Главные вкладки

    Сборник дидактических игр по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с сельскохозяйственным трудом.
    картотека по окружающему миру (старшая, подготовительная группа) на тему

    Бирюкова Светлана Владимировна

    Формирование знаний детей о работниках сельского хозяйства; воспитание уважения к труженикам сельского хозяйства.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    «Назови профессию»

    Цель: закреплять знания детей о работниках сельского хозяйства; совершенствовать умение внимательно слушать стихи-загадки, воспитывать у детей уважение к труженикам сельского хозяйства.

    Материал: круг, карточки с изображениями работников сельскохозяйственного производства, стихи-загадки о профессиях.

    Вариант игры 1: Педагог читает стих-загадку. Ребенок называет профессию, показывает карточку с ее изображением.

    Вариант игры 2: Педагог вращает круг. Где остановилась стрелка, ребенок должен рассмотреть изображение  и назвать профессию. Если он затрудняется, то педагог читает стих-загадку.

    Вариант игры 3: Ребенок вращает  круг. На какой карточке остановилась стрелка - назвать профессию и составить о ней короткий рассказ.

    Стихи к игре «Назови профессию»

    Доярка

    Очень рано она встает

    И с рассветом на ферму идет.

    Там ждут ее коровки:

    Сметанки, Майки, Ёлки.

     Всех их надо накормить,

    Теплой водицей вымя помыть,

    Аппарат подключить доильный –

    Путь молока очень длинный.

    Молоко бежит по трубе,

    Придет на стол ко мне и к тебе!

    Пекарь

    Чтоб тесто пышным получилось,

    В чан большой положит дрожжи,

    Соль добавит и муку,

    И зальет водицей чистой.

    Тесто быстро он замесит,

    А когда оно подойдет,

    На весах комочки взвесит,

    И по формам разнесет.

    Булки хлеба из печи,

    Словно солнце, горячи.


    Телятница

    А на ферме есть ребятки –

    Очень маленькие телятки.

    Нужно их молочком напоить, Каждому в чашку его напить. Сена мягкого им дать –

    В сеннике его надо взять.

    Создать им тепло, уют,

    Помогут сухие опилки тут.

    Кто займется делом этим,

    Знают только наши дети!

    Шофер

    На полях кипит работа.

    И у всех одна забота:

    Как зерно перевезти,

    От потерь его спасти?

    Вот спешит наш спаситель -

    Всех дорог повелитель.

    Мотор гудит в его машине,

    Классный мастер сидит в кабине:

    Все зерно погрузит в срок

    И отвезет его на ток.

    Зоотехник

    Есть на ферме человек,

    Знает он здесь больше всех:

    Как правильно коров кормить,

    Сколько раз их подоить.

    Меню-рацион он грамотно составит,

    Подскажет, то иль это

    в кормушку добавить,

    Узнает, как живут телятки -

    Коровки маленькие ребятки.

    Как они растут, проверит,

    Ведь малышей не любому

    можно доверить.

    Овощевод

    Вот растет на поле грядка,

    Она быть должна всегда

    в порядке.

    Кто спешит на помощь ей,

    Ловко машет тяпкою своей?

    Им работать не лень

    На солнышке целый день.

    Их руками собран урожай.

    Ты его поскорее встречай.

    Витаминами он богат –

    Овощам каждый будет рад!

    Тракторист

    Он и пашет, он и сеет –

    В этом навыки имеет.

    А когда ростки взойдут, Бороны следы пройдут. Началась когда уборка,

    Не сидит он в стороне:

    По полю мчится он буксует –

    Землю скошенную дискует.

     Ветеринар

    Животные болеют тоже,

    Кто излечит их, кто же?

    Кто измерит температуру,

    Даст теленочку микстуру? Сделает прививку-укол,

    Чтобы был он всегда здоров?


    Комбайнер

    Для уборки урожая

    На поля он выезжает.

    Гремит, грохочет молотьба,

    Как будто с пушек идет пальба. Бункер он зерном наполняет,

    В кузов машины его выгружает. Вот и скошен последний валок -Сколько зерна намолотил ты, дружок?

    Скотник

    Когда телятки подрастут,

    Ко мне на доращивание придут. Душистое сено в кормушку кладу, За чистотой и порядком я слежу. Мои бычки быстро подрастут, Хорошие привесы они дадут. Кормов давать им больше буду я, Кто же я такой, мои друзья?

    Агроном

    В поле работа кипит,

    Где-то там трактор гудит.

    А послал его туда,

    Тот, кто знает все всегда:

    Агротехнику растений,

    В этом он, друзья, гений,

     Как, и что, и где посеять –

    Всходы эти будет он лелеять.

    Как ухаживать за пшеницей,

    Ведь она уже колосится.

    А придет уборки срок –

    Все зерно пойдет на ток.

    «Колесо истории»

    Цель: закрепить знания детей о последовательности выполнения полевых работ по выращиванию хлебных культур и их превращение в хлеб; учить составлять рассказ, опираясь на изображение в круге, как на модельные схемы. Воспитывать бережное отношение к хлебу и уважение к труду людей, вырастивших его.

    Материал: круг с изображением предметов, имеющих отношение к тем или иным трудовым процессам.

    Предварительная работа: беседы, экскурсии, чтение художественной литературы, рассматривание фотоальбома «Путь хлеба от зернышка до магазина».

    Ход игры

    Хлеб на стол к нам долго шел,

    Свою историю прошел.

    Колесо, ты об этом нам расскажи,

    Любую картинку быстрей покажи.

    Вариант игры 1: Ребенок крутит колесо. На каком изображении останавливается стрелка, о том трудовом процессе он и должен рассказать.

    Вариант игры 2: Воспитатель рассказывает о трудовом процессе, ребенок должен показать его изображение на круге.

    Вариант 3: Ребенок, не ошибаясь, должен перечислить последовательность трудовых процессов.

    «Хлебное дерево»

    Чудо-дерево стоит

    Очень странное на вид:

    Вот буханки и баранки,

    С фруктами внутри торты,

    На пышных веточках пониже

    Пирожное, вафли, кексы - поближе!

    С повидлом пирог, рогалик, печенье

    Какое замечательное угощенье!

    Ах, прекрасный чудо-сад,

    Любой прохожий тебе рад!

    Очень вкусно, наелись мы вволю,

    Такого нигде не встретить нам боле.

    Изо дня в день расти, продолжай

    Множить богатый свой хлебный урожай!

    Цель: закрепить знания детей о хлебобулочных изделиях; закреплять умение составлять небольшие описательные рассказы; учить детей отчетливо и выразительно произносить слова стихотворения, соблюдая умеренный темп речи; воспитывать уважение к труду хлеборобов и пекарей.

    Материал: макет дерева, муляжи хлебобулочных изделий.

    Правила игры: дети выбирают хлебобулочное изделие, выигрывает тот, кто ни разу не ошибется в названии их и получит больше всех фишек за ответы.

    Варианты игры 1: Воспитатель показывает хлебобулочное изделие, ребенок должен назвать его и рассказать о нем.

    Вариант 2: Воспитатель описывает хлебобулочное изделие, ребенок должен назвать его и показать.

    Вариант 3: Один ребенок описывает хлебобулочное изделие, другой ребенок должен назвать его и описать.

    Дидактическая игра «Посылка»

    Цель: обобщить знания детей о машинах и приборах, облегчающих труд сельскохозяйственных работников; учить детей внимательно слушать стихотворение-загадку и составлять мысленно схему: профессия - механические помощники; воспитывать уважение к труду сельскохозяйственных работников.

    Материал: посылка, в которой находятся иллюстрации машин и приборов, облегчающих труд, стихи-загадки.

    Стихотворная заставка:

    Ты, посылка, покажи,

    Ты, посылка, расскажи:

    Какие загадки в тебе лежат,

    И труд крестьянам облегчат.

    Вариант 1: Воспитатель достает картинку и читает стихотворение-загадку. Дети должны отгадать, о каком предмете идет речь.

    Вариант 2: Воспитатель читает загадку. Дети должны определить, работнику какой профессии этот предмет помогает.

               Загадки        .

    Быстро, ловко и проворно

    Опускала в землю зерна.

     И нисколько не устала,

    Хоть трудилась до утра.

    Поскорей бы вырастала

    Здесь пшеничная страна!                                                                    (Сеялка)

    Богатырь идет железный,

    Но работник он полезный.

    Тащит плуги за собой,

    Разговор ведет с весной.

                               (Трактор)

    За плугом тащится она –

    Огромная расческа:

     Ведь полю нашему нужна

    Весенняя прическа. 

                               (Борона)

    Вот и скошена пшеница.                                                                                                                                                Теперь требует землица,

    Чтобы ее желтый, колкий «ежик»

    Не колол здесь зайцу ножек.

    Взялся за дело тракторист –

    Прищепил к трактору...

                                          (Диск)

    Для уборки урожая

    на поля я выезжаю.

    На поля я выезжаю

    И за несколько машин

    Там работаю один.

                                    (Комбайн)

    На току лежит зерно

    В амбар отвезти нужно его.

    Кто поможет в этом, дети,

    Ну-ка быстро мне ответьте?

                                      (Грузовик)

    Рано утром пекарь придет

    Квашню в чане заведет.         

    Тесто быстро он замесит,

     А когда оно подойдет –

    На весах комочки взвесит

    И по формам разнесет.

    Теперь надо хлеб испечь,

    А поможет в этом...

                                      (Печь) 

    Чудо-вилы перед нами,

    С загребущими руками.

    За одну минуту смело

    В телегу грузят они сено.

                             (Стогомет)

    Раньше доярка коров

                                  доила руками.

    Как это трудно,

                        не знаем мы с вами.

    Но вот прошло много дней...

    Какой аппарат пришел на

                                     помощь ей?

                        (Доильный аппарат)

    «Назови растение, выращенное полеводами»

    Цель: закрепить представление детей о полевых культурах; закрепить умение детей различать их по внешнему виду, узнавать на иллюстрациях.

    Материал: демонстрационный материал, карточки-иллюстрации полевых культур, мешочки с зерном зерновых культур.

    Вариант игры 1: Воспитатель показывает карточку с изображением полевых растений, дети называют растение, говорят, какую пользу оно приносит.

    Вариант игры 2: Воспитатель называет растение. Ребенок должен найти карточку с его изображением и рассказать, какую пользу оно приносит.

    Вариант игры 3: Воспитатель рассказывает о растении, дети должны его назвать.

    Вариант игры 4: Воспитатель показывает мешочек с зерном. Ребенок, рассмотрев его, должен назвать зерновую культуру.

    «Яка же польза от цей худобины?»

    Цель: расширить представление детей о домашних животных, о том, как заботиться о них и чем кормить, о том, какую пользу они приносят людям; прививать любовь к домашним животным и желание о них заботиться.

    Материал: два круга: на одном изображены домашние животные, на втором - продукция их производства.

    Вариант игры 1:

    Ты, колечко, покружи,                              Яка же польза

      Ты нам правду расскажи:                   От цей худобины?

             

    Ребенок крутит круг с изображением домашних животных. Когда стрелка останавливается на одном из них, ребенок должен рассказать об этом животном, как о нем заботиться, чем кормить, а на втором круге должен показать, какую же пользу он приносит людям.

    Вариант игры 2:

    Ты, колечко, покружи,        Кто же людям здесь помог,

    Ты нам правду расскажи:        Дал продукцию им в срок?

    Ребенок крутит круг с изображением продукции животноводства. Когда стрелка останавливается на одном из них, ребенок должен рассказать, какому животному она принадлежит и как за ним ухаживать.

    Дидактическая игра «Бабулина кашка»

    Цель: закрепить представление детей о том, что из злаковых культур люди не только пекут хлеб или хлебобулочные изделия, но и готовят множество вкусных и полезных блюд; закреплять знания детей о том, из какой крупы, какую кашу можно сварить; учить составлять рассказ, опираясь на модельные схемы, изображенные на тарелочках; воспитывать уважение к труду хлеборобов.

    Материал: разовые тарелочки с рисунками, изображающими крупы.

    Вариант игры 1: Воспитатель показывает тарелочку с изображением одной из круп и спрашивает о том, какую кашку бабуля сварила, какую крупу она взяла, чтобы ее сварить.

    Вариант игры 2: Все тарелочки разложены на столе, воспитатель называет кашу, сваренную бабушкой, а ребенок должен найти ее изображение на тарелочке.

    Вариант игры 3: Воспитатель читает стихи-загадки, а дети должны найти ответы на тарелочках.

    Белую кашу с молоком                               На коровьем молоке

    Не назвать вам нипочем,                               Сварим кашу мы в горшочке.

    Не видно здесь крупы ...                               Она сытная, густая,

    Какая каша, знаешь ты?                               А по цвету - золотая.

    (Манная)                                            (Пшенная)

    Вырастает силачом,

    Тот, кто эту кашу ест,                            

    Все болезни нипочем,

    Если любишь...

    (Геркулес)

    Если с этого зерна «шубу» снять

    И хорошенько отшлифовать,

    Можно кашу нам сварить

    И по тарелкам разложить.

    Машем ложкой часто и ловко –

    Ведь это любимая каша...

    (Перловка)

    Сварить такую кашу,

    Самую любимую нашу,

    Поможет золотистое зерно,

    Называется оно...

    (Пшено)


                 Длинные зерна у этой каши.

               Очень полезна для каждого она.

               Сварим ее мы полную чашу

               Каша эта из зерен ...

                                                         (Овса)

               

               Можно с мясом проварить его

               И на гарнир пойдет оно.

               Потушим на огне - и готов

               Очень сытный вкусный плов.

               А теперь подумайте, дети,

               Какое ж зерно пойдет

                                                           в блюда эти?

                                                                    (Рис)

                                В каше зерно какое –

    Оно кор            коричневое такое?

    (Греч

                                                              (Гречка)

    Как интересно вот это зерно,                        

    Такое белое на вид оно.

    В молоко положим

                      с сахаром и солью

    Наедимся каши вволю.(Рисовая)

    Кушайте, добрые люди!

    Гарнир к этому блюду

    Крупа у нас качественная,

    А каша называется ...

                                       (Ячневая)


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    «Дидактические игры по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с организмом человека»

    В статье представлены дидактические игры по ознакомлению детей с организмом человека...

    Календарно-тематическое планирование "Использование развивающих игр и современного дидактического материала в ознакомлении детей старшего дошкольного возраста с Санкт-Петербургом"

    Цель работы: воспитание юного петербуржца;развитие познавательно-творческих способностей детей. Задачи: 1. Формировать представления о социокультурных ценностях нашего народа.2. Способствовать на...

    Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с трудом взрослых в сельской местности

    Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с трудом взрослых в сельской местности...

    НАГЛЯДНО-ДИДАКТИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ ДЛЯ ОЗНАКОМЛЕНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С КУЛЬТУРОЙ, ТРАДИЦИЯМИ, ОБЫЧАЯМИ И БЫТОМ РУССКОГО, ТАТАРСКОГО И НЕМЕЦКОГО НАРОДОВ.

    ПРЕДНАЗНАЧЕНО ДЛЯ ОЗНАКОМЛЕНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С КУЛЬТУРОЙ, ТРАДИЦИЯМИ, ОБЫЧАЯМИ И БЫТОМ РУССКОГО, ТАТАРСКОГО И НЕМЕЦКОГО НАРОДА....

    Сборник дидактических материалов «Мир музыкальных профессий» по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с профессиями, связанными с искусством

    Ранняя       профессиональная       подготовка ребенка старшего дошкольного  возраста понимается нами как создание условий, способствую...

    Сборник дидактических игр по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с книжной графикой и художниками - иллюстраторами

    В данном сборнике представлены материалы по ознакомлению детей с книжной графикой, творчеством художников – иллюстраторов Ю. Васнецове, И. Билибине, Е. Рачеве, Е. Чарушине, В. Сутееве, В. Назару...