Инновационные технологии, используемые на занятиях воспитателя
методическая разработка по теме

коновалова валентина николаевна

Подготовить каждого ребенка к самостоятельной, независимой от помощи окружающих, жизни является главной целью специальной школы. В свою очередь, важнейшим звеном в достижении этой цели учреждения, наряду с учебной работой, обеспечивающей формирование образовательных компетенций, является воспитательная деятельность, которая направлена на решение более конкретных задач и реализацию основных направлений работы воспитателя.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Коррекционная направленность и инновационные технологии, используемые на занятиях воспитателя

Подготовить каждого ребенка к самостоятельной, независимой от помощи окружающих, жизни является главной целью специальной школы. В свою очередь, важнейшим звеном в достижении этой цели учреждения, наряду с учебной работой, обеспечивающей формирование образовательных компетенций, является воспитательная деятельность, которая направлена на решение более конкретных задач и реализацию основных направлений работы воспитателя:

- организация и проведение занятий по календарному планированию;

- работа по программе «школа жизни»;

-осуществление совместно с медицинским персоналом мероприятий, содействующих укреплению здоровья детей;

- своевременное и систематическое решение медико-оздоровительных, социально-психологических проблем воспитанника;

- формирование коллектива;

- изучение личности воспитанника, организация индивидуальной работы с воспитанниками;

- разумная организация внеурочной деятельности детей;

- обеспечение соблюдения воспитанниками установленного порядка и режима дня;

- организация самостоятельной работы детей по подготовке домашнего задания;

- поддержка и постоянная связь с учителями класса, другими воспитателями, медицинским персоналом;

- анализ результатов своей работы.

Указанные задачи и направления находят отражение в каждодневной практической жизни воспитанников, где повторяются, закрепляются, расширяются знания, полученные в ходе учебного процесса; формируются полезные привычки, эталоны поведения, оценочное отношение к различным жизненным ситуациям и т.п.

В первую очередь, это достигается через проведение тематических занятий по направлениям, указанным в календарном плане:

- социально- бытовая ориентация,

- охрана здоровья,

- основы безопасности жизнедеятельности,

- эстетическое воспитание,

- нравственное воспитание,

- гражданско-правовое воспитание,

- трудовое воспитание,

- хозяйственно - бытовой труд,

- краеведение,

- патриотическое и экологическое воспитание.

Каждое направление воспитательной работы подразумевает систему занятий, которые усложняются год от года, совершенствуются, носят как теоретический, так и практический характер.

На таких занятиях перед воспитателем стоит ряд специальных задач по коррекции личностных свойств воспитанников, формированию у них системы коммуникативного поведения, отработке моделей  социального реагирования.

Здесь нужно отметить, что успех занятия в первую очередь будет зависеть от правильной постановки цели, ориентированной на не столько на приобретение теоретических знаний, сколько на усвоение, отработку и закрепление различных навыков. Например, цель: «познакомить с основными приемами поведения в транспорте», «закрепить навыки поведения в транспорте», «развить навыки самостоятельного принятия решения в необычной ситуации «я заболел»» и т.п. В свою очередь, это  даст возможность выбрать более свободную, незарегламентированную форму проведения занятия.

Помимо дидактической цели, воспитатель должен решать и коррекционную задачу, т.к. без ее учета говорить о социальной адаптации воспитанников  не приходиться. Выбор задач достаточно обширен: от развития и коррекции высших психических функций (памяти, внимания, восприятия, мышления) до коррекции недостатков характера, поведения. (Неуравновешенности, бесстрашия, пессимизма и чрезмерной веселости, безучастия и повышенной возбудимости, лжи и воровства, замкнутости и бродяжничества и т.п.).

Это могут быть задания в интересной, проблемной форме: расшифруй, узнай, составь схему, посмотри, что изменилось. Отгадай на ощупь, составь целое из частей, посчитай на время и.т.п. Либо использоваться познавательные, проблемные задачи, требующие воспроизведения модели поведения.

П.Кащенко выделял несколько групп методов, позволяющих с его точки зрения, решать проблему воспитания трудных детей.

Классификация методов коррекции.

  1. Методы общепедагогического влияния:

- коррекция активно-волевых дефектов (выработка мотивов наших действий)

- коррекция страхов (развитие самообладания)

- метод игнорирования

- метод культурного смеха

- действия при сильном возбуждении ребенка

- коррекция рассеянности (концентрационная гимнастика)

- коррекция застенчивости (тренировка в общении с людьми: упражнения в выполнении различных поручений)

- коррекция навязчивых мыслей и действий (отвлечение от мыслей, бережное и твердое отношение к ребенку: игры на свежем воздухе, спорт)

- коррекция бродяжничества (творческий труд, частые экскурсии, спортивные соревнования, организованный досуг)

- самокоррекция

2. Специальные методы:

- коррекция тиков (специальная гимнастика)

- коррекция истерического характера (метод ошеломления, интегрирования)

3. Метод коррекции через труд (выработка систематичности и выдержки в работе: развитие общей работоспособности)

4. Метод коррекции путем рациональной организации детского коллектива.

Данная классификация может ориентировать воспитателя в направлениях коррекционной работы.

Формулируя коррекционную задачу, воспитатель должен исходить из того, какие аспекты познавательной деятельности (мышление, память, внимание) будут наиболее активно работать в процессе занятия и какие черты личности (воля, работоспособность, целеустремленность, контактность) необходимо задействовать.

Например, тема: «Что мы знаем о чувствах человека?». Цель: отработка четкой дифференциации понятий: «добрый-злой (гневный, агрессивный)». «Радостный (веселый) - печальный (грустный, бездеятельный)». Коррекция личностных черт воспитанников в процессе развития установок поведения, центрированных склонностей.

Тема: «Мои зубы», цель- формирование санитарно-гигиенических навыков ухода за зубами; коррекция зрительного внимания учащихся на основе упражнений в узнавании и различении.

Подобная  четкая формулировка коррекционной задачи позволяет воспитателю включать в занятие специальные психолого-педагогические упражнения, ориентированные на ее решение.

Определив тему и цели занятия, воспитатель решает вопрос о том, в какой форме будет проходить занятие (ролевые игры, веселые старты, экскурсии, диспут, викторина, устный журнал и т.д.), какие инновационные технологии будут использованы.

В настоящее время воспитателями, учитывая направления воспитательной работы, используются игровые, здоровьесберегающие и информационно- коммуникационные технологии, ведение «Портфолио» воспитанников.

Здоровьесберегающие технологии отражаются на всех  занятиях, но особенно ярко  по темам ЗОЖ, разделам программы «Школа жизни» - «Личная гигиена» (Мороз Н.И.), где освещаются вопросы по уходу за своим телом, об особенностях ухода, средствах и предметах личной гигиены и т.п. Раздел  «Будьте здоровы», где воспитанники знакомятся с медицинскими учреждениями, врачами-специалистами, получают знания по уходу за больным и т.п.

Говоря о здоровьесберегающих технологиях, важно отметить их взаимосвязь с игровыми технологиями, где поле для коррекционной работы очень широкое: ролевые игры, игры-драматизации,  игры для развития произвольности психических процессов, игры, для развития способности к саморегуляции, на развитие коммуникативных навыков и социализацию и т.д.

Такие игры, используемые на занятиях, дают возможность моделировать жизненные ситуации, эмоциональные состояния, развивать сенсорную сферу, коммуникативные навыки, способность ребенка к сотрудничеству и к сопереживанию.

Нужно отметить, что игровые технологии применяются как в младших, так и  в старших группах (Великова И.М., Гоголева Н.Е., Мороз Н.И.).

Здесь воспитателю необходимо учесть важные моменты:

-  индивидуальный подход в организации коррекционно-развивающих игр;

- четкое объяснение инструкции (при необходимости ее упрощение);

-  дозирование игры по времени;

- достижение цели участниками игры;

- анализ результатов.

Сделать воспитательный процесс более успешным позволяют также и

информационно-коммуникационные технологии, которые делают занятия интересными, познавательными, обогащают эмоции детей (Волченкова Т.Е., Мороз Н.И., Гоголева Н.Е., Великова И.М.)

Также ведение «портфолио» воспитанника (пример воспитателя Михайловой Е.В.) позволило решить задачи по патриотическому воспитанию, а в свою очередь способствовать развитию творческих способностей детей.

Но в тоже время, говоря о положительном значении применяемых технологий, разнообразных формах и методах, используемых на занятии, нельзя не отметить и некоторые особенности при их организации, проведении и усвоении знаний и умений воспитанников.

Это объясняется разным возрастом детей, находящихся в одной группе и их  индивидуальными способностями и возможностями, специфическими недостатками. С одной стороны дети взаимодействуют друг с другом, принимают участие в творческой деятельности, участвуют по мере сил в различных мероприятиях. Тем самым развивая умение договариваться («ты мне мешаешь»), сотрудничать, слышать собеседника.

Такое взаимодействие является «ассиметричным», т.к. дети с низким уровнем социально-бытовых знаний, коммуникативных навыков общаются с детьми, находящимися на более высоком уровне (Пашкина Катя, Смирнова Нина, Оля Докунова, Константинова Оксана), в таком случае может происходить  парное обучение (когда один обучает другого).

Но не все, что полезно и интересно детям младшего возраста актуально для  старших детей. Если младшие воспитанники требуют поддержки взрослого, постоянного эмоционального подкрепления, стимуляции, то старшие сосредоточены на самостоятельном выполнении заданий, организации поисковой деятельности. Поэтому в группах предусмотрены специальные подгрупповые  и индивидуальные занятия, на которых организуется уже «симметричное» взаимодействие  между детьми, находящимися на примерно одинаковом уровне развития, где соответственно подбираются задания с опорой на личностные факторы и учетом зоны ближайшего развития.

Т.о. через организацию как «симметричного» так и «асимметричного» взаимодействия обеспечивается овладение детьми навыками коммуникации, формирование способности к волевым усилиям, произвольной регуляции поведения, развитие познавательной деятельности.

Помимо занятий по основным разделам, для успешной социализации воспитанников с 2005-2006 года проводятся занятия по программе «Школа жизни», которая нашла свое отражение в работе воспитателей каждой из групп.

Изучаются следующие разделы:

- «Личная гигиена»

- «Уход за одеждой и обувью»

- «Дом, в котором я живу»

- «Покупки»

- «Культура поведения»

- «Будьте здоровы»

- «Средства связи»

Разделы: «Права и обязанности человека», «Трудоустройство», «У тебя проблемы» охвачены соц.педагогом, психологом.

Занятия по программе также  способствуют отработке и закреплению различных умений и навыков.

Эффективным явилось следующее:

- выполнение практических заданий и упражнений

- посещение различных учреждений

- организация экскурсий

- ролевые игры

- создание проблемных ситуаций, их проигрывание

- вовлечение в самостоятельную поисковую деятельность

Подводя в этом аспекте итог, можно отметить, что работа по программе дала положительную динамику в развитии отдельных умений и навыков. Но некоторые разделы требуют особого подхода, участия служб сопровождения.

К тому же следует учесть, что в силу индивидуальных особенностей, разного уровня способностей и возможностей воспитанники могут знать, но не проявлять на практике полученные знания. Поэтому пробелы в некоторых сферах сохраняются, знания на невысоком уровне.

Также следует отметить, что знания, приобретаемые на уроках в школьный период, воспитательных занятиях, закрепляются в повседневной жизни воспитанников, проявляются в ходе участия в различных соревнованиях и мероприятиях:

- участие в соревнованиях, организованных РУВД  Красносельского р-на;

- посещение города «КидБурга», где воспитанникам необходимо было обучаться в игровой форме различным профессиям (окончить курсы вождения, пройти обучение в больнице и т.п.), устраиваться на работу и самостоятельно зарабатывать деньги. Все это потребовало от них уже имеющихся знаний и навыков.

Сейчас планируется посещение специального кружка ручного труда для обеспечения социальной адаптации и реабилитации несовершеннолетних (ООО «Новое поколение»).

Таким образом, подводя общий итог, можно отметить, что большую значимость занятия приобретают в случае заинтересованности воспитанников, когда в роли участников выступают они сами, а не педагог.

Как показала практика недостаточно усвоения знаний о тех или иных понятиях и явлениях. Только через практическую деятельность, отработку различных моделей поведения, специальные игровые занятия, социальные ситуации, навыки могут быть закреплены. Причем отрабатываться они могут как на занятии, так и в ходе режимных моментов, различных бытовых ситуациях, посещаемых мероприятиях. Что в свою очередь дает возможность подготовить личность, обладающую социально-значимыми качествами, мобильными профессиональными навыками, способную успешно адаптироваться в обществе и в повседневной жизни.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация "Инновационные технологии, используемые в работе с детьми дошкольного возраста с ЗПР"

«Инновационные технологии, используемые в работе с детьми дошкольного возраста с ЗПР»...

«Инновационная технология, используемая в педагогической и коррекционной деятельности»

Процесс реорганизации всей системы образования, протекающий много лет, предъявляет высокие требования к организации дошкольного воспитания и обучения, побуждая к поиску новых, более эффективных ...

«Инновационная технология, используемая в педагогической и коррекционной деятельности»

Процесс реорганизации всей системы образования, протекающий много лет, предъявляет высокие требования к организации дошкольного воспитания и обучения, побуждая к поиску новых, более эффективных ...

Инновационные технологии используемые в работе детского сада

Краткое описание используемых технологий в работе педагога - психолога и муз.руководителя....

«Инновационные технологии, используемые в познавательно-исследовательской деятельности».

Педагогический проект «День защитника Отечества». Пояснительная запискаВсе мы являемся гражданами своей страны. Ценность гражданина определяется тем, насколько он готов понять обществ...

Консультация для воспитателей « «Инновационные технологии, используемые для развития речи детей дошкольного возраста».»

Консультация для воспитателей  « «Инновационные технологии, используемые для развития речи детей дошкольного возраста».»...