Главные вкладки

    Программа по самообразованию 2014-2018 г. по теме: «Речевое развитие как средство активизации познавательной деятельности детей младшего дошкольного возраста с особыми возможностями здоровья»
    учебно-методический материал по коррекционной педагогике (младшая группа) по теме

    Файзуллина Эльмира Гаяновна

       Данная тема выбрана не случайно. Научные исследования доказывают недостаточную эффективность применения методов и приёмов работы, привычных для воспитания детей дошкольного возраста,  для развития и воспитания детей  с особыми образовательными потребностями. Эффективное педагогическое сопровождение  детей с ограниченными возможностями здоровья требует специальной подготовки взрослых не только в плане теоретико-методических знаний, но и опыта работы с «особыми» детьми. Одна из важных задач воспитания детей с ОВЗ – их своевременное умственное и речевое развитие. 

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл samoobrazovanie.docx45.22 КБ

    Предварительный просмотр:

    Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

    «Нижнекамская школа-интернат «Надежда» для детей

    с ограниченными возможностями здоровья

    Программа

    самообразования учителя-логопеда

    Файзуллиной Эльмиры Гаяновны

    по теме: 

    «Речевое развитие как средство активизации познавательной деятельности детей младшего дошкольного возраста с особыми возможностями здоровья»

    Нижнекамск, 2014-2018 г.

    Индивидуальный план самообразования

    учителя-логопеда

    Файзуллиной Эльмиры Гаяновны

    на 2014-2018 учебные годы.

    Личные данные

    1.

    Фамилия

    Файзуллина

    2.

    Имя

    Эльмира

    3.

    Отчество

    Гаяновна

    4.

    Должность, по которой аттестуется работник(дополнительно указывается преподаваемый  предмет, специальность, для педагогических работников дополнительного образования детей – профиль, направление образовательной деятельности; для методистов – направление методической работы)

    Учитель-логопед

    5.

    Место работы (полное наименование учреждения в соответствии с Уставом, с какого года работает в данном учреждении)

    Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Нижнекамская школа-интернат «Надежда» для детей с ограниченными возможностями здоровья»

    6.

    Населенный пункт (город, район)

    город  Нижнекамск

    Нижнекамский муниципальный район

    Республика Татарстан

    7.

    Стаж (педагогический)

    28 лет

    8.

    Стаж (по специальности)

    25лет

    9.

    Образование (уровень образования, наименование учреждения высшего, среднего профессионального образования, квалификация по диплому, реквизиты диплома с указанием даты выдачи)

    Ученая степень, год присвоения (при наличии) (реквизиты удостоверяющего документа)

    Высшее профессиональное образование. Елабужский государственный педагогический институт,   квалификация по диплому «Преподаватель дошкольной педагогики и психологии», диплом ТВ №004215, выдан 23.06.89 .

    Набережночелнинский государственный педагогический институт, квалификация по диплому «Логопед дошкольных учреждений», выдан 09.06.95. 

    10.

    Курсы повышения квалификации(тематика курсов, количество учебных часов, место проведения, наименование образовательного учреждения, реквизиты документа по итогам обучения с указанием даты выдачи)

    Профессиональная переподготовка(при наличии)(наименование образовательного учреждения, где проводилась профессиональная переподготовка, количество учебных часов, полученная квалификация, реквизиты документа по итогам обучения с указанием даты выдачи)

    Курсы повышения квалификации для учителей-логопедов по теме: «

    Курсы повышения квалификации для учителей-логопедов по теме: «Логопедические формы и технологии в условиях инноваций в образовании» в Частном образовательном учреждении высшего образования «Казанский инновационный университет имени В.Г.Тимирясова (ИЭУП), 64 часа. Удостоверение о повышении квалификации, регистрационный № ПК-189/2017-МО,

    выдан 13 апреля 2017 года.

    Курсы повышения квалификации по теме: «Речевой комплекс биологической обратной связи» в Частном образовательном учреждении дополнительного профессионального образования «Институт биологической обратной связи», 24 часа. Удостоверение о повышении квалификации, регистрационный № 497/10193, 6-7 февраля 2017 года.

    Обучение на Симуляционном тренинге «Оказание первой помощи» в Образовательном центре высоких медицинских технологий», город Казань, апрель 2017 года.

    11.

    Квалификационная категория (имеющаяся), дата присвоения и окончания срока действия квалификационной категории

    Первая квалификационная категория, 2012год, декабрь- 2017 год, декабрь.

    12.

    Государственные и отраслевые награды, включая Почетные грамоты (полное наименование награды,  год награждения)

    Иные поощрения (Благодарственные письма и др.)

    Почетные грамоты администрации и профкома МАУО «Надежда» 2004год,2007 год,2011 год,2015г год.  

    Благодарность УСЗ  Министерства труда, занятости и социальной защиты РТ в НМР, 2009 год.

    Почетная грамота районной профсоюзной организации,  2012год.

    Почетная грамота «Управления дошкольного образования», 2016 год.

    Тема: «Речевое развитие как средство активизации познавательной деятельности детей младшего дошкольного возраста с особыми возможностями здоровья»

    Актуальность выбранной темы:

       Данная тема выбрана не случайно. Научные исследования доказывают недостаточную эффективность применения методов и приёмов работы, привычных для воспитания детей дошкольного возраста,  для развития и воспитания детей  с особыми образовательными потребностями. Эффективное педагогическое сопровождение  детей с ограниченными возможностями здоровья требует специальной подготовки взрослых не только в плане теоретико-методических знаний, но и опыта работы с «особыми» детьми. Одна из важных задач воспитания детей с ОВЗ – их своевременное умственное и речевое развитие. Речь имеет большое значение в психологическом  развитии ребенка с ОВЗ. Для развития речи педагоги и родители должны создавать необходимые условия: побуждать ребенка говорить, создавать соответствующую среду, интересно организовывать жизнь ребенка. Следует помнить, чтобы развивать речь детей с ОВЗ необходимо развивать эмоциональное  общение с ребенком, развивать мелкую моторику детей, проводить совместные игры. Речь является основанием для развития всех остальных видов детской деятельности: общения, познания, познавательно - исследовательской. В этом возрасте речевое развитие  ребёнка осуществляется и  в повседневном бытовом общении со взрослыми. Особо успешно речевое развитие  протекает, когда наряду с повседневным общением проводятся специальные игры и занятия, во время которых дети усваивают доступные им сведения и умения. Игры,  потешки,  хороводы, загадки (устное народное творчество)  полезны тем, что речь взрослого слушается детьми при опоре на собственные их действия и движения с включенными повторами слов. По мере овладения ребенок начинает самостоятельно играть в эти игры. В звукоподражательных играх развивается фонематический слух, интонационная сторона речи, отрабатывается четкость произношения. Игры с сюжетными игрушками, игры - инсценировки способствуют развертыванию диалогов, обогащению словарного запаса, интонационного и грамматического строя речи.

    Цель: разработать систему коррекционно-логопедической работы с детьми младшего дошкольного возраста с особыми возможностями здоровья по развитию познавательной и речевой деятельности.

    Задачи:  

    1.Изучить и обобщить психологическую и педагогическую литературу по выбранной теме. Определить степень разработанности проблемы в теории и практике.

     

    2. Рассмотреть содержание логопедической  и педагогической работы с детьми с ОВЗ  младшего дошкольного возраста. Включить в работу упражнения и задания  по формированию познавательной и речевой деятельности детей данного возраста.

    3.Разработать и приобрести  методические и дидактические материалы по выбранной теме.

    4.Внедрить систему работы по формированию познавательной и речевой деятельности в коррекционно-логопедическую работу с детьми с ОВЗ.

    5.Обобщить и распространить опыт работы в данном направлении.

    Предполагаемый результат:  переоценка педагогических ценностей, своего профессионального назначения; желание улучшить образовательный процесс.

    Форма самообразования: индивидуальная.

    Действия и мероприятия, проводимые в процессе работы над темой:

    - изучение литературы по теме;

    -разработка коррекционно-развивающих занятий  по развитию познавательной и речевой деятельности с детьми с ОВЗ;

    - апробация разработанных коррекционно-развивающих занятий на практике;

    -посещение методических объединений, семинаров;

    -проведение серий открытых мероприятий для анализа со стороны коллег;

    - обобщение результатов на заседании методического объединения.

    План работы по самообразованию на 2014-2018 учебный год.

    Содержание работы

    Сроки

    Практическая деятельность

    1.Диагностический

    Изучение литературы по проблеме и имеющегося опыта

    сентябрь,

    октябрь,

    ноябрь, декабрь, 2014г.

    Изучение предметно-пространственной развивающей среды в логопедическом кабинете;

    на протяжении

    2014-2018 г.

    -Изучение литературы

    2. Прогностический

    Определение целей  и

    задач темы.

    Разработка системы

    мер, направленных

    на решение

    проблемы.

    Прогнозирование

    результатов

    сентябрь,

    октябрь, 2014г.

    -Ознакомление с разными диагностическими методиками  и материалами  речевого развития детей младшего дошкольного возраста.

    ежегодно, на протяжении 2014-2018гг.

    -Диагностика детей по изученным методикам.

     

    3.Практический

    Внедрение опыта

    работы.

    Формирование

    методического

    комплекса.

    Корректировка  работы

    октябрь, 2014г-

    май, 2018г

    -Разработка коррекционно-развивающих занятий  по развитию познавательной и речевой деятельности с детьми  младшего дошкольного возраста;

    на протяжении

    2014-2018гг.

    -Разработка консультаций для родителей:

    1) «Игры и упражнения развивающие движения и нормализующие двигательную активность»

    2) «Игры и упражнения для развития мелкой моторики»

    3) «Играем с малышом: игры, развивающие первые предметные действия»

    4) «На пороге речи»

    5) «Игры с прищепками»

    6) «Многогранные возможности игр с водой»

    7) «Многогранные возможности игр с песком и другими сыпучими материалами».

    4. Обобщающий

    Подведение итогов

    Оформление результатов работы

    2017-2018 гг.

    - Систематизация практического материала по данной проблеме.

    апрель,2018 г.

    -Обобщение результатов на заседании методического объединения

    на протяжении 2014-2018 гг.

    -Участие и результаты

    в муниципальных, региональных и

    всероссийских  конкурсах и

    викторинах (дипломы , сертификаты)

    на протяжении 2014-2018 гг.

    -Консультативная помощь воспитателям и родителям, организация мастер-классов, тренингов, семинаров- практикумов.

    на протяжении 2014-2018 гг.

    Участие в вебинарах

    5. Внедренческий

    Распространение опыта работы

    на протяжении 2014-2018 гг.

    -Публикации в журналах.

    -Организация мастер-

    классов для коллег.

    -Выставки, информация на стендах

    Источники самообразования:

    ∙Курсы повышения квалификации

    ∙Семинары и конференции

    ∙Мастер-классы

    ∙Телевидение

    ∙Газеты, журналы

    ∙Видео, аудио информация на различных носителях

    ∙Платные курсы

    ∙Мероприятия по обмену опыта

    ∙Литература (методическая, научно-популярная, публицистическая, художественная)

    ∙Интернет

    Список изучаемой литературы:

    1). Батяева С.В., Володина В.С., Савостьянова Е.В. Большой альбом по развитию речи. – М.: РОСМЭН, 2015. – 280 с.

    2). Ветрова В.В. Во что играть с ребёнком до 3-х лет / В.В.Ветрова. – М.:ТЦ Сфера, 2008. – (Ранний возраст).

    3). Воспитание и развитие детей дошкольного возраста : метод. пособие для педагогов дошк. образоват. учреждений / авт.-сост. Л.Н. Галигузова (и др.). – М.: Просвещение,2007.

    4). Дедюкина Г.В., Могучая Л.Д., Яньшина Т.А. Логопедический массаж: Учебно-практическое пособие для логопедов и медицинских работников. – М.,1999 г.

    5). Елецкая О.В., Вареница Е.Ю. День за днём говорим и растём. – М: ТЦ Сфера, 2005.

    6). Ермакова И.А. Поговори со мной, мама! Развивающие занятия для малышей. – СПб.: Издательский Дом «Литера», 2006. – 31с.: ил. – (Серия «Готовимся к школе»)

    7). Ермакова И.А. Поиграй со мной, мама! Развивающие занятия для малышей. – СПб.: Издательский Дом «Литера», 2006. – 31с.: ил. – (Серия «Готовимся к школе»).

    8). Ипполитова М.В., Бабенкова Р.Д., Мастюкова Е.М. Воспитание детей с церебральным параличом в семье. – М., 1993.

    9). Картушина М.Ю. Забавы для малышей. – М.: ТЦ Сфера, 2005.

    10). Косинова Е.М. Большой логопедический учебник с заданиями и упражнениями для самых маленьких. – М.: Эксмо, ОЛИСС,2007.-192 с.: ил.

    11).Мастюкова Е.М., Ипполитова М.В. Нарушение речи у детей с  церебральным параличом. – М., 1985.

    12). Маханева М.Д., Рещикова  С.В. Игровые занятия с детьми от 1 до 3 лет. – М.: ТЦ Сфера, 2005.

    13). Печора К.Л. Дети раннего возраста в дошкольных учреждениях: пособие для педагогов дошкольных учреждений / К.Л. Печора, Г.В. Пантюхина, Л.Г. Голубева. – М.: Гуманитарн.изд. центр ВЛАДОС, 2004.

    14).  Разенкова Ю.А. Игры с детьми младенческого возраста: 2 изд. – М.: Школьная Пресса, 2003. – 160 с.

    15).Савельева Е.А. Тематические загадки и весёлые игры для пальчиков: метод. пособие для работы с детьми дошкольного возраста / Е.А. Савельева. – М.: НЦ ЭНАС, 2007.

    16). Савина Л.П. Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников. – М.: Родничок, 2002.

    17). Стребелева Е.А. Формирование мышления у детей с отклонениями в развитии. М., 2001.

    18). Стребелева Е.А.  Методические рекомендации к психолого-педагогическому изучению детей (2-3 года): Ранняя диагностика умственного развития. М.: Компания «Петит» 1994. -32 с.: ил.

    19). Фадеева Ю.А. Игры с прищепками: творим и говорим / Ю.А. Фадеева, Г.А. Пичугина, И.И. Жилина. – М.: ТЦ Сфера, 2011.- (Библиотека логопеда).


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    КОМПЛЕКСНАЯ СИСТЕМА ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ И МЕДИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ ДЕТЯМ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

    Для педагогов и родителей является естественным желание видеть своих детей любознательными, сообразительными, умелыми. Однако нередки случаи, когда у ребенка в процессе воспитания и обучения возникают...

    Приемы активизации познавательной активности детей младшего дошкольного возраста

    В процессе восприятия окружающего мира и природы мы можем помочь детям из простого созерцателя стать исследователем, стимулируя при этом его познавательную активность.Продумывая организацию работы с д...

    Развитие мелкой моторики рук детей младшего дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья путем приобщения к художественному творчеству

    При работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья, необходимо учитывать следующие научные аспекты:1. В головном мозге человека центры, отвечающие за речь (центр Брока и центр Вернике) и движе...

    Игра как средство активизации коммуникативной деятельности детей старшего дошкольного возраста

    Морараш Виктория Владимировна, ГБДОУ детский сад №50Дошкольный возраст – уникальный период интенсивного развития ребёнка, когда закладываются основы развития личности, начальные ключевые компетенции, ...

    План по самообразованию «Методы и приемы ТРИЗ как средство активизации мыслительной деятельности детей старшего дошкольного возраста».

    С самого раннего детства можно научить ребенка системно мыслить, придумывать сказки, стихи, решать задачи творческого характера и многое другое. Одним из направлений развития интеллектуальных способно...

    ПРАКТИКУМ Тема: « ИКТ, как средство организации познавательной деятельности детей старшего дошкольного возраста».

    Цель:  представить свой  опыт работы  педагогам ДОУ по вопросам « ИКТ как средство организации познавательной деятельности детей старшего дошкольного возраста...