Главные вкладки

    «Дидактические игры по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с организмом человека»
    консультация (старшая группа) по теме

    Жидовкина Марина Серафимовна

    В статье представлены дидактические игры по ознакомлению детей с организмом человека

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл avgustovskie_cht.docx29.16 КБ

    Предварительный просмотр:

    Муниципальное автономное дошкольное образовательное

    учреждение «Центр развития ребёнка – детский сад №35 « Родничок»

     

    Тема доклада: «Дидактические игры по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с организмом человека»

    Подготовила: Жидовкина Марина Серафимовна –

    воспитатель

                                       

    Губкин, 2013

      Дидактической игре отводится особое место в самых различных системах обучения. Игры по ознакомлению детей с организмом человека органично входят во все виды деятельности ребенка.  И определяется это тем, что игра очень созвучна природе ребенка. Ребенок от рождения и до наступления зрелости уделяет огромное внимание играм. Игра для ребенка -  не просто интересное времяпрепровождение, но способ моделирования внешнего, взрослого мира, способ моделирования его взаимоотношений со сверстниками. Дети с удовольствием сами придумывают игры, с помощью которых самые банальные, бытовые вещи переносятся в особый интересный мир приключений.

      Дидактические игры по ознакомлению детей с организмом человека способствуют, главным образом, развитию умственных способностей ребенка, но также они способствуют и развитию органов чувств ребенка, внимания, памяти, логического мышления. В игре развиваются физические силы ребенка, тверже рука, гибче тело, вернее глаз, развиваются сообразительность, находчивость, инициатива, вырабатываются организационные навыки, развиваются выдержка, умение взвешивать обстоятельства.

      Замечу, что дидактическая игра - эффективный метод закрепления знаний, она отнюдь не должна превращаться в учебное занятие. Игра захватывает ребенка только в том случае, если дает радость и удовольствие. Непременным условием дидактической игры являются правила, без которых деятельность приобретает стихийный характер. В хорошо продуманной игре именно правила, а не воспитатели, управляют поведением детей. Правила помогают всем участникам игры находиться и действовать в одинаковых условиях (дети получают определенное количество игрового материала, определяют очередность действий игроков, очерчивают круг деятельности каждого участника).

       Для ребят дошкольного возраста игра имеет исключительное значение: игра для них – учеба, игра для них – труд,  игра для них - серьезная форма воспитания. В игре ребенок делает открытия того, что давно известно взрослому. Руководя игрой, организуя жизнь детей в игре, педагог воздействует на все стороны развития личности ребенка: на чувства, на сознание, на волю и на поведение в целом. Выдающийся педагог – реформатор, автор «педагогики сердца» Януш Корчак писал: «Детям совершенно так же, как и взрослым, хочется быть здоровыми и сильными, только дети не знают, что для этого надо делать. Объясним им, и они будут беречься».

    Наблюдая за детьми, я пришла к выводу, что знакомя детей с окружающим миром, мы порой обходим стороной, не обращая внимания на самое близкое, и на мой взгляд не менее важное, чем всё окружающее, это познание себя: Какой я? Что я умею? Из чего я сделан? Как я появился на свет?; строение своего тела, значение и функции каждого органа, отсюда, забота о своём здоровье, укрепление его, личная гигиена, исключение вредных привычек, что является основой здорового образа жизни.  Много интересного ребёнок видит и узнаёт из жизни. Но, пожалуй, самое интересное и непонятное – это он сам. Тысяча вопросов и пока значительно меньше ответов! Но попытаться познать себя ребёнку необходимо. Это нужно и для понимания состояния других людей, и для развития познавательных интересов, творчества, воображения, без чего человек – не человек. Вот здесь и приходят на помощь дидактические игры, в которых дети находят все ответы на свои вопросы. Необходимо только, чтобы в играх присутствовала бы активная валеологически правильная, развивающая задача.

    Свою работу по ознакомлению детей с организмом человека через дидактические игры построила в три этапа.

     На первом этапе познакомила детей с особенностями  строения человеческого тела. Давая знания детям о строении своего тела, тем самым мы помогаем ребёнку ответить на такие жизненно важные вопросы, как «Кто я такой?» и «Каков я есть, что я из себя представляю?» Поняв это, ребёнок не только сможет назвать своё имя, фамилию, возраст, домашний телефон и адрес, имена и отчества родителей и другие заученные факты, но и научиться различать недостатки и достоинства (свои и других людей), объективно оценивать свои возможности, на основе которых будет формироваться его социальное поведение.
    В игровой форме,  стоя перед зеркалом, дети узнали, чем отличаются люди друг от друга (высокие, низкие, толстые, худые, старые, молодые, дети и взрослые) и что общего у разных на вид людей (люди похожи друг на друга формой тела).

      Чтобы дети могли лучше запомнить строение своего тела, разучили стихотворение:

    Быть у каждого должна

    Очень "умной" голова.

     Я верчу ей как умею

    Голова сидит на шее.

     Животик, спинка, грудь,

    Их вместе всех зовут – туловище.

     Съел еду я всю, и вот

    Мой наполнился живот.

    На прогулке не забудь

    Закрывать от ветра грудь.

     Руки – чтоб ласкать, трудиться,

    Воды из кружечки напиться.

     На руке сидят мальчики

    Очень дружные пальчики

     Бегут по дорожке

    Резвые ножки.

     Спотыкнулся через Генку

    И ушиб себе коленку .

    Также около зеркала ребятам предлагали изобразить как, по их мнению, выглядит здоровый и больной человек. Вместе анализировали их внешний вид. Дети самостоятельно делали вывод, что здоровый человек всегда улыбается, у него хорошее настроение, он опрятно одет и причесан.

    В дидактической игре «Назови и покажи» мы называли какое-то действие, а дети называли соответствующую часть тела и показывали её.

    Дидактическая игра «Найди на ощупь названную часть тела».

    Дети становятся парами, одному ребенку из пары закрывают глаза, и он должен найти названную педагогом часть тела.

    Дидактическая игра  «Собери человечка»

    Цель: закрепить названия основных частей тела человека, собрать человечка из частей (геометрических фигур)

    В игре «Части тела человека» дети должны были прочитать и определить местоположение этой части. Цель: закрепить названия частей тела человека, определить их местонахождение.

    Дидактическая игра « Моё лицо»

    Цель: учить познанию самого себя, своей индивидуальности. Обучать детей составлению лица человека (с использованием различных предметов). Развивать мелкую моторику рук. Закреплять понятия детей о цвете (голубые, зеленые, серые, карие глаза). Закреплять представление о частях лица. Развивать тактильные ощущения.

    Содержание. Используя различные материалы, дети составляют человека или его лицо; дают описательный рассказ о лице, его форме и т.д.

     Изучая органы чувств, или с помощью чего человек познает окружающий мир, ставила  цель: сформировать у детей первоначальные представления об органах чувств, с помощью которых человек познает мир; сообщить элементарные сведения; развивать зрительную, слуховую и моторную память, внимание, наблюдательность. Вначале  рассмотрели  плакат  «Органы чувств», выяснили , для чего нужен каждый орган.

    Дидактическая игра «Наши помощники – органы чувств»

    Цель: закрепить знания детей об органах чувств, с помощью которых мы познаём мир; уточнить, какое значение для человека имеет слух, обоняние, осязание, вкус, зрение в познании окружающего мира; учить подбирать соответствующие карточки к определённому органу чувств; воспитывать потребность быть здоровым.

    Дидактическая игра « Все помощники нужны, все помощники важны, а кому какой важнее?»

    Цель: активизировать знания детей о доминирующем развитии того или иного органа чувств для людей определённой профессии.

    Дидактическая игра «Найди пару»

    Цель: упражнять детей в подборе пары благодаря тактильным ощущениям( с завязанными глазами).

    Дидактическая игра « Чьи уши»

    Цель: закрепить знания детей о значении слуха в жизни зверей и людей.

       На втором этапе знакомила детей с внутренними органами человека. При ознакомлении с внутренними органами объясняла детям, что человеческое тело имеет сложное внутреннее строение. Внутренние органы можно увидеть с помощью специальных медицинских аппаратов. Рассмотрели плакат  «Строение тела человека», рассказала детям, для чего нужен человеку каждый орган, какую функцию он выполняет, прочитали познавательную литературу.

    Дидактическое пособие «Что у нас внутри?»

    Цель: познакомить детей с внутренними органами человека. Закреплять знания о строении человека, о функциях внутренних органов. Развивать познавательный интерес детей, обеспечивая возможность самостоятельной, интересной познавательно-исследовательской деятельности. Стимулировать интерес детей к познанию. Развивать мышление, память, внимание, способность к самоконтролю. Подвести детей к пониманию необходимости заботиться о своем здоровье, вести здоровый образ жизни.
    К пособию прилагается книга, из которой дети узнают, какую функцию выполняет тот или иной внутренний орган. Данное дидактическое пособие можно использовать в непосредственно образовательной деятельности с детьми по ознакомлению со строением человека. Например: воспитатель задает вопросы
    - Где находятся легкие?
    - Где находится сердце?
    - Какие функции они выполняют? И т.д. Дети отвечают на вопросы, рассказывая какие функции, выполняют внутренние органы в организме и крепят их на места. Применение пособия возможно в различных областях. В области «Здоровье» дети узнают о вреде вредных привычек для человека, о необходимости здорового образа жизни. В области «Познание» узнают о строении человека, самостоятельно смогут провести исследовательские действия. В областях «Социализация» и «Коммуникация» учатся объяснять свои действия и доказывать правильность суждений. Так же дети могут использовать его в самостоятельной деятельности, что способствует развитию их исследовательских способностей.

    Объяснила детям, что главным органом у человека является сердце, что сердце у каждого размером с его кулак,  для чего человеку необходимо сердце, что случится, если оно  не будет работать.

    Дидактическая игра « Найди сердечко» 

     Цель: закрепить знания детей о работе сердца, его местоположение          

    Далее беседовали о том, что необходимо делать, чтобы сохранить своё сердце здоровым.  Предлагали  игры по укреплению работы сердца.

    Дидактическая игра « Как помочь сердцу»

    Цель: прививать детям здоровый образ жизни.

    Дидактическая игра: «Выбери продукты, полезные для работы сердца»

    Цель: закрепить знания детей о пользе продуктов, содержащих витамин В.

    Дидактическая игра «Мой желудок»

    Цель: учить детей распознавать на картинке желудок наполненной пищей.

    Дидактическая игра «Узнай и назови».

    Цель: различать и называть кровеносные сосуды по толщине

    Ход: ведущий называет кровеносный сосуд (вена, артерия, капилляр), а игроки выбирают ниточку соответствующей толщины.

     Цель третьего этапа — формирование представлений о факторах, влияющих на здоровье человека, закрепление знаний о здоровом образе жизни. Дидактическая задача: закрепить знания о том, как уберечь, как ухаживать за разными органами и частями тела, какие есть вредные для здоровья привычки и продукты.

    При помощи серии дидактических игр, детей подводила к мысли о том, что организму для здоровья необходимы разные полезные продукты и витамины. Это такие игры, как: «Полезно — вредно », «Составь меню», «Чудесный мешочек», «Красный — синий», «Разложи правильно».

    Дидактическая игра « Здоровый малыш»

    Цель: закрепить знания детей о том, что вредно, а что полезно для нашего организма.

    Дидактическая игра  «Витамины»

    Детям дается рисунок тела человека. Вокруг расположены буквы – обозначающие витамины, содержащиеся в продуктах. От каждого витамина к определенному органу проходит линия лабиринта.

     Дидактическая игра «Где живут витамины»

    Цель: познакомить детей с основными витаминами «А», «В», «С», «Д»; в каких продуктах  они содержаться, какую роль играют для здоровья человека; учить объединять карточки в одну группу витаминов; развивать внимание, мышление, память; воспитывать у детей желание принимать витамины в пищу.

    Организуя работу на этом этапе, стараюсь показать, что здоровый человек должен не только ухаживать за своим телом, но и соблюдать режим дня, заниматься спортом, много гулять, закалять свой организм. Этому, например, способствует  организация двигательной активности на прогулке.

    На прогулках организую  шутливые игры: попрыгай, побегай, не сгибая колен; стань маленьким, низкого роста; стань большим; достань веточку на дереве и т.д. Выполняя эти упражнения, ребенок понимает, зачем нужны руки, ноги, колени, локти, пальцы на руках и ногах.

    Использую в своей работе словесные игры, ведь они не требуют специального оборудования. В них можно играть на прогулке: «Нужно - не нужно», «Полезно - вредно», «Съедобное -  несъедобное», «Что я вижу одним глазом»; игры на дыхание «Пузырь»,  «Ветерок», «Чья птичка дальше улетит?»; на развитие слухового внимания «Повтори, что услышал»,  «Где звенит?».

     Вывод:  дидактические игры помогут детям получить знания о себе, своем теле, сформировать осознание важности каждой системы организма для полноценного здоровья.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Дидактические игры при подготовки детей старшего дошкольного возраста к школьному обучению

    В данном материале представлены задания, упражнения, которые способствуют развитию логического мышления, внимания, пространственного восприятия, мелкой моторики рук. наглядно- образного мышления....

    Игры по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с жизнью на Ямале (методическая разработка)

    Ямал – удивительный край с удивительными народами. Северный человек по сути своей духовен. Воззрения его складывались на основе культа природы и гармон...

    Календарно-тематическое планирование "Использование развивающих игр и современного дидактического материала в ознакомлении детей старшего дошкольного возраста с Санкт-Петербургом"

    Цель работы: воспитание юного петербуржца;развитие познавательно-творческих способностей детей. Задачи: 1. Формировать представления о социокультурных ценностях нашего народа.2. Способствовать на...

    Сборник дидактических игр по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с сельскохозяйственным трудом.

    Формирование знаний детей о работниках сельского хозяйства; воспитание уважения к труженикам сельского хозяйства....

    Перспективное планирование работы по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с телом человека

    Перспективное планирование работы по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с телом человека...

    НАГЛЯДНО-ДИДАКТИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ ДЛЯ ОЗНАКОМЛЕНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С КУЛЬТУРОЙ, ТРАДИЦИЯМИ, ОБЫЧАЯМИ И БЫТОМ РУССКОГО, ТАТАРСКОГО И НЕМЕЦКОГО НАРОДОВ.

    ПРЕДНАЗНАЧЕНО ДЛЯ ОЗНАКОМЛЕНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С КУЛЬТУРОЙ, ТРАДИЦИЯМИ, ОБЫЧАЯМИ И БЫТОМ РУССКОГО, ТАТАРСКОГО И НЕМЕЦКОГО НАРОДА....