Особенности знакомства детей младшего дошкольного возраста с сенсорными эталонами (цвет).
учебно-методический материал (младшая группа) по теме

Любимова Наталья  Александровна

Знакомство ребенка с сенсорными эталонами

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_office_word.docx19.75 КБ

Предварительный просмотр:

Особенности знакомства детей младшего дошкольного возраста с сенсорными эталонами (цвет).

Любимова Наталья  Александровна

                Воспитатель ГБДОУ№12

Калининского района

               

Знакомство ребенка с сенсорными эталонами происходит в следующей последовательности.  Сначала его знакомят с основными образцами, а затем с их разновидностями. При этом разные эталоны должны  сопоставляться между собой и называться сначала взрослым, а потом ребенком. Только тогда они будут хорошо закрепляться в памяти.

Успешно развивают сенсорные способности занятия рисованием, лепкой, аппликацией, оригами ,вышиванием. Усвоению полученных знаний способствуют игры, когда ребёнок самостоятельно изображает, а затем раскрашивает  и вырезает различные фигурки.

В первой половине дошкольного детства происходит важный сдвиг в развитие познанием ребёнка окружающего мира- он впервые начинает усваивать общепринятые средства выполнения действий восприятия и наглядно-образного мышления -это сенсорные эталоны и наглядные модели.

  Познание ребенком окружающего мира включено в основные виды его деятельности, главным образом в игру, рисование, конструирование.

Начиная с трёх лет основное место в сенсорном воспитании детей, занимает ознакомление их с общепринятыми эталонами и способами их использования.

 Сенсорными эталонами в области восприятия  цвета служат, так называемые хроматические (цветные) цвета спектра (красный, оранжевый, жёлтый, зелёный, голубой, синий, фиолетовый), и ахроматические цвета- белый, серый, чёрный.

В начале у детей формируются представления о хроматических цветах, белом и чёрном, на первых порах целесообразно, как и в раннем детстве, вводить не семь, а шесть цветовых тонов, исключив голубой, который усваивается с трудом. Знакомство с голубым цветом лучше перенести на более поздний период, когда дети получают представления об оттенках, о расположении цветовых тонов в спектре и их делении на группы тёплых и холодных. Знакомство с оттенками даёт возможность сопоставить светло-синий и голубой цвета, установив их различия, а усвоение спектральной последовательности позволяет определить голубой цвет как находящийся между зелёным и синим.

При  ознакомлении детей с оттенками цветовых тонов целесообразно рассматривать отдельно их светлоту и насыщенность. Здесь следует отметить, что некоторые светлые оттенки  имеют в быту названия (светло-красный называется розовым). Употребление детьми таких названий вполне допустимо( кроме неверного названия светло-синего голубым), но дети при этом должны знать и правильное название. Светлота – это степень близости данного цвета (оттенка) к белому, а насыщенность - степень его чистоты, т.е. примеси к данному цвету серого цвета той же светлоты.

 Эталонами формы служат геометрические формы Разновидности геометрических форм, с которыми следует знакомить детей - это овалы с соотношением сторон( короткий и длинный), а также прямоугольные, остроугольные, и тупоугольные треугольники.

Также ребёнок знакомится с эталоны величины - метрическая система мер; эталоны вкусового восприятия - четыре основных вкуса (солёный, сладкий, кислый, горький) и т.д.

В младшей  группе работа по сенсорному воспитанию занимает ведущее место, детям необходимо усвоить сенсорные эталоны и поэтому можно использовать дидактические игры, связанные с формой и цветом. В играх дети знакомятся с основными цветами и их оттенками в такой последовательности, которая соответствует возрастным особенностям детей.

Список  используемой литературы.

  1. 1.А.К. Бондаренко « Дидактические игры в детском саду» издание№2.
  2. 2.Т.В.Башаева  «Развитие восприятия у детей: форма, цвет, звук» Ярославль. Академия развития 1997г.
  3. 3.Л.А.Венгер, И.Д.Венеев «Развитие восприятия цвета в дошкольном детстве» М.,Просвещение 1969г.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование модели гармонизатора цвета при знакомстве детей старшего дошкольного возраста с выразительной функцией цвета

В статье рассматриваются возможности использование модели гармонизатора цвета в освоении детьми старшего дошкольного возраста выразительной функции цвета. Интересной и н...

Авторское дидактическое пособие для сенсорного воспитания детей младшего дошкольного возраста "Дидактический сенсорный коврик Мальчик и Девочка"

Данное дидактическое пособие поможет малышам как адаптироваться к условиям детского сада, так и развить сенсорные способности...

«Развитие сенсорных способностей у детей младшего дошкольного возраста посредствам сенсорной коробки»

Универсальной вещью для тактильных игр является сенсорная  коробка.По сути, это просто емкость с наполнителем, главное назначение которой - дать ребенку возможность потрогать, пересыпать, пе...

Дидактические игры и упражнения по ознакомлению детей младшего дошкольного возраста с сенсорными эталонами цвета.

В младшей группе детского сада (3 - 4 года) при ознакомлении с сенсорнми эталонами цвета используются дидактические игр на группировку и сравнение цветовых объектов, при этом дидактические задачи усло...


 

Комментарии

Любимова Наталья  Александровна

В первой половине дошкольного детства происходит важный сдвиг в развитие познанием ребёнка окружающего мира- он впервые начинает усваивать общепринятые средства выполнения действий восприятия и наглядно-образного мышления -это сенсорные эталоны и наглядные модели.