Консультация "Инновационные технологии, используемые в работе с детьми дошкольного возраста с ЗПР"
консультация (старшая группа) по теме

Ламскова Елена Геннадьевна

«Инновационные технологии, используемые в работе с детьми дошкольного возраста с ЗПР»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon innovacionnye_tehnologii.doc155.5 КБ

Предварительный просмотр:

«Инновационные технологии, используемые в работе с детьми дошкольного возраста с ЗПР»

Одна из основных задач дошкольного образования – математическое развитие ребёнка. Оно не сводится к тому, чтобы научить дошкольника считать, измерять и решать арифметические задачи. Это ещё и развитие способности видеть. Открывать в окружающем мире свойства, отношения, зависимости, умения их «конструировать» предметами, знаками и словами.

Особая роль при этом отводится нестандартным дидактическим средствам. Сегодня это блоки Дьенеша, палочки Кюизенера и др.. Нетрадиционный подход позволяет раскрыть новые возможности этих средств.

Средства – это потенциальные модели тех математических понятий и отношений, с которыми знакомится дошкольник. Играя, взаимодействуя с ними. Он открывает мир количественных, пространственно-временных отношений, решая при этом самые разнообразные творческие задачи. Это обеспечивает развитие активности, самостоятельности мышления, творческих начал, формирует детскую индивидуальность.

Развивающие логико-математические игры рассчитаны на детей младшего и старшего дошкольного возраста, учитывается, естественно, особенности возраста и уровень развития.

Определены основные задачи использования игр в работе с детьми:

1. Развитие у детей познавательного интереса, желания и потребности узнать новое.

2. Развитие наблюдательности, исследовательского подхода к явлениям и объектам окружающей действительности.

3. Активация креативного мышления (умения гибко, оригинально и нестандартно мыслить, видеть обыкновенный объект под новым углом зрения) и воображения.

4. Гармоничное, сбалансированное развитие у дошкольников эмоционально образного и логического начал.

5. Формирование базисных представлений (математических, об окружающем мире).

В начальной-школе – детском саду МСКОУ 5, 7 вида №32 «Аленький цветочек» используются в работе с детьми младшего школьного и дошкольного возраста, имеющих задержку психического развития следующие развивающие логико-математические игры:

I . Прозрачная цифра

Игра способствует:
развитию математических представлений о количестве,
пространственных отношениях, классификации предметов по признакам, цифровом ряде, структуре цифры как знака; свойствах гибкости и
прозрачности-непрозрачности

II. Серия «Чудо-головоломки»

Игра способствует:
развитию мелкой моторики рук, тактильно-
осязательных анализаторов;
развитию математических представлений о
пространственных отношениях, количественном счете,
линиях симметрии, делении целого на равные и
неравные части; умению решать логико-
математические задачи

III. Серия «Логовкладыши

Игра способствует:
развитию интеллекта (процессы внимания, памяти, умение сравнивать,
анализировать, объединять части в целое, выстраивать логические связи и
зависимости, гибкость мышления, сообразительность);
развитию сенсорных и творческих способностей

IV. Серия: Приложения к коврографу «Ларчик»

Игра способствует:
развитию мелкой моторике рук, тактильно осязательных
анализаторов;
развитию математических представлений (цвет, высота
предметов, условная мерка – флажок, количественный и
порядковый счёт, состав числа, пространственные отношения).
развитию умения решать логико-математические задачи.

V. Серия «Квадратные забавы»

Игра способствует:
развитию воображения, внимания, мышления;
развитию мелкой моторики рук; развитию умения работать со схемами.

VI. Геометрические конструкторы

Игра способствует:
развитию пространственного воображения, конструктивного мышления,
комбинаторных способностей, сообразительности, смекалки,
находчивости, творческого воображения и сенсорных способностей.
развитию аналитико-синтетической и планирующей деятельности.
воспитанию нравственно-волевых качеств

VII. «Нетающие льдинки Озера Айс»

Игра способствует:
успешному освоению детьми эталонов формы;
развитию мышления, внимания, памяти, математических
представлений о пространственных отношениях, величине,
количественном счете, соотношении целого и части;

VIII. Счетовозик

Игра способствует:
развитию мелкой моторики (координация «глаз-рука»,точные
движения кистей рук детских пальчиков;
развитию интеллекта (внимание, память, способность
ориентироваться на плоскости, количественные отношения, решение
простых арифметических задач).

IX. Шнур – затейник

Игра способствует :
развитию интеллекта (внимание, память, мышление, воображение);
развитию мелкой моторике рук;
развитию математических представлений о пространственных отношениях,
счете;

X. Математические корзинки


Игра способствует:
развитию внимания, памяти, мышления, речи;
развитию мелкой моторики;
развитию сенсорных способностей (восприятие цвета);
развитию математических представлений.

XI. Палочки Кюизенера

Игра способствует:
развитию интеллекта (процессы внимания, словесно-логической
памяти, операции пространственного и логического мышления, умение
составлять цифры и складывать образные фигуры);

XII. Серия «Геоконт»

Игра способствует:
освоению геометрических представлений, букв и цифр.
развитию математических представлений о пространственных
отношениях, количественном счете, линиях симметрии, делению целого
на равные и неравные части, умений решать логико-математические
задачи

XIII. Логические блоки Дьенеша


Игра способствует:
¨ развитию логического мышления,
развитию представлений о множестве, операциях над множествами
(сравнение, разбиение, классификация, абстрагирование),
формированию представлений о математических понятиях (алгоритм,
кодирование и декодирование информации, кодирование со знаком
отрицания),
развивать умения выявлять свойства в объектах, называть их.

В дошкольной педагогике существует множество разнообразных методических материалов: методик, технологий, которые обеспечивают интеллектуальное развитие детей. Наиболее эффективным пособием являются логические блоки Дьенеша.

Вашему вниманию представляется опыт работы с блоками Дьенеша, а именно разработаны этапы работы для детей младшего и старшего дошкольного возраста.

I. этап
2-ая младшая группа

Основная задача – формировать сенсорные эталоны: знакомить с понятиями цвет, форма: круг, квадрат , величина предметов: большой - маленький; знакомить с приёмами классификации, и чередования по цвету, форме и величине,используя понятие вот такие как:
1. Методика работы по слову
2. Методика работы по карточке символу:

Для закрепления представлений о геометрических фигурах: круге и квадрате, детям предлагается альбом «Для самых маленьких», при использовании которого дети закрепляют математический приём приложения.

II. этап

Средняя группа

Основная задача – продолжаем формировать сенсорные эталоны: знакомство с понятием толщина предмета:

знакомство с геометрическими фигурами треугольник и прямоугольник, знакомство с понятиями: внутри – снаружи.
Методика работы построена так:
Закрепляем ранее полученные знания детей.
Вводим новые понятия.
На данном этом этапе знакомят детей с методикой работы с двумя обручами, используя карточки – символы. Внимание детей при обучении обращается на пересечение двух обручей, при помощи наводящих вопросов дети научаются логически мыслить и приходят к выводу самостоятельно.

На этапе закрепления детям предлагается альбом «Нелепицы» при использовании которого они закрепляют в самостоятельной деятельности представления о признаках геометрических фигур.

III. этап

Старшая группа

Основная задача – знакомство с карточками отрицания:

закрепляем основные понятия: цвет, форму, величину предметов: большой – маленький, толстый – тонкий.

В данной возрастной группе закрпеляется методика использования двух обручей, но предлагаются карточки символы отрицания геометрических фигур, формы, цвета и толщины.

Так же как и во всех предыдущих группах на закрепление детям предлагается работа в альбоме «Спасатели приходят на помощь»

IV. этап

Подготовительная к школе группа
Основная задача – подготовка к школе, развитие творческого воображения, умения слушать и выполнять словесную инструкцию педагога.
Методика работы построена так: Закрепляем ранее полученные знания детей на решении логических и математических примеров, составления и решения простых математических задач.
Логические примеры


Альбом «Поиск затонувшего клада»


Итогом того, что у детей к концу подготовительной группы уже сформированы представления об основных свойствах и признаках предметов служит методика работы с тремя обручами, где во время игры дети используют все свои полученные знания, умения и навыки о геометрических фигурах.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологии, используемые в работе с детьми

Технологии, используемые в работе с детьми...

Эффективные личностно-развивающие технологии, используемые в работе с детьми дошкольного возраста.

Мнение о педагогических технологиях и их эффективном использовании современных педагогических технологиях, направленных  на реализацию ФГОС дошкольного образования....

"Цветотерапия как здоровьесберегающая технология используемая в работе с детьми дошкольного возраста"

"Цветотерапия - одна из здоровьесберегающих технологий используемых в работе с детьми  дошкольного возраста"...

Цветотерапия, как эдоровьесберегающая технология, используемая в работе с детьми дошкольного возраста.

Цветотерапия – это способ корректировки психоэмоционального состояния ребенка при помощи определенных цветов. Это особая методика, основанная на влиянии фотонов цвета различной длины волны на мозг реб...