Конспект по социально – нравственному воспитанию на тему: «Дружба живет среди нас».
план-конспект занятия (старшая группа) на тему

Программные задачи:

Образовательные: - расширять и обобщать знания детей о таких понятиях, как «друг», «дружба», «честность», «справедливость»;

- добиваться усвоения детьми умений оценивать чувства и поступки сверстников в совместных играх  и ситуациях, объяснять свои суждения.

Развивающие: - развивать социальные чувства (эмоции): сочувствие, сопереживание к окружающим, осознанные доброжелательные отношения, мыслительную активность;

- развивать способность понимать эмоциональное состояние другого человека.

Воспитательные: - воспитывать культуру общения, дружеские взаимоотношения, желание поддерживать друзей.

Оборудование и материалы: набор конструктора «Лего», кубики пластмассовые, схемы: «солнышко», «дождь», «солнышко и дождь», книга р.н.с. «Снегурочка», «Волшебная копилка», плоскостное изображение «сердечко» по количеству детей, магнитофон.

Ход занятия:

  1. Дети с воспитателем заходят в зал цепочкой.

Воспитатель: «-Встаньте, дети, встаньте в круг, встаньте в круг, встаньте в круг.

-Я твой друг и ты мой друг,

-Добрый верный друг!»

Построение в круг.

 

Воспитатель:

«-Милые наши, дети, вы всех прекрасней на свете,

Давайте мирно будем жить

И крепко накрепко дружить!

 

Все вы такие хорошие – пригожие!

А теперь улыбнитесь друг другу!

 

«С голубого ручейка начинается река,

Ну а дружба начинается с улыбки!».

 

  1. Проблемная ситуация: «Рассказ воспитателя по

произведению «Лабиринт»».

Воспитатель: «-Дети, вы любите играть? (да)

- А как вам больше нравится играть: одному или с друзьями? (с друзьями, одному скучно)

- Когда играют несколько детей можно придумать долгую интересную игру. Вдвоем интереснее рисовать, отгадывать загадки, бегать».

Воспитатель: «- Дети, а когда вы играете с друзьями, не ссоритесь? (ответы детей)

- Молодцы! Вы умеете играть дружно. Но к сожалению это не  всегда бывает. Послушайте как играли Маша и Петя в рассказе « Лабиринт».

3.  Чтение рассказа « Лабиринт».

«-Однажды Маша и Петя захотели поиграть в лабиринт. Взяли они машины, расставили их в гаражи… Поехали!
Вскоре встретились на узкой дорожке Машина и Петина машины. «А ну-ка, дай я проеду!» - потребовал Петя. «Ещё чего! Это ты уходи с дороги!» - ответила Маша. «Ах, так!» - разозлился Петя, схватил Машину машину и сбросил с дороги. «Ну, и не буду играть с тобой» - сказала Маша, надула губы, отвернулась, по щекам её потекли слёзы.
Так и не получилось у ребят игра «Лабиринт».

Воспитатель: «- Как вы думаете, почему у Маши и Пети не получилась игра?» (не умеют договариваться, уступать, слышать мнения других).

- Давайте посоветуем ребятам, что надо делать, чтобы научиться играть без ссор и обид. Предложения детей:

А) когда скажешь свое мнение, спроси остальных: «- Вы согласны?», «А как вы думаете?» - считайся с мнением других.

Б) надо уступать друг другу, не проявлять упрямство.

В) делись игрушками, не жадничай.»

4. Воспитатель: «- А как вы живете в группе?» (дружно, весело, мирно, счастливо)

Воспитатель: «- Поиграем в парах»

Дети по желанию разбиваются в пары, договариваются о совместной поделке животных из конструктора «Лего».

Воспитатель: «-Какие красивые, замечательные поделки у вас!  Вы сами убедились, это значит договариваться без ссор, показать, объяснить другу если что – то не получается, делились деталями конструктора, не хвастаться, быть скромным. А если нечаянно обидел, надо извиниться и порадоваться поделкам друга. Давайте все вместе порадуемся нашим животным и похлопаем в ладоши (дети радостно хлопают в ладоши )».

5.  Динамическая пауза «Если есть хороший друг»

Воспитатель читает стихотворение, дети выполняют движения:

«Настроение упало – опускают руки вниз

Дело валится из рук – качание головой, встряхивают кистями,

Но еще не все пропало – разводят руками

Если есть хороший друг – разворачиваются лицами друг к другу

С делом справимся вдвоем – пожимают друг другу руки.

С облегчением вздохнем – глубокий вдох и выдох

Настроение поднимем – нагибаются и медленно выпрямляются

И от пыли отряхнем – отряхиваются».

6. Инсценирование по рассказу Я. Тайца «Кубик на кубик».

    Воспитатель: «-Как вы думаете, какие слова сказала Маша Мише, когда башня развалилась?

Дети: «-  Она сказала, что Мишка плохой, злой, что она никогда не будет с ним играть».

Воспитатель: «- Что же ответит Миша на такие слова Маши?».

Дети: «- Он скажет, что играть с Машкой неинтересно, что игрушки у нее плохие, что он с ней дружить не хочет, хорошо что башня развалилась».

Воспитатель : «-Ребята, как вы думаете Маша и Миша навсегда поссорились, или через какое – то время они захотят играть вместе?»

Дети: «- Конечно, захотят. Одному играть скучно, неинтересно, обида им может навредить».

Воспитатель : «-Давайте представим, что дети хорошо относятся друг к другу, не любят ссориться, но вот так у них получилось…»

Воспитатель: «-Что бы сказал Миша? (он сказал бы, что он не хотел разрушать башню, просто ему понравился нижний кубик и он не подумал, что все рухнет; пусть Маша не расстраивается, он быстро все исправит)».

Воспитатель: «- Что бы ответила Маша? (ничего страшного, всякое бывает, она сейчас быстро поможет Мише построить башню снова еще лучше прежней)».

Воспитатель : «- Видите, ребята, любую ситуацию можно исправить, только надо видеть в друг друге хорошие качества».

7. «Наше настроение» - игровое упражнение.

Воспитатель: «-Дети, от того с каким настроением вы пришли в детский сад, вы дружно играете, хорошо занимаетесь или грустите. Настроение может быть веселое, радостное, когда хочется смеяться, улыбаться всем вокруг. И тогда настроение похоже на…(солнышко).

-А может быть грустное, хмурое, когда на глаза сами собой набегают слезы. И такое настроение похоже…(дождь).

-А иногда настроение и не очень радостное, и не очень грустное, а так, серединка на половинку. Спокойное. Смеяться не хочется и слезы лить тоже. А хочется посидеть спокойно, подумать о чем – то своем, тихо поиграть  или порисовать. И такое настроение похоже на…(показ схемы «Солнце из-за тучки»)».

Воспитатель: «- Дети, почувствуйте свое настроение и подойдите к «Солнышку», «Дождику» или к  «Тучке с  солнышком».

Дети подходят к выбранной ими схеме в соответствии со своим настроением. Считаем.

8.  Воспитатель: «- А сейчас мы поиграем в игру «Клубочек».

Дети становятся в круг, называют свое имя и передают клубочек по кругу, оставляя у себя нить и постепенно разматывая клубок. Когда клубок вновь возвращается к воспитателю, дети оказываются соединенными одной ниточкой в круг. Воспитатель предлагает детям вместе выполнить упражнения: поднять нитку вверх, опустить вниз и др.

Воспитатель обращает внимание, что клубочек объединил их всех вместе, и дружба помогает выполнять им упражнения, не разрывая нитки, улучшилось их настроение, значит и дальше они будут дружить друг с другом.

9. «Литературные загадки».

Воспитатель : «-Дети, наше настроение постоянно меняется, в зависимости от  радостных или грустных событий.»

Игровое упражнение «Потопаем, похлопаем».

Воспитатель читает отрывки из р.н.с. , а дети: на радостное событие в сказке – хлопают в ладоши, а на грустное – топают ногами.

Воспитатель: «- Вот какое разное может быть у нас настроение. Хотите, чтобы у всех людей было радостное настроение? Все зависит от нас самих. Есть несколько правил, которые нам помогут».

  1. Старайся сам быть добрым к людям.
  2. Будь всегда весел, не плач по пустякам, не капризничай.
  3. Не ссорься, старайся помогать друзьям, уступай.

Воспитатель : «-А какие пословицы, поговорки вы знаете о дружбе?

Дети: «-Сердце веселится и лицо цветет!»

«Ссора до добра не доводит»

«Слезами горю не поможешь»

«Помогай другу везде, не оставляй его в беде»

«С людьми браниться, никуда не годиться»

10. «Волшебная копилка» - игровое упражнение.

Воспитатель: «-Я еще раз убедилась, что у нас в группе живет дружба. А чтобы дружба становилась между вами крепкой, положите свои пожелания о дружбе вот в эту волшебную копилочку.

Для этого каждый из вас возьмет сердечко, скажет пожелание (какими надо быть, чтобы появились друзья) и бросит его в копилку. Копилка останется в группе и вы сможете всегда опустить свои новые пожелания».

11. Релаксация.  Музыкальная пауза

Воспитатель: «- Встаньте в круг, возьмитесь за руки и улыбнитесь друг другу. Мне очень приятно, что вы умеете дружить, вы чувствуете, как между ладонями вспыхнула маленькая искорка, маленькое – солнышко. Оно не обжигает, а согревает, вспыхивает в ваших глазах. Я знаю, вы иногда ссоритесь, но как только в чьих – то глазах мелькнет злость, положите ему на плечи руки, и добро растопит злость без следа».

Исполнение песни «Настоящая дружба»

«Дружба крепкая не сломается…»

Воспитатель: «-Всем гостям на прощание говорим мы: «До свидания!».

 

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kartinkaya.taytskubiknakubik.docx57.13 КБ

Предварительный просмотр:

http://img-fotki.yandex.ru/get/6410/122138515.7c/0_9bb68_7e3d191c_L.jpg