АРТ-терапия как средство формирования коммуникативных навыков общения и успешной социализации детей с особыми возможностями здоровья
статья по аппликации, лепке (средняя группа)

Арт-терапия — это лечение искусством, творчеством. Ее психокоррекционная цель — терапевтическое воздействие при решении внутренних психологических конфликтов, проблем коммуникации и социализации детей с особыми возможностями здоровья.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл abreeva_statya.docx19.34 КБ

Предварительный просмотр:

АРТ-терапия как средство формирования коммуникативных навыков общения и успешной социализации детей

с особыми возможностями здоровья

Абреева Е.А., Пашина О.В., Новичкова Т.И.

МБДОУ «Детский сад «Волшебная страна», г. Тамбов, volshebnayastrana.ds@mail.ru

 Арт-терапия — это лечение искусством, творчеством. Ее психокоррекционная цель — терапевтическое воздействие при решении внутренних психологических конфликтов, проблем коммуникации и социализации детей с особыми возможностями здоровья.

Такой метод лечения мы используем при проблемах эмоционально-личностного развития, при  нарушениях речи, слуха, зрения, двигательных функций. Арт-терапия развивает познавательную и эмоциональную сферы, творческие способности, помогает формировать навыки межличностной коммуникации. Обеспечивает социальную адаптацию.

Методики и техники арт-терапии делятся на вспомогательные и лечебные, активные и пассивные, групповые и индивидуальные. Вспомогательные —художественно-творческая деятельность (изотерапия, музыкотерапия, работа с глиной, песочная терапия, маскотерапия.), библиотерапия. Лечебные — сказкотерапия, игротерапия, цветотерапия. Все методы безопасны, экологичны и доступны. Эти методы арт-терапии используем мы, воспитатели, психологи на арт-терапевтических занятиях и сами родители.

Активные методы – это может быть рисование, лепка, работа с песком, пение, танец. Все эти занятия развивают творческие способности, творческую активность, воображение, речь, мелкую моторику, эстетическое чувство.  Из практики мы сделали выводы, что активные виды деятельности укрепляют физически, активизируя хорошо функционирующие, здоровые системы организма ребенка.

К вспомогательным методам относится вспомогательная деятельность  арт-терапии: Изотерапия. Активная индивидуальная техника «Рисуночная терапия «Ландшафты детской души». Цель — активизация целительного потенциала самого ребенка. Предполагает еженедельное рисование по 30-40 минут в течение 3-х месяцев. Воспитатель дает ребенку лист А4 и простой карандаш, затем объясняет суть творческой работы: «Мы с тобой будем рисовать и беседовать. Ты можешь рисовать и говорить о чем угодно. Я буду хранить твои рисунки в отдельной папке с твоим именем. Когда эта работа завершится, я отдам папку тебе» (нужно показать ребенку папку, которую он при желании может раскрасить). Затем воспитатель  предлагает: «Нарисуй картинку, которая изображает какую-то историю». Ребенок рисует. После чего педагог задает вопросы: «Этот рисунок изображает какую-то историю?» «Ты можешь рассказать мне, что происходит на этом рисунке?» «У рисунка есть название?» «Какие события предшествуют этом рисунку?» «Что произойдет потом?» «О чем ты думал, когда рисовал?» Рисунки при этом не интерпретируются. В результате: в беседе налаживается процесс осмысления событий окружающего мира.

Хочется порекомендовать из активной индивидуальной методики игру «Волшебные покрывала», она целесообразна для детей с проблемами эмоциональной сферы и речи. Цель — развитие речевых навыков, воображения, здоровьесбережение.  Для игры необходим набор прозрачных платков пастельных и насыщенных тонов, соответствующих цветовому спектру. В зависимости от психоэмоционального состояния ребенка, воспитатель предлагает ему платок определенного цвета. Ребенок и воспитатель накрываются платком, например, оранжевым, повышающим настроение. Под покрывалом они сидят друг против друга, держась за руки, «глаза в глаза». Педагог предлагает ребенку отправиться в оранжевую сказку и беседует с ним на соответствующую моменту тему тихим, «чарующим» голосом. В результате: корректируется психоэмоциональное состояние. Развиваются зрительные, слуховые, речевые навыки. Развивается внутренний контроль и управление чувствами. Общие результаты коррекционного воздействия арт-терапии: Создается положительный эмоциональный настрой. Улучшается психическое здоровье. Облегчается процесс коммуникации со сверстниками и взрослыми. Создаются и развиваются отношения взаимного приятия и эмпатии. Прорабатываются подавляемые мысли и эмоции, и, как следствие, — безопасно разряжаются саморазрушительные и разрушительные тенденции. Прорабатываются реальные проблемы и фантазии, с которыми сложно работать вербально. Развивается воображение, эстетический опыт, творческое самовыражение. Повышаются адаптационные способности. Снижается утомляемость и развивается чувство внутреннего контроля.

Можно сказать, эффективность арт-терапии проявляется в коррекции отклонений и нарушений личностного развития, в использовании внутренних ресурсов детей с особыми возможностями здоровья, особенно механизмов саморегуляции и самоисцеления. Она помогает ребенку чувствовать себя нужным, узнавать о себе хорошее, развивать добрые отношения с людьми и окружающим миром.

Мы сделали вывод, что  приобретенные в процессе терапии искусством, после ее завершения ориентируют ребенка оставаться творческой личностью, желающей жить в ладу с самим собой и социумом.

Литература:

1. Вальдес Одрихола М.С. «Формирование эмоционально- волевой сферы школьников с проблемами в развитии средствами арт-терапии»

2.  Журналы «Воспитание и обучение детей с нарушениями в развитии» 6 – 2003., 1 – 2004., 3 – 2004.

3. Журналы «Коррекционная педагогика» 3/5 – 2004., 2/8 – 2005., 3/9 – 2005. Л.А.

4.  Неменская «Искусство и ты» М. Панфилова «Игротерапия общения».

5. Кряжева Н.А. «Развитие эмоционального мира детей» Ярославль, 1997.

6. Медведева Е.А., Левченко И.Ю., Комиссарова Л.И., Добровольская Г.А.

7. «Артпедагогика и арттерапия в специальном образовании» М. – 2001.

8. Синицина Е.И. «Умные сказки» серия «Через игру – к совершенству» М. – 1999.

Заявка на участие в конференции

Фамилия, имя, отчество

Абреева Екатерина Андреевна

Место работы и должность

Воспитатель МБДОУ «Детский сад «Волшебная страна», г. Тамбов

Контактные телефоны, E-maill

8 9204870890

volshebnayastrana.ds@mail.ru

Название статьи

АРТ-терапия как средство формирования коммуникативных навыков общения и успешной социализации детей

с особыми возможностями здоровья

Сертификат участника конференции

Да

Фамилия, имя, отчество

Пашина Оксана Владимировна

Место работы и должность

Воспитатель МБДОУ «Детский сад «Волшебная страна», г. Тамбов

Контактные телефоны, E-maill

89616284717

volshebnayastrana.ds@mail.ru

Название статьи

АРТ-терапия как средство формирования коммуникативных навыков общения и успешной социализации детей

с особыми возможностями здоровья

Сертификат участника конференции

Да

Фамилия, имя, отчество

Новичкова Татьяна Ивановна

Место работы и должность

Воспитатель МБДОУ «Детский сад «Волшебная страна», г. Тамбов

Контактные телефоны, E-maill

89996217519

volshebnayastrana.ds@mail.ru

Название статьи

АРТ-терапия как средство формирования коммуникативных навыков общения и успешной социализации детей

с особыми возможностями здоровья

Сертификат участника конференции

Да

               


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коррекционно-развивающее занятие по формированию патриотического воспитания у детей дошкольного возраста с особыми возможностями здоровья в подготовительной группе. Тема: День Победы.

Коррекционно-развивающее занятие по формированию патриотического воспитания у детей дошкольного возраста с особыми возможностями здоровья в подготовительной группе по теме "День Победы". Обобщение мат...

Программа по самообразованию 2014-2018 г. по теме: «Речевое развитие как средство активизации познавательной деятельности детей младшего дошкольного возраста с особыми возможностями здоровья»

 Данная тема выбрана не случайно. Научные исследования доказывают недостаточную эффективность применения методов и приёмов работы, привычных для воспитания детей дошкольного возраста, ...

Консультация для родителей «Общение - средство формирования коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста»

В материале представлены коммуникативные игры, которые помогут родителям в формировании навыков общения  у детей...

Музыкально - творческое развитие как средство формирования коммуникативных навыков общения.

В настоящее время в системе дошкольного образования происходят инновационные процессы, связанные с ситуацией развития дошкольников, в основе которой активная , инициативная, творческая личность....

Мастер класс для педагогов "Арт-терапия как средство развития коммуникативных навыков детей дошкольного возраста с элементами технологии ОТСМ ТРИЗ"

Мастер класс для педагогов на тему: "Арт-терапия как средство развития коммуникативных навыков  детей дошкольного возраста с элементами технологии ОТСМ ТРИЗ"...

Песочная терапия, как средство развития коммуникативных навыков

Песочная терапия, как средство развития коммуникативных навыков детей старшего дошкольного возраста...