Методы эстетического воспитания и художественного обучения
статья на тему

Сабирьянова Ольга Альбитовна

Методы эстетического воспитания в детском саду.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное  образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида «Белочка»

г. Тарко - Сале

«Методы эстетического воспитания и художественного обучения».

Материал подготовила воспитатель  Сабирьянова Ольга  Альбитовна.

Содержание

Пояснительная записка.

3

1.1. Краткая характеристика методов эстетического воспитания и художественного обучения

4

1.2. Основные рекомендации по развитию художественного восприятия изобразительного искусства дошкольниками

6

Заключение

11

Список литературы

12

Пояснительная записка.

В основе методики эстетического воспитания лежит совместная деятельность педагога и ребенка по развитию у него творческих способностей к восприятию художественных ценностей, к продуктивной деятельности, осознанного отношения к социальной, природной, предметной среде.

Успех этой работы во многом определяется тем, в какой мере учитываются индивидуальные особенности, потребности и интересы воспитуемого, уровень его общего развития.

Эстетическое восприятие жизненных явлений всегда индивидуально и избирательно. В основе его лежит эмоциональный отклик на прекрасное. Ребенок всегда откликается на красивое в природе, предметном мире, искусстве, на добрые чувства людей. Большое значение при этом имеют личный опыт малыша, его побуждения, стремления, переживания.
Методы эстетического воспитания очень разнообразны. Они зависят от многих условий: объема и качества художественной информации, форм организации и видов деятельности, возраста ребенка. Немалую роль играют уровень подготовки, мастерство и способности педагога.

1.1. Краткая характеристика методов эстетического воспитания и художественного обучения

Эстетическое воспитание – целенаправленный процесс формирования творчески активной личности ребенка, способной воспринимать, оценивать, любить, утверждать в жизни, природе., искусстве прекрасного, совершенное, гармоничное, жить "по законам красоты".

Художественное обучение – процесс освоения знаний, умений, навыков в области искусства и художественного, в том числе, самостоятельного творчества.

Методы эстетического воспитания – это способы совместной взаимосвязанной деятельности воспитателя и ребенка, направленные на развитие эстетических представлений, эстетических чувств и художественной деятельности, предполагающей формирование основ эстетического вкуса и развитие творческих способностей.

Методы художественного обучения – это способы совместной взаимосвязанной деятельности воспитателя и ребенка, направленные на развитие способности понимать и верно оценивать произведения искусства, а также формирование и развитие художественно-творческих потребностей и способностей в процессе художественной деятельности [6].

Методы эстетического воспитания:

  • метод побуждения к сопереживанию, эмоциональной отзывчивости на прекрасное и осуждение безобразного в окружающем мире. Этот метод предполагает, чтобы произведения искусства отличались высокой художественностью, а при слушании детьми стихов, сказок, музыки важно не только точное воспроизведение воспитателем текста, музыкального рисунка, но и эмоционально-образное его исполнение. Только в этом случае можно достичь воспитательного эффекта;
  • метод убеждения позволяет развивать у детей эстетическое восприятие, элементы художественного вкуса. Особенность этого метода состоит в том, что использовать его можно только тогда, когда воспринимаемое явление прекрасно;
  • метод приучения, упражнения в практических действиях. Метод приучения предполагает, чтобы ребенок проявлял желание украсить, улучшить окружающее, т. е. посильно преобразовать его и порадовать этим своих сверстников, взрослых;
  • метод поисковых ситуаций, побуждений детей к творческим проявлениям. Используя этот метод, воспитатель предлагает детям придумать рассказ, рисовать, лепить по замыслу и т. д.

В. И. Логинова, П. Г. Саморукова придерживается такой классификации методов эстетического воспитания:

  • методы и приемы формирования элементов эстетического сознания: эстетического восприятия, оценок, вкуса, чувств, интересов и т. д. При использовании этой группы методов воспитатель воздействует на эмоции и чувства детей при помощи наглядных, словесных, практических и игровых методов и приемов обучения в зависимости от того, с каким эстетическим явлением знакомят детей;
  • методы, направленные на приобщение детей к эстетической и художественной деятельности. К этой группе методов и приемов можно отнести показ способа действия или образца, упражнения, показ способа сенсорного обследования с сопровождением разъясняющего слова;
  • методы и приемы, направленные на развитие эстетических и художественных способностей, творческих умений и навыков, способов самостоятельных действий детей. Эти методы предполагают создание поисковых ситуаций, дифференцированного подхода к каждому ребенку с учетом его индивидуальных особенностей [1].

Классификация методов художественного обучения определена Н. А.Ветлугиной:

  • в зависимости от источника знаний (наглядные, словесные, практические, игровые);
  • в зависимости от вида художественно-творческой деятельности и учебных задач;
  • в зависимости от задач развития художественно-творческих способностей;
  • в зависимости от возрастных особенностей детей;
  • в зависимости от индивидуальных особенностей детей;
  • в зависимости от этапов художественных занятий.

Далее рассмотрим более детально один из методов эстетического воспитания и художественного обучения дошкольников – метод побуждения к сопереживанию, эмоциональной отзывчивости на прекрасное и осуждение безобразного в окружающем мире – на примере художественного восприятия изобразительного искусства дошкольниками.

2.1. Основные рекомендации по развитию художественного восприятия изобразительного искусства дошкольниками

Развитие восприятия художественного произведения и вкуса необходимо строить поэтапно, хорошо понимая их психологические основы.

Они представляют собой целый комплекс микростратегий, формирующихся в процессе творческой деятельности. Их использование приводит к индивидуальной выработки критериев «прекрасного» и «безобразного». А эстетические критерии, в свою очередь, вырабатываются на основе оценки полученных творческих результатов в позиции автора и их соотношения с результатами коллег, лучшими образцами мировой художественной культуры.

Практическая реализация этих стратегий осуществляется во многом благодаря личностному осознанию закономерностей и правил, связанных с категориями «гармония» и «красота». К ним можно отнести закономерности сочетания света и тени, соотношения различных цветов и форм, законы построения композиции, перспективы и т.д.

Так как восприятие и художественный вкус представляют собой субъективные процессы, их развитие имеет, прежде всего, психологические основания. Развитие и применение наивысших эстетических критериев и правил может происходить в обучении только лично и личностно. Умение замечать прекрасное развивается лишь в процессе собственного опыта творческой деятельности, чувственном проживании искусства, а только затем в соприкосновении с великими произведениями мировой художественной культуры [5].

Важно понимать, что формирование этих сложнейших процессов происходит не сразу, а по мере накопления личностного опыта и рефлексии.

 Многие педагоги считают, что, показывая детям различные образцы творчества (или их репродукции) на лекции, в музее или картинной галерее, ученики могут заинтересоваться искусством. А если объяснить им простейшие «каноны искусства», то они  самостоятельно смогут выработать эстетические нормы. Именно поэтому учителя увлекаются слайд-презентациями, лекциями и походами на выставки и в музеи. Практика показывает, что такой путь не помогает детям воспринимать, понимать и любить искусство. Ученики, к сожалению, либо вовсе не знают, на что нужно обращать внимание, либо не имеют внутренних причин для того, чтобы глубоко заинтересоваться  произведением.

Для того чтобы ребенок заинтересовался картиной, необходимо, чтобы он уже имел достаточный опыт изобразительной деятельности. Проникновение в пространство произведения возможно, только если у ребенка уже имеется опыт создания и оценки собственных работ либо хорошо развитые восприятие и фантазия. Чаще всего для этого необходимо хотя бы первичное знакомство с соответствующим языком искусства. Использование всех этих составляющих вместе позволяет по-настоящему ощутить художественное произведение и придать личностный смысл воспринятому, что не всегда происходит даже у взрослых людей, не имеющих опыта изобразительной деятельности. Кроме того, глубокое восприятие изобразительного искусства почти всегда переплетается с анализом всего того, что изображено на холсте. В зависимости от опыта «зрителя», будут задействоваться все индивидуальные предпочтения и имеющиеся знания (а в случае художника – «профессиональные фильтры»), ценности, творческое воображение [2].

В основе базовой стратегии восприятия и оценки художественного произведения лежат следующие компоненты (указаны в порядке реализации универсальной стратегии):

  • Первичное восприятие (зрительный охват полотна, созерцание и разглядывание).

  • Ощущение эмоций от увиденного.
  • Анализ сюжета и создание первичного понимания произведения.

  • Анализ изобразительных средств, использованных автором произведения.

  • Восприятие и анализ  символического ряда произведения.
  • Позиционные переходы в пространстве произведения: «автор» – «зритель» – «герой произведения» – «герой эпохи» – «какой-либо дополнительный персонаж» и т.д.

  •  Создание разнообразных вариаций зрительных конструктов по поводу различных элементов картины: представление картины в иных формах, красках, изменение композиции и т.д.
  • Ощущение редких эмоций.
  • Соотношение увиденного в пространстве картины с собственным опытом, воспоминаниями.
  • Создание своего понимания произведения, личностного смысла.
  • Формулирование суждений для выражения собственного мнения.

В индивидуальной структуре опыта последовательность, содержание, качество исполнения действий и операций внутри каждого компонента могут быть разными, что и создает предпосылки субъективности, уникальности и неповторимости нашего опыта и личности.

Конечно, на еще более детальном уровне рассмотрения каждый из компонентов представляет собой отдельную микростратегию. Их выявление имеет особый смысл в рамках изучения и развития личностного опыта.  Именно их согласованность и сочетание создают комплекс стратегий, который мы обычно называем восприятием и оценкой творческой работы, а на основе опыта их реализации формируется художественный вкус.

Рассмотренные нами компоненты представлены с большой долей обобщения, однако мы привели их для того, чтобы педагогам стал понятен ход наших рассуждений. Организация рефлексии с использованием компонентов в классе может существенно помочь детям открыть собственный путь к пониманию искусства [4].

Сначала необходимо помочь учащемуся приобрести опыт творческой деятельности, развивая анализ и рефлексию, затем освоить «язык искусства» и лишь после этого организовывать посещение картинных галерей, выставок и музеев – тогда они приобретают иной смысл для ребенка. При этом важно тщательно спланировать и продумать первые «встречи» детей с шедеврами мировой культуры. Имеет смысл подготовить их к таким «походам». Для начала полезно выбрать  небольшое количество произведений, отвести время для индивидуального восприятия. Полезно организовать беседу о том,  «как можно смотреть на картину», вспомнив при этом их опыт восприятия собственных произведений в классе. По итогам  общения с  каждой картиной необходимо устроить обмен мнениями и творческую дискуссию. Комментарии учителя должны быть завершающими в такой дискуссии. Не стоит выбирать произведения, которые изначально будут не понятны детям. Например, многие картины основаны на сложных библейских сюжетах или мифологии, знаний которых нет у детей или они у них слишком сильно различаются.

По мере развития собственного опыта творческой деятельности, освоения законов изобразительного искусства, личностной самореализации, восприятия и анализа художественных произведений, их оценки, у дошкольников начинают складываться собственные предпочтения  и эстетические критерии, которые в комплексе и приводят к развитию собственного художественного вкуса [3].

Как известно, изобразительная деятельность человека в качестве индивидуальной потребности детского самовыражения начинается довольно рано: практически каждый ребенок уже в два года при поддержке взрослых начинает рисовать и сохраняет потребность и интерес к этой деятельности до 10 – 12 лет (у некоторых он продолжается всю жизнь).

Заключение

В современном обществе происходят социальные и экономические перемены. Это сказывается и на образовании, которое находится на этапе модернизации в связи с «Федеральными государственными образовательными стандартами».

Формирование творческой личности – одна из важнейших задач педагогической теории и практики на современном этапе. Человек будущего должен быть созидателем, с развитым чувством красоты и активным творческим началом.

Современная концепция дошкольного воспитания показывает важность приобщения детей к искусству с раннего возраста, считая его мерилом  человеческих ценностей.

Изменение содержания, усложнение функций современного ДОО и условий воспитания вызвали потребность в поиске новых форм и методов организационно - педагогической деятельности.

Именно поэтому многие детские сады уделяют большое внимание художественно-эстетическому развитию воспитанников.

В наше время проблема художественно-эстетического воспитания, развития личности, формирования ее эстетической культуры одна из важнейших задач, стоящих перед образованием вообще и дошкольным образованием в частности.

Список литературы

  1. Библер, В. С. Методы художественного развития [Текст] : учеб.-метод. пособие / В. С. Библер. – Москва : Изд-во «Эксмо», 2006. – 135 с.
  2. Кабалевский, Д. Б. Художественное восприятие дошкольников [Текст] : учеб.-метод. пособие / Д. Б. Кабалевский. – Москва : Изд-во «Эксмо», 2006. – 156 с.
  3. Каган, М. С. Эстетика как философская наука [Текст] : учеб.-метод. пособие / М. С. Каган. – СПб.: Изд-во ТООТК «Петрополис», 2006. – 544 с.
  4. Фаворский, В. А. Дошкольный возраст [Текст] : учеб.-метод. пособие / В. А. Фаворский. – Москва : Изд-во «Эксмо», 2006. – 253 с.
  5. Хараш, А. У. Межличностный контакт как исходное понятие психологии устной пропаганды [Текст]  / А. У. Хараш // Вопросы психологии. – 2006. - № 4. – С.52-63.
  6. Шадриков, В. Д. Психология деятельности и способности человека [Текст] : учеб. пособие для вузов. 2-е изд. / В. Д. Шадриков. – Москва: Изд-во «Логос», 2006. – 318 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

М А Т Е Р И А Л Ы к проекту: ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ЧЕРЕЗ ХУДОЖЕСТВЕННУЮ ЛИТЕРАТУРУ. ПОЭЗИЯ.

М А Т Е Р И А Л Ы к проекту: ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ЧЕРЕЗ ХУДОЖЕСТВЕННУЮ ЛИТЕРАТУРУ.ПОЭЗИЯ....

МЕТОДЫ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ

В основе методики эстетического воспитания лежит совместная деятельность педагога и ребенка по развитию у него творческих способностей к восприятию художественных ценностей, к продуктивной деятельност...

«МЕТОДЫ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ»

Консультация для воспитателей...

Средства и методы эстетического воспитания

В презентации раскрываются средства и методы художественно - эстетического воспитания дошкольников. Работа связана со всеми сторонами воспитательно - образовательного процесса и проявляется во всех ви...

Программа по художественно-эстетическому воспитанию. (один год обучения)

Дизайн – это творческая задумка создателя. Новый, необычный подход к предметам и вещам. Проще говоря, дизайн – это все то, что нас окружает, весь окружающий мир со всеми новшествами и...