Сборник дидактических игр по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с сельскохозяйственным трудом.
картотека по окружающему миру (старшая, подготовительная группа) на тему

Бирюкова Светлана Владимировна

Формирование знаний детей о работниках сельского хозяйства; воспитание уважения к труженикам сельского хозяйства.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Назови профессию»

Цель: закреплять знания детей о работниках сельского хозяйства; совершенствовать умение внимательно слушать стихи-загадки, воспитывать у детей уважение к труженикам сельского хозяйства.

Материал: круг, карточки с изображениями работников сельскохозяйственного производства, стихи-загадки о профессиях.

Вариант игры 1: Педагог читает стих-загадку. Ребенок называет профессию, показывает карточку с ее изображением.

Вариант игры 2: Педагог вращает круг. Где остановилась стрелка, ребенок должен рассмотреть изображение  и назвать профессию. Если он затрудняется, то педагог читает стих-загадку.

Вариант игры 3: Ребенок вращает  круг. На какой карточке остановилась стрелка - назвать профессию и составить о ней короткий рассказ.

Стихи к игре «Назови профессию»

Доярка

Очень рано она встает

И с рассветом на ферму идет.

Там ждут ее коровки:

Сметанки, Майки, Ёлки.

 Всех их надо накормить,

Теплой водицей вымя помыть,

Аппарат подключить доильный –

Путь молока очень длинный.

Молоко бежит по трубе,

Придет на стол ко мне и к тебе!

Пекарь

Чтоб тесто пышным получилось,

В чан большой положит дрожжи,

Соль добавит и муку,

И зальет водицей чистой.

Тесто быстро он замесит,

А когда оно подойдет,

На весах комочки взвесит,

И по формам разнесет.

Булки хлеба из печи,

Словно солнце, горячи.


Телятница

А на ферме есть ребятки –

Очень маленькие телятки.

Нужно их молочком напоить, Каждому в чашку его напить. Сена мягкого им дать –

В сеннике его надо взять.

Создать им тепло, уют,

Помогут сухие опилки тут.

Кто займется делом этим,

Знают только наши дети!

Шофер

На полях кипит работа.

И у всех одна забота:

Как зерно перевезти,

От потерь его спасти?

Вот спешит наш спаситель -

Всех дорог повелитель.

Мотор гудит в его машине,

Классный мастер сидит в кабине:

Все зерно погрузит в срок

И отвезет его на ток.

Зоотехник

Есть на ферме человек,

Знает он здесь больше всех:

Как правильно коров кормить,

Сколько раз их подоить.

Меню-рацион он грамотно составит,

Подскажет, то иль это

в кормушку добавить,

Узнает, как живут телятки -

Коровки маленькие ребятки.

Как они растут, проверит,

Ведь малышей не любому

можно доверить.

Овощевод

Вот растет на поле грядка,

Она быть должна всегда

в порядке.

Кто спешит на помощь ей,

Ловко машет тяпкою своей?

Им работать не лень

На солнышке целый день.

Их руками собран урожай.

Ты его поскорее встречай.

Витаминами он богат –

Овощам каждый будет рад!

Тракторист

Он и пашет, он и сеет –

В этом навыки имеет.

А когда ростки взойдут, Бороны следы пройдут. Началась когда уборка,

Не сидит он в стороне:

По полю мчится он буксует –

Землю скошенную дискует.

 Ветеринар

Животные болеют тоже,

Кто излечит их, кто же?

Кто измерит температуру,

Даст теленочку микстуру? Сделает прививку-укол,

Чтобы был он всегда здоров?


Комбайнер

Для уборки урожая

На поля он выезжает.

Гремит, грохочет молотьба,

Как будто с пушек идет пальба. Бункер он зерном наполняет,

В кузов машины его выгружает. Вот и скошен последний валок -Сколько зерна намолотил ты, дружок?

Скотник

Когда телятки подрастут,

Ко мне на доращивание придут. Душистое сено в кормушку кладу, За чистотой и порядком я слежу. Мои бычки быстро подрастут, Хорошие привесы они дадут. Кормов давать им больше буду я, Кто же я такой, мои друзья?

Агроном

В поле работа кипит,

Где-то там трактор гудит.

А послал его туда,

Тот, кто знает все всегда:

Агротехнику растений,

В этом он, друзья, гений,

 Как, и что, и где посеять –

Всходы эти будет он лелеять.

Как ухаживать за пшеницей,

Ведь она уже колосится.

А придет уборки срок –

Все зерно пойдет на ток.

«Колесо истории»

Цель: закрепить знания детей о последовательности выполнения полевых работ по выращиванию хлебных культур и их превращение в хлеб; учить составлять рассказ, опираясь на изображение в круге, как на модельные схемы. Воспитывать бережное отношение к хлебу и уважение к труду людей, вырастивших его.

Материал: круг с изображением предметов, имеющих отношение к тем или иным трудовым процессам.

Предварительная работа: беседы, экскурсии, чтение художественной литературы, рассматривание фотоальбома «Путь хлеба от зернышка до магазина».

Ход игры

Хлеб на стол к нам долго шел,

Свою историю прошел.

Колесо, ты об этом нам расскажи,

Любую картинку быстрей покажи.

Вариант игры 1: Ребенок крутит колесо. На каком изображении останавливается стрелка, о том трудовом процессе он и должен рассказать.

Вариант игры 2: Воспитатель рассказывает о трудовом процессе, ребенок должен показать его изображение на круге.

Вариант 3: Ребенок, не ошибаясь, должен перечислить последовательность трудовых процессов.

«Хлебное дерево»

Чудо-дерево стоит

Очень странное на вид:

Вот буханки и баранки,

С фруктами внутри торты,

На пышных веточках пониже

Пирожное, вафли, кексы - поближе!

С повидлом пирог, рогалик, печенье

Какое замечательное угощенье!

Ах, прекрасный чудо-сад,

Любой прохожий тебе рад!

Очень вкусно, наелись мы вволю,

Такого нигде не встретить нам боле.

Изо дня в день расти, продолжай

Множить богатый свой хлебный урожай!

Цель: закрепить знания детей о хлебобулочных изделиях; закреплять умение составлять небольшие описательные рассказы; учить детей отчетливо и выразительно произносить слова стихотворения, соблюдая умеренный темп речи; воспитывать уважение к труду хлеборобов и пекарей.

Материал: макет дерева, муляжи хлебобулочных изделий.

Правила игры: дети выбирают хлебобулочное изделие, выигрывает тот, кто ни разу не ошибется в названии их и получит больше всех фишек за ответы.

Варианты игры 1: Воспитатель показывает хлебобулочное изделие, ребенок должен назвать его и рассказать о нем.

Вариант 2: Воспитатель описывает хлебобулочное изделие, ребенок должен назвать его и показать.

Вариант 3: Один ребенок описывает хлебобулочное изделие, другой ребенок должен назвать его и описать.

Дидактическая игра «Посылка»

Цель: обобщить знания детей о машинах и приборах, облегчающих труд сельскохозяйственных работников; учить детей внимательно слушать стихотворение-загадку и составлять мысленно схему: профессия - механические помощники; воспитывать уважение к труду сельскохозяйственных работников.

Материал: посылка, в которой находятся иллюстрации машин и приборов, облегчающих труд, стихи-загадки.

Стихотворная заставка:

Ты, посылка, покажи,

Ты, посылка, расскажи:

Какие загадки в тебе лежат,

И труд крестьянам облегчат.

Вариант 1: Воспитатель достает картинку и читает стихотворение-загадку. Дети должны отгадать, о каком предмете идет речь.

Вариант 2: Воспитатель читает загадку. Дети должны определить, работнику какой профессии этот предмет помогает.

           Загадки        .

Быстро, ловко и проворно

Опускала в землю зерна.

 И нисколько не устала,

Хоть трудилась до утра.

Поскорей бы вырастала

Здесь пшеничная страна!                                                                    (Сеялка)

Богатырь идет железный,

Но работник он полезный.

Тащит плуги за собой,

Разговор ведет с весной.

                           (Трактор)

За плугом тащится она –

Огромная расческа:

 Ведь полю нашему нужна

Весенняя прическа. 

                           (Борона)

Вот и скошена пшеница.                                                                                                                                                Теперь требует землица,

Чтобы ее желтый, колкий «ежик»

Не колол здесь зайцу ножек.

Взялся за дело тракторист –

Прищепил к трактору...

                                      (Диск)

Для уборки урожая

на поля я выезжаю.

На поля я выезжаю

И за несколько машин

Там работаю один.

                                (Комбайн)

На току лежит зерно

В амбар отвезти нужно его.

Кто поможет в этом, дети,

Ну-ка быстро мне ответьте?

                                  (Грузовик)

Рано утром пекарь придет

Квашню в чане заведет.         

Тесто быстро он замесит,

 А когда оно подойдет –

На весах комочки взвесит

И по формам разнесет.

Теперь надо хлеб испечь,

А поможет в этом...

                                  (Печь) 

Чудо-вилы перед нами,

С загребущими руками.

За одну минуту смело

В телегу грузят они сено.

                         (Стогомет)

Раньше доярка коров

                              доила руками.

Как это трудно,

                    не знаем мы с вами.

Но вот прошло много дней...

Какой аппарат пришел на

                                 помощь ей?

                    (Доильный аппарат)

«Назови растение, выращенное полеводами»

Цель: закрепить представление детей о полевых культурах; закрепить умение детей различать их по внешнему виду, узнавать на иллюстрациях.

Материал: демонстрационный материал, карточки-иллюстрации полевых культур, мешочки с зерном зерновых культур.

Вариант игры 1: Воспитатель показывает карточку с изображением полевых растений, дети называют растение, говорят, какую пользу оно приносит.

Вариант игры 2: Воспитатель называет растение. Ребенок должен найти карточку с его изображением и рассказать, какую пользу оно приносит.

Вариант игры 3: Воспитатель рассказывает о растении, дети должны его назвать.

Вариант игры 4: Воспитатель показывает мешочек с зерном. Ребенок, рассмотрев его, должен назвать зерновую культуру.

«Яка же польза от цей худобины?»

Цель: расширить представление детей о домашних животных, о том, как заботиться о них и чем кормить, о том, какую пользу они приносят людям; прививать любовь к домашним животным и желание о них заботиться.

Материал: два круга: на одном изображены домашние животные, на втором - продукция их производства.

Вариант игры 1:

Ты, колечко, покружи,                              Яка же польза

  Ты нам правду расскажи:                   От цей худобины?

         

Ребенок крутит круг с изображением домашних животных. Когда стрелка останавливается на одном из них, ребенок должен рассказать об этом животном, как о нем заботиться, чем кормить, а на втором круге должен показать, какую же пользу он приносит людям.

Вариант игры 2:

Ты, колечко, покружи,        Кто же людям здесь помог,

Ты нам правду расскажи:        Дал продукцию им в срок?

Ребенок крутит круг с изображением продукции животноводства. Когда стрелка останавливается на одном из них, ребенок должен рассказать, какому животному она принадлежит и как за ним ухаживать.

Дидактическая игра «Бабулина кашка»

Цель: закрепить представление детей о том, что из злаковых культур люди не только пекут хлеб или хлебобулочные изделия, но и готовят множество вкусных и полезных блюд; закреплять знания детей о том, из какой крупы, какую кашу можно сварить; учить составлять рассказ, опираясь на модельные схемы, изображенные на тарелочках; воспитывать уважение к труду хлеборобов.

Материал: разовые тарелочки с рисунками, изображающими крупы.

Вариант игры 1: Воспитатель показывает тарелочку с изображением одной из круп и спрашивает о том, какую кашку бабуля сварила, какую крупу она взяла, чтобы ее сварить.

Вариант игры 2: Все тарелочки разложены на столе, воспитатель называет кашу, сваренную бабушкой, а ребенок должен найти ее изображение на тарелочке.

Вариант игры 3: Воспитатель читает стихи-загадки, а дети должны найти ответы на тарелочках.

Белую кашу с молоком                               На коровьем молоке

Не назвать вам нипочем,                               Сварим кашу мы в горшочке.

Не видно здесь крупы ...                               Она сытная, густая,

Какая каша, знаешь ты?                               А по цвету - золотая.

(Манная)                                            (Пшенная)

Вырастает силачом,

Тот, кто эту кашу ест,                            

Все болезни нипочем,

Если любишь...

(Геркулес)

Если с этого зерна «шубу» снять

И хорошенько отшлифовать,

Можно кашу нам сварить

И по тарелкам разложить.

Машем ложкой часто и ловко –

Ведь это любимая каша...

(Перловка)

Сварить такую кашу,

Самую любимую нашу,

Поможет золотистое зерно,

Называется оно...

(Пшено)


             Длинные зерна у этой каши.

           Очень полезна для каждого она.

           Сварим ее мы полную чашу

           Каша эта из зерен ...

                                                     (Овса)

           

           Можно с мясом проварить его

           И на гарнир пойдет оно.

           Потушим на огне - и готов

           Очень сытный вкусный плов.

           А теперь подумайте, дети,

           Какое ж зерно пойдет

                                                       в блюда эти?

                                                                (Рис)

                            В каше зерно какое –

Оно кор            коричневое такое?

(Греч

                                                          (Гречка)

Как интересно вот это зерно,                        

Такое белое на вид оно.

В молоко положим

                  с сахаром и солью

Наедимся каши вволю.(Рисовая)

Кушайте, добрые люди!

Гарнир к этому блюду

Крупа у нас качественная,

А каша называется ...

                                   (Ячневая)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Дидактические игры по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с организмом человека»

В статье представлены дидактические игры по ознакомлению детей с организмом человека...

НАГЛЯДНО-ДИДАКТИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ ДЛЯ ОЗНАКОМЛЕНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С КУЛЬТУРОЙ, ТРАДИЦИЯМИ, ОБЫЧАЯМИ И БЫТОМ РУССКОГО, ТАТАРСКОГО И НЕМЕЦКОГО НАРОДОВ.

ПРЕДНАЗНАЧЕНО ДЛЯ ОЗНАКОМЛЕНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С КУЛЬТУРОЙ, ТРАДИЦИЯМИ, ОБЫЧАЯМИ И БЫТОМ РУССКОГО, ТАТАРСКОГО И НЕМЕЦКОГО НАРОДА....

Сборник дидактических игр по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с книжной графикой и художниками - иллюстраторами

В данном сборнике представлены материалы по ознакомлению детей с книжной графикой, творчеством художников – иллюстраторов Ю. Васнецове, И. Билибине, Е. Рачеве, Е. Чарушине, В. Сутееве, В. Назару...

Картотека дидактических игр для ознакомления детей старшего дошкольного возраста с окружающим миром и миром природы

 Дидактические игры экологического содержания помогают увидеть целостность отдельного организма и экосистемы, осознать уникальность каждого объекта природы, понять, что неразумное вмешател...

Картотека дидактических игр для ознакомления детей старшего дошкольного возраста с окружающим миром и миром природы.

Дидактические игры экологического содержания помогают увидеть целостность отдельного организма и экосистемы, осознать уникальность каждого объекта природы, понять, что неразумное вмешательство человек...