Социализация детей с особыми возможностями здоровья посредством проектной деятельности
статья (подготовительная группа) на тему

Емельянова Юлия Владимировна

Материал содержит описание работы методом проектной деятельности с детьми с ограниченными возможностями здоровья с целью их успешной социализации в общество. Представлены примеры долгосрочных проектов с участием специалистов, педагогов, родителей и детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_emelyanova.doc61 КБ

Предварительный просмотр:

            «Социализация детей с ОВЗ посредством проектной деятельности».

                                                                                                              Составила: Емельянова Ю.В.,

                                                                                                                 воспитатель МБДОУ № 95

                                                                                                                         «Радуга», г. Северодвинск

 

     В настоящее время очень остро стоит вопрос социализации детей с ограниченными возможностями здоровья (далее – ОВЗ). Социальным заказом государства (и в связи с введением ФГОС ДО) является воспитание активных, успешных членов общества, умеющих адаптироваться в жизни.

       Мы рассматриваем понятие «социализация» как процесс, посредством которого ребёнок усваивает поведение, навыки, мотивы, ценности, убеждения и нормы, свойственные его культуре, считающиеся в ней необходимым и желательным; как способность ребёнка встроится, вписаться в общество, занять в нём определённое место; с одной стороны – приспособиться к актуальным запросам социума, с другой – попытаться создать себе пространство для роста и развития. И одной из задач для педагогов является оказание помощи ребёнку в создании такого пространства.

    Цель социализации – приобретение ребёнком личностных качеств, навыков социального поведения, обучение  бесконфликтному  общению.

    Для социализации ребёнка в современном мире, формирования жизненной компетенции особенно важно вовлечение ребенка с ОВЗ в социально значимую деятельность, которая бы активизировала процесс познания, стимулировала инициативу каждого ребенка, повышая тем самым его социальный статус, и содействовала бы формированию и развитию коммуникативных навыков.

    Социализация представляет собой совокупность агентов и институтов, формирующих, направляющих, стимулирующих, ограничивающих становление  личности человека.

   Агенты социализации — это конкретные люди (родители, ближайшие родственники, сверстники, педагоги, друзья), ответственные за обучение культурным нормам и социальным ценностям.

   Институты социализации — учреждения (детский сад, школа, библиотека, музей, телевидение и СМИ, учреждения дополнительного образования, церковь), влияющие на процесс социализации и направляющие его.

     Одним из перспективных методов, способствующих решению проблемы социализации детей с ОВЗ, является технология проектной деятельности.

     Прежде всего,  проектная деятельность связана с развивающим, личностно – ориентированным обучением и её можно использовать в коррекционно-образовательной работе с детьми с ОВЗ.

     Во-вторых, технология проектной деятельности позволяет интегрировать сведения из разных областей знаний для решения одной проблемы и применять их на практике, что в конечном итоге формирует познавательную компетентность ребенка, позитивный социальный опыт.

     В-третьих, проектная деятельность является уникальным средством обеспечения сотрудничества между детьми и взрослыми. В работе над проектом происходит взаимодействие всех участников образовательного процесса: специалистов, детей, родителей.

    Существуют некоторые особенности проектной деятельности с детьми с ОВЗ.

    Во-первых, при разработке этапов проектной деятельности с детьми с ОВЗ приходится учитывать их психологическое и физическое состояние, с тем, чтобы правильно составлять план их включения в совместную деятельность, обеспечив им посильную учебную, познавательную и коммуникативную нагрузку.

    Во-вторых, в ходе проектной деятельности необходимо участие различных специалистов: воспитателей, педагога-психолога,  инструктора по физической культуре, инструктора по плаванию, музыкального руководителя, учителя-логопеда, дефектолога, воспитателя по  изобразительной деятельности. Именно командный подход необходим для всестороннего изучения проблем ребенка с ОВЗ, при включении его в совместную деятельность с обычными детьми.

     Приоритетным фактором в воспитании и развитии ребенка, в приобретении им социального опыта является семья (как один из институтов социализации).  Ни для кого не секрет, что родители детей с ОВЗ – одна из самых сложных категорий родителей, что, несомненно, накладывает отпечаток на формирование личностных качеств детей.  Вот почему одной из главных задач нашей деятельности является создание полноценного социального сотрудничества в триаде “педагог-дети-родители”. Родители активные участники образовательного процесса.

      Сотрудничество с семьями включает в себя: анкетирование  родителей, подбор семьями иллюстративного материала, познавательной и  художественной  литературы, создание коллекции познавательных журналов по темам, DVD-дисков с  познавательными фильмами, участие родителей в консультациях, совместных мероприятиях, просвещение через родительский уголок, помощь детям в отборе информации, в составлении рассказов и сообщений об объектах исследования, участие в оформлении фото стендов, фотоальбомов, совместная с детьми продуктивная  и творческая деятельность, совместные  посещение учреждений дополнительного образования, культурно-досуговых мероприятий, участие в конкурсах, выставках, концертах, соревнованиях.

       Постоянная работа с родителями, привлечение  специалистов ДОУ, вовлечение их в проектную деятельность, наши совместные события позволяет родителям иначе взглянуть на своего ребенка, наладить взаимодействие, выработать пути совместной работы, направленной на социализацию и коррекцию детей с ограниченными возможностями в развитии.

      Для успешной социализации детей с ОВЗ в рамках проектной деятельности  очень важно активное сотрудничество с социальными институтами.  Надо отметить, что мы активно  взаимодействуем с социальными институтами на практике: школой, библиотекой, музеем, учреждениями дополнительного образования и др. Ежегодно участвуем с детьми в конкурсах различных уровней и направленностей, концертах и соревнованиях, посещаем различные мероприятия.

     Предлагаем вашему вниманию примеры некоторых проектов, которые были разработаны и осуществлены в работе с детьми с ОВЗ В ДОУ №95 «Радуга» г. Северодвинска.

     Проект «Мой город - Северодвинск».

     Цель данного проекта – активизировать познавательный интерес детей и родителей через ознакомление с родным городом.      

     Задачи: обогатить представления детей о родном городе, познакомить с его историей, улицами, объектами социального мира, с достопримечательностями;  формировать гражданскую позицию, патриотизм.   

     Вид проекта: информационный

     Для повышения интереса детей и родителей в ходе работы над проектом  нами были использованы самые разнообразные формы работы: экскурсии по городу, беседы, создание игровых ситуаций.  

    Совместно с родителями и специалистами ДОУ проводились акции «Мы за чистый город!» (создание агитационного плаката для жителей микрорайона), «Помогите птицам в городе» (изготовление родителями и детьми кормушек и рассредоточение их на территории ДОУ и микрорайона).

    Прошли совместные мероприятия с родителями «Вот эта улица..» (семьи готовили сообщения о своей улице, доме); «7 Семья» (презентация  семьями: герба семьи, традиций, увлечений, составление генеалогического древа для портфолио) и др.

    Посещение музея, библиотеки,  рассматривание фотографий, книг о городе и его жителях, памятниках, зданиях, семейных альбомов –  также  способствовало развитию коммуникативных способностей детей, познавательных и творческих навыков.  

    Итогом  проекта явилось изготовление игрового макета «Город» (в совместной деятельности дети с родителями мастерили макеты зданий,  домов, транспорта), позднее мы дополнили макет разными атрибутами: фигурками-«жителями», растительностью и пр.  После презентации макета родителям, он  был перенесён в игровую среду, где дети с удовольствием, и в то же время, бережно разворачивали самые разнообразные игровые сюжеты.

    Проект «Мама, папа, я – читающая семья».     

    Цель проекта:  развитие любознательности как основы познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста.                                                                                                                    

    Задачи проекта: привлечение внимания детей и родителей к художественной литературе, устному народному творчеству;  воспитание грамотного читателя, способствование поддержанию традиций семейного чтения, воспитание бережного отношения к книге.

    Вид проекта: практико-ориентированный, долгосрочный.

    Формы работы: ежедневное чтение,  книжные выставки, игры, беседы, литературные викторины, выставки рисунков, консультации, анкетирование и наглядная информация для родителей – способствовали повышению интереса к чтению у детей и родителей.

    Совместно с родителями дети сочиняли сказки и рассказы, изготавливали и оформляли в домашних условиях книжки-малышки, пополнив библиотечку малышам; а также, поделки по сюжетам любимых сказок.  

    Ознакомление с художественной литературой, авторами, художниками - иллюстраторами проходило в тесном сотрудничестве  с библиотекой «Мир знаний» (игровые и познавательные занятия, участие в выставках и конкурсах, запись в библиотеку в статусе читателя).

    Итогом проекта стала выставка «Моя любимая книга».

    Результат работы - возрождение традиции домашнего чтения, повышение компетентности членов семьи в вопросах воспитания грамотного читателя, увеличение количества читающих детей, возросший интерес у детей к предстоящему обучению в школе, а также, повышение социальной уверенности у детей.

    В 2014 году в России проходили Олимпийские и Паралимпийские игры. Происходящие в мире и стране события  на  социально-культурном уровне нашли отражение и в нашей работе с детьми с ОВЗ, а именно, в реализации проекта «Олимпийские резервы».        

      Цель проекта: формирование здорового образа жизни, сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей с ОВЗ.

      Задачи проекта: приобщить воспитанников  к мировой традиции проведения олимпийских и паралимпийских игр, расширить сведения  об их особенностях и своеобразии;  прививать  интерес к здоровому  образу жизни всем участникам образовательного процесса;  способствовать успешной социализации детей с ОВЗ.  

      В течение  данного проекта нами совместно со всеми специалистами  ДОУ и родителями были  проведены следующие  мероприятия,  позволяющие реализовать намеченные цели:
1.  Проводились тематические  беседы с детьми: «История возникновения и традиции Олимпийских игр», «Символика Олимпиады в г. Сочи – 2014».  
2.  Совместно с родителями и педагогами дети строили ледяные фигуры на участке детского сада – талисманы олимпиады и  паралимпиады, изготавливали эмблемы для праздника.

3.  Совместно  с педагогами и родителями дети рассматривали иллюстрации о проведении олимпиад в разных городах мира, обсуждали просмотр телевизионных передач о ходе Олимпийских игр, затем в свободной и совместной деятельности передавали свои впечатления в рисунках: «Хочу быть спортсменом», «Талисман Олимпиады Сочи – 2014г.».
4.  Была организована выставка рисунков воспитанников «Мы со спортом очень дружим!».
5.   Проведены соревнования среди детей старшего дошкольного возраста. Дошкольники состязались в биатлоне,  кёрлинге,  хоккее, санном спорте, скалолазание, катании с горки.  

6.  Торжественно и трогательно были проведены церемонии открытия и закрытия Малых Олимпийских игр в ДОУ. Дети учили гимн Олимпиады, песни о спорте, стихи, разучивали танцы, упражнения, игры и т.д.

7. Также, наши воспитанники приняли участие в городских «олимпийских» играх среди детей с ОВЗ, где заняли призовые места.

     Увлекательное содержание и эмоциональная насыщенность данных мероприятий предоставили возможность эффективнее и качественнее, с пользой для здоровья детей провести оздоровительную работу и способствовали успешной социализации детей с ОВЗ.  

    Проектная деятельность развивает коммуникативные навыки, наблюдательность и пытливость ума, стремление к познанию мира, формирует мотивацию к учебной деятельности,  адекватную самооценку, самостоятельность. Наличие таких качеств у детей с ограниченными возможностями здоровья говорит об их успешной социализации.

   Социализированность ребенка, как результат усилий семьи и педагогов в ходе проектной деятельности, возможна только при комплексном подходе, учете всех факторов, влияющих на социальное развитие ребенка.

 

                                                            Библиография:

  1. Андреева, Г.М. Социальная психология.- М.: Аспект Пресс, 2008. – 363с.
  2. Акатов, Л. И. Социальная реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья/ Л: И: Акатов. — М; Владос, 2003.
  3. Голованова, Н. Ф. Социализация и воспитание ребенка. — СПб.: Речь, 2004.  
  4. Дети с ограниченными возможностями: проблемы и инновационные тенденции в обучении и воспитании: хрестоматия по курсу «Коррекционная педагогика и специальная психология» / сост. Н. Д. Соколова, Л. В. Калинникова. М.: ООО «Аспект», 2005.
  5. Морозова Л.Д. Педагогическое проектирование в ДОУ: от теории к практике. – М.: ТЦ Сфера, 2010.  
  6. Урмина И.А. Инновационная деятельность в ДОУ: программно- методическое обеспечение: пособие для рук. и адм. работников / И.А. Урмина, Т.А. Данилина. – М.: Линка-Пресс, 2009.  
  7. Федеральный закон от 8.06.2007 № 163249-4- ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской федерации по вопросу о гражданах с ограниченными возможностями здоровья ", изд. "Собрание законодательства РФ", № 31, ст. 3823.