишки буквами и читают предложение с выделением ударных гласных звуков в словах

    .

    № 5 Игра «Собери слова в  предложение»

     Цель: Составлять предложение из предложенного набора слов.

    Описание: Воспитатель, согласно теме занятия подбирает слова и предлагает детям составить из слов предложения.

    Например: Тема «Космос»

    Ракета, космос, лететь, в.

    Яркие, небо, большие, на звезды.

    Корабль, на, летит, космический,Луна.

    Мы, земля, живем, планета, на.

    Девять, вокруг, вращаются, Солнце, планет.

    В, астронавты, Луна, по, скафандрах, ходят.

    Родную, на, космонавты, Землю, возвращаются и т.д.

    № 6  Упражнение «Собери предложение»

    Цель: Из предложенных слов составить предложение.

    Описание: Воспитатель предлагает детям из предложенных картинок выбрать слова,  в названиях которых есть определенный звук. Определить какой звук в названиях этих слов. Составить с этими словами предложения.

    Например, из предложенных  картинок выбрать слова, в названиях которых есть звук «т»: улитка, тыква, танк, тень, утенок, котенок, туфли, терка, телефон, паутина, утюг, утка, кот, вата. Назвать оставшиеся картинки. Какой звук в названиях этих слов. Составить с этими словами предложения.

    2.ОЗНАКОМЛЕНИЕ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ПОНЯТИЕМ «СЛОВО»

    № 1 «Что делает?»

    Цель. Показать детям, что слова бывают разные и звучат они по-разному.

    Оборудование. Картинки с изображением девочки, выполняющей различные действия: прыгает, играет, читает, рисует, поет, умывается, бегает, спит и т. д.

    Воспитатель показывает картинки и спрашивает детей, что делает девочка. Когда дети назовут все действия, изображенные на картинках, воспитатель предлагает перечислить, что еще может делать девочка. Если дети затрудняются, он им помогает: есть, стирать, петь, танцевать, говорить и т. д.

    Воспитатель обращает внимание детей на то, как много есть разных слов о том, что может делать девочка.

    № 2 «Подскажи слово»

    Цель  - продолжать учить детей вслушиваться в слова, их звучание: знакомить с термином "слово"; вызвать интерес к слову.

    Оборудование: стихи в книгах

    Описание: "Дети, вы любите книги, которые написал Корней Иванович Чуковский. - спрашивает педагог. - Однажды он написал стихи, которые называются "Жил на свете человек". В этих стихах не хватает нескольких слов. Пожалуйста, придумайте их сами (если, дети не догадываются, воспитатель подсказывает).

    Жил на свете человек -

     Скрюченные ножки,

     И гулял он целый век

     По скрюченной... (дорожке).

     А за скрюченной рекой

     В скрюченном домишке

     Жили летом и зимой

     Скрюченные... (мышки)!

    И стояли у ворот

     Скрюченные елки,

     Там гуляли без забот

     Скрюченные... (волки).

     И была у них одна

     Скрюченная кошка,

     И мяукала она,

     Сидя у ... (окошка).

    Вот и придумали мы с вами слова к стихотворению".

    № 3 «Скажи, как я»

    Цель  - продолжать учить детей вслушиваться в слова, их звучание: знакомить с термином "слово"; вызвать интерес к слову.

          Описание:

    Ребенок подходит к столу воспитателя и поворачивается спиной к детям. Он - эхо. Все остальные вспоминают какие-нибудь слова и по вызову взрослого негромко произносят их. Ребенок-эхо тотчас же называет услышанное слово ("Чебурашка", - говорит Валя. "Чебурашка", - вторит ему эхо). После 5-6 ответов на роль эхо выбирается другой ребенок. Новые слова следует произносить так, чтобы отчетливо было слышно, как они звучат. Если эхо не расслышал слово или "вернул" говорящему другое слово (например, вместо горы - город), то на эту роль выбирается другой ребенок.

    Упражнение рассчитано на большую речевую активность детей, каждому предоставляется возможность назвать одно-два слова, еще никем не называемые.

    Воспитатель может записать все названные слова и в конце зачитать, отметив их разнообразие и неодинаковость звучания.

    № 4  «Какое слово потерялось?»

    Цель упражнения - вызывать интерес к слову. Учить детей самостоятельно называть разные слова. Закрепить термин "слово". Познакомить с тем, что слова в речи произносятся в определенной последовательности: друг за другом.

    Описание: Воспитатель предлагает детям подсказать слова, которые потерялись: "Зайку бросила хозяйка - под дождем остался ... (зайка). Наша Таня громко ... (плачет), уронила в речку ... (мячик). Тише, Танечка, не ... (плачь)! Не утонет в речке ... (мяч). Уронили мишку на пол, оторвали мишке ... (лапу). Все равно его не ... (брошу), потому что он ... (хороший). Целый день поет щегол в клетке на окошке. Третий год ему пошел, а он боится ... (кошки).

    Вот сколько слов вы мне подсказали, все слова теперь нашлись, и я вам прочитаю стихи Агнии Львовны Барто со всеми словами".

    № 5 «Где вы слышали эти слова?»

    Цель упражнения - вызывать интерес к слову. Учить детей самостоятельно называть разные слова. Закрепить термин "слово". Познакомить с тем, что слова в речи произносятся в определенной последовательности: друг за другом.

    Описание: Воспитатель предлагает детям отгадать, из какого стихотворения эти слова: плачет, наша, громко, Таня. Дети говорят, что эти слова из стихотворения "Наша Таня" (А. Барто). Воспитатель еще два-три раза отчетливо произносит слова в том же порядке и просит уточнить, так ли они расположены в стихотворении. Дети говорят, что в стихотворении они произносятся иначе, что воспитатель "все перепутал", и предлагают такой порядок их следования: "Наша Таня громко плачет". "Да, именно так произносятся в стихотворении А. Л. Барто. эти слова. - подтверждает педагог. Они произносятся друг за другом. Вначале мы слышим какое слово? ("Наша".) Затем какое слово? ("Таня".) Затем? ("Громко".) И последнее слово? ("Плачет".) Наша Таня громко плачет - слова идут друг за другом. Повторите эти слова друг за другом".

    № 6 «Произносим слова»

    Цель упражнения - учить детей вслушиваться в звучание слов, самостоятельно находить слова сходно- и разнозвучащие. Учить детей протяжно произносить слово с выделением в нем заданных звуков.          Оборудование. Игрушка или картинка - лиса.

    Описание: Воспитатель: "Вы, дети, уже знаете, какие нужно вспомнить слова, чтобы назвать это животное ("Лиса, лисичка, лисонька".) Вслушайтесь, как звучат эти слова: ллииссаа, ллииссииччкаа, ллииссооннькаа. Произнесите так же, чтобы было слышно, как звучат слова. Еще раз произнесите. Особенно хорошо, ясно получается у Наташи, послушаем, как произносит слова Наташа. Теперь произнесите все вместе. Как интересно звучат слова!"

    № 7 «Отыщем картинку»

    Цель - учить детей вслушиваться в звучание слов, самостоятельно находить слова сходно- и разнозвучащие. Учить детей протяжно произносить слово с выделением в нем заданных звуков.

    Оборудование. 4 большие карточки, на каждой изображено по 4 предмета: 1- шишка, мак, пушка, шина; 2 - топор, лягушка, коза, теленок; 3 - жук, галка, юла, слон; 4 - оса, утенок, свечка, ракушка. 16 маленьких карточек: рак, лук, забор, овечка, мышка, пила, палка, ракушка, стрекоза, хлопушка, коса, кукушка, машина, лимон, котенок, козленок.

    Воспитатель проводит упражнение с небольшой группой играющих (4-6 человек) с целью закрепления умения вслушиваться в звучание слов, самостоятельно называть слова и четко произносить звуки в них, находить слова, сходные и различные по звучанию.

    Вариант 1

    Карточки кладут на стол картинками вниз. Играющие берут по одной карточке. Ведущий-воспитатель говорит: "В этих карточках "спрятаны" слова, но когда всмотришься в картинки и скажешь, как они называются, слова сразу же зазвучат". Показывает свою картинку: "Что это? Правильно, на этой картинке я нашла слово рак. Послушайте, как оно звучит: рраакк. Повторите все так же. Хорошо звучит и у вас слово рак. Теперь переверните свои картинки и скажите, какие слова оказались у вас. Произнеси, Таня, свое слово яснее. А какое слово нашел ты, Вова? Скажи его еще раз и вслушайся, как оно звучит".

    Затем каждый ребенок берет еще по одной карточке, и все повторяется заново. Ведущий подчеркивает, что слова у всех разные и звучат по-разному.

    Вариант 2

    У ведущего комплект маленьких карточек, второй такой же комплект у детей. Играют так: взрослый показывает одну картинку (например, котенок), просит детей громко и ясно произнести название изображения и найти такую же. Кто-то из детей обнаруживает у себя парную картинку. Обе картинки размещают в центре стола: картинка ведущего - слева, ребенка - справа.

    Далее ведущий предлагает назвать другую картинку (например, овечка), кладет ее под первой, слева. Ребенок, нашедший у себя аналогичное изображение, четко и громко его называет и помещает картинку справа во втором ряду.

    Игровое упражнение продолжается до тех пор, пока все картинки не окажутся в центре стола.

    Вариант 3

    Перед каждым ребенком лежит одна картинка, дети поочередно громко произносят названия изображений. Ведущий предлагает вслушаться в эти названия, отмечая, что слова звучат по-разному. Затем сообщает, что среди разных слов встречаются и сходные по звучанию, показывает по две картинки и просит сказать, что на них изображено (оса - коса, мак - рак). Вместе с детьми повторяет 2-3 раза сходно-звучащие слова. Затем сообща рассматривают все лежащие на столе карточки и находят еще две, названия которых звучат похоже: жук - лук.

    При повторном проведении игры воспитатель просит детей проявить инициативу в подборе слов, схожих с образцами: рак - мак (лак, так, как); жук - лук (тук, сук).

    Вариант 4

    Играют четверо детей, у каждого большая карточка. Дети (поочередно) громко сообщают о названии четырех картинок. Взрослый показывает маленькую карточку, на которой, к примеру, нарисована галка, четко произносит ее название и просит сказать, у кого есть картинка, название которой звучит так же похоже, как слово галка. Ребенок, нашедший у себя сходную рифму (у него карточка, на которой изображена палка), громко сообщает об этом и накрывает картинку с изображением палки кружком. Ведущий продолжает показывать маленькие карточки до тех пор, пока все изображения на больших карточках не будут закрыты кружками.

    На первых порах допускается взаимопомощь: дети всматриваются не только в свои картинки, но и в картинки рядом сидящих товарищей, помогая отыскивать названия, сходные по звучанию.

    № 8 «Слово можно прошагать»

    Цель: Закрепить знания детей о том, что в разных словах разное количество звуков (слова длинные и короткие)

    Описание: Воспитатель говорит детям, что узнать длинное слово или короткое, можно по шагам. Он  произносит слово суп и одновременно шагает. Педагог обращает внимание детей на то, что получится только один шаг; произносит слово шар, шагает, дети шагают тоже и снова один шаг.» Вот какое коротенькое слово, один шаг успеваешь сделать! - говорит воспитатель и предлагает детям называть разные слова и одновременно шагать.- Кто назовет самое длинное слово, тот и победитель. Начали!..» Дети называют слова, воспитатель помогает им.

            Считать шаги не надо, главное- обратить внимание на длительность звучания слова.

    № 9  «Молчанка»

    Цель: Учить детей самостоятельно находить длинные и короткие слова

    Оборудование: Игрушки и предметы, находящиеся в групповой комнате

    Описание: педагог предлагает детям посмотреть вокруг и «поискать» короткие и длинные слова. Выбирается ведущий, он ходит по комнате и ищет предметы с коротким названием. Найдя такой предмет или игрушку, он останавливается перед ним и хлопает в ладоши. Все дети следят за действиями ведущего и проверяют правильно ли он выполняет задание. Следующий ведущий ищет предметы с длинным названием.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Консультация для воспитателей "ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ КАК СРЕДСТВО ОЗНАКОМЛЕНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С РОДНЫМ ГОРОДОМ"

    Консультация для воспитателей "ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ КАК СРЕДСТВО ОЗНАКОМЛЕНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С  РОДНЫМ ГОРОДОМ"[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"4755066"...

    «Дидактические игры по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с организмом человека»

    В статье представлены дидактические игры по ознакомлению детей с организмом человека...

    Календарно-тематическое планирование "Использование развивающих игр и современного дидактического материала в ознакомлении детей старшего дошкольного возраста с Санкт-Петербургом"

    Цель работы: воспитание юного петербуржца;развитие познавательно-творческих способностей детей. Задачи: 1. Формировать представления о социокультурных ценностях нашего народа.2. Способствовать на...

    Сборник дидактических игр по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с сельскохозяйственным трудом.

    Формирование знаний детей о работниках сельского хозяйства; воспитание уважения к труженикам сельского хозяйства....

    Цикл дидактических игр по познавательному развитию для детей старшего дошкольного возраста по теме: «Ознакомление детей с растениями и животными»

    Цель: Закрепить представление о жизни растений и животных, их взаимосвязи.Развивать диалектическое мышление, воображение, развитие речи, тактильные ощущения.Воспитывать сочувствие, сопереживание....

    Дидактические игры и игровые упражнения для ознакомления детей старшего дошкольного возраста с декоративно-прикладным искусством

    Дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление, это и игровой метод обучения дошкольников, и форма обучения и самостоятельная деятельность, и средство развития лич...