Дидактические игры и упражнения по ознакомлению детей младшего дошкольного возраста с сенсорными эталонами цвета.
статья (младшая группа)

В младшей группе детского сада (3 - 4 года) при ознакомлении с сенсорнми эталонами цвета используются дидактические игр на группировку и сравнение цветовых объектов, при этом дидактические задачи усложняются.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Дидактические игры и упражнения по ознакомлению детей младшего дошкольного возраста с сенсорными эталонами цвета.

В младшей группе детского сада (3–4 года) при ознакомлении с сенсорными эталонами цвета используются дидактические игры на группировку и сравнение цветовых объектов. При этом дидактические задачи усложняются, и возможна следующая последовательность дидактических игр и упражнений (из пособия Л.А. Венгера и Э.Г. Пилюгиной):

1. Начать ознакомление лучше с группировки предметов по цвету:

– Дидактическая игра «Воздушные шары»: раскладывание однородных предметов, резко различных по цвету, на 2 группы (соотнесение ниточек определенного цвета с кружками двух контрастных цветов, например, синие и красные).

Усложнение дидактической игры «Воздушные шары»: раскладывание однородных предметов более близких цветовых тонов на 2 группы (группируют ниточки и кружки двух близких по цветовому спектру цветов на 2 группы, например, оранжевые и желтые).

 - Дидактическая игра «Фонарик»: закрепление у детей умения различать цвета и размеры, а также группировать предметы по этим признакам. (Собраться у фонарика такого же цвета или размера, как свой.)

Усложнение дидактической игры «Фонарик»: выбирают несколько детей — ведущих. По сигналу другие дети с фонариками того же цвета, что и у ведущего, собираются вокруг него.

Усложнение дидактической игры «Фонарик»: взять в одну руку маленький фонарик, а в другую большой, оба одного цвета. У детей разные по величине фонарики. Дети идут к фонарику, сходному с их по размеру.

Усложнение дидактической игры «Фонарик»: у детей фонарики разного цвета, и размера. По сигналу дети должны подойти к воспитателю, ориентируясь на размер (только!) фонарика. Который держит в руках воспитатель. Затем дети с маленькими фонариками выстраиваются в одну линию, а потом образуют круг, в центре которого — дети с большими фонариками. Можно дать детям задание образовать прямоугольник, каждая сторона которого — дети с фонариками одного цвета.

- Дидактическая игра «Чудо-крестики»: закрепление знания цветов, геометрических фигур. (собрать крестики определенного цвета из подходящих геометрических фигур.)

- Дидактическа игра «Полянка»: учить группировать предметы по цвету, закрепить знание цвета. (Посадить бабочек на цветочки такого же цвета.)

Усложнение игры «Полянка»: посадить бабочек на цветочки подходящего цвета и подобрать к ним подходящие по цвету листочки.

- Дидактическое упражнение «Графомоторная дорожка»: закрепить знание цветов, развитие мелкой моторики и графомоторных навыков. (соединить пунктирным по линиям машинки с подходящим по цвету гаражом)

Усложнение упражнения «Графомотрная дорожка»: соединить линиями машинки и гаражи без пунктирных линий.

2. Соотнесение предметов 2 заданных цветов при выборе из 4:

- Дидактическая игра «Грибочки на полянке» (размещение грибков 2 цветов в отверстиях столиков соответствующего цвета).

- Дидактическая игра «Нарядим кукол»: закрепление умения детей сравнивать предметы по цвету и находить одинаковые учить исключать лишний цвет, правильно называть геометрические фигуры. (предлагаем детям нарядить своих кукол, ведь скоро они отправятся в гости. Им надо подобрать и завязать красивые пояса.)

Усложнение дидактической игры «Нарядим куклу». В коробку положить много разных поясов, детям нужно подобрать пояс по цвету платья, определить какой пояс лишний, объяснить, почему не подходит.

- Дидактическое упражнение «Листочки на деревьях»: рисование красками на заданную тему. (учить детей самостоятельно выбирать цвет для передачи свойств хорошо знакомых предметов, учить производить выбор краски двух заданных цветов из четырех предложенных)

- Дидактическое упражнение «Одуванчик и жук на лугу»: рисование красками на заданную тему. (вырабатывать умение самостоятельно выбирать цвет для передачи специфических свойств хорошо знакомых предметов, учить производить выбор краски двух заданных цветов из четырех предложенных, закреплять умение рисовать мазками.)

- Дидактическое упражнение «Елочка и грибочки»: выкладывание из цветной мозаики.

3. Обозначение с помощью цвета признаков предметов:

– Дидактическое упражнение «Курочка и цыплята»: выкладывание из цветной мозаики.

– Дидактическое упражнение «Огоньки ночью», «Апельсин»: в процессе рисования красками на заданную тему.

-Дидактическое упражнение «Домики и флажки»: выкладывание из цветной  мозаики.

- Дидактическая игра «Подбери по цвету»: закрепить знания 4 основных цветах. Научить выделять цвет, как признак предметов (форма, величина). Разложить по клеточкам коврика геометрические фигуры. Цвет фигуры должен совпадать с цветом коврика, а самая нижняя совпадать по величине.

Усложнение дидактической игры «Подбери по цвету»: увеличить количество цветов и геометрических фигур. Разложить геометрические фигуры по клеточкам коврика, в заданной последовательности.

- Дидактическая игра «Осенняя палитра»: закрепить знание цветов. (разложить листочки по клеточкам подходящего цвета)

Усложнение игры «Осенняя палитра»: увеличить количество цветов и листочков. Разложить листочки по клеточкам подходящего цвета и формы листочка.

- Дидактическая игра «Найди пару»: обучение детей выбору цвета по образцу, закрепление знания цветов, размера предмета. (У детей в руках по одному флажку, по сигналу дети ищут себе пару с флажком такого же цвета как у себя.)

Усложнение игры «Найди пару»: дети ищут себе пару с флажком такого же цвета, но другого размера (маленький красный флажок у одного, у другого должен быть большой красный флажок)

- Дидактическая игра «Цветные столбики»: обучение основным цветам, форме предметов. (распределить геометрические фигуры по столбикам подходящей формы)

Усложнение игры «Цветные столбики»: распределить геометрические фигуры по столбикам подходящей формы. Располагать фигуры по цветам в заданной последовательности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактическая игра как средство развития речи детей младшего дошкольного возраста.

Дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление: она является игровым методом для детей дошкольного возраста, самостоятельной игровой деятельностью и средство...

педагогический опыт на тему: «Роль дидактической игры в формировании игровой деятельности детей младшего дошкольного возраста»

как удалось установить, введение в процесс обучения дидактические игры способствуют углублению познавательного процесса, повышению мотивации учебной деятельности, развитию коммуникативных умений, форм...

Дидактические и речевые упражнения для ознакомления детей старшего дошкольного возраста с "Предложением" и понятием "Слово"

Данная подборка упражнений актуальна для студентов и как помощь в работе воспитателям....

Родительское собрание в младшей группе «Дидактическая игра как средство развития речи детей младшего дошкольного возраста»

Проблема развития активной речи детей на сегодняшний день является актуальной по ряду причин:- одна из причин - ранний возраст - это период более быстрого, интенсивного развития всех психических функц...